Напоминание

"Реализация системно- деятельностного подхода в группе раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО"


Автор: Жандарова Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №39 "Тополёк"
Населённый пункт: г.Юрга. Кемеровская обл.
Наименование материала: Публикация
Тема: "Реализация системно- деятельностного подхода в группе раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Название

работы:
«Реализация системно- деятельностного подхода в группе раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО»
Автор:
Жандарова Л.А, воспитатель МБДОУ д\с – №39 «Тополёк»
Место выполнения работы:
г. Юрга. Кемеровской области Три главных вопроса: Чему обучать? Ради чего обучать? Как обучать? стояли перед педагогами разных времен и педагогических систем. Я думаю, что на первый вопрос можно ответить, задав встречный вопрос: Каким мы хотим видеть ребенка в постоянно меняющемся мире? Важно ли современному человеку уметь: - сохранять свое здоровье; - ставить перед собой цель, планировать; - работать с различными видами потоков информации, творчески перерабатывать знания; - самостоятельно преодолевать возникшие затруднения и многое другое. Я думаю, ответ очевиден: конечно, важно. Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Обращаясь к современным нормативным документам, становится понятным, что переориентация дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор способов поддержки личностного становления конкретного ребенка ставит педагогов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».
Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Всем известно, что в основу традиционной системы образования был заложен объяснительно-иллюстративный метод. Считалось, что главная задача педагога – доступно и наглядно объяснить, передать детям знания, умения и навыки (так называемые ЗУНы), а задача детей – понять, запомнить, потренироваться, усвоить. Своим основным результатом воспитатели считали ЗУН выпускников, а ребёнок – похвалу, одобрение, и пр. Перенос в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования акцента с подготовки детей к будущей (взрослой) жизни на полноценное проживание детства как самоценного периода способствует изменению представлений и о результатах дошкольного образования. Мы видим, что новые стандарты выдвигают большие требования к педагогу и для того, чтобы ответить на вопрос: «Как обучать, развивать?» необходимы новые педагогические инструменты. Именно таким эффективным инструментом может послужить деятельностный метод, так как, используя его, педагог перестаёт быть просто транслятором знаний, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей и тем самым может практически реализовывать те задачи, которые ставит перед образованием современное общество.
Целью

моей

работы
явилось создание системы работы по познавательному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе реализации системно - деятельностного подхода.
Основные задачи, которые я ставила перед собой, приступая к работе:
1. Описать теоретические аспекты системно-деятельностного подхода. 2. Создать и апробировать систему работы по познавательному развитию детей раннего возраста в ходе непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие», основанной на использовании деятельностного подхода. 3. Расширение форм и методов организации работы с детьми по познавательному развитию в различных видах деятельности. 4. Провести оценку возможных достижений в познавательном развитии детей раннего возраста. 5. Создать полноценную предметно-пространственную среду, направленную на познавательное развитие детей раннего возраста. 6. Раскрыть значение и возможности использования технологий деятельностного типа как средства достижения целевых ориентиров образования в раннем возрасте; Реализация работы по данной теме проходила в несколько этапов.
I этапом стал организационно-диагностический

Цель данного этапа:

