"Педагогический пробег по стране здорового образа жизни"
Автор: Рябинина Татьяна Дмитриевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 67 "Поляночка" Населённый пункт: г.Калуга Наименование материала: Сценарий деловой игры к педсовету Тема: "Педагогический пробег по стране здорового образа жизни" Раздел: дошкольное образование
Сценарий деловой игры
«Педагогический пробег
по стране Здорового Образа Жизни»
к педсовету
на тему:
«Формирование здорового образа жизни у детей
в условиях сотрудничества детского сада и семьи»
Автор: Рябинина Татьяна Дмитриевна старший воспитатель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения № 67 «Поляночка» г. Калуги
Данный материал рекомендую заместителям заведующей по ВОР и старшим воспитателям
по работе с педагогами по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
Цель:
Систематизировать
знания
педагогов
об
оздоровлении
детей
дошкольного
возраста,
пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
Задачи:
1.Установить взаимодействие педагогов и родителей по формированию ЗОЖ у детей.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений
по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий
при организации работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей.
4. Развить творческий потенциал педагогов.
Ход педсовета
Вступительное слово старшего воспитателя : -
Педагогический
совет
хотелось
бы
начать
со
слов
великого
русского
педагога
В.А.
Сухомлинского:
«Забота
о
здоровье
–
это
важнейший
труд
воспитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы».
«Здоровье—
это
вершина,
которую
должен
каждый
покорить
сам »
— так
гласит
восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Культура здоровья определяет,
прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы
понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним,
что такое здоровье . Наиболее
всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка
1
«Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
психического,
социального
благополучия». ( табличка на доске)
Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы
судим о здоровье как об отсутствии заболеваний в данный момент. А ведь критериями здоровья
является предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и
состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое.
Поэтому главной
задачей
по
укреплению
здоровья
детей
в
детском
саду
является
формирование у них привычки к здоровому образу жизни .
В
концепции
дошкольного
воспитания
решению
проблем,
связанных
с
охраной
и
укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных
стратегических
задач развития страны .
Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми
документами , как
Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
А так же Указами Президента России
«О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»
«Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по
улучшению положения детей в РФ».
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной
жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Дошкольный
период
является
наиболее
благоприятным
для формирования
здорового
образа жизни .
Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все
это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою
работу.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,
адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на
улице
и
дома,
поэтому
главной
задачей
является
развитие
у
них
самостоятельности
и
ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• занятия физкультурой, прогулки;
• рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание
условий для полноценного сна;
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения
отличать ложь от правды;
• бережное отношение к окружающей среде, к природе ;
• медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных
рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно;
• формирование понятия "не вреди себе сам"
2
Данные разных исследований показывают, что за последнее время отсутствие у детей
физических
качеств,
таких
как
усидчивость,
выносливость,
умение
корректировать
свое
эмоциональное
состояние,
становится
огромной
проблемой
для
воспитателей,
педагогов,
учителей.
Важным условием является слаженное, совместное взаимодействие всех специалистов,
работников ДОУ и родителей.
Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья
ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры
имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Важным
элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако и в этом направлении
мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между
тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению
здоровья
детей,
так
и
установлению
благоприятного
семейного
микроклимата.
Эффективные
способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников должны способствовать повышению
роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни
Педагогический пробег
по «Стране Здорового Образа Жизни»
Сегодня мы с вами не только хорошо поработаем, но и поиграем, ведь человек не может
находиться в постоянном напряжении и движении – он устанет, поэтому расслабление и отдых
просто необходимы, чтобы набраться сил, чтобы настроение было хорошее, а здоровье – крепкое.
Правила:
Участники
делятся
на
две
команды,
придумывают
название
своей
команды,
связанное со здоровьем.
1.
Станция «Здоровье»
(Каждой команде показываются буквы по порядку слова «Здоровье», а команды на них
говорят слова, способствующие здоровью)
1. «3» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щетка, зубная паста.
2. «Д » - движение, дыхание, доброта, деревья.
3. «О » - осанка, обувь, одежда, обед, овощи, отдых, обоняние.
4. «Р » - развитие, радость, режим дня, рыба, рыбий жир, растения.
5. « О » - опрятность, осторожность.
6. « В » - вода, воздух, витамины.
7. « Ь» - ---
8. « Е » - еда.
А сейчас надо закончить пословицы о здоровье :
Ч и с т о т а
–
( з а л о г
з д о р о в ь я )
Здоровье дороже (золота)
Ч и с т о
ж и т ь
–
( з д о р о в ы м
б ы т ь )
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке) Если
хочешь быть здоров – (закаляйся) В
здоровом теле – (здоровый дух) Здоровье за
деньги (не купишь) Береги платье с
3
нову, (а здоровье смолоду) Будет здоровье –
(будет все)
2.
