Урок русского языка в 4 классе "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
Автор: Шикова Ольга Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов Населённый пункт: город Набережные Челны Наименование материала: Конспект Тема: Урок русского языка в 4 классе "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
Учитель: Шикова Ольга Николаевна
Тема: « Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, на слух и зрительно определять, как связаны однород-
ные члены предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами .
Задачи:
1. формировать учебно – познавательную компетенцию через
• определение признаков однородных членов предложения;
• отработку умений выделять однородные члены в предложении;
• оформление предложений с однородными членами;
• осознанное написание предложений с однородными членами;
• составление предложений с однородными членами.
2. Формировать коммуникативную компетенцию, через
• отработку умения владеть основными видами речевой деятельности: говорением, слушанием и пониманием, чтением и письмом.
3. Формировать ценностно-ориентационную компетенцию, через
• формирование умения контроля и самооценки;
• осуществление рефлексии и самокоррекции своего поведения;
• воспитание стремления к саморазвитию;
• воспитание стремления к успеху;
• воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
Формируемые УУД:
Предметные:
Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.
Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.
Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по
коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения
и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях
с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять
алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Тип урока: урок отработки умений
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, ромашка вопросов, карточки с текстом
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование
УУД
Оргмомент
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Будем думать, размышлять,
Будем грамотно писать.
(Слайд №1)
Эмоциональный настрой на урок.
Личностные УУД:
формировать
целеустремленность и
жизненный оптимизм,
готовность к
преодолению
трудностей
Мотивация.
Самоопределение
к деятельности.
- Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской
деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на
крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо
свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове
родились строки:
(
Слайд №2)
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью
(Михаил Исаковский)
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского
поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили
образ ветра? Кого он напоминает?
-Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на
вопросы. Я предлагаю вам в группах обсудить.
(Слайд №3)
Слушают, участвуют в беседе.
-Ветер, обычный ветер, подобен
молодому юноше, которому не
сидится дома в тепле и покое: ему
нужно двигаться, играть, лететь на
молодых крыльях
Работа в группах, на партах лежат
вопросы со слайда
Личностные УУД:
формировать
мотивацию к обучению
и целенаправленной
познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:
формировать умение
определять признаки
однородных членов
предложения.
-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.
Обоснуйте свои ответы.
-Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение
состоит из одного предложения)
-Какую грамматическую основу предложения вы выписали?
(Слайд № 4)
-Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих
они поясняют?
-На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма
этих глаголов?
-С какой интонацией они читаются?
-Как называются подобные члены предложения? ( Ответ–
Однородные члены предложения)
Слайд № 5)
1. Что необычного в этом
стихотворении?
2. Найдите и выпишите
грамматическую основу
предложения.
3. Сколько в этом предложении
сказуемых и сколько подлежащих
они поясняют?
4. На какой вопрос они отвечают и
какова грамматическая форма этих
глаголов?
5. С какой интонацией они
читаются?
6. Как называются подобные члены
предложения?
Постановка цели
и задач урока
- Cформулируйте задачи урока.
Что надо знать? (Признаки однородных членов предложения)
Что надо уметь? ( Находитьоднородные члены предложения,
расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи)
(
Слайд №6)
(Вспомнить, как могут быть связаны однородные члены
предложения, поупражняться в постановке запятых в
предложениях с однородными членами предложения)
Учащиеся формулируют цели и
задачи урока.
Актуализация
знаний
- Давайте повторим все, что мы знаем об однородных членах
предложения.
- У меня в руках лепестки, они соберутся в цветок, если мы с вами
правильно ответим на все вопросы. От каждой группы – один
ученик.
Вышедшему ученику дается лепесток с заранее написанным
вопросом. После ответа лепестки крепятся на доску, получается
ромашка.
Ромашка вопросов
1. Однородные члены предложения — это. Продолжите
определение и перечислите признаки. (простой вопрос ) Слайд № 7
2. Какие члены предложения могут являться однородными?
