Напоминание

Использование современных информационных технологий в тренингах лингвистической креативности


Автор: Гридина Татьяна Александровна
Должность: д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой общего языкознания и русского языка
Учебное заведение: Уральский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: Использование современных информационных технологий в тренингах лингвистической креативности
Раздел: высшее образование





Назад





Тренинг лингвистической креативности (ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ)
Основные критерии креативности: 1)
оригинальность
– способность к установлению уникальных ассоциаций; 2)
беглость
– быстрота реакции (решения); 3)
гибкость
– способность увидеть разные возможности интерпретации чего-либо: а) семантическая гибкость – способность изменить семантическую функцию слова; б) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула с тем, чтобы придать ему новые возможности; в) спонтанная семантическая гибкость - способность продуцировать разные идеи в сравнительно неограниченной ситуации. 4) степень отдаленности ассоциаций. ТЕСТИРОВАНИЕ Тест «Свобода ассоциаций» - выявляет уровень развития способности к ассоциированию, визуальной креативности, способности к преобразованиям, в частности, гипотетичность и вариативность мышления. 1. Инструкция. Перед вами несколько рисунков, которые можно истолковать неоднозначно. Вы должны непосредственно, без долгих размышлений дать рисунку несколько интерпретаций. Запишите свои толкования рядом с рисунком. 2. Оценка результатов осуществляется по следующим показателям: А) количество вариантов (ассоциаций); Б) оригинальность (уникальность); В) разнообразие стратегий (ассоциативные зоны); Г) степень отдаленности ассоциаций.
См. рисунки 3, 7 на с.51-54 и
др. в книге: Креативный ребенок. Диагностика и развитие креативности. – Ростов н/Д, 2004.
Тест

отдаленных

ассоциаций

(С.Медник)
. Психологическая концепция творчества, сущность которой составляют ассоциации. Творчество - способность «преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций». В основе – актуализация отдаленных зон смыслового пространства. Чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения». В основе теста отдаленных ассоциаций, разработанного С.Медником, лежат следующие гипотезы: 1. Люди – носители языка – привыкают употреблять слова в определенной ассоциативной связи с другими словами. В каждой эпохе и каждой культуре эти привычки уникальны. 2. Креативный мыслительный процесс является формированием новых ассоциативных связей по смыслу. 3. Величина отдаленности ассоциаций от стереотипа измеряет его креативность. Отсутствие лимита времени создает адекватные условия для проявления креативности.
Стимульный материал - словесные триады. Элементы каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Перед основными заданиями проводится разминка (тренировочная серия). Вторая серия проводится через 3-5 дней. Тест проводится индивидуально или с группой из 3-7 человек. Тестовое задание предъявляется на отдельных листах, где записываются ответы. Инструкция: сейчас я предложу вам небольшое словесное задание. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы смогли понять суть задания и представили ход решения. Я даю вам два слова, вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, т.е. могло бы составить с ним словосочетания. Задания разминки: 1) фирменные, рекордные (часы, показатели, сроки, брэнды, кроссовки); 2) детская, чернильница (игрушка, стол, ручка: детская ручка, ручка в чернильнице); 3) изящная, шахматная (фигура, игра); 4) бумажный, осенний (лист); 5) вкусный, английский (чай, пирог, язык). Во время разминки обсуждается возможность/невозможность употребления определенных выражений. Необходимо подвести к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний. Серия 1. Инструкция. Переходим к основной серии задач. Суть задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагается не два, а три слова. Вы подбираете к ним четвертое, которое подходило бы к каждому из трех слов, т.е. могло бы составить словосочетание с каждым из трех слов-стимулов. Например, быстрый, зеленый, полный - ПОЕЗД. Вы можете также изменять слова грамматически (переводить их в другую часть речи, ставить в нужном падеже), использовать предлоги. Например, часы, скрипка, единство - МАСТЕР (часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер, или мастер по часам). Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Если вы изменяете слова-стимулы грамматически, то напишите словосочетание целиком, если не изменяете, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме. Так как здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально. НО МОЕ!!!! Возможен метод мозгового штурма (работаем все вместе – сводим все результаты в таблицу). Слова-стимулы Стереотипы ответов Громкая, правда, медленно Холодная, зелень, мутная Прошлое, море, друзья Зоркий, ресница, стеклянный Свежая, английская, новости Кино, экзамен, проездной Комната, положение, река Трудное, истекло, золото Речь (громкая, медленная, правдивая).
Говорить
правду, громко, медленно.
Вода
(зелень у воды, в воде) Встреча (с прошлым, на море с друзьями),
вспомнить
(прошлое, море, друзей) + думать, мечтать, книга, кино, мысли Взгляд,
глаз
(ресница в глазу, взгляд из- под ресниц. зоркий глаз, взгляд, стелянный глаз, взгляд)
Газета
(новости в газете)
Билет

