Автор: Крошилина Надежда Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД№103" Населённый пункт: Дзержинск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рекомендации по самообразованию педагогов Раздел: дошкольное образование
Рекомендации по самообразованию педагогов
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
________________________________________________
Ф.И.О. педагога
________________________________________________
должность
_
Общий
стаж
Пед. стаж
Пед. стаж в
данном МДОУ
Категория
Дата
последней
аттестации
Дата
предполагаемой
аттестации
ТЕМА: «____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________»
название темы
__________________
учебный год
__________________
возрастная группа
Этап работы над темой: _________________
Дата начала работы над темой: _________________
Предполагаемая дата окончания работы: _________________
Требования
к
педагогам
по
самообразованию
при
подготовке
к
аттестации
:
Работа по теме самообразования не менее 1 года;
Изучение научно-методической литературы;
Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Проведение педагогической диагностики для составления индивидуальных
маршрутов развития детей и планирования индивидуальной работы;
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах,
консультациях;
Активное участие в работе методического объединения района;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка
для
анализа
процесса
самообразования
:
1.
Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной
темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
2.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с
индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая
литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
3.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и
др.)
4.
Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
5.
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения
литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Система работы педагогов по самообразованию.
Для _____________________________
должность
________________________________________________________________
ФИО
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год
в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со
старшим воспитателем выбираются формы отчёта
по данной теме. В течение года педагоги
фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы
фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по
выбранной теме:
o
Изучают необходимую литературу.
o
Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
o
Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
o
Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по
своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения,
выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования
и выступают с ним на итоговом педсовете.
Тема: «…»
Цель: «…»
1.
повышение профессионального уровня;
2.
изучение методической литературы по теме самообразования;
3.
внедрение технологии или методики в практику;
4.
разработка конспектов или вариантов планирования;
5.
проведение семинара-практикума;
6.
обобщение и систематизация знаний по_______
Задачи:
1.
Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы,
посещения РМО, самообразования...)
2.
Разработать перспективный план работы с детьми
3.
Разработать карту индивидуального маршрута развития ребёнка
4.
Организовать работу кружка, создать учебную программу
5.
Оформить в группе уголок…..
6.
Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на
педагогическом совете №… по теме «…»
7.
Подготовить (принять участие) в семинаре …..
8.
Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:..
Выход темы:
Проведение открытого мероприятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)
Подготовка (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
Проведение мастер-класса для педагогов по теме: «…»
Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
Выпуск сборник консультаций (консультацию) для родителей (педагогов). Тема «…»
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Презентация
….
Используемая литература:
Автор, название, год издания, издательство.
Тематика
самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью
повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение
полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте
тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
1.
одна из годовых задач ДОУ;
2.
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
3.
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту
Этапы самообразования
1.
Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
2.
План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
3.
Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
4.
Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
5.
Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Деятельность воспитателя в области самообразования может включать:
– систематический просмотр определенных телепередач;
– чтение конкретных педагогических периодических изданий;
– чтение методической, педагогической и предметной литературы;
– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических
технологий;
– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
– прохождение курсов повышения квалификации;
– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
– организация кружковой и свободной деятельности по теме;
– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;
– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе, Интернет-сообществе и т.д.
Индивидуальный план самообразования
На ______________________ учебный год
ФИО________________________________________________________________________
Учреждение __________________________________________________________________
Должность ______________________________________________
Тема:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Цель:__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задачи________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Этап работы над темой _______________
Начало работы по теме ______________ предполагаемый срок окончания ___________
Основные вопросы для изучения
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Список изучаемой литературы:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________
_____________________________________________________________________________
Изучение передового педагогического опыта
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем)
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Деятельность педагога в области самообразования ___________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Практический выход ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Мероприятия Срок проведения
_____________________________________________________
_____________________________________________________/________________________
Вывод по окончанию работы
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Возможные проблемы и пути решения по организации самообразовательной
работы
Возможная проблема
Пути решения
1. Не могу определиться с
темой самообразования
Выделите из многообразия проблем вытекающих из
результатов диагностического обследования, наблюдений за
детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас
главной и решение которой могло бы дать устойчивые
положительные результаты.
