Автор: Пенкина Светлана Владимировна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГБУ СО "Балашовский центр социальной помощи семье и детям "Семья" Населённый пункт: г.Балашов, Саратовская область Наименование материала: конспект Тема: Королевство Зубной Щетки Раздел: начальное образование
Цели :
•
расширить кругозор детей о предметах личной гигиены, о чистоте и
аккуратности;
•
способствовать развитию мышления на основе коррекционно-
развивающих упражнений;
•
способствовать воспитанию аккуратности и потребности в личной
гигиене
•
Формировать навыки здорового образа жизни, расширить знания детей
о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки (мытьё рук), шаблоны
кистей рук, ножницы, карточки предметов личной гигиены.
Ход мероприятия
I. Организация учащихся, настрой на работу
Педагог : Сегодня мы приглашаем вас, принять участие: поиграть, пошутить,
посмеяться. И, конечно же, мы приглашаем всех наших друзей,
подумать обо всём, что увидите и услышите.
Приветствуем всех, кто время нашёл
И в зал наш на праздник здоровья пришел!
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И набираем, естественно вес!
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой,
Как воздух нужны,
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика. В общем, сама красота!
Здоровье своё бережём с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!
II. Постановка темы и целей:
Педагог: Сегодня мы отправимся в гости в Королевство Зубной Щетки.
Только Королева Зубная Щетка не любит грязных и неряшливых ребят.
Чтобы попасть в гости к Королеве Зубной Щетке, нам нужно будет вспомнить
все предметы личной гигиены, а так же вспомнить, как ими пользоваться.
Чтобы все задания выполнять правильно, нужно внимательно меня слушать.
Желаю всем успеха. (слайд №1)
- В старину на Руси говорили, что вымыть чисто – значит оттереть до дыр
всю грязь так, что человек светился. Значит, Королева Зубная Щетка очень
любит чистоту и следит за тем, чтобы все дети соблюдали правила личной
гигиены.
- Итак, оправляемся! В добрый путь!
III. Работа по теме открытого мероприятия:
- Первый друг Королевы Зубной Щетки
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко,
И считает зубы нам
По утрам и вечерам.
(Зубная щетка)
(слайд №2)
Первый друг Королевы Зубной Щетки не может ничего сделать без своего
помощника. Не подскажите ли вы мне кто это?
- ответы детей
(слайд №3)
Первыми пастами служили составы, содержащие мед, растительные масла.
Зубам люди уделяли очень много времени, чистили каждый зуб отдельно и по
нескольку раз в день. А потом натирали зубы и десны розовым маслом и
медом.
А потом появился зубной порошок, его делали из мела. А теперь мы чистим
зубы современной и удобной зубной пастой.
(слайд №4)
- А кто знает, как правильно надо чистить зубы?
- Сейчас я вам расскажу, как правильно чистить зубы. (Слайды№5 -7 )
1. Наружные поверхности зубов: производят выметающие движения от
десны к зубу.
2. Внутренние поверхности зубов: зубная щетка располагается вертикально,
направление движения – от десны к краю зуба.
3. Жевательные поверхности зубов: зубную щетку располагают
горизонтально и производят чистящие движения вперед-назад.
4. Кончиком четки почистить внутреннюю сторону передних зубов
круговыми движениями.
5. Не забудьте почистить язык.
Игра “ Береги зубы” (слайд №8)
- если я скажу неверное утверждение, то хлопок:
•
Можно грызть зубами грецкие орехи.
•
Надо полоскать зубы после еды.
•
Не надо чистить зубы 2 раза в день.
•
Посещай зубного врача только когда заболит зуб.
•
Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.
•
Не надо менять зубную щётку.
•
Надо есть много конфет.
- Второй друг Королевы Зубной Щетки
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
(слайд №9)
Мыло, которым мы каждый день моем руки. У него очень интересная
история!
Оно появилось в очень давние времена. Когда люди ещё питались
животными, приготовленными на костре. И тогда они заметили, что когда
зола смешалась с жиром животных, а потом с дождевой водой,
образовывалась пена, которая стекала в речку, в речке стирали бельё, и оно
становилось от этой смеси чистой. Так появилось первое мыло.