Войти

Время
(золотое время)
Мундир, городок, билет Неожиданно, человек, улица Холодная, дым, жестокая Умная, холодная, свежая Прошлый, время, трудный Дедушка, очки, добрая Долго, вечер, друзья Плохо, глаза, море Слон, дом, великан Снег, хлеб, медведь Навсегда, домой, назад Зеленый,
военный,
старый/новый Встреча (неожиданная, с человеком, встреча на улице), пришел
Война
(холодная, дым войны, жестокая)
Голова
Опыт,
год (время года)
Бабушка
Ждать
, сидеть, петь, беседовать, играть
Видеть

Большой
Белый Вернуться Серия 2. Инструкция. Цель усложняется по сравнению с предыдущим заданием: постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно более оригинальными и яркими, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в повседневной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарайтесь создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: вы можете менять грамматическую форму и часть речи слов, использовать предлоги. Постарайтесь продемонстрировать оригинальность и самобытность своего мышления. Стимульный материал Типичные ответы Случайная, горы, долгожданная
Встреча
(в горах), прогулка, попутчица Вечерняя, бумага, стенная Газета Обратно, родина, путь Вернуться Далеко, слепой, будущее Смотреть Народная, страх, мировая
Война
Деньги, билет, свободное Дверь, доверие, быстро Друг, город, круг Цвет, заяц, сахар Ласковая, морщины, сказка Детство, случай, хорошая (хорошее) Воздух, быстрая, свежая Певец, Америка, тонкий Тяжелый, рождение, урожайный Много, чепуха. прямо Кривой, очки, острый Садовая, мозг, пустая Гость, случайно, вокзал Человек, погоны, завод Время Войти
Вернуться, родной

Белый

Бабушка

Память
(памятный случай),
настроение
Струя, дыхание (быстрое, свежее) Голос Год Говорить
Глаз
, взгляд Голова Встреча Военный Тест «Словесная ассоциация» (мое:
направленный

ассоциативный

эксперимент
). Д.Гилфорд
Задача: Привести как можно больше определений для слов. Инструкция: Приведите как можно больше определений для слова КНИГА (мое: ШКОЛА, ИНСТИТУТ, ЕГЭ, ХРИЗАНТЕМА, СНЕГ, СМЕХ, РОЯЛЬ, ПИСЬМО, ИНТЕРНЕТ и др.). Время выполнения – 3 мин. Результаты выполнения теста оцениваются в баллах по трем показателям:
1)
беглость – суммарное число приведенных определений. 1 определение – 1 балл;
2)
гибкость – 1 категория – 1 балл;
3)
оригинальность – число оригинальных определений. Вариант 2. Задачи: 1. Написать (привести) слова, сходные по значению с заданным стимулом (ассоциации – аналогии). Ср. тяжелый – трудный, суровый, холодный, крепкий, строгий, резкий, спертый, грузный, неприятный (о взгляде), полный (поезд товарный). 2. Дать антонимические реакции: тяжелый – легкий, невесомый, воздушный, изящный, грациозный. Оцениваются по критериям беглость и оригинальность. СВОБОДНЫЕ ТОЛКОВАНИЯ Методика «Определение понятий». Объект диагностики – творческое ассоциативное мышление. Показатели: оригинальность интерпретации, метафоричность, обобщенность, экспрессивность формулировок, глубина понимания, легкость кодирования, вариативность. АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ Инструкция: дайте определение следующим понятиям ( «Что такое…?»): радуга, погода, горе, совесть, вечность, зло, философ, тревожность, доверие и др. Варианты ответов:
радуга
– радость дождя, краски природы (7 л.); улыбка солнца дождю; солнечный мост, салют дождю (20 л.);
горе
- то, что нельзя поправить (7 л.), черная дыра в небесах жизни;
совесть


