Автор: Терехова Антонина Петровна Должность: учитель родного языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Кобяйская СОШ им.Е.Е.Эверстова" Населённый пункт: с.Кобяй Кобяйского улуса РС(Якутия) Наименование материала: проект Тема: "Социально успешная личность" Раздел: среднее образование
Тема: Социально успешная личность
Выполнила: Терехова А.П
учитель
якутского языка и литературы МБОУ
«Кобяйская СОШ им.Е.Е.Эверстова»
2017г.
Тема: Социально успешная личность
XXI век – век глобализации, широкой информации, быстротечности, полной свободы
личности. Отсюда процесс индивидуализации необходим, кроме эффективного образования,
требуется формирование личности ученика.
Тема формирования социально успешной личности приобрела в последнее время в
нашей
стране
особую
актуальность
и
остроту.
Переход
к
новой
системе
социально-
экономических
отношений
вызвал
кризисные,
сопровождающиеся
стрессами
изменения
в
условиях
жизни
людей,
в
их
ценностных
ориентациях
и
в
целом
привёл
к
ухудшению
социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние прежде всего на
молодое поколение и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих
в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной
неуспешности,
отсутствие
способности
к
профессиональной
ориентации,
невыраженной
ответственности перед самим собой. Возникшие понятия «социально успешной личности»
связано с изменением парадигмы образования: от цели к развитию личности учащегося.
Цель проекта: Выявить секрет формирования социально успешной личности
Задачи:
1.
Самообразование;
2.
Сформулировать
методы
и
приёмы
воспитания
социально
успешной
личности.
3.
Мониторинг социализации учащихся;
Участники проекта:
Руководители проекта;
Семья, школа, краеведческий музей, сельская библиотека,
народный театр, школа искусств как социальные институты;
Учащиеся.
Тип отношений:
Взаимодействие
Взаимная ответственность
Доверие
Сотрудничество
Сопереживание
Содружество
Сотворчество
Концепция: «В каждом человеке скрыт бубенчик, и если его затронуть, человек зазвучит
всем лучшим, что у него есть»
М.Горький
У каждого человека свой собственный успех и свои собственные достижения. Но так
или иначе, они должны быть у каждого. Переживание успеха внушают человеку уверенность в
собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает
ощущение
внутреннего
благополучия,
что
в
свою
очередь,
благотворно
влияет
на
общее
отношение человека к окружающему миру.
Невозможно по-настоящему добиться успеха,
не имея цели.
Не зная своей цели невозможно поднять якорь, раздуть паруса и выйти в
открытый океан. Успех является источником внутренних сил ребёнка, источником энергии для
преодолении трудностей, страхов.
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я
– концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём
потенциале. Каждый день кропотливо создавать
воспитанникам ситуацию успеха, дать им
возможность пережить радость успеха, стараться сделать их счастливыми.
Содержание:
Ни
в
одном
учебнике
нет
готового
рецепта
педагогического
успеха.
Каждому педагогу приходится составлять его самостоятельно. Успех окрыляет, пробуждает
уверенность в своих силах, помогает стать более коммуникабельным, развивает способность к
взаимодействию.
Единое
воспитательное
поле
создаётся,
если
родители
приобщаются
к
реальной
практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определённые
ценностные
отношения.
С
помощью
данного
проекта
сотрудничество
родителей,
школы,
социума
и
детей
становится
реальностью.
Социальное
пространство
для
успешной
самореализации
каждого
учащегося
ежегодно
расширяется.
Отмечается
положительная
динамика
позитивной
самореализации
учащихся.
Самовыражение
личности
учащегося
осуществляется в семейных клубах, в совместных творческих делах.
Методический блок:
1.
Примерные совместные дела:
акции милосердия;
ярмарки;
теле-видео репортажи;
видео-просмотры с обсуждением;
родительские всеобучи;
творческие диалоги;
встречи;
публикации в СМИ;
выставки;
экскурсии.
2.
Работа семейных клубов:
клуб «Счастливый английский»;
клуб «Национальные игры»;
клуб «Родной язык»;
клуб «Юный следопыт»;
клуб «Народный умелец».
3.
Направления:
4.
Педагогические приёмы и методы создания ситуации успеха учащихся:
Приём «мозговой штурм» (доверие, похвала, удивление, стимулирование,
поощрение, признание, комфортность, обращение по имени);
Медитация;
Визуализация мечты;
Аффирмации.
5.
Алгоритм создания ситуации успеха:
1.
На фоне эмоциональной комфортности снятие страха через фразы «мы все пробуем
и ищем, только так может что-то получиться. Люди учатся на своих ошибках и
Основные направления воспитательной работы
«Учеба - наш главный труд»
Цель: формирование осознанного отношения к учению, развитие познавательной
активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
«Доброе сердце»
Цель: участие детей в общественно значимой деятельности, формирование их
гражданской позиции.
«Делу - время»
Цель: развитие трудовых навыков и умений детей, содействие в выборе профессий,
участие в общественно значимой деятельности.
«Спорт нам поможет силы умножить»
Цель: укрепление здоровья, физическое развитие и спортивное совершенствование.
«Зеленый мир»
Цель: популяризация экологических знаний, участие детей и подростков в решении
экологических проблем.
«Отечество»
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения
к народной памяти, воспитание патриотизма, приобщение к истокам национальной
культуры.
