"Теоретический аспект развития зрительной памяти у дошкольников".
Автор: Андреева Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР д/с № 48 Истринского муниципального района Населённый пункт: город Истра Наименование материала: конспект Тема: "Теоретический аспект развития зрительной памяти у дошкольников". Раздел: дошкольное образование
развития зрительной памяти у дошкольников ».
Выполнила: Андреева Татьяна Николаевна
Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №48
Истринского муниципального округа
2017 г.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей и
имеет богатейшие потенциальные возможности в развитии ребенка, в том
числе и в развитии памяти дошкольников.
Считается, что именно в этом
возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно
скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как
личности.
Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В
это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят
предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического
развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением. То
есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному
анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную.
Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок
выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом
другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник
часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро
забывает.
У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти.
Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими
выполнения последовательного действия. Как пример можно привести танец,
где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом
размахивать платочком. Постепенно ребенок учится не только правильно
совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими,
именно в это же время. То есть в подвижных играх ребенок старается не
только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы
другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность
развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься
играми с элементами эстафеты или аттракциона.
В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при
выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь
на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные
действия, основанные на задействии мелкой моторики. То есть в этот
возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном
освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает
развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению
стихов, сказок. В этот период важно и общение не только с родителями, но и
с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то
прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с
ним. То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.
Ребенка-дошкольника необходимо специально обучать искусству
запоминания. Если малышу в дошкольный период уделять достаточно
времени, то будет меньше проблем в начальной школе с усвоением новых
знаний. Ребенок уже сам будет контролировать свой мыслительный процесс и
будет обучен приемам скорейшего запоминания предложенной информации.
УПРАЖНЕНИЕ, ТРЕНИРУЮЩЕЕ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ
Выполнять это упражнение несложно и очень интересно. Для этого
необходимо предварительно подготовить две карточки с одинаковыми
изображениями. На одной картинки у отображенного предмета один из
элементов должен отсутствовать. Сначала малышу показывают
первоначальный вариант, предлагают его запомнить, а затем показывают
другую картинку. Вначале ребенок может долго искать отличия, затем
постепенно он учится выявлять даже незначительные изменения в
идентичных изображениях.
«Делай как я»
Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите
малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности.
Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.
Игра в картинки
Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на
ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем
попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении
вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов. Эти игры развивают
кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией
внимания.
«Чего не хватает?»
Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1
минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда
2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет
вспомнить, каких предметов не хватает. Данные игры развивают зрительную
память и внимание.
«Запомни фигуру»
Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5
геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на
бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить
предмет в том цвете, который он запомнил. Игра развивает зрительную
память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у
детей дошкольного возраста.
Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую
информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь
ребенка и разбудить интерес к обучению.
Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять
дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда
интерес ребенка к занятиям не пропадет.