человек познает себя и то, что он делает; внутренняя цензура; т, что стоит у тебя за спиной; вечность – неумолкаемое будущее, то, что всегда есть, но его никто не видит;
вечность
- то, что всегда есть, но его никто не видит;
зло
– сила, обратная силе добра, яд, который выпиваешь сам
тревожность
– застывшее беспокойство
Толкование пословиц
Методика демонстрирует творческое ассоциативное мышление, умение оперировать метафорическим смыслом текста. Куй железо, пока горячо – не упускай момента, когда удача плывет тебе в руки; лови момент удачи. Не в свои сани не садись - не берись не за свое дело; умерь свои амбиции. Нет дыма без огня - на все есть причина; в слухах есть доля истины. Не все золото, что блестит – внешность обманчива; нужно отличать истинные ценности от внешнего лоска. Лес рубят – щепки летят – большое дело не обходится без мелких издержек (без огласки). Шила в мешке не утаишь – правда всегда выходит наружу (обнаруживает себя).
В тихом омуте черти водятся – о человеке, за внешне спокойным и тихим поведением которого скрывается бурный темперамент (о внешне скромном человеке, способном на непредсказуемые поступки). Любишь кататься – люби и саночки возить. - Для того, чтобы хорошо жить, необходимо потрудиться. Не посеешь, не пожнешь – без усилий не получишь никакого результата; из ничего «ничего» и вырастет. Не все коту масленица – о необходимости трудиться (нельзя жить на всем готовом). Цыплят по осени считают – успех дела оценивается по его результату.
Подберите пословицы для выражения следующих смыслов:
не стоит обвинять в своих грехах (неудачах) других (На зеркало нечего пенять, коли рожа крива); в любом деле не стоит торопиться – Тише едешь – дальше будешь; следует тщательно взвешивать все за и против в каком-либо деле: Семь раз отмерь – один раз отрежь. О человеке судят по его уму – По одежке встречают, по уму провожают. Восстановите образный смысл пословиц по буквальному (шутливому) описанию лежащих в их основе ситуаций: Пара одинаковых сапог ничем не отличаются друг от друга = д ва сапога пара = о людях, которые ведет себя одинаково (обычно плохо); У телеги только четыре колеса = Пятое колесо в телеге ( о лишнем элементе в каком-либо деле). Гром – предвестник грозы (Как гром среди ясного неба). Покупая коня, проверяют его зубы. Кошка любит, когда с ней обращаются ласково. Основные показатели уровня развития способности к ассоциированию: 1) легкость установления связей; 2) сложность ассоциативно-семантического пространства. Этот показатель отражает разнообразие «ассоциативных» зон и определяется путем подсчета различных категорий ( классов) явлений, на которые могут быть разделены все ассоциативные образы: природные явления, растения, животные, человек, космос, географические объекты, технические средства, социальные явления, эмоциональные категории, знаковые системы, художественные явления, философские понятия, фантастические образы, предметы быта и т.п.; оригинальность – фактор, характеризующий своеобразие ассоциативных связей, неординарность мышления, уникальное видение связей и отношений; 3) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации. Учитывая, что оценки оригинальности носят относительный характер и во многом обусловлены субъективными факторами, необходимо включить в процесс анализа два основных критерия: а) количество повторов данного вида ассоциаций у данного испытуемого и в группе; б) наличие «смысла» (не случайность) ассоциации; 4) степень отдаленности определяется по двухполюсной шкале – близость /отдаленность – и отражает одно из специфических креативных свойств – способность «полета» в противоположность, способность ассоциировать по типу антонимов. Но: оригинальные ассоциации возможны и в близких ассоциативных зонах, а отдаленные ассоциации еще не гарантируют оригинальности.

Отгадки загадок-шуток: Что будет, если верблюда соединить с медведем =

вермишель.