(простой вопрос) Слайд № 8
3. Какие способы связи существуют между однородными членами
предложения? (простой вопрос)
4. Какие союзы могут связывать однородные члены предложения?
(простой вопрос) Слайд № 9
5. Составь предложение с однородными подлежащими на зимнюю
тему. (творческий вопрос)
6. Чем отличается предложение с однородными членами от
сложного предложения? (оценочный вопрос)
- Молодцы, вы справились с этим заданием и у нас получился
цветок-ромашка.
Учащиеся по очереди подходят,
берут лепесток и отвечают на
вопрос.
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
1. Однородные члены предложения
— это члены предложения,
которые отвечают на один и тот же
вопрос, зависят от одного и того же
слова, произносятся с интонацией
перечисления.
2. Как главные, так и
второстепенные (подлежащее,
сказуемое, определение,
дополнение, обстоятельство).
3. Бессоюзная связь и союзная
связь.
4. Союзы: а, и, а, но, или, да, либо
и т. д.
5. В школьном дворе мальчики и
девочки лепили большого
снеговика.
6. Сложное предложение состоит
из двух и более грамматических
основ, которые отделяются
запятыми, в предложениях с
однородными членами
грамматическая основа одна.
Коммуникативные
УУД:
умение слушать и
понимать других;
умение строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами;
составлять
предложения с
однородными членами.
Познавательные УУД:
уметь
определять признаки
однородных членов
предложения;
уметь выделять
однородные члены в
предложении;
уметь извлекать
необходимую
информацию.
В сложном предложении имеется
бессоюзная, сочинительная или
подчинительная связь.
Работа в парах. ( Слайд № 10 )
-Составьте предложение с однородными членами
Ветер-ветер-ветерок к нам зашел на огонёк.
Ветер-ветер-ветерок посидел. Ветер-ветер-ветерок попил чайку.
Ветер-ветер-ветерок причесал вихор сынку.
Ветер-ветер-ветерок в самоваре погудел.
Ветер-ветер-ветерок куда-то улетел.
-Назовите однородные члены предложения.( зашел, посидел, попил,
причесал, погудел, улетел) Проверка- Слайд №11
-Определите, какими членами предложения они являются?
(Сказуемыми)
-Как связаны однородные члены предложения?
( Союз И, без союза-интонацией перечисления )
-Где нужно поставить запятые?
-Составьте схемы предложений.
Работа в парах.
Учащиеся составляют
предложения, записывают,
подчеркивают однородные члены
предложения.
Ветер-ветер-ветерок к нам зашел
на огонёк, посидел, попил чайку,
причесал вихор сынку, в самоваре
погудел и куда-то улетел.
Ветер-ветер-ветерок к нам зашел
на огонёк, посидел, попил чайку,
причесал вихор сынку, в самоваре
погудел , куда-то улетел.
Учащиеся отвечают на вопросы,
составляют схемы, 1 ученик
работает у доски.
Коммуникативные
УУД:
работать в парах;
вносить свой вклад в
работу для достижения
общих результатов;
активно участвовать в
обсуждениях,
возникающих на уроке;
контролировать свои
действия.
Закрепление в
знакомой
ситуации
(типовые)
- Вспомним постановку знаков препинания при однородных членах
предложения (Слайд № 12 )
Самостоятельная работа
- УПР. 242 с. 107.-Прочитайте предложения, запишите их,
раскрывая скобки.
Учащиеся работают с таблицей, ,
списывают предложения,
объясняют постановку знаков
препинания. (3 ученика у доски)
Познавательные УУД:
уметь
определять признаки
однородных членов
- Объясните постановку запятых. (3 ученика у доски)
предложения;
уметь выделять
однородные члены в
предложении;
уметь извлекать
необходимую
информацию.
