Автор: Трусова Нина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8" Населённый пункт: г.Володарск, Нижегородская область Наименование материала: конспект Тема: "Лес. Грибы. Лесные ягоды" Раздел: дошкольное образование
Конспект «Лес. Грибы. Ягоды.»
Задачи:
- Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в
жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания.
- Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование
грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукобуквенного и
слогового анализа слов
- Развитие связной речи, речевого слуха, координации речи с движением, общей
моторики, зрительного восприятия и внимания, памяти, логического мышления.
- Воспитание активности, эмоциональности, инициативности, любви и бережного
отношения к природе.
Оборудование: листья, картинки грибов и лесных ягод, осеннего леса.
Ход занятия
1.
Организационный момент. Настрой на занятие.
Если дождь стучит по крыше
Листья падают неслышно
Птицам улететь пора –
Это к нам стучится…..
(осень)
Воспитатель: правильно. Это осень. А как вы догадались что эта загадка про
осень? Дети. Потому что осенью идут дожди, листья падают с деревьев,
птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку
в осенний лес. Но прежде давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.
Послушайте меня внимательно..
Пальчиковая гимнастика
Вот корзина так корзина
В нейкрыжовник и малина,
И лесная земляника, И садовая клубника
Там брусника и черника. К нам ты в гости приходи
Ягод, что найдешь мы в ней
Нет полезней и вкусней!
Вот корзина,
И малина,
И лесная земляника, и садовая клубника, там брусника и черника.
К нам ты в гости приходи
Ягод, что найдем мы в ней
Нет полезней и вкусней!
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
- Ну-ка, кто мне скажет как нужно вести себя в лесу, какие правила надо
соблюдать?
Дети.В лесу нельзя громко кричать.
В лесу нельзя ломать деревья, ветки, рвать много цветов.
В лесу нельзя убивать насекомых.
В лесу нельзя разжигать костер без взрослых.
В лесу нельзя оставлять за собой мусор.
Воспитатель: Чтобы попасть в осенний лес, давайте мы с вами споем нашу
песенку.
В лес отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем ходят «змейкой»
Друг за дружкою гуськом. Между «кочками».
На носочки встали бегут на носочках.
И к лесу побежали.
Воспитатель: Ребятки куда мы с вами попали?
Дети. Мы попали в лес.
Воспитатель: В какой лес?
Дети: Мы попали в осенний лес.
Воспитатель:. А как мы узнали, что это осенний лес?
Дети. Это осенний лес, потому что листья на деревьях желтые и красные, земля
покрыта золотом.
Воспитатель: А какие изменения в природе происходит осенью?
Дети. Осенью на улице становится холодно. Часто идут дожди. Дуют сильные
ветры. Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель:. А как мы называем явление, когда с деревьев начинают опадать
листья.
Дети. Листопад.
Развитие воздушной струи.
Воспитатель: Давайте мы сами устроим листопад. Вот вам листочки. Сейчас мы
будем на них дуть. Когда дуем, помним - губы трубочкой, щеки не надуваем.
Воспитатель: Раз, два, три листопад начнись.
Дети дуют на засохшие листочки.
Воспитатель. Молодцы! У нас получился очень красивый листопад. Кто мне
скажет, что растет в осеннем лесу?
Дети. В осеннем лесу растут грибы и ягоды.
Воспитатель: Давайте мы с вами в наши корзинки соберем их. В одну корзинку
соберем грибы, в другую ягоды. Пойдемте.
Воспитатель. Ребятки посмотрите вот и наш первый гриб. Кто знает, какой это
гриб? Растет под березой. Шляпа у него круглая, темно-коричневого цвета, а
ножка тонкая, высокая.
Дети. Это подберезовик.
Воспитатель: Как вы определили?
Дети. Подберезовик
Воспитатель. Возьмем этот гриб?
Дети. Да.
Воспитатель. Почему?
Дети. Подберезовик съедобный гриб.
Воспитатель. При сборе грибы нужно не вырывать с корнем, а аккуратно срезать
ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы из нее выросли еще грибы. Положим
подберезовик в корзинку. Посмотрите, какой гриб спрятался в травке?
Дети. Это лисичка.
Воспитатель:. А как вы узнали?
Дети. Лисичка растет в траве. Она желтого цвета. У нее круглая шляпка и тонкая
ножка
Воспитатель:. Как вы думаете, почему этот гриб назвали лисичкой?
Дети. Потому что этот гриб похож на лису.
Воспитатель: Возьмем лисичку?
Дети. Да, она съедобный гриб.
Воспитатель:. Но прежде нам нужно придумать предложение о грибах – лисичках
по данной схеме.
Воспитатель: А что это за гриб красный в белые горошины?
Дети. Это мухомор. Его нельзя брать, он ядовитый.
Воспитатель. А что значит ядовитый?
Дети. Ядовитый – это значит опасный для здоровья, им можно отравиться.
Воспитатель: А какие еще ядовитые грибы вы знаете?
Дети. Бледная поганка, ложные опята, желчный гриб.
Воспитатель. Сейчас я проверю, сможете ли вы определить несъедобные грибы.
Поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно, назовите грибы,
скажите какой гриб лишний и почему.
Мухомор, белый гриб, подберезовик, груздь.
Масленок, бледная поганка, боровик, лисичка.