Омофонические

загадки-шутки:

Когда

садовник

бывает

предателем? - Когда он прдает нас Турции.

Переделать пословицы и поговорки.



ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Креативность в процессах номинации
«Дать имя предмету – значит овладеть им». (Ж.П.Сартр). 1) Какие ассоциации лежат в основе образования следующих детских слов (что они могут, по вашему мнению, называть): яйцелучница (яичница с луклм), объедалка (обжора), накудрить, уколка, ляпса, шаробус, наяйка, метлынь, стрекозел, буквубики, шейпочка. 2) Как можно назвать: А) единицу счета, позволяющую обозначить любое, даже самое большое (равное бесконечности) число (по аналогии со словами миллион, триллион и т.п.) Б) чучело, сделанное из кучи снега = кучело; В) та, кто ходит в детский сад = садовница; Г) булочная, в которой продают хлеб= хлебочная; Д) заблудиться в дремучем лесу = задремучиться; Е) тот, кто ничего не теряет = нетеряха; Ж) расцарапать когтями= раскогтить; З) книжка с загадками =загадница. И) мартышки, которые кривляются = кривляшки; К) банкомат, который мечет деньги, как пулемет =деньгомет Л) раздеть сапоги = рассапожиться; М) гриб, который растет под кустом; Н) о появлении листьев не деревьях = листеть: О) самка хомяка – хомячка.
4)
Назвать неопределенный объект (проективные методики) – чернильные пятна Роршаха, карта звездного неба (гипотетически), абстрактные фигуры, части предметов, не имеющие названий.
5)

Свободные толкования узуальных слов:
1) относительные (релятивные слова): брат, сестра; 2) толкование абстрактных понятий – см. выше; 3) толкование мотивированных слов, не имеющих однозначной референции: зеленушка, лимонница, болотники, бегемотница и т.п.; 4) толкования мотивированных (и лексикализованных) узуальных слов: чернила, белка, забрало и др. по принципу бестолкового юмористического словаря. 5) толкование окказионализмов – из сферы ДР и ХТ (Кирсанов, Хлебников, Севрянин); 6) толкование квазислов. Формо- и словотворчество: 1) заполнение лакун в поэтическом тексте (Маяковский – см. раб. Т.Кощеевой); 2) тренинг креативности с ключевым словом – СМЕХ, СНЕГ, ДОЖДЬ, ОПТИМИЗМ + имя собственное в центре; 3) Филологический класс – ст. про словообразовательную игру
Тест по методике «Вербальная фантазия» Задание: Придумать фантастический рассказ (на тему «Страна Смайлия») В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам: 1) скорость процессов воображения; 2) необычность, оригинальность образов; 3) богатство фантазии; 4) глубина и проработанность (детализированность) образов По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов. 0 баллов – признак в рассказе практически отсутствует 1 балл – признак имеется, но выражен слабо 2 балла = признак не только имеется, но и выражен достаточно ярко.
Скорость

процессов

воображения
(если в течение 1 мин. Ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему сюжет рассказа, оценивая данный признак 0 баллов.
Если за минуту ребенок придумал сюжет – 1 балл

Если ребенок придумал сюжет рассказа очень быстро (за 30 сек. о
тведенного времени, или если в течение минуты он придумал не один, а два сюжета, то 2 балла
)

Необычность и оригинальность образов
 Если ребенок пересказал когда-то слышанный рассказ или виденный фильм – 0 баллов.  Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в рассказ что-то свое, новое, то оценка - 1 балл;  Если ребенок придумал что-то такое, чего не мог раньше видеть или слышать, то оценка -2 балла.
Богатство фантазии =
богатство используемых образов. Фиксируется общее число живых существ, предметов, ситуаций и действий, характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.  Если общее число названий превышает 10, то 2 балла,  если от 6 до 9, то 1 балл,  если признаков в рассказе мало, но не менее 5, то 0 баллов.
Глубина и проработанность (детализированность) образов
= разработанность деталей и характеристик, относящихся к образу, играющему ключевую роль в рассказе  0 баллов – центральный образ изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов;  1 балл – умеренная детализация при описании центрального образа;  2 балла – главный образ расписан достаточно подробно, с моножеством разнообразных характеризующих его деталей. Максимальное число баллов – 10, а минимальное – 0. 10 баллов – очень высокий уровень 8-9 баллов – высокий уровень 4-7 баллов – средний уровень 2-3 балла – низкий 0-1 балл –очень низкий.

