Методы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении
Автор: Стаценко Валерия Викторовна Должность: педагог- организатор Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА" Населённый пункт: Город Екатеринбург, Свердловская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении Раздел: дополнительное образование
движении у школьников
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает
учёт
личностных,
возрастных
особенностей
обучающихся
и
уровня
их
психического
и
физического
развития.
На
основе
индивидуального
и
дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров,
темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у
них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в
сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем младше школьники,
тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки
безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом
определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих
внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость
движения
машин
и
т.
д.
Двигательная
реакция
определяется
уровнем
развития
у
обучающихся
центральных
регуляторных
физиологических
механизмов,
обеспечивающих
равновесие.
Необходимые
двигательные
навыки
и
умения
они
приобретают
с
возрастом
в
процессе
обучения
и
воспитания.
Принцип
взаимосвязи
причин
опасного
поведения
и
его
последствия:
дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие
опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано
появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С
одной стороны, это нужно одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых
качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности
дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного
поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается
довольно
большое
расхождение
между
знаниями
и
фактическими
действиями.
Это
объясняется,
как
правило,
лёгкой
отвлекаемостью,
импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо,
когда
они
находятся
на
дороге.
Нужно
формировать,
развивать
и
совершенствовать
целостность
восприятия
опасной
дорожной
среды,
показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в
обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения.
Соблюдение
этих
правил
на
дорогах
контролирует
Государственная
инспекция
безопасности
дорожного
движения.
Инспектор
дорожно-
патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и
наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения
нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия
ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип
реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они
достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают
за
сверстниками,
замечают
нарушения
правил
дорожного
движения
взрослыми
и
часто
не
понимают
и
возмущаются,
почему
те
поступают
рискованно
и
не
соблюдают
правила.
Для
подкрепления
самовоспитания
нужен
положительный
пример
взрослых.
Поэтому
педагог
должен
воспитывать не только школьников, но и родителей.
Методы
формирования
навыков
безопасного
участия
в
дорожном
движении у школьников
Внушение.
Дети
младшего
школьного
возраста
легко
внушаемы,
воспринимают
все
на
веру.
Внушением
можно
приостановить
опасные
действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные
действия.
Эффект
внушения
усиливается,
если
педагог
использует
яркие
образные
формы,
приводит
наглядные
примеры.
Чтобы
не
притуплялась
восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-
разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На
детей наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение.
Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать
образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного
поведения на дороге. Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и
внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а
что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и
неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением,
приучением,
примером.
В
учебно-воспитательном
процессе
убеждение
реализуется
в
рассказе,
объяснении,
беседе,
игре,
экскурси и .
Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП,
поступкам
детей.
Осуждаются
нарушения
Правил
дорожного
движения
водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример.
Воспитательное
значение
примера
состоит
том,
что
он
быстро
запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят,
что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно
делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной
системы)
действует
на
ребенка
намного
сильнее,
чем
слово
(это
уже
вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами.
Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать,
чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип
поведения.
Суть
упражнения
в
многократном
выполнении
требуемых
действий,
доведении
их
до
автоматизма.
В
результате
формируются
необходимые
для
дорожной
безопасности
качества
личности,
навыки
и
привычки.
В
упражнениях
развивается
целостность
восприятия,
наблюдательность,
дисциплинированность,
осторожность.
Привычка
вырабатывается
постепенно,
при
повторении
одних
и
тех
же
действий.
Закрепившись
в
сознании,
она
становится
устойчивой.
Поэтому
формирование и развитие положительных привычек у учащихся является
основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение.
Это
положительная
оценка
правопослушного
и
безопасного
поведения
детей
на
улицах
и
дорогах.
Поощрение
основано
на
положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет
дисциплинированность.
В
этом
методе
используется
прием
опоры
на
положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог
выражает
жестом,
мимикой,
похвалой
перед
классом,
родителями.
Это
предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами
движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка
уверенность
в
своих
силах,
самостоятельность,
чувство
собственного
достоинства, волю.
Направления
педагогической
профилактики
детского
дорожно-
транспортного травматизма
Комплекс
профилактических
мероприятий
по
безопасности
дорожного
движения для школьников должен проводиться по пяти направлениям:
1. Информационное – обучение школьников Правилам дорожного движения,
формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и
дорогах.
2.
Развивающее
–
формирование
практических
умений
и
навыков
безопасного
поведения,
представлений
о
том,
что
дорога
несет
потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и
сосредоточенным.
3.
Воспитательное
–
формирование
мотивации
ответственного
и
сознательного
поведения
на
на
улицах
и
дорогах,
формирование
общих
регуляторов социального поведения, позволяющих обучающимся дорожить
собственной
жизнью
и
жизнью
других
людей,
смотреть
в
будущее
с
оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
4.
Методическое
–
методическое
обеспечение
деятельности
субъектов
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
5.
