Автор: Люткова Александра Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 11 г. Североморска Населённый пункт: Североморск Наименование материала: Проектная деятельность в детском саду по социально-личностному развитию воспитанников Тема: "Моя семья - моё богатство" Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в детском саду по социально-личностному развитию воспитанников «Моя
семья — мое богатство»
Александра Люткова
Проектная деятельность в детском саду по социально-личностному развитию воспитанников «Моя
семья — мое богатство»
« Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро»
В. А. Сухомлинский.
I. Целеполагание.
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблеме социально-
личностного развития и воспитания дошкольников связано с нестабильностью в обществе. В
сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к
другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных
проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость
детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы
ДОУ.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе
формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать
ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир
людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в
доступном ему социальном окружении , осознавать самоценность собственной личности и других
людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями
общества.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги группы.
Цель проекта .
– создание в детском саду и в семье условий , способствующих позитивной социализации
дошкольников .
Задачи проекта .
- создание благоприятной предметно- развивающей среды для социального развития детей ;
- создание единой системы работы ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей ;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-
корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем .
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Знание детьми информации о своей семье .
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье .
4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи .
II. Разработка проекта .
1. Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой,
театрализованной деятельности ; дидактические игры, иллюстрированный материал,
художественную литературу по теме «Моя семья - моё богатство ».
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности .
4. Составить перспективный план мероприятий.
III. Выполнение проекта .
Проект "Моя семья - моё богатство " реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-
личностному развитию его воспитанников . К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в
своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод
(право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности , иметь личные
вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости
к детям и взрослым независимо от социального происхождения , расовой и национальной
принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого
своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям,
взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при
осознании необходимости людей друг в друге;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных
переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения
конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые
контакты.
Раздел программы
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры « Семья », «День рожденья», «Магазин», «Больница».
• Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»
• Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
• Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
• Строительные игры «Мебель для дома».
Познавательное развитие
• Тематические занятия «Права и обязанности в семье », «Моё имя».
• Знакомство с профессиями родителей.
• Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
• Создание альбомов «Моя семья », «Наша группа».
Речевое развитие
• Составление творческих рассказов на тему «Моя семья », «Мой домашний любимец», «Как я
помогаю дома».
• Чтение художественной литературы на тему « Семья »: сказки «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
• Пословицы и поговорки о семье .
• Беседы на тему «Кем работают мои родители».
Продуктивная деятельность
• Рисование на темы «Моя семья », «Мамин портрет», «Мой дом».
• Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи .
• Фотовыставка «Семейные увлечения».
Работа с родителями
• Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.
• Проект «Счастливый выходной день».
• Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
• Выпуск газеты к дню Матери.
• Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.
IV. Презентация проекта .
• Досуг «Вечер дружной семьи ».
• Выставка проектов «Счастливый выходной день».
• Выставка рисунков «Моя семья ».
V. Постановка новой задачи.
• Составление генеалогического древа семьи .
Таким образом, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из
актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет
отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет
его и нашей жизнью.
Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в
первую очередь, матерью и отцом. Поэтому необходимо привлечь родителей к работе по данной
проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье .
Реализация проекта поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей,
позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении ,
осознать самоценность собственной личности и других людей.