Напоминание

"Лес. Грибы. Лесные ягоды"


Автор: Трусова Нина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8"
Населённый пункт: г.Володарск, Нижегородская область
Наименование материала: конспект
Тема: "Лес. Грибы. Лесные ягоды"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект «Лес. Грибы. Ягоды.» Задачи: - Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания. - Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов - Развитие связной речи, речевого слуха, координации речи с движением, общей моторики, зрительного восприятия и внимания, памяти, логического мышления. - Воспитание активности, эмоциональности, инициативности, любви и бережного отношения к природе. Оборудование: листья, картинки грибов и лесных ягод, осеннего леса. Ход занятия 1. Организационный момент. Настрой на занятие. Если дождь стучит по крыше Листья падают неслышно Птицам улететь пора – Это к нам стучится….. (осень) Воспитатель: правильно. Это осень. А как вы догадались что эта загадка про осень? Дети. Потому что осенью идут дожди, листья падают с деревьев, птицы улетают в теплые края. Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес. Но прежде давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Послушайте меня внимательно.. Пальчиковая гимнастика Вот корзина так корзина В нейкрыжовник и малина, И лесная земляника, И садовая клубника Там брусника и черника. К нам ты в гости приходи Ягод, что найдешь мы в ней Нет полезней и вкусней! Вот корзина, И малина, И лесная земляника, и садовая клубника, там брусника и черника. К нам ты в гости приходи Ягод, что найдем мы в ней Нет полезней и вкусней! Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. - Ну-ка, кто мне скажет как нужно вести себя в лесу, какие правила надо соблюдать? Дети.В лесу нельзя громко кричать. В лесу нельзя ломать деревья, ветки, рвать много цветов. В лесу нельзя убивать насекомых. В лесу нельзя разжигать костер без взрослых. В лесу нельзя оставлять за собой мусор. Воспитатель: Чтобы попасть в осенний лес, давайте мы с вами споем нашу песенку. В лес отправимся гулять, Дети маршируют. Будем весело шагать. По тропиночке пойдем ходят «змейкой» Друг за дружкою гуськом. Между «кочками». На носочки встали бегут на носочках. И к лесу побежали. Воспитатель: Ребятки куда мы с вами попали? Дети. Мы попали в лес. Воспитатель: В какой лес? Дети: Мы попали в осенний лес. Воспитатель:. А как мы узнали, что это осенний лес? Дети. Это осенний лес, потому что листья на деревьях желтые и красные, земля покрыта золотом. Воспитатель: А какие изменения в природе происходит осенью? Дети. Осенью на улице становится холодно. Часто идут дожди. Дуют сильные ветры. Птицы улетают в теплые края. Воспитатель:. А как мы называем явление, когда с деревьев начинают опадать листья. Дети. Листопад.
Развитие воздушной струи. Воспитатель: Давайте мы сами устроим листопад. Вот вам листочки. Сейчас мы будем на них дуть. Когда дуем, помним - губы трубочкой, щеки не надуваем. Воспитатель: Раз, два, три листопад начнись. Дети дуют на засохшие листочки. Воспитатель. Молодцы! У нас получился очень красивый листопад. Кто мне скажет, что растет в осеннем лесу? Дети. В осеннем лесу растут грибы и ягоды. Воспитатель: Давайте мы с вами в наши корзинки соберем их. В одну корзинку соберем грибы, в другую ягоды. Пойдемте. Воспитатель. Ребятки посмотрите вот и наш первый гриб. Кто знает, какой это гриб? Растет под березой. Шляпа у него круглая, темно-коричневого цвета, а ножка тонкая, высокая. Дети. Это подберезовик. Воспитатель: Как вы определили? Дети. Подберезовик Воспитатель. Возьмем этот гриб? Дети. Да. Воспитатель. Почему? Дети. Подберезовик съедобный гриб. Воспитатель. При сборе грибы нужно не вырывать с корнем, а аккуратно срезать ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы из нее выросли еще грибы. Положим подберезовик в корзинку. Посмотрите, какой гриб спрятался в травке? Дети. Это лисичка. Воспитатель:. А как вы узнали? Дети. Лисичка растет в траве. Она желтого цвета. У нее круглая шляпка и тонкая ножка Воспитатель:. Как вы думаете, почему этот гриб назвали лисичкой? Дети. Потому что этот гриб похож на лису. Воспитатель: Возьмем лисичку? Дети. Да, она съедобный гриб. Воспитатель:. Но прежде нам нужно придумать предложение о грибах – лисичках по данной схеме.
Воспитатель: А что это за гриб красный в белые горошины? Дети. Это мухомор. Его нельзя брать, он ядовитый. Воспитатель. А что значит ядовитый? Дети. Ядовитый – это значит опасный для здоровья, им можно отравиться. Воспитатель: А какие еще ядовитые грибы вы знаете? Дети. Бледная поганка, ложные опята, желчный гриб. Воспитатель. Сейчас я проверю, сможете ли вы определить несъедобные грибы. Поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно, назовите грибы, скажите какой гриб лишний и почему. Мухомор, белый гриб, подберезовик, груздь. Масленок, бледная поганка, боровик, лисичка. Воспитатель: А теперь, соберем семейку слов. Как мы назовем маленький гриб? Дети. Грибок. Воспитатель. А как назовем очень большой гриб? Дети. Грибище. Воспитатель: Как называют человека собирающего грибы. Дети. Грибник. Воспитатель. Ребята, я думаю нам достаточно грибов. Следует собирать столько грибов, сколько вам нужно: не забывайте, что грибы являются пищей для птиц и животных. Сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Грибник». Хотите? Воспитатель одевает шляпку-гриб. Дети двигаются по залу врассыпную топающим шагом. Я – грибник, а вы грибы. Ну-ка, прячьтесь за дубы! Раз, два, три, четыре, пять. Я иду грибы искать! Грибник. Хочет сорвать гриб, которые от него прячутся.. Воспитатель: А сейчас мы проверим, насколько внимателен наш грибник. Ну-ка, грибы, построились в один ряд. Грибник, запомни, как стоят наши грибочки. Сейчас они поменяются местами. Запомнил? Закрывай глаза. Грибник закрывает глаза. Воспитатель: Открывай, какие грибы поменялись местами.