Контрольное
–
система
контрольных
мероприятий
по
оценке
эффективности
внедрения
программы
профилактики
детского
дорожно-
транспортного травматизма.
Профилактические
мероприятия,
организуемые
в
рамках
системы
дополнительного образования детей:
- детские праздники «Островок безопасности»; «Добрая дорогая детства»;
КВН, «Город ГАИ»;
- открытые занятия по безопасности дорожного движения «Дорога в школу»,
общегородские родительские собрания «Профилактика детского дорожно-
транспортного травматизма в школе и семье»;
- слеты юных инспекторов движения, круглые столы с активистами ЮИД,
областной
фестиваль
«Марафон
творческих
программ
по
пропаганде
безопасности дорожного движения»;
-
единые
дни
профилактики
«Детям
-
безопасность
на
дорогах»,
Всероссийские широкомасштабные мероприятия «Внимание - дети!», «День
памяти жертв дорожных аварий» и т. д.;
- викторины на знание детьми правил дорожного движения;
- выпуск - выпуск стенгазет, агитационных листков, деятельность детских и
молодежных
СМИ
по
профилактике
детского
дорожно-транспортного
травматизма.
Декады,
операции
по
профилактике
детского
дорожно-транспортного
травматизма: Всероссийская операция «Внимание – дети!», «Зима – SOS!»,
«Стань заметней на дороге» с передачей в образовательные организации
светоотражающих элементов; акции «Юный пешеход», «Ребенок – главный
пассажир», «Дети - за мир без аварий», которые проводятся в торговых
центрах, местах массового скопления людей, общественном транспорте и т. д.
Детское
движение,
направленное
на
формирование
у
детей
навыков
безопасного участия в дорожном движении. Цели деятельности детского
движения: социальный, психологический, педагогический аспект. Детские
общественные организации, направленные на формирование у детей навыков
безопасного участия в дорожном движении.
Всероссийское
движение
отрядов
юных
инспекторов
движения
(ЮИД).
Отряды
юных
инспекторов
движения
–
добровольные
объединения
обучающихся, которые создаются с целью совершенствования работы по
профилактике правонарушений среди детей и подростков, воспитания у них
высокой
транспортной
культуры,
коллективизма,
оказания
содействия
в
изучении детьми младшего и среднего возраста Правил дорожного движения
и привития им навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи отрядов юных инспекторов движения (ЮИД):
- активная пропаганда правил дорожного движения в школах, детских садах,
внешкольных
учреждениях,
предупреждение
нарушений
дорожного
движения детьми;
- умение оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях;
- участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях, организация
деятельности
школьных
автоплощадок
и
автогородков
безопасности
движения;
- организация работы с юными велосипедистами.
Основные направления работы отрядов юных инспекторов движения:
-
воспитание
у
обучающихся
патриотических
чувств
на
героических
традициях
российской
полиции,
формирование
гуманного
отношения
к
людям, чувства товарищества;
- углубленное изучение Правил дорожного движения Российской Федерации,
предупреждение
детского
дорожно-транспортного
травматизма,
оказание
первой медицинской помощи;
-
проведение
массовой
разъяснительной
работы
по
пропаганде
правил
дорожного движения.
Методы
обучения:
командный
(групповой),
индивидуальный
(личный)
и
игровой (развлекательный).
Словесный
метод
(беседа,
сообщение
задач,
описание
упражнения,
движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
Метод
демонстрации
(наглядные
пособия
–
журналы,
фото,
таблицы,
карточки, дорожные знаки, CD-диски, а также личный пример).
Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
Методы
текущего,
промежуточного
и
итогового
контроля.
Работа
с
индивидуальными
карточками
по
правилам
дорожного
движения.
Тестирование как метод контроля.
Методика обучения детей правилам дорожного движения в ходе освоения
программ «Автомоделирование», «Картинг», «Радиоспорт», «Мотоспорт» и т.
п. Формирование у обучающегося социальных ролей участников дорожного
движения (водитель, пассажир и т. п.). Моделирование различных ситуаций,
происходящих на дорогах.
Метод кейсов
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на
обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное
его
предназначение
–
развивать
способность
находить
решение
проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на
получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и
ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации
специально разработанных учебно-методических материалов в специальный
набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся
Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении. И
познакомимся с методами кейс – технологии.
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических
материалов,
разработанных
на
основе
производственных
ситуаций,
формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования
алгоритмов
решения
производственных
задач.
Результаты
выполненных
проектов
должны
быть,что
называется,
«осязаемыми»,
т.е.,
если
это
теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -
конкретный
результат,
готовый
к
использованию
(на
уроке,
в
школе,
в
реальной
жизни).
Если
говорить
о
данном
методе
как
о
педагогической
т ех н ол о г и и ,
то
э т а
т ех н ол о г и я
п р ед п ол а г а е т
с о в о к у п н о с т ь
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой
своей сути.
•
Кейс
-
технологии
относят
к
интерактивным
методам
обучения,
они
позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.