Воспитатель: А теперь, соберем семейку слов. Как мы назовем маленький гриб?
Дети. Грибок.
Воспитатель. А как назовем очень большой гриб?
Дети. Грибище.
Воспитатель: Как называют человека собирающего грибы.
Дети. Грибник.
Воспитатель. Ребята, я думаю нам достаточно грибов. Следует собирать столько
грибов, сколько вам нужно: не забывайте, что грибы являются пищей для птиц и
животных. Сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Грибник». Хотите?
Воспитатель одевает шляпку-гриб.
Дети двигаются по залу врассыпную топающим шагом.
Я – грибник, а вы грибы.
Ну-ка, прячьтесь за дубы!
Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду грибы искать!
Грибник. Хочет сорвать гриб, которые от него прячутся..
Воспитатель: А сейчас мы проверим, насколько внимателен наш грибник. Ну-ка,
грибы, построились в один ряд. Грибник, запомни, как стоят наши грибочки.
Сейчас они поменяются местами. Запомнил? Закрывай глаза.
Грибник закрывает глаза.
Воспитатель: Открывай, какие грибы поменялись местами.
Молодцы, ребята! Поиграли, отдохнули. Теперь нам надо наполнить вторую
корзинку. Что мы соберем?
Дети. Мы соберем ягоды.
Воспитатель. Где растут ягоды?
Дети. Ягоды растут в лесу на высоких и низких кустах.
Воспитатель. А какие лесные ягоды вы знаете?
Дети. Брусника, малина, черника, клюква.
Воспитатель. Сейчас мы проверим. Сможете ли вы найти эти ягоды в лесу. …
найдут малину. … найдут бруснику. … найдут чернику. Кто нашел ягодку, стоит
рядом с ягодой.
Воспитатель: Какую ягоду вы нашли.
Дети. Мы нашли малину.
Воспитатель:. Как вы узнали, что эта малина
Дети. Малина растет на высоких кустах. Ягоды у малины сложной формы,
красного цвета.
Воспитатель: Какую ягоды вы нашли.
Дети. Мы нашли бруснику.
Воспитатель: Как вы узнали, что эта брусника.
Дети. Брусника растет на низких кустах. Ягоды у брусники круглой формы,
красного цвета.
Воспитатель: Какую ягоду вы нашли?
Дети. Мы нашли чернику.
Воспитатель:. Молодцы! Вы все правильно определили ягоды. Но прежде чем
наполнить нашу корзинку ягодами сделаем звуковой анализ слова малина.
Воспитатель: Ну вот, наши корзинки полные. Пора нам и домой возвращаться.
Воспитатель: Вот мы и дома. Поставим наши корзинки. А что нужно сделать с
грибами и ягодами по приходу домой?
Дети. Ягоды и грибы нужно перебирать, очищать и помыть.
Воспитатель:. Что можно сделать с грибами, что можно приготовить?
Дети. Из грибов можно сварить грибной суп, жаркое. Грибы солят, сушат,
маринуют.
Воспитатель. А что можно приготовить из ягод?
Дети. Из ягод можно приготовить варенье, джем, повидло. Можно сделать сок,
компот, морс, сироп.
Воспитатель: мы сделаем сок из малины, то какой это будет сок?
Дети. Малиновый сок.
Воспитатель: Если приготовим джем из ежевики?
Дети. Ежевичный джем.
Воспитатель: Если сделаем сироп из брусники?
Дети. Брусничный сироп.
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами из брусничного сиропа сделаем
брусничный морс. Для этого нам нужна кипяченая вода и брусничный сироп.
В воду наливаем немного брусничного сиропа, аккуратно перемешиваем и у нас
получается брусничный морс. Наливаем в стаканы. Пробуем. Ну как?
Дети. Очень вкусно.
Воспитатель: Ребята морс не только очень вкусный, но и очень полезный, так как
в ягодах много витаминов необходимых нашему организму.
Воспитатель: Ребята, есть скороговорка «У пеньков опять пять опят»
Мы идём в осенний лес.
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошёл —
Это очень хорошо.
Будем мы грибы искать
И в корзинку собирать.
Вот сидят маслята,
На пеньке — опята,
А во мху — лисички,
Дружные сестрички.
«Подосиновик, груздок,
Полезайте в кузовок!
Ну, а ты, мухомор,
Украшай осенний бор».
Воспитатель читает рассказ: БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрал иземляники, несут в
кузовках.
Моя бабушка поглядела и посмеивается:
—Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!
—Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
—Что ж ты, Саня, — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала.
—Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл
вместе с ними.
И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя
отвернётся, а он возьмёт и
подсыплет...
Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше.
Встречается бабушка.
Что ж ты, — говорит, — Саня... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться,
а Варя больше набрала!
— Ещё бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец,
Варя у нас работница. За ней не угонишься.
Вопросы:
Что несли в кузовках Санька и Варя?
Что сказала бабушка?
Что ответил Санька?
Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?
Что Санька каждый раз отвечал бабушке?
Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?
Ответы детей.
Воспитатель: Осень — время заготовок. Катя с бабушкой решили
запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они
пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.
— Бабушка, — спрашивала Катя. — Если мы малину соберём, какой
компот получится? (...) А варенье
какое? (...)
—А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя.
— Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)
—Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье?
(...)
—Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)
— А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)
Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-
невидимо было ягод земляники.
Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)
.