Напоминание

"Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье".


Автор: Матросова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБДОУ д/с "Колосок" с.Шаран - с.Наратасты
Населённый пункт: с.Шаран, Шаранский р-н РБ
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Матросова Е.Н. Воспитатель МБДОУ Д/с «Колосок» с.Шаран
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.
Дошкольное воспитание детей — весьма важный вопрос, во всяком случае, для родителей, стремящихся вырастить счастливого малыша. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого- педагогическом плане. В последние годы усилилось внимание к семье как социальному институту, как особой, уникальной социальной структуре. По мнению А.В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны взаимной моральной взаимопомощью, в
ней вырабатывается совокупность норм, образцов поведения». В работах Б.Т. Лихачева, А.В.Мудрика, П.И. Пидкасистого дается обобщенный анализ семейного воспитания как феномена, который содержит следующие характеристики: - семейное воспитание – процесс, в ходе которого происходит полноценное становление и развитие личности ребенка; - семейное воспитание – совокупность целенаправленных воспитательных воздействий со стороны родителей и других членов семьи, главной задачей которых является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях. О значимости семьи и семейного воспитания писали многие выдающиеся педагоги - К.Д. Ушинский, В.Д. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик и др. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности, что влияние семьи и родительского воспитания на личность не имеет временных границ. Оно продолжается в течение всей жизни человека. Вместе с тем, есть решающий период, определяющий дальнейшую судьбу человека, когда ответственность семьи за будущее ребенка особенно велика. Это период раннего детства. Именно в первые годы ребенок вступает в начальную стадию ценно стного ориентирования, связанную с освоением ценностей общества, осознанием ценности себя и других людей. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношения между собой - все это влияет на детей, формирует их личность. Душевная жизнь ч е ло ве ка ч р е зв ы ч а й н о с ложн а , т. к . п с и х и ка с о с то и т и з д ву х взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую
роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д. Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.). Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Эти слова ласкают душу ребёнка:
 Ты самый любимый!  Ты очень многое можешь!  Что бы мы без тебя делали?!  Иди ко мне!
 Садись с нами…!  Я помогу тебе…  Я радуюсь твоим успехам!  Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.  Расскажи мне, что с тобой… Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться! Литература: 1. А.В. Козлова., Р.П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьёй – М.; ТЦ СФЕРА, 2009г – 65с. 2. Т.В. Васильева. Слышали ли вы в детстве от родителей – «Я люблю тебя?» С-Петербург.: Акцидент; 2004г – 23с.


В раздел образования