Молодцы, ребята! Поиграли, отдохнули. Теперь нам надо наполнить вторую корзинку. Что мы соберем? Дети. Мы соберем ягоды. Воспитатель. Где растут ягоды? Дети. Ягоды растут в лесу на высоких и низких кустах. Воспитатель. А какие лесные ягоды вы знаете? Дети. Брусника, малина, черника, клюква. Воспитатель. Сейчас мы проверим. Сможете ли вы найти эти ягоды в лесу. … найдут малину. … найдут бруснику. … найдут чернику. Кто нашел ягодку, стоит рядом с ягодой. Воспитатель: Какую ягоду вы нашли. Дети. Мы нашли малину. Воспитатель:. Как вы узнали, что эта малина Дети. Малина растет на высоких кустах. Ягоды у малины сложной формы, красного цвета. Воспитатель: Какую ягоды вы нашли. Дети. Мы нашли бруснику. Воспитатель: Как вы узнали, что эта брусника. Дети. Брусника растет на низких кустах. Ягоды у брусники круглой формы, красного цвета. Воспитатель: Какую ягоду вы нашли? Дети. Мы нашли чернику. Воспитатель:. Молодцы! Вы все правильно определили ягоды. Но прежде чем наполнить нашу корзинку ягодами сделаем звуковой анализ слова малина. Воспитатель: Ну вот, наши корзинки полные. Пора нам и домой возвращаться. Воспитатель: Вот мы и дома. Поставим наши корзинки. А что нужно сделать с грибами и ягодами по приходу домой? Дети. Ягоды и грибы нужно перебирать, очищать и помыть. Воспитатель:. Что можно сделать с грибами, что можно приготовить? Дети. Из грибов можно сварить грибной суп, жаркое. Грибы солят, сушат, маринуют. Воспитатель. А что можно приготовить из ягод?
Дети. Из ягод можно приготовить варенье, джем, повидло. Можно сделать сок, компот, морс, сироп. Воспитатель: мы сделаем сок из малины, то какой это будет сок? Дети. Малиновый сок. Воспитатель: Если приготовим джем из ежевики? Дети. Ежевичный джем. Воспитатель: Если сделаем сироп из брусники? Дети. Брусничный сироп. Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами из брусничного сиропа сделаем брусничный морс. Для этого нам нужна кипяченая вода и брусничный сироп. В воду наливаем немного брусничного сиропа, аккуратно перемешиваем и у нас получается брусничный морс. Наливаем в стаканы. Пробуем. Ну как? Дети. Очень вкусно. Воспитатель: Ребята морс не только очень вкусный, но и очень полезный, так как в ягодах много витаминов необходимых нашему организму. Воспитатель: Ребята, есть скороговорка «У пеньков опять пять опят» Мы идём в осенний лес. А в лесу полно чудес! Дождь вчера в лесу прошёл — Это очень хорошо. Будем мы грибы искать И в корзинку собирать. Вот сидят маслята, На пеньке — опята, А во мху — лисички, Дружные сестрички. «Подосиновик, груздок, Полезайте в кузовок! Ну, а ты, мухомор, Украшай осенний бор». Воспитатель читает рассказ: БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрал иземляники, несут в кузовках. Моя бабушка поглядела и посмеивается: —Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала! —Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше. Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами. —Что ж ты, Саня, — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала. —Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала. В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними. И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет... Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше. Встречается бабушка. Что ж ты, — говорит, — Саня... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала! — Ещё бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься. Вопросы: Что несли в кузовках Санька и Варя? Что сказала бабушка? Что ответил Санька? Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз? Что Санька каждый раз отвечал бабушке? Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды? Ответы детей. Воспитатель: Осень — время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий. — Бабушка, — спрашивала Катя. — Если мы малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье
какое? (...) —А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя. — Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...) —Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...) —Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...) — А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...) Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо- невидимо было ягод земляники. Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...) .


В раздел образования