Определите актуальность данной проблемы,
перспективность и практическую значимость для
повышения воспитательно-образовательного процесса. При
этом опирайтесь на нормативно-правовые документы:
законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а
так же статистические данные.
2. При подборе литературы
теряюсь в ее изобилии,
затрудняюсь в правильном
выборе
Подбор литературы:
Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает
общее представление о замысле книги, делает чтение
осмысленным и целенаправленным.
Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме?
Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в
оглавлении содержания?
Составление плана изучения
конкретной выбранной литературы:
Начните с изучения традиционных методик по данной
проблеме.
Включите современные взгляды на проблему
Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.
3. При работе с методической
литературой не могу
глубоко осмыслить
прочитанный материал
По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли,
суждения.
Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной
формулировке, используя различные приемы записи
прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение
собственных суждений, выделение главной мысли или
выделяйте главное для себя условными символами.
Записывайте вопросы, которые возникают по мере
ознакомления с источниками.
Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими
основные термины и понятия.
4. При изучении темы
возникает ощущение, что
многое не запоминается.
Составьте план или схему полученных при изучении
материалов.
Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты
практических действий.
5. Получен обширный
информационный
материал («каша в
голове»), теряется
значимость информации.
Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в
пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли,
суждения могут быть мне полезны в практической работе с
детьми.
Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма
педагогов
Самообразование – целенаправленная работа
педагога по расширению и углублению
своих знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)
Понятие «самообразование» состоит из
комплектования личной библиотеки и
умственного труда дома, наедине.
В.А.Сухомлинский
Важнейшим условием развития личности является самообразование,
которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой
информации, овладении новыми способами деятельности.
Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от
конкретных условий. В нашем МДОУ реализуются разнообразные формы
повышения уровня квалификации педагогов:
курсы повышения квалификации,
участие в методических объединениях,
учеба в высших учебных заведениях,
конкурсы профессионального мастерства
Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования,
позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть
определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших
психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и
аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного
повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над
совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической
деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись
без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и
воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых
жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования
и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому
постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью
каждого педагога дошкольного учреждения.
Основные критерии самообразования педагогов:
1.
Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и
интересов воспитателя.
2.
Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной
программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и
годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.
3.
Поддержка успешности профессионального самообразования методической
службой МДОУ:
Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке
темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и
трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к
саморазвитию»;
Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший
воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план
деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для
обеспечения эффективности своей деятельности.
Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием»
в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и
ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.
4.
Возможность презентовать свои наработки на институциональном и
муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады,
рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации,
семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания,
оформление методических материалов, разработка собственных средств
наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев,
интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка
в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой
проблеме.
презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи,
слайды).
5.
Составление общего плана работы педагогов по самообразованию
на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются
проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это
помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому
саду.
Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу
проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие
педагогов.
Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте,
пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:
5 – да;
4 – скорее да, чем нет;
3 – и да, и нет,
2 – скорее нет;
1 – нет).
Ф.И.О.педагога _________________________________________________
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное
время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю
положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.
Анкета «Достижения и трудности в моей педагогической практике».
Ф.И.О.Педагога _____________________________________________________________
Аспект педагогической
деятельности
Степень затруднения
Очень
сильно
Сильно
Почти не
затрудняюсь
Не
испытываю
затруднений
Могу
поделиться
опытом
1
2
3
4
5
1.
Планирование воспитательно-
образовательной работы:
Календарное
Перспективное
2.
Умение поставить цель и
задачи воспитательной работы
3.
Выбор форм воспитательной
работы
4.
Введение инновационных
форм воспитательно-
образовательной работы
5.
Знание детской возрастной
психологии
6.
Организация и проведение
игровой деятельности
7.
Организация и проведение
занятий.
8.
Индивидуальная работа с
воспитанниками
9.
Работа с «трудными»
воспитанниками
10.
Работа с родителями
11.
Обеспечение разумной
дисциплины
12.
Эффективное использование
пособий и игр
13.
Изготовление наглядного
материала для оснащения
групповой комнаты.
14.
Проведение диагностики.
15.
Составление анализа работы
16.
Планирование
самообразования и повышения
педагогического мастерства.