Напоминание

"Воспитывающий потенциал математики и его реализация"


Автор: Озерова Людмила Дмитриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБВ(с)ОУ "Вечерняя (сменная) ОШ №16 при ИК №5"
Населённый пункт: гКемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитывающий потенциал математики и его реализация"
Раздел: полное образование





Назад




УДК 01.01.00
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИКИ

И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ
Озерова Л.Д. (Ozerova L.D.) г. Кемерово, МБВ (с) ОУ «ВБОУ(с)ОШ №16 при ИК-5» Как показывает практика работы, процесс обучения обеспечивает единство нравственного сознания, деятельности и поведения при следующих условиях: а) если в процессе обучения на каждом уроке проектируется актуализация всех нравственных знаний, мотивов и целей, определённых форм поведения; б) если содержание обучения раскрывает содержание нравственных понятий и норм морали как органической части учебного материала и одновременно благоприятно сказывается на формировании мировоззрения личности; в) если все системы факторов учебного процесса, особенно отношение учителя к учащимся, побуждаемые воздействия коллектива на личность, активно развивают нравственно содержательные мотивы учения; г) если при этом обеспечивается непрерывное совершенствование структуры коллектива (микрогруппы, лидерская группа), создание общественного мнения; д) если содержание и методы обучения актуализируют познавательную деятельность. Исходя из выше сказанного, я и провожу уроки математики. На каждом уроке ученики знают, зачем нужен изучаемый материал, где его можно применить. Стараюсь, чтобы умственная деятельность школьника по усвоению знаний была активна, чтобы все его помыслы были направлены именно на усвоение нового. В этом мне помогают следующие методы работы: метод соревнований – группы, на которые делится класс, получают задания, прорешивают их и выдвигают кандидата на «защиту» решения из числа слабых по знанию. Те, которые первыми справились и сделали защиту своей работы, получают всей группой отличные оценки. В других группах выставляю оценки
консультантам и разрешаю остальным поставить себе оценки самим. Формирую, тем самым, самооценку деятельности обучаемых. Многие не уверены в себе, в жизни им не удавалось достичь каких – либо положительных результатов и надо видеть как они преображаются, достигнув цели, получив верный ответ. Не было случая, чтобы они переоценили свои знания, наоборот - были их недооценки. В этом случае приходится убеждать учащегося, что он правильно выполнял действия, активно работал на уроке и достоин большей оценки, чем та, которую он себе поставил. Метод взаимопроверки тоже даёт положительный результат. Учащимся не хочется выглядеть перед соседом по парте хуже и, выполняя работу, они более внимательны, вдумчивы, используют учебник, ранее полученные знания стараются выполнить работу лучше. Воспитывающим моментом на уроке всегда бывает его начало. Если учитель, улыбаясь, сказал: «Здравствуйте, сегодня 1 ноября 2011 года, всех, родившихся в ноябре, я поздравляю с днём рождения. Запишем в тетради число и тему урока» я полагаю, что ученики с удовольствием примут новую порцию знаний. Если на уроке изучения темы «Пирамиды» вы покажете видеофильм о строительстве пирамид, вы непосредственно окунёте их в историю, заинтересуете их в дальнейшем своём усовершенствовании. Формирование общественного мнения на необходимость усвоения знаний помогает на уроке не делать замечаний по поведению. Познавательный интерес – двигатель, источник в обеспечении воспитательных задач обучения, обогащающий и направляющий поступки, деятельность ученика – с одной стороны. С другой стороны познавательный интере с выступает результатом во спитательных в о зд е й с т в и й , способствующих процессу освоения и добывания знаний по тому или иному предмету. Интерес, имеющийся у учащегося, показывает, до чего духовно дорос обучающийся в данный момент.
Индивидуальные проявления познавательного интереса школьников в обучении характеризуется тем, что у значительной части этот интерес направлен на практическое использование знаний. Формируя этот интерес, надо объяснять ученику, где он применит это в жизни. Изучаем «Теорему Пифагора» Я спрашиваю «Сколько шифера надо купить на крышу, зная, что высота крыши 2 метра, а длина 6 метров?» Делаем рисунок, записываем данные -Что надо знать для определения количества шифера? -Как найти площадь бокового ската крыши? -А как вычислить длину СВ? Используя теорему Пифагора, вычисляем. Достаточно ли знать площадь поверхности крыши, чтобы купить определённое число листов шифера? (Надо знать площадь листа, а в магазине они разные. На месте определяется: какой площади лист шифера и площадь крыши делят на площадь 1 листа шифера, учесть спуск листа на 20 см.) Практическая заинтересованность позволяет увлечь расчётами всех учеников, спрашиваю «Какая теорема помогла нам?» Учащиеся повторяют и лучше запоминают теорему. Развивая интерес к предмету, использую занимательные игры с математическим содержанием. ( Занимательность характеризуется такими показателями, как новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Через этот повышенный интерес в сознание ученика проникает ощущение прекрасного в математике.) Успешность решения таких задач зависит от уровня знаний школьников, от овладения ими программным материалом. Например: 1.За десять дней пират Ерёма способен выпить бочку рома, а у пирата, у Емели
ушло б на это две недели. За сколько дней прикончат ром пираты, действуя вдвоём? (пить вредно для здоровья – говорю) 2.Человек разглядывает портрет. «Чей это портрет вы рассматриваете?» – спрашивают у него, и человек отвечает: «В семье я рос один. И всё ж отец того, кто на портрете, сын своего отца». Чей портрет разглядывает человек? (своего сына) Воспитывают на уроке знания о выдающихся людях, посвятивших себя науке. (Их помнят века) В кабинете имею таблицу:
Знак

Значение

Кто ввел

Когда
√ корни К.Рудольф 1525 = равенство Р.Рекорд 1557 log a b логарифм И.Кеплер 1624 ≥ Больше или равно Т.Гарриот 1621 x умножение В.Оутред 1631 перпендикуляр П.Эригон 1634 a n степень Р.Декарт 1637 ∞ бесконечность Дж.Валлис 1655 ∫,dx Знаки интеграла и дифференциала Г.Лейбниц 1675 π Отношение длины окружности к диаметру У.Джонс 1706 f(x) функция Л.Эйлер 1729 cos a Косинус Л.Эйлер 1748 sin a синус  сумма Л.Эйлер 1755 arcsin x арксинус Ж.Лагранж 1772 i Минимальная единица Л.Эйлер 1777 ! Факториал Х.Крамп 1808 |a| Абсолютная величина К.Виерштрасс 1841 вектор О.Коши 1853 предел У.Гамильтон 1853
Портреты учёных висят в классе, о них рассказываю ученикам. (А как Вы себя прославите в жизни? Вспомнят ли Вас хорошим словом?) Воспитывает и внеклассная работа по математике. Ежегодно в период проведения месячника ученики моего класса читают доклады об учёных математиках, выпустили газету «Женщины – математики», где сами нарисовали портреты Софьи Ковалевской, Гаматеи, Голицыной. Составление кроссвордов, отгадывание их, ответы на вопросы викторин развивают учащихся и расширяют их знания. А в заключении активные участники месячника становятся игроками «Поля чудес», где получают призы за отгаданные слова. Математика не только развивает ум, сообразительность, но и помогает людям жить, делает им добро. «Знайте, что всегда приятнее отдать, чем взять» - эти слова я говорю всем моим ученикам.


В раздел образования