Шли годы…и люди поняли, что бактерии являются возбудителями болезней,
а мыло помогает с ними бороться. И изобрели мыло, которое делают из жира
животных, и по сей день.
- Королева Зубная щетка приготовил задание. Вы будете работать в парах.
- У вас на парте - памятка в картинках «Как правильно вымыть руки». Нужно
расставить картинки по порядку. ( слайд №10)
Как правильно вымыть руки (памятка)
1. Закатать рукава.
2Открыть кран.
3. Намочить руки.
4. Взять мыло.
5. Намылить руки.
6.Смыть мыло.
7.Закрыть кран.
8.Взять полотенце.
9.Вытерить руки.
10.Расправить рукава.
(слайд №11)
- Встаньте те, кто легко всё сделал. Садитесь.
- Встаньте те, кто испытывал затруднения. Ничего страшного, сейчас мы ещё
раз повторим правила мытья рук.
(Повторяем)
ФИЗМИНУТКА (слайд №12)
Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем
(Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем,
(руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно!
(прыжки на месте)
Мы колени поднимаем – Шаг на месте выполняем.
(ходьба на месте)
От души мы потянулись,
(потягивание – руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись.
(дети садятся)
- Третий друг Королевы Зубной Щетки
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не осилит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
(слайд №13)
А вот это мочалка! (показывает на мочалку) Её история началась 4000 лет
назад. Бедные люди мылись золой и речным песком (слайд №14) , а богачи
использовали деревянные или бронзовые лопатки (слайд №15).
В Средние века люди соскребали грязь - натуральной губкой, которая после
специальной обработки становилась пригодной для мытья. А потом
появилась мочалка из лыка (волокнистое, неокрепшее подкорье дерева.)
(слайд №16) . А потом появился привычный нам поролон, но пользы от него
мало он дает обильную пену, но с грязью справляется очень плохо. Так что
самая лучшая мочалка - натуральная, сделанная из естественного сырья.
Четвёртый друг Королевы Зубной Щетки
- Два кольца, два конца,
По середине гвоздик.
( ножницы)
(слайд №17)
- А для чего нам нужны ножницы?
Игровое задание: обстриги ногти. (слайд №18)
(Дети получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными черным
цветом ногтями. Они должны не торопясь, аккуратно обрезать ногти, не задев
пальцы.
Пятый друг Королевы Зубной Щетки
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей
( Расчёска)
(слайд №19)
если бы видели те расчески, которые были в древности, очень бы захотели
ими причесаться!
(слайды №20-22)
Самыми древними расческами, которыми пользовались жители Земли, можно
считать рыбьи скелеты. Известно что первую расчёску нашли в Древнем
Риме.
А потом расчески делались из дерева, кораллов, слоновой кости, черепашьего
панциря и рогов различных животных. А потом изобрели пластмассу. Слоны
и черепахи были спасены от полного уничтожения, а люди получили гребни
из материала, внешне очень похожего и на кораллы, и на слоновую кость, и
на панцирь черепахи.
Педагог: А сейчас отдохнём. Учёные определили, что волосы живут в
среднем от двух до четырёх лет. За год они успевают отрасти на
12-15 см. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними надо
ухаживать и прежде всего, ежедневно расчёсывать. При
расчёсывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю
голову надо мыть горячей водой с шампунем.
Часто школьники очень плохо относятся к своим вещам. Их портфели, книги
и тетрадки находятся в ужасном беспорядке. Да и сами дети
неряшливы: одежда измятая, грязная, лицо и руки грязные. А чтобы никому
не пришлось пережить историю, какая произошла с одной
девочкой, волосы необходимо регулярно мыть, ногти подстригать, купаться.
(видео с стихотворением А.Барто «Девочка чумазая») (слайд №23)
Педагог: Нам странно и неприятно видеть таких детей.
Но среди нас, таких мальчиков и девочек нет.
Потому что все мы хорошо знаем следующие правила:
Чистота – залог здоровья.
Грязь и неряшливость в одежде- это пренебрежение к
своему здоровью.