- Анализ методической литературы по проблеме исследования и проведение диагностики для определения начального уровня развития познавательных способностей детей раннего возраста. - Разработка системы работы по познавательному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе системно-деятельностного подхода. Оценка уровня развития детей осуществлялась в соответствии с критериями Мониторинга образовательного процесса. Диагностическое исследование проводилось на базе МБДОУ д\с – №39 «Тополёк» с участием детей 1.5-3 лет). В процессе мониторингового исследования было изучено проявление интегративных качеств в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности ребенка по следующим критериям: 1. «Любознательный, активный». 2. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 3. «Овладевший необходимыми умениями и навыками» (освоение задач образовательной области «Познавательное развитие») . Проанализировав результаты, я сделала следующие выводы: Дети достаточно любознательны, активно обследуют окружающее пространство, с удовольствием участвуют в организуемых взрослым детских видах деятельности. В то же время у детей раннего возраста возникают следующие трудности:  несформированность способности к проявлению познавательной инициативы;  неумение преодолевать затруднения в деятельности;  неспособность выбора средств привлечения взрослого для выполнения нужных действий;  малый арсенал средств для обнаружения свойств и способов деятельности с новыми предметами;  недостаточное владение представлениями о сенсорных эталонах. Таким образом, проведенная диагностика дала мне полное представление об уровне развития детей раннего возраста, позволила точно спланировать работу по познавательному развитию на основе системно-деятельностного подхода и приступить ко второму этапу, целью которого явилась апробация системы работы по познавательному развитию детей раннего возраста на основе системно- деятельностного подхода. Несомненно, особенности детей раннего возраста предполагали особую специфику в использовании деятельностного метода, ведь объектом познания в этом возрасте являются окружающие предметы, их действия. Дети активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". В связи с этим я решила, что реализацию деятельностного подхода необходимо осуществлять во всех видах образовательной работы и в разных направлениях:  самостоятельной деятельности, которая возникает по инициативе самого ребенка – стихийно;  непосредственной образовательной деятельности - организованной воспитателем;  совместной деятельности ребенка и взрослого – на условиях партнерства.
На этапе выбора форм практического применения деятельностного подхода с детьми 1-ой младшей группы мною были выбраны наиболее адекватные формы совместной деятельности. Так одним из методов, который активно использовался мною, стал метод проектов. Так была организована реализация ряда мини-проектов в рамках познавательного развития детей, где в процессе применения деятельностного подхода формировались действия с предметами (дидактическим игрушками, природным и полифункциональным материалом), дети знакомились с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами и качествами. Совместно с семьями воспитанников были реализованы следующие проекты: «Огород на окне», «Усатый – полосатый», «Кто живёт на дворе» и др. Дети были не просто сторонними наблюдателями происходящих действий, а их активными участниками. Следующим приемом в реализации деятельностного метода, в расширении познавательной сферы детей стало создание мини-музеея(игрушки от киндер- сюрпризов). В нашей группе действовало правило «Экспонаты музея не только можно, но и нужно трогать, изучать, ими можно играть». Все мини-музей был организован при самом активном участии семей воспитанников. Особое место в нашей группе занимала театрализованная деятельность, которая так же осуществлялась на основе деятельностного метода. Все дети по природе своей маленькие исследователи и экспериментаторы. Эту особенность я старалась использовать как можно чаще, ведь именно в такой деятельности возможно формировать детскую любознательность, желание узнавать новое, проявлять творчество. Вместе с ребятами мы экспериментировали с веществами и материалами: водой, песком, бумагой, деревом, тканью, цветными льдинками, звуками. Дети были активными участниками всех экспериментов. С помощью игровых персонажей предлагала простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др. Деятельностный подход я так же использовала при организации разнообразных режимных моментов. Ведь проживая полноценный день в детском саду ребенок встречается со множеством проблемных ситуаций, детских трудностей, из которых я помогаю выйти каждому победителем. Особо хочу остановиться на образовательной технологии «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон .Данная технология не случайно получила такое название, т.к. в ее основе лежат различные развивающие ситуации. Часть из них планировала сама, некоторые возникали спонтанно, по инициативе детей, а я подхватывала их и старалась насытить ситуацию важным развивающим содержанием. Данную технологию стала применять в 1-ой младшей группе, с детьми 2-3 лет при проведении непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Игровые ситуации организовывала с подгруппой детей.
Структура технологии