Методика «Исследование гибкости мышления»
Данная методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности.
Описание методики
Школьникам предъявляются бланки с записанными анаграммами (наборами букв). В течение 3 минут они должны составить из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова м.б. только существительными:
Обработка результатов
Подсчитать количество верно составленных слов в течение 3 минут. Количество составленных слов – показатель гибкости мышления. Уровень гибкости мышления 1. Высокий - 26 слов и более (взрослые); дети (3-4 класс) -20 и более; 1-2 класс – 15 и более. 2. Средний соответственно 21-25 (взрослые), 13-19 (3-4 кл.), 10-14 (1 -2 кл.) 3. Низкий 11-20 (взрослые), 7-12 (3-4 кл.),5-9 (1-2 кл.) Образец бланка
ИВО ЯОДЛ АИЦПТ УАРДБЖ ОАЕФМРС

ИЛА РУОТ УАРГШ УАККЖР АИККРПС

АБЛ ЕНОБ ООСВЛ ООАРБД ОАИДМНЛ

АШР АУКЛ ОАЛМС ААККЗС ЕЕЪВДДМ

ОЗВ ИАПЛ БРЕОР УАЬБДС ЕЕДПМТР

УКБ ААПЛ ОТМШР АИСЛПК ОАЬТДРС

ИРМ ОРЩБ ОЕЛСВ ЕУЗНКЦ АААЛТПК

ОТМ ОЕТЛ ААШЛП УАПРГП ОАЕМЛСТ

АСД ОЕРМ ОЕСМТ ОООЛТЗ ААЬБДЕС

ОБЛ ОКТС АИЛДН ЬОЕТЛМ ААОСКБЛ

Ответы:

ВОЙ ОЛЯ ПТИЦА ДРУЖБА СЕМАФОР

ЛАЙ УТРО ГРУША КРУЖКА СКРИПКА

БАЛ НЕБО СЛОВО БОРОДА ЛИМОНАД

ШАР ЛУКА СМОЛА СКАЗКА МЕДВЕДЬ

ЗОВ/ВОЗ ПИЛА/ЛИПА РЕБРО СУДЬБА ПРЕДМЕТ

БУК/КУБ ЛАПА ШТОРМ КЛИПСА РАДОСТЬ

МИР БОРЩ ВЕСЛО КУЗНЕЦ ПАЛАТКА

ТОМ ТЕЛО/ЛЕТО ШПАЛА ГРУППА САМОЛЕТ

САД МОРЕ МЕСТО ЗОЛОТО

ЛОБ СТОК/СКОТ ДЛИНА ОТМЕЛЬ КОЛБАСА



МЕТОДИКА ЭББИНГАУЗА (для исследования ассоциативности мышления

и уровня развития речи)

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА


Над

городомнизко повисли снеговые _______________. Вечером началась ____________. Снег повалил большими ___________. Холодный ветер выл, как ____________дикий. На конце пустынной и глухой _______ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с________ пробиралась по_____________. Она была худа и бедно___________. Она продвигалась
медленно вперед, валенки сваливались с ног и _________ ей идти. Наней было плохое ___________ с узкими рукавами, а на плечах ______________. Вдруг девочка ____________ и , наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец она стала на_________________ и своими посиневшими от __________ручонками стала ___________ по сугробу. Инструкция. Расставь точки. ПЛОХОЙ СТОРОЖ У ОДНОЙ ХОЗЯЙКИ МЫШИ ПОЕЛИ В ПОГРЕБЕ САЛО ТОГДА ОНА ЗАПЕРЛА В ПОГРЕБЕ КОШКУ А КОШКА ПОЕЛА И САЛО, И МЯСО, И МОЛОКО Фиксируется скорость нахождения и продуктивность ассоциаций (тест для младших школьников).


В раздел образования