Нечистоплотность – это неуважение к самому себе и людям.
Шестой друг Королевы Зубной Щетки
Угадайте следующего друга Королевы Зубной Щетки
Лег в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос.
(Носовой платок)
(слайд №24)
- Для чего он нужен?
- Всегда надо иметь при себе носовой платок, нельзя пользоваться чужим.
- Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком? (ответы детей)
Те, кто пользуется квадратным носовым платком и не подозревает, что
выполняет указ французского короля Людовика 16, изданный в 1784 году.
Согласно этого указа “длина платка должна равняться его ширине”. А раньше
платки были овальной формы и на их изготовление шло очень много ткани.
Первые сведения о платке относятся к третьему веку до нашей эры. Ими
пользовались греческие и римские патриции во времена продолжительных и
обильных трапез, когда пот катился с них градом.
Во Франции дамы и кавалеры имели по два платка: один для красоты дамы
носили в руке, а кавалеры в специальном карманчике, а второй имел
практическое значение и напоказ не выставлялся.
Седьмой друг Королевы Зубной Щетки
Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяна – обезьяну.
(Зеркало)
(слайд №25)
- Для чего нам нужно зеркало?
- Правильно, зеркало нам нужно, чтобы следить за своим внешним видом.
- Все эти предметы называются предметами личной гигиены!
- Ребята, а зачем нам вообще все эти предметы нужны? (Они нужны нам,
чтобы ухаживать за собой. Мы должны выглядеть красиво, опрятно.)
- Вы молодцы, справились со всеми заданьями Королевы Зубной Щетки.
Педагог: Какие ещё принадлежности нам нужны для личной гигиены
«Угадай-ка» (слайд №26)
Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка мне на спину и бока.
До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж. Все ребята любят…( Душ ). (слайд №27)
В Полотняной стране по реке Простыне
Плывёт пароход то взад, то вперёд,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
( Утюг ) (слайд №28)
Резинка Акулинка
Пошла, гулять по спинке
И пока она гуляла
Спинка розовою стала.
( Губка) (слайд №29)
Плещет тёплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате?
( Ванна ) (слайд №30)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
-Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
( Полотенце ) (слайд №31)
Мойдодыру я родня,
Отверни –ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
( Кран ) (слайд №32)
4. Закрепление.
Перечислите средства личной гигиены.
Игра «Что здесь лишнее?» (слайд № 33)
Педагог: В предыдущей игре мы с вами ознакомились со средствами личной
гигиены, а сейчас вы из предоставленных вам картинок найдете средства
личной гигиены, а все лишнее отложите в сторонку.
Ребятам даются картинки на которых изображены различные предметы и
средства личной гигиены.
(слайд №34)
Поговорки и пословицы (слайд №35)
Педагог: А сейчас мы с вами вспомним пословицы и поговорки о чистоте,
здоровье, аккуратности. Вам ребята необходимо будет закончить пословицы и
поговорки:
(слайд №36)
-Чистота-залог… (здоровья)
-Здоровье в порядке – спасибо …(зарядке)
-Если хочешь быть здоров-…(закаляйся)
-В здоровом теле-здоровый…(дух)
-Кто аккуратен, тот людям …(приятен)
-Чистота – лучшая …(красота)
Педагог: А теперь пора прощаться, грустно с вами расставаться.
(Достаёт «письмо» и читает его)
(слайд №37)
« Вам, ребята, дорогие оставляю письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.
Всё равно какой водой: кипячёной, ключевой
Из реки, иль из колодца, или просто дождевой!
Нужно мыться непременно утром, вечером и днём-
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда!
И чернила и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще – я грязнуль не выношу!
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сама я моюсь очень часто. До свиданья. Королева Зубная Щетка
Педагог: Сегодня я объявляю войну всем микробам, бактериям и вирусам. И
как залог чистоты, оставляю в подарок волшебный кусочек мыла, с
помощью которого вы одержите победу над всеми микробами.
Итог: (слайд № 38)
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять!
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться.
И всегда дружить с водой
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни, ведь здоровье
В магазине не купить.