Станция «Мозговой штурм»
(Участникам команд поочередно задаются блиц вопросы, и они сразу же на них отвечают)
1. Форма организации деятельности дошкольников на свежем воздухе…
(прогулка)
2. Перечислите структуру прогулки - … (наблюдение, труд, подвижная игра)
3.
Напомните
мне,
пожалуйста,
какова
ежедневная
продолжительность
прогулки
детей
дошкольного возраста? (ответы педагогов)
(Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день)
4. В холодный период прогулка не проводится для детей до 4 лет при температуре воздуха -
(минус 15 С)
5. В холодный период прогулка не проводится для детей 5-7 лет при температуре воздуха -
(ниже минус 20 С)
6. При организации НОД детей рассаживают с учетом - … (роста, состояния здоровья,
зрения и слуха)
7. Изо дня в день повторяющийся и предсказуемый ритуал или распорядок всех дел во
времени - … (режим)
8. Третье физкультурное занятие проводится - … (на улице)
9. Главные факторы здоровья - …
(наследственность, экология, развитие здравоохранения, образ жизни)
10. Детский туризм это - … (целевые прогулки и экскурсии)
11. Перерывы между занятиями по длительности - … (не менее 10 минут)
12. Механическое воздействие специальными приемами на кожу с определенной силой и в
определенной последовательности - … (массаж)
13.Основные природные факторы закаливания - … (солнце, воздух, вода)
14.Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно.)
15.
Полное
физическое,
психологическое
и
социальное
благополучие
человека
-
…
(здоровье)
16. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши.)
17. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед
раздели с другом, а ужин отдай врагу.)
18. Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами.)
19. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? ( До этого возраста идёт
активное формирование скелета.)
20. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10,
ребёнок – 10-12 часов.)
21. Важнейшими компонентами пищи являются - …(белки, жиры, углеводы)
22. А, В, В6, В12, С, Д, Е - … (витамины)
23. Допустимая высота цветов на подоконниках - … (пятнадцать сантиметров)
24. Перерыв в занятии для отдыха - … (физкультминутка)
3. Станция «На зарядку дружно встали»
(С участниками команд зарядку проводит инструктор по физкультуре )
« Будьте добрыми, если захотите;
4
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.»
Конфуций
4.Станция « Проблемные вопросы»
1.
Что может означать термин «эстетотерапия»?
(Лечение красотой)
2.
Как ее можно применять на занятиях физического воспитания?
(Воспитывать у детей стремление к формированию здорового и красивого тела)
3.
Какая может быть связь между физическими упражнениями и настроением?
(Физические
упражнения
способствуют
вырабатыванию
в
мозге
особых
веществ
–
нейропептидов, которые играют важную роль в проявлении психофизических функций, что
улучшает настроение и повышает работоспособность организма. Происходит физическое и
психическое оздоровление организма).
4.
Какая связь существует между упражнениями для рук и речью ребенка?
( Прямая : чем больше упражняем руку – мелкую моторику, тем быстрее развивается речь
ребенка.
Философ Кант сказал: «Рука – это выдвинутый вперед мозг человека».)
5. Что вы можете сказать о работоспособности сутулого человека?
(Сутулый
человек
будет
быстрее
утомляться
из-за
плохого
снабжения
кровеносных
сосудов).
6.
Какая пища может укреплять организм человека?
(Растения,
которые
укрепляют
иммунную
систему
человека
–
овес,
рожь,
шиповник,
морковный сок, лимонник, золотой корень и т. д.)
5. Станция «Конкурс рекламы».
Каждой команде сделать рекламу-коллаж для родителей, пропагандирующую здоровый образ
жизни
6. Станция «Взаимодействие с семьей»
Вопросы для первой группы:
1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
2. Перечислите формы работы с родителями.
3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью
4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие
семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Вопросы для второй группы:
1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны
анкетирования.
3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых
дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается
7.
Станция « Здоровый образ жизни»
5
Педагоги собирают дерево ЗОЖ
(личная
гигиена,
рациональный
режим,
правильное
питание,
закаливание
организма
и
двигательная активность)
8.Станция «Дерево здоровья»
(У каждого участника листок. На нём нарисовано дерево. Корни дерева - это основа ЗОЖ.
Они питают наше здоровье. Крона дерева разделена на пять частей. Закрашивать крону дерева
цветными карандашами.
* зелёный – соблюдаю, выполняю всегда.
* синий – выполняю не всегда.
* красный – не соблюдаю.
9. Станция «Возьмёмся за руки»
(Все стоят в кругу. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие
происходит до тех пор, пока круг не замкнётся.)
Наша ниточка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье
наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь
добрые дела, дружба – это тоже здоровье.
6