"Проблема проектирования личности на примере идей А.С. Макаренко"
Автор: Лохтина Виктория Владимировна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГАПОУ РХ "Аграрный техникум" Населённый пункт: Республика Хакасия, с. Шира Наименование материала: статья Тема: "Проблема проектирования личности на примере идей А.С. Макаренко" Раздел: среднее профессиональное
Лохтина Виктория Владимировна – мастер п/о, ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Проблема проектирования личности на примере идей А.С. Макаренко
Ключевые слова: проектирование личности, проектное образование, концепция
проектировки личности, проект социализации личности.
Ясность поставленной задачи,
определенность проектировки
личности – только небольшая
часть дела. Исходя из данных
проектировки….
нам нужно прийти к
педагогическому средству
А.С. Макаренко
В условиях среднего профессионального образования, поиск эффективных путей и
средств,
творческого
использования
педагогической
системы
А.С.
Макаренко,
представляет
особую
актуальность
в
организации
процесса
формирования
личности.
Самочувствие человека в коллективе, характер его коллективных связей, готовность к
действию,
дисциплинированность,
принципиальность
–
А.С.
Макаренко
называл
основными качествами молодого человека. Все это в комплексе обращает воспитанников в
политически
деятельных
и
ответственных
людей
(соч:
В
7,
С.
206).
Проблема
«проектирования личности» включает не только определение, какими качествами должна
обладать личность будущего специалиста, но и изучение, индивидуальный подход к ней и,
наконец, поиск путей и средств педагогического воздействия на личность.
Для педагога личность – это, прежде всего, объект воспитания, а также субъект
взаимодействия людей друг с другом. Поэтому важно найти такие пути и средства,
которые могли бы оптимизировать процесс воспитания. Но такие попытки,
окажутся
малоэффективными,
если идеи А.С.Макаренко,
не будут применяться в современной
педагогической практике.
Использование
новейших
достижений
педагогических
наук,
высокий
профессионализм педагогов, обеспечивают наиболее благоприятные условия для развития
личности каждого обучающегося, его способностей и задатков, создают оптимальный
психологический
климат
во
взаимоотношениях
воспитателей
и
воспитанников.
Сейчас, когда мы наблюдаем настоящий бум в процессе творчества и пропаганды
«новых» и «новейших» педагогических технологий обучения и воспитания, особенно
важно
вооружить
педагогов
технологической
логикой
педагогического
мышления.
Знакомство с трудами А.С.Макаренко поможет решить эту задачу. Но дело не только в
этом. Знакомство с макаренковской педагогической логикой необходимо, чтобы понять и
п р и н я т ь
с и с т е м у
и д е й
в ы д а ю щ е го с я
п е д а го г а
и м е н н о
к а к
с и с т е м у.
Не усвоив концепцию технологической педагогической логики, трудно правильно
оценить и другие идеи Макаренко.
Справедливости ради следует отметить, что впервые идею программы воспитания
выдвинул в отечественной педагогике еще К.Д.Ушинский. В предисловии к главному
труду
своей
жизни
«Человек
как
предмет
воспитания.
Опыт
педагогической
антропологии» он писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое
здание,
не
сумел
бы
ответить
вам
на
вопрос,
что
он
хочет
строить
—
храм
ли,
посвященный богу истины, любви и правды, просто ли дом, в котором жилось бы уютно,
красивые
ли,
но
бесполезные
торжественные
ворота,
на
которые
заглядывались
бы
проезжающие, раззолоченную гостиницу для обирания нерасчетливых путешественников,
кухню ли для переварки съестных припасов, музей ли для хранения редкостей или,
наконец, сарай для складки туда всякого, никому уже в жизни не нужного хлама?
То же самое можно сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно
о п р е д е л и т ь
ц е л и
с в о е й
в о с п и т а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и » .
Развивая эту идею, Макаренко разрабатывает стройную концепцию
«проектировки»
личности.
Педагогика,
утверждал
Антон
Семенович,
наука
целесообразная.
Педагог
должен
ясно
себе
представлять,
каким
он
видит
своего
воспитанника на выходе. Он должен проектировать личность. При этом должны быть две
воспитательные программы. Одна общая, рассчитанная на всех детей. Все они, к примеру,
должны быть трудолюбивыми, честными, образованными людьми. Другая программа,
рассчитанная на конкретного ребенка, предусматривающая полное раскрытие его личных
способностей
и
интересов.
Последователи
Макаренко
о
второй
программе
попросту
забыли. Не повезло и первой. Антон Семенович предупреждал, что она должна быть
предельно конкретна и точна. Он сформулировал ее в начале 30-х годов предельно просто
и ясно: мы желаем воспитать культурного рабочего, дать ему образование, желательно
среднее, дать квалификацию... И заканчивал эту характеристику словами: «Он должен
быть веселым, бодрым, подтянутым... способным жить и любить жизнь, он должен быть
счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний
день».
Макаренко
принадлежит
удивительно
лаконичная,
но
очень
важная
формула:
«Человек не воспитывается по частям».
Антон Семенович сформулировал основной закон развития личности, исходя из
которого,
он
подошел
к
построению
общей
программы.
Она
представляет
собой
предельно
лаконичную
и
в
то
же
время
конкретную
характеристику
личности
воспитанника.