«Ситуация»:
1.Введение в ситуацию 2. Актуализация знаний и умений
3. Затруднение в ситуации 4. «Открытие» нового знания 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений 6. Осмысление. Отличительной особенностью данной технологии являлось то, что уже на этапе введения в ситуацию учила детей ставить так называемую «детскую» цель. Задавая вопросы: «Хотите?», «Сможете?» целенаправленно формировала у детей веру в собственные силы. Включала механизм мотивации «надо» - «хочу» - «могу». На этапе актуализации предлагала игровой сюжет, принимая который дети двигались к «детской» цели и даже не догадывались, что вскоре произойдет открытие нового знания. Ключевым в данной технологии является этап «затруднения в ситуации», которое я моделировала в рамках выбранного сюжета. Для достижения своей «детской» цели ребенку требовалось выполнить некое «пробное» действие, но выполнение его связывала с тем новым знанием, которое ребенку предстояло только «открыть» и которое на данный момент у него отсутствовало (например, объяснить маме по телефону, в каком магазине они сейчас находятся или узнать, будет ли устойчивой башенка?). С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» помогала детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Ситуацию затруднения строила с соблюдением главного принципа деятельностного метода - принципа психологической комфортности, т.е. так, чтобы затруднение не вызывало у детей негативных эмоций и чувства беспомощности.В процессе совместной деятельности вырабатывала у детей такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то ПОКА не знаю или не умею». Создавала условия для развития у детей познавательного интереса, т.к. предлагаемые затруднения всегда личностно-значимы для каждого ребенка, а значит, возникает потребность в его преодолении. В завершении данного этапа, учитывая возрастные особенности детей, учебную задачу озвучивала сама фразами: «Молодцы, верно догадались! Значит, нам нужно узнать…». На следующем этапе «открытия» нового знания вовлекала детей в процесс поиска и открытия нового знаний. Как основными способами преодоления затруднения предлагала малышам способы «попробовать догадаться самим», «придумать самим», «спросить у того, кто знает», побуждала детей задавать вопросы, грамотно формулировать их. Следуя этапам технологии, включая новое знание или способ действия, создавала ситуации, в которых новое знание можно использовать в измененных условиях. При этом обращала внимание детей на умение слушать, понимать и повторять мою инструкцию. Обязательно использовала завершающий этап, т.к. это позволяло приобрести опыт выполнения таких универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определения условий, которые позволили добиться этой цели. Делала это с помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» и других. Используемые приемы помогали детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.
На этом этапе особо уделяла внимание эмоциональной составляющей моего взаимодействия с детьми: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела, от совершенного открытия, от совместной работы. Таким образом, реализовывала потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка. Считаю, что это в свою очередь повышало уровень самооценки и способствовало формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я нужен»). В работе с детьми 1.5-3 лет в рамках реализации деятельностного подхода использовались следующие
формы совместной деятельности
, представленные в таблице: Формы совместной деятельности Виды совместной работы с детьми и способы мотивации сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию Параллельный разговор. Мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова, выражающие его опыт. Предлагаем повторить за воспитателем Мотивация действий с предметами и объектами искусственное непонимание ребенка Неточное выполнение просьбы ребенка, тем самым активизируя речевые возможности ребенка активизирующее общение Общение в совместных играх. Беседы. Поручения Вопросы наблюдение реальных событий, объектов Ситуативные разговоры по поводу непосредственно воспринимаемых событий и объектов Создание ситуации для диалога слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций Чтение с использованием ярких красочных картинок, побуждение к самостоятельному рассматриванию и «чтению», рассказывание стихов, потешек наизусть. Совместное проговаривание стихов, фраз и т.п. Чтение потешки в сочетании с движениями инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек Обыгрывание небольших сюжетов из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок с помощью взрослых Показ детьми настольного и пальчикового театра. Музыкальные игры, попевки, игра на музыкальных инструментах, элементарные танцевальные движения с подпеванием. Имитация движений разговор с персонажем Взрослый как бы ведет разговор с самим собой о том, что видит, слышит, думает, чувствует. Ведение диалога с персонажем
игры-забавы и игры-хороводы Использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок, музыкальных произведений Совместные игры с заводными, движущимися игрушками игры на развитие моторики рук Прибаутки и игры с пальчиками, руками Рисование пальчиковыми красками. Лепка разминать пальцами пластилин Нанизывание крупных бус, шариков. Застегивание пуговиц, крючков, молний, липучек. Конструирование дидактические игры и упражнения Игры с материалами дидактического уголка: вкладыши, коробки, втулки, мозаика, кубики…. Игры на развитие анализаторов: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус бытовые и игровые ситуации Сюжетно-отобразительные игры Ролевые действия и ролевые игры: мама, врач, шофер. Наблюдения окружающего Общение в режимных моментах элементарное экспериментирова ние Игры с водой, песком Игры на выявление свойств предметов и материалов, с красками, бумагой Игры на развитие анализаторов: слух, осязание наблюдение в природе Наблюдение за трудом в природе: за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими растениями и т.д. Элементарные трудовые поручения: собрать листочки, камешки, природный материал. Поделки из песка, снега. Таким образом, система работы по реализации деятельностного метода в режимных моментах, при организации разнообразных видов детской деятельности, успешно осуществлялась в рамках непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» с использованием технологии «Ситуация».
На третьем – заключительном этапе
моей работы было проведено итоговое диагностическое исследование и проанализированы полученные результаты. По результатам итоговой диагностики видна положительная динамика уровня развития познавательной сферы детей раннего возраста. Дети стали более раскрепощенными, эмоциональными. Значительно улучшилась способность к приобретению информации вербальным путем. Дети стали задавать вопросы: «Где? Куда? Почему?». Стали чаще инициировать общение со взрослыми и сверстниками. Появилось стремление при возникновении интеллектуальных и личностных проблем разрешить их самостоятельно, при затруднениях ребята стали обращаться за помощью. У малышей стал появляться устойчивый познавательный интерес к свойствам предметов, к использованию различных способов их обследования. Выросла самостоятельность в выборе вида деятельности, желание участвовать в коллективных делах. В совместных играх со сверстниками начали формироваться
взаимные симпатии, основанные на положительных взаимоотношениях. Возникла общность всех участников образовательных отношений (дети-родители-педагоги) на основе партнерства и применения принципов деятельностного метода в воспитании и развитии детей. А самое главное – дети полноценно и радостно проживают каждый день в детском саду, совершая большие и малые «открытия». С уверенностью можно сказать, что использование системно-деятельностного подхода к организации познавательного развития детей и при проектировании воспитательно-образовательного процесса в целом дает возможность сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое и тем самым позволит добиться реализации современных целей образования. В заключении сообщения хотелось бы представить
«Золотые»

правила

деятельностного подхода:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; • Веди ребенка от собственного опыта к общественному; • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; • Учи анализировать каждый этап работы; • Критикуя, стимулируй активность ребенка. Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Жан Жак Руссо сказал: «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты».Для меня, воспитателя группы раннего возраста, выбор однозначен – это деятельностный подход, активизирующийдеятельность маленького ребенка, возбуждающий его творчески-поисковую активность, развивающий его личность в процессе различных видов деятельности, дающий возможность полноценного проживания малышом этапа раннего детства.


В раздел образования