«Семья»
Цель: составление семейного древа. Совместная творческая деятельность.
находят способы решения».
2.
Авансирование
успешного
результата.
Учитель
выражает
свою
твёрдую
убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. «Я
даже не сомневаюсь в успешном результате., у вас всё получится».
3.
Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности. «Возможно, лучше
всего начать с …»
4.
Внесение мотива. Учитель показывает, ради чего совершается эта деятельность.
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться …»
5.
Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка. «Только ты
и мог бы», «Только тебе я могу доверить …», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу
обратиться за помощью»…
6.
Мобилизация активности, или педагогическое внушение. «Так хочется поскорее
увидеть…».
7.
Высокая оценка деталей «Тебе особенно удалось то объяснение …», « Больше всего
мне понравилось в твоей работе …».
6.
Формула педагогического успеха:
У С П Е Х
У – педагогу должны быть присущи семь У : У видеть, Услышать, Узнать, Уделить
(внимание каждому), Удивить, Увлечь, Убедить.
С – педагог должен с тремиться к трем С: Сотворчеству, Сопереживанию,
Сотрудничеству.
П – педагог должен следовать мудрости Сократа: « П ознай самого себя!».
Е – главное для педагога « Е динство горячего сердца и холодного разума».
Х - педагог должен знать главное правило: Х очешь доверительного разговора, не занимай
позиции «над» ребенком, опустись до его роста.
Если педагог в работе с ребенком применяет все слагаемые этой формулы, он
получит результат. Его воспитаннику будут присущи:
У – Уверенность в своих силах!
С –
Свобода, радость, эмоциональная раскрепощенность!
П – Покой в себе и около себя!
Е – Ежедневное стремление к активным действиям!
Х – Хорошее настроение!
7.
Мониторинг успешной социализации учащихся.
Отношени
я
К обществу
К человеку
К себе
К труду
К
прекра
сному
Показатели
воспитанно
сти
Общественн
Долг и
Бережливост
Дисциплини
Гражданстве
Коллективиз
Доброта и
Честность и
Культура
Простота и
Гордость и
Целеустремл
Требователь
Отношение
Отношение
Чувство
ая активность
ответственность
ь
рованность
нность
м и товарищество
отзывчивость
справедливость
поведения
скромность
самоуважение
енность
ность к себе
к учению
к общественно-полезному труду
прекрасного
Фамилия,
имя
Карта уровни воспитанности учащихся (Методика М.И.Шилова)
ЯП – высокий; П – хороший; СП – средний.
Целенаправленная работа всех компонентов воспитательной системы классного
коллектива
позволит
внести
значительные
коррективы
в
жизненные
ориентиры
учащихся. Для этого можно провести анкетирование «Жизненная успешность человека».
Благодаря мониторингу социализации учащихся можно судить реализовали ли дети свои
таланты и способности в различных конкурсах, соревнованиях.
Гипотеза:
Если
мы
–
педагоги
и
родители,
создадим
условия
успеха
для
самореализации и развития личности, то каждый ученик научится ставить и достигать
цели, преодолевать свои страхи действием и жить в гармонии с природой, реализовать
свой потенциал и приумножать ценности жизни.
Методологическая основа: При разработке проекта использовались научные труды
Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла», Брайана Трейси «Секрет успеха», Маслоу А.
«Мотивация
и
личность»,
работа
Носовой
Т.А.
«Ценностное
самоопределение
школьников».
Практическая значимость: Сформулированный секрет успеха поможет в работе
молодых
учителей,
социальным
педагогам,
психологам,
родителям
в
воспитании
успешного нового поколения.
План реализации проекта:
1.
Создание материально-технической базы для работы семейных клубов.
2.
Методическая подготовка.
3.
Ознакомительная беседа с детьми и их родителями о сути деятельности клубов.
4.
Пробное посещение детьми клубов для выявления предпочтений.
5.
Реализация проекта в целом.
Прогнозируемый результат:
1.
Распространение и реализация проекта.
2.
Расширение клубов и их сплочение в единую организацию.
3.
Становление семейного клуба центром воспитания детей наряду со школой.
4.
Воспитание социально успешной личности.
Заключение
Мы часто задумываемся о том, а какого предназначение учителя и сила влияния на
детские сердца? И отвечаем себе: оно огромно. А потому мы должны быть не просто
Учителями,
а
прежде
всего
Воспитателями.
Значит,
и
нам
нужно
расти
духовно,
профессионально, быть творческим человеком, так как только «Личность может воспитать
Личность».
Сотрудничество родителей, школы, социума и детей, организация семейных клубов
позволяет формировать личность с активной жизненной позицией.
Благодаря
данному проекту социальное пространство
учащихся
ежегодно
расширяет ся.
Наравне
с
этим
растёт
и
активность,
ответственность
самих
родителей.
Отмечается
положительная динамика позитивной самореализации учащихся.
Самосовершенствование
человека,
процесс
его
индивидуального
развития,
духовного
и
социального
становления
не
заканчивается
школой.
Они
непрерывны…
семья, школа и учитель отправная точка, которая открывает ребёнку этот путь.
Проект
позволит
учащимся
классного
коллектива
стремиться
достигать
поставленные перед собой цели, быть уверенными в своей успешности и твёрдо знать: их
жизненная
успешность
–
в
их
руках,
что
только
собственная
целеустремлённость
и
активность поможет им в самореализации.