Сейчас,
когда
наше
общество
и,
соответственно,
образование
находятся
на
перепутье, особенно остро ощущается дефицит воспитательной программы. Ясно, что те
конкретные рекомендации, которые конструировал Макаренко в 30-е годы, просто не
соответствуют
социально-экономическим
условиям
страны.
Нельзя
забывать
сформулированного
Антоном
Семеновичем
требования:
«Проектировка
личности
как
продукта воспитания должна производиться на основании заказа общества».
Поэтому,
на
сегодняшний
день,
так
необходима
совместная
работа
с
работодателями и социальными партнерами.
С
целью
определения
наиболее
значимых
качеств
личности
современного
молодого специалиста нами было проводилось социальное исследование, организованное
мероприятие «Круглый стол» с работодателями и социальными партнерами. Во-первых,
был
задан
вопрос:
«Какими,
на
ваш
взгляд,
качествами
личности
должен
обладать
выпускник
техникума,
пришедший
на
предприятие?»
Во-вторых,
были
отработаны
характеристики на выпускников техникума с наиболее часто повторяющимися качествами
личности. В-третьих, отбор качеств личности молодого специалиста, был осуществлен на
основании
изучения
философской,
социальной,
психологической
и
педагогической
литературы. После сопоставления анализа результатов описанных исследований была
выявлена группа наиболее часто встречающихся качеств личности молодого современного
специалиста. Это работоспособность, общительность, доброжелательность, уважение к
людям
труда,
принципиальность,
коллективизм,
честность,
порядочно сть,
любознательность, скромность, познавательная активность, организованность, моральная
чистота,
чувство
долга,
добросовестность,
исполнительность,
ответственность,
бережливость,
экономическая
расчетливость,
хозяйственность,
профессиональное
мастерство. Все эти качества были проранжированы экспертами по степени значимости.
В
результате
выявлены
более
значимые
качества
личности
молодого
специалиста,
которые сгруппировали в так называемые блоки:
Общественной направленности (идейная убежденность, коллективизм).
Нравственной зрелости (честность, моральная чистота, гуманность).
Творческой направленности (самостоятельность, инициативность, познавательная и
творческая активность).
Исполнительности (дисциплинированность и трудолюбие, добросовестность).
Профессиональное мастерство.
Из этого видно, что блок профессионального мастерства находится на последнем
месте. Работодатели основной упор делают на такие качества молодого специалиста, как
коллективизм,
честность,
бережливость,
самостоятельность,
дисциплинированность,
трудолюбие и только потом – профессионализм. Они так и говорят: «Главное воспитайте
ваших
обучающихся,
научите
их
толерантности,
умению
работать
в
команде,
исполнительности, добросовестности. А как работать практически и профессионально,
мы их научим».
Все это помогло более четко выделить социально-педагогические требования к
проектируемой
личности. Созданные блоки легли в основу проектирования
модели
личности молодого специалиста, что дало возможность проводить диагностику уровней
воспитанности,
прослеживать
характер
тех
или
иных
педагогических
влияний
на
формирование личности.
Основателями проектирования личности в отечественном образовании, являются
А.С Макаренко и другие выдающиеся педагоги 20-30-х годов, которые выступили в роли
конструкторов нового образования. По словам А.С. Макаренко, «все лучшее в человеке,
формирование
сильной,
богатой
натуры
необходимо
проектировать.
Концепция
образовательного
проектирования
А.С.
Макаренко
направлена
на
разработку
своей
«воспитательной
технологии»,
поставив
перед
наукой
и
практикой
проблему
«проектирования личности».
Идеи
А.С.
Макаренко
актуализируют
концепцию
непрерывного
проектного
образования, совмещающего целевую установку с включением смысловых ориентиров
личности,
которые
помогают
выстроить
значимую
линию
«сюжетного
жизненного
движения современного человека» [11,53].
Современная
образовательная
модель
обусловливает
изменение
подготовки
человека к жизни, изменения методов образования, на которых базируются учебные и
воспитательные технологии. В более широком понимании – разворачивается процесс
социализации
личности.
Современное
образование
выполняет
не
только
социальную
функцию передачи знаний, опыта и культуры, от прошлых и нынешних поколений в
будущее, но и выполняет функцию подготовки человека к опережающим действиям по
выживанию в условиях глобализации и перехода к стремительному развитию. Решение
приоритетных образовательных заданий возможно на принципах новой рационализации,
фокусирующей внимание на воссоздании условий и структуры проблемных ситуаций, в
которые попадает современный человек в своих взаимоотношениях с реальностью.
Поэтому проектирование – это качественно новая образовательная модель, которая
демонстрирует
основные
аспекты
образования,
направленные
на
формирование
личности. Обращение к идеям и опыту А.С. Макаренко способствуют решению проблем в
проектировании личности.
Лохтина В.В. мастер
производственного обучения
ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Список используемой литературы
1. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С.
Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред.
B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.
2. Ануфриева Р. А. Проект и проектирование в современной цивилизации / Р. А.
Ануфриева // Метод проектов: традиции, перспективы, жизненные результаты. Практико
ориентированный сборник. К. : Департамент. 2003. Вип. 2. С.306.
3. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.
4. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и
Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.
5. Жадько В. . Проектная деятельность и духовность личности учителя / В. Жадько //
Метод проектов: традиции, перспективы, жизненные результаты. Практико
ориентированный сборник. К. : Департамент. 2003. Вип. 2. С.20.
6. Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под
ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.