"Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье".
Автор: Матросова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Филиал МБДОУ д/с "Колосок" с.Шаран - с.Наратасты Населённый пункт: с.Шаран, Шаранский р-н РБ Наименование материала: статья Тема: "Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье". Раздел: дошкольное образование
Матросова Е.Н.
Воспитатель МБДОУ Д/с «Колосок» с.Шаран
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.
Дошкольное воспитание детей — весьма важный вопрос, во всяком случае, для
родителей,
стремящихся
вырастить
счастливого
малыша.
Первая
школа
воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть,
радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая
абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт,
семья
определяет
уровень
и
содержание
эмоционального
и
социального
развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие
личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Современным
родителям
приходится
нелегко
из-за
нехватки
времени,
занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики
и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят
педагоги
ДОУ,
заинтересованные
в
создании
благоприятных
условий
для
развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании
своих
детей.
Полноценное
воспитание
дошкольника
происходит
в
условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог
между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации
воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и
т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в
воспитании.
Для
того,
чтобы
родители
стали
активными
помощниками
воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей
является
сложной
задачей,
как
в
организационном,
так
и
в
психолого-
педагогическом плане.
В последние годы усилилось внимание к семье как
социальному
институту,
как
особой,
уникальной
социальной
структуре.
По
мнению А.В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве
малая группа, члены которой связаны взаимной моральной взаимопомощью, в
ней вырабатывается совокупность норм, образцов поведения». В работах Б.Т.
Лихачева,
А.В.Мудрика,
П.И.
Пидкасистого
дается
обобщенный
анализ
семейного
воспитания
как
феномена,
который
содержит
следующие
характеристики:
- семейное воспитание – процесс, в ходе которого происходит полноценное
становление и развитие личности ребенка;
-
семейное
воспитание
–
совокупность
целенаправленных
воспитательных
воздействий со стороны родителей и других членов семьи, главной задачей
которых
является
подготовка
детей
к
жизни
в
существующих
социальных
условиях.
О
значимости
семьи
и
семейного
воспитания
писали
многие
выдающиеся
педагоги - К.Д. Ушинский, В.Д. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская,
А.С.
Макаренко,
А.В.
Мудрик
и
др.
Актуальными
для
современного
педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что
семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются
основы всесторонне развитой личности, что влияние семьи и родительского
воспитания на личность не имеет временных границ. Оно продолжается в
течение
всей
жизни
человека.
Вместе
с
тем,
есть
решающий
период,
определяющий дальнейшую судьбу человека, когда ответственность семьи за
будущее
ребенка
особенно
велика.
Это
период
раннего
детства.
Именно
в
первые
годы
ребенок
вступает
в
начальную
стадию
ценно стного
ориентирования,
связанную
с
освоением
ценностей
общества,
осознанием
ценности
себя
и
других
людей.
Личный
пример
родителей,
их
поведение,
поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношения
между собой - все это влияет на детей, формирует их личность. Душевная жизнь
ч е ло ве ка
ч р е зв ы ч а й н о
с ложн а ,
т. к .
п с и х и ка
с о с то и т
и з
д ву х
взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и
подсознание.
В
неосознаваемой
сфере
очень
важное
значение
имеет
фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это
установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую
роль
в
эмоционально-личностном
развитии
ребёнка
играют
родительские
установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка
люди.
Авторитет,
особенно
на
самых
ранних
этапах
психоэмоционального
развития,
непререкаем
и
абсолютен.
Вера
в
непогрешимость,
правоту
и
справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д. Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие
принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем
раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не
исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его
поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только
контрустановка,
причём
постоянно
подкрепляемая
положительными
проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка
"Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но
только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение
своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно,
большая
часть
родительских
установок
положительна
и
способствует
благоприятному
развитию
личного
пути
ребёнка.
А
раз
они
помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные
инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и
выжить
в
окружающем
мире.
Примером
исторически
сложившихся
и
передаваемых
из
поколения
в
поколение
положительных
установок,
охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с
мудрым
адаптационным
смыслом,
где
добро
побеждает
зло,
где
важны
стойкость, вера в себя и свои силы.
Эти слова ласкают душу ребёнка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами…!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и
счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна
оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не
беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая
боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом
инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными,
энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит
не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и
догадываться!
Литература:
1.
А.В. Козлова., Р.П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьёй – М.; ТЦ СФЕРА,
2009г – 65с.
2.
Т.В. Васильева. Слышали ли вы в детстве от родителей – «Я люблю тебя?»
С-Петербург.: Акцидент; 2004г – 23с.