Развитие певческого дыхания учащихся по направлению "эстрадный вокал"
Автор: Игонина Наталья Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 2 Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие певческого дыхания учащихся по направлению "эстрадный вокал" Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
Тема: Развитие певческого дыхания учащихся
по направлению «эстрадный вокал»
Игонина Наталья Александровна
Преподаватель МБУ ДО ДШИ № 2
Г. Ульяновска
Дыхание
в
пении
имеет
исключительно
большое
значение
–
это
источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto
придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его
основой пения. Про задержку дыхания при сольном пении в методических
работах прошлого ничего не сказано, а, напротив, рекомендуется «во время
вдоха, в тот момент, когда в глубине горла ученик почувствует холодок,
мгновенно
взять
ноту
мягким
ударом
назад,
напоминающим
движение
вдыхания, на гласный «а». Во время пения необходимо сохранять ощущение,
как будто процесс вдыхания продолжается. Этого ощущения можно достичь,
упираясь диафрагмой на стенку активной работы мышц, поднимающих грудь
и живот, в бока и в спину, что и создаёт чувство опоры в пении. Чтобы
сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха,
который проходит постепенно, струей через связки – горло, как смычок по
струнам, заставит наш «голосовой инструмент» звучать. Конечно, это очень
упрощенная схема, но главная идея здесь – показать важность дыхания в
процессе звукообразования.
В процессе работы над техникой певческого дыхания я всегда обращаю
внимание на характер исполняемого произведения. Поскольку дыхание в
пении
является
выразительным
средством,
то
один
и
тот
же
певец
в
зависимости от исполнительских задач может варьировать типы дыхания.
Вдох по активности и объёму должен соответствовать характеру музыки и
длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Момент задержки
дыхания перед атакой звука также обусловлен характером произведения. В
своей практике, особенно на начальном этапе работы, я часто сталкивалась
с
беспорядочностью
дыхательных
движений.
Это
происходит
вследствие
того, что учащиеся плохо следят за собой - не заботятся о равномерном
распределении
дыхания
на
всю
музыкальную
фразу,
берут
дыхание
где
попало. Это отражается на звучании голоса. Основной задачей произвольного
управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и
экономного выдоха во время пения.
В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:
1.
ключичный, или верхнегрудной, при котором активно работают
мышцы
плечевого
пояса,
в
результате
чего
поднимаются
плечи;
такое
дыхание часто встречается у детей, но оно для пения неприемлемо;
2.
грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным
движениям
грудной
клетки;
диафрагма
при
вдохе
поднимается,
а
живот
втягивается;
3.
брюшной, или диафрагматический, - дыхание осуществляется за
счёт активных сокращений диафрагмы и мышц живота;
4.
смешанный
-
грудобрюшное дыхание,
осуществляемое
при
активной
работе
мышц
как
грудной,
так
и
брюшной
полости,
а
также
нижнего отдела спины.
В вокальной практике наиболее целесообразным я считаю смешанный
тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и
обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во
все стороны по всей своей окружности. В результате туловище певца как бы
увеличивается в объёме в области пояса. Воздух заполняет нижние отделы
лёгких, и это ощущают мышцы спины. Боковые мышцы раздвигаются в
стороны, а стенка живота выдвигается вперёд. Диафрагма уплощается и
становится упругой. В момент атаки звук, как бы опускаясь сверху, давит на
диафрагму, как на педаль. Она же, мягко пружиня, «подхватывает» голос,
чтобы поддержать его снизу, и «замирает» в положении вдоха, упираясь
изнутри
во
все
стороны
туловища
по
всей
окружности.
Нижние
рёбра
грудной клетки при этом оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её
отделы, немного расширенные изначально (т.е. до начала вдоха), во время
дыхательных
движений
певца
сохраняют
неподвижное
положение.
Вдох
перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением
«скрытого»
зевка.
Вдох
через
нос
способствует
углублению
дыхания,
а
стремление певца к сохранению положения вдоха во время фонационного
выдоха,
т.е.
во
время
пения,
будет
способствовать
появлению
у
него
ощущения опоры звука.
Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны
погасить, задуть. Никто не будет
задумываться
над этой проблемой, а
наберет воздух и дунет на пламя. Теперь повторите это еще раз и проследите
за
своими
действиями.
Воздух
наполняет
грудь
(легкие),а
потом
направленным потоком посылается наружу. Подобный процесс происходит,
должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть в каждой новой
фразе. Сначала вдох- потом направленный выдох. При пении не должен резко
опадать
объем
грудной
клетки
(грудного
резонатора),
именно
в
этом
и
заключается
парадоксальность
певческого
выдоха:
дыхание
расходуется,
воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает. А теперь ощущения,
полученные при «задувании свечи» повторите со звуком, то есть спойте на
выдохе любой удобный звук , потяните его, а руками в это время следите за
«механизмом» выдоха. Проследите, чтобы при пении живот не зажимался, не
сильно выпячивался. Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать
певческий выдох, гудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы
при звучании голоса, делает его объемным и мощным. Именно это в вокале и
называется опорой на диафрагму и использованием
грудного резонатора,
груди. При хорошем внимании в работе, довольно быстро становится понятен
механизм
диафрагмального
дыхания.