Высокая эффективность кейс-метода
1) развитие навыков структурирования информации;
2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа
(стратегических, тактических);
3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике
принятия решений;
4)
эффективная
коммуникация
в
процессе
коллективного
поиска
и
обоснования решения;
5)
разрушение
стереотипов
и
штампов
в
организации
поиска
верного
решения;
6)
стимулирование
инноваций
за
счет
синергетики
знаний
—
развитие
системного, концептуального знания;
7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для
решения прикладных задач.
Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:
1) повышение мотивации учения у обучающихся;
2)
развитие
интеллектуальных
навыков
у
учащихся,
которые
будут
ими
востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности
Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:
---У
учащихся
развивается
умение
слушать
и
понимать
других
людей,
работать в команде.
---В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать
вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое
мнение.
---Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что
способствует развитию креативности
Метод
проектов .
Индивидуальные
и
групповые
проекты
по
проблеме
безопасного участия детей в дорожном движении.
Метод
проектов –
рациональное
сочетание
теоретических
знаний
и
их
практического
применения
в
решении
конкретных
проблем
окружающей
действительности.
1. Основные требования к использованию метода проектов:
•
Наличие
значимой
в
исследовательском,
творче ском
п л а н е
проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского
поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы
в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов
страны,
других
стран
земного
шара
по
одной
проблеме,
раскрывающих
определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую
среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных
регионах, т.д.).
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов
(например,
доклад
в
соответствующие
службы
о
демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это
состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;
совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план
мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение
нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д.);
•
Самостоятельная
(индивидуальная,
парная,
групповая)
деятельность
учащихся.
• Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
• Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для
работы над проектом.
• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов).
• Использование исследовательских методов:
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
-подведение
итогов,
корректировка,
выводы
(использование
в
ходе
совместного
исследования
метода
"мозговой
атаки",
"круглого
стола",
статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).
2. Основные этапы выполнения проекта
При
применении
метода
проектов
для
решения
разнообразных
задач
с
использованием компьютера можно выделить основные этапы:
Подготовка: определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы,
уточнение
информации,
обсуждение
задания,
мотивация
учащихся,
объяснение целей проекта.
Подготовка: определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы,
уточнение
информации,
обсуждение
задания,
мотивация
учащихся,
объяснение целей проекта.
- Планирование: анализ проблемы, определение источников информации,
постановка
задач
и
выбор
критериев
оценки
результатов,
распределение
ролей в команде.
- Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив
(«мозговой
штурм»),
выбор
оптимального
варианта,
уточнение
планов
деятельности.
- Выполнение: выполнение исследования и работа над проектом, оформление
проекта.
- Оценка результатов: анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
(успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели.
-
Защита
проекта:
подготовка
доклада,
обоснование
проце сс а
проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита
проекта, оценка.
Методика разработки социально-педагогических проектов по безопасности
дорожного движения:
I этап – актуальность, постановка проблемы группы.
II этап – целеполагание, формулировка целей и задач проекта.
II
этап
–
основополагающие
принципы:
последовательность,
воспитание
собственным
примером,
соответствие
формы
обучения
возрасту
ребенка,
включение обучения в контекст повседневной жизни, поощрение ребенка,
принцип сезонности.
IV этап – определение сроков реализации проекта.
V этап – определение этапов реализации проекта:
Исследовательский этап:
-
постановка
и
всестороннее
изучение
проблемы
(изучение
и
анализ
литературы);
- дифференциация потребностей педагогов и детей в рамках существующей
проблемы;
-
определение
конкретных
целей,
подготовки,
способов
представления
результатов.
Технологический этап:
- разработка содержательной части проекта;
- определение основных ресурсов для реализации проекта;
- выработка перспективного плана;
- практическая деятельность по реализации проекта.
Рефлексивно-обобщающий этап:
- подведение итогов по реализации проекта;
- презентация проекта (родителям, педагогам образовательной организации
дополнительного образования детей).
VI этап – определение и составление плана выполнения проекта.
VII этап – формулировка ожидаемых результатов.
Театральная
деятельность.
Значение
театральной
педагогики
в
процессе
формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
Приемы
драматизации.
Методика
подготовки
КВН
по
безопасности
жизнедеятельности на дорогах.
Методики
изучения
правил
дорожного
движения:
«опорные
сигналы»,
«опорные
программы»
Активные
методы
обучения:
мозговая
атака
и
мозговой штурм, игровые методы и т. д.
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ-технологии).
Компьютерные программы по формированию у детей навыков безопасного
участия в дорожном движении.
Технология
сотрудничества.
Примеры
коллективных
творческих
дел,
направленных
на
формирование
у
детей
навыков
безопасного
участия
в
дорожном движении.
Игровые технологии. Сюжетно-ролевые, ролевые и деловые игры. Игры-
квесты
на
знание
правил
дорожного
движения.
Он-лайн
игры
по
безопасности жизнедеятельности на дорогах. Конкурсы, интеллектуальные
игры
(брейн-ринги).
Конкурсы
творческих
работ
«Безопасность
глазами
ребенка».