Коммуникативные
УУД:
р а б о т а т ь
в большой
группе;
вносить
свой
вклад
в
работу
для
до ст ижения
о б щ и х
результатов;
активно
у ч а с т в о в а т ь
в
обсуждениях,
возникающих на уроке;
контролировать
свои
действия.
Физминутка
Самостоятельная работа в парах . (Слайд № 14)
- Ребята, сейчас мы поработаем в парах.
- Обсудите пожалуйста в паре, какие ошибки есть в предложениях.
Необходимо списать предложения, правильно расставляя знаки
препинания. Найти однородные члены и подчеркнуть их. Потом мы
прокомментируем ваши записи.
- Ветер по морю гуляет, да кораблик подгоняет.
-Птицы живут в лесах, в полях на болотах.
- Листья осины не желтеют а, краснеют.
- Мы хотели пойти на речку да раздумали.
Давайте проверим (устное комментирование с места).
Ветер по морю гуляет да кораблик
подгоняет. (лишняя запятая)
Птицы живут в лесах, в полях, на
болотах. (забыл поставить
запятую)
Листья осины не желтеют ,а
краснеют. (запятая ставится не
после союза, а перед ним)
Мы хотели пойти на речку, да
раздумали.(перед да ставим
запятую, да=но)
Познавательные УУД:
умение
ориентироваться в
собственных записях и
корректировать их.
Коммуникативные
УУД:
умение работать в
парах; вносить свой
вклад в работу для
достижения общих
результатов; активно
участвовать в
обсуждениях
Творческое
применение и
добывание
знаний в новой
ситуации
(проблемные
задания)
Работа в группах. Слайд № 14
-Составьте текст, озаглавьте, расставьте знаки препинания
Так и прошла зима. Мы кормили его молоком супом хлебом. А
весной мы оставили ежа в роще под деревом.Всю зиму у нас в
доме жил ёж. Наестся ёж свернётся в клубочек за печкой и спит.
-Дополните текст предложением с однородными членами.
Учащиеся восстанавливают текст,
дополняют предложением с
однородными членами.
Ёжик.
Всю зиму у нас в доме жил ёж.
Мы кормили его молоком, супом,
хлебом. Наестся ёж, свернётся в
клубочек за печкой и спит. Так и
прошла зима. А весной мы
оставили ежа в роще под деревом.
Регулятивные УУД:
умение работать по
заданному алгоритму
выполнения
конкретного задания ;
выполнять работу в
соответствии с
заданным планом;
классифицировать
информацию.
Коммуникативные
УУД:
осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме;
Слайд № 15
Информация о
домашнем
задании,
инструктаж по
его выполнению
-Дополнить предложения однородными членами предложения:
упр. 254 с. 111 Слайд № 16
Рефлексия
– Какую работу мы сегодня выполняли? Слайд № 17
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
-Что было труднее всего?
Расскажите по схеме:
узнал
Я запомню
смог
-
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов:
зелёный, красный, жёлтый.
Учащиеся анализируют свою
работу на уроке и делают
соответствующие записи в тетради.
Личностные
УУД:
у м е т ь
п р о в о д и т ь
самооценку
успешности
учебной
деятельности.
Регулятивные УУД:
уметь осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию;
не бояться собственных
ошибок и понимать, что
ошибки – обязательная
часть
решения
любой
задачи.
( -Нарисуйте на полях в тетради желтый смайлик, если на уроке вы
работали хорошо, зеленый- могли бы работать лучше, красный-
работать не хотелось, было тяжело)
Подведение
итогов урока
- Наш урок подошёл к концу. Слайд № 18
-
Какие задачи мы поставили в начале урока? (Что надо знать?
Признаки однородных членов предложения
Что надо уметь? Находитьоднородные члены предложения,
расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи)
-Что знаем?
-Что умеем?
Учащиеся анализируют свою
работу на уроке .
Личностные УУД:
уметь выражать свое
отношение к теме, свои
эмоции.