Вокальные
задачи
(упражнения,
произведения) на этом этапе обучения должны быть простыми. Овладение
техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной,
плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором,
отчего
и
звук
будет
ровным
и
звучным.
Постепенная
подача
воздуха
обеспечит
максимальное
превращение
его
в
звуковые
волны.
Умение
расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук,
определяет мастерство владения певческим выдохом. Необученные певцы ,
набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходую его уже на
первых
звуках
музыкальной
фразы,
«вываливая»
его
широким,
рыхлым
потоком. Дыхание у начинающих бывает вялое или форсированное. Вялое
дыхание
–
это
неразвитые
мышцы,
недостаточный
вдох,
вялый
выдох,
поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной
активизацией дыхательных мышц , вдох шумный, с перебором дыхания,
выдох с излишним напором. Несколько слов о шумном вдохе. Шум этот
возникает
от
трения
проходящего
воздуха
о
недостаточно
раздвинутые
складки
(связки)
и
от
плохого
раскрытия
(расширения)
русла
трахеи
и
бронхов.
Шум
и
некрасив,
и
вреден
для
голосовых
связок,
и
вызывает
сухость.
Для
устранения
этого
недостатка
необходимо
постоянно
фиксировать внимание поющего на шуме, сопровождающем вдох. Добиться
бесшумного вдоха помогает хороший зевок и глубокое, спокойное дыхание.
Необходимо указать, что деление дыхания в пении на различные типы
весьма условно. Дыхание служит для исполнителя источником силы звука и
всех
оттенков,
поэтому
опытный
певец
может
использовать
все
виды
дыхания, соединяя или разделяя их. Обучение же детей следует начинать с
указания на необходимость брать дыхание нижней частью грудной клетки,
бесшумно,
не
поднимая
плеч.
Детям
нужно
знать,
что
вдох
должен
соответствовать
темпу
и
характеру
исполняемой
песни.
Часто
дети
допускают типичные ошибки при вдохе, стремясь набрать как можно больше
воздуха. При этом поднимаются плечи, заполняется только верхняя часть
легких - в результате держать звук долго невозможно. Голос звучит сухо и
сдавленно,
певец
часто
«перехватывает»
дыхание,
вокальная
фраза
становится короткой, страдает интонация певца и строй ансамбля. Другой
типичной ошибкой является пение без опоры на дыхание.
Опора
звука
ощущается
в
области
диафрагмы
и
одновременно
у
твердого
неба,
ближе
к
передним
зубам.
Чувство
опоры
звука
у
детей
возникает не сразу. Педагогу необходимо постоянно фиксировать внимание
поющего на правильном, «опертом» звучании, чтобы ребенок запоминал
свои ощущения при пении. При потере чувства опоры звука появляются
разные
дефекты:
фальшивая
интонация,
качание
голоса
и
быстрая
его
утомляемость, сокращение диапазона, изменение тембра и др.
Существует множество упражнений для развития певческого дыхания.
Например,
для
выработки
правильного
выдоха
можно
использовать
следующие:
Упражнение 1
Взять дыхание энергично, слегка задержать его, зафиксировать, и
считать вслух нараспев, в высокой позиции: "один.., два... три..." и т.д. Вдох
при этом должен быть коротким, легким, бесшумным.
Упражнение 2
Взять дыхание, задержать его и активно, но медленно произносить
букву "с". Ощутить сокращение мышц брюшного пресса и диафрагмы. Такое
упражнение вырабатывает постепенный и плавный выдох.
Упражнение 3
Детям предлагается взять активный короткий вдох через нос, затем
медленно, тонкой струйкой производить выдох, который должен быть как
можно
продолжительнее.
Выполняя
это
упражение,
педагог
предлагает
ученикам
представить
надутый
шарик,
из
которого
медленно
выпускают
воздух.
Упражнение 4
Наиболее
эффективное
для
развития
"полного
дыхания".
Лежа на спине, положите ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой - на
нижнюю часть живота. Затем сделайте глубокий вдох таким образом, чтобы
боковые и передние стенки живота выпятились вперед и в стороны, поднимая
вашу ладонь. Но грудная клетка, которая контролируется другой вашей рукой,
должна оставаться в покое. Освоив это упражнение, в положении лежа,
м о ж н о
п е р е й т и
к
в ы п о л н е н и ю
е г о
с т о я .
Теперь в положении стоя положите руку на живот для контроля дыхания и
сделайте медленный вдох, считая про себя до четырех (лучше использовать
простой метроном). Не задерживая дыхания, медленно выдыхайте, снова
считая
до
четырех.
Почувствуйте,
как
живот
надувается
при
вдохе
и
выдувается при выдохе.
Упражнение 5
Способствует
повышению
силы
и
эластичности
межреберных
мышц.
Исходное положение - стоя. Корпус прямой, плечи развернуты, руки расслаблены. Сложив
губы, как для утрированного произношения звука "У", нужно взять полное дыхание.
Затем, во время пения, стараться удерживать грудь во вдыхательном положении. В целях
усложнения тренировки можно посылать воздушную струю энергичными толчками с
произношением слога «ту» или «ду» . После каждого слога необходимо делать небольшую
паузу, при этом нужно стараться удерживать грудную клетку во вдыхательном положении.
Э т о
у п р а ж н е н и е
с л е д у е т
п о в т о р и т ь
б е з
п е р е р ы в а
5
-
8
р а з .