Напоминание

Урок русского языка в 4 классе "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"


Автор: Шикова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: Конспект
Тема: Урок русского языка в 4 классе "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
Раздел: начальное образование





Назад





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

Учитель:
Шикова Ольга Николаевна
Тема:
« Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
Цель:
развивать умения распознавать в предложении однородные члены, на слух и зрительно определять, как связаны однород- ные члены предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами .
Задачи:
1. формировать учебно – познавательную компетенцию через • определение признаков однородных членов предложения; • отработку умений выделять однородные члены в предложении; • оформление предложений с однородными членами; • осознанное написание предложений с однородными членами; • составление предложений с однородными членами. 2. Формировать коммуникативную компетенцию, через • отработку умения владеть основными видами речевой деятельности: говорением, слушанием и пониманием, чтением и письмом. 3. Формировать ценностно-ориентационную компетенцию, через • формирование умения контроля и самооценки; • осуществление рефлексии и самокоррекции своего поведения; • воспитание стремления к саморазвитию; • воспитание стремления к успеху; • воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

Формируемые УУД:

Предметные:
Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения. Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах. Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.
Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Тип урока:
урок отработки умений
Оборудование:
проектор, ноутбук, презентация, ромашка вопросов, карточки с текстом
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

Оргмомент
Прозвенел уже звонок Начинается урок Будем думать, размышлять, Будем грамотно писать.
(Слайд №1)
Эмоциональный настрой на урок.
Личностные УУД:
формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей
Мотивация.

Самоопределение

к деятельности.
- Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки:
(

Слайд №2)
Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И расправил бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонки с пылью (Михаил Исаковский) - Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? -Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы. Я предлагаю вам
в группах
обсудить.
(Слайд №3)
Слушают, участвуют в беседе. -Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях Работа в группах, на партах лежат вопросы со слайда
Личностные УУД:
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
формировать умение определять признаки однородных членов предложения.
-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы. -Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения) -Какую грамматическую основу предложения вы выписали?
(Слайд № 4)
-Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? -На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? -С какой интонацией они читаются? -Как называются подобные члены предложения? ( Ответ– Однородные члены предложения)
Слайд № 5)
1. Что необычного в этом стихотворении? 2. Найдите и выпишите грамматическую основу предложения. 3. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? 4. На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? 5. С какой интонацией они читаются? 6. Как называются подобные члены предложения?
Постановка цели

и задач урока
- Cформулируйте задачи урока.
Что надо знать?
(Признаки однородных членов предложения)
Что надо уметь? (
Находитьоднородные члены предложения, расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи)
(

Слайд №6)
(Вспомнить, как могут быть связаны однородные члены предложения, поупражняться в постановке запятых в предложениях с однородными членами предложения) Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Актуализация

знаний
- Давайте повторим все, что мы знаем об однородных членах предложения. - У меня в руках лепестки, они соберутся в цветок, если мы с вами правильно ответим на все вопросы. От каждой группы – один ученик. Вышедшему ученику дается лепесток с заранее написанным вопросом. После ответа лепестки крепятся на доску, получается ромашка.
Ромашка вопросов
1. Однородные члены предложения — это. Продолжите определение и перечислите признаки. (простой вопрос
) Слайд № 7
2. Какие члены предложения могут являться однородными? (простой вопрос)
Слайд № 8
3. Какие способы связи существуют между однородными членами предложения? (простой вопрос) 4. Какие союзы могут связывать однородные члены предложения? (простой вопрос)
Слайд № 9
5. Составь предложение с однородными подлежащими на зимнюю тему. (творческий вопрос) 6. Чем отличается предложение с однородными членами от сложного предложения? (оценочный вопрос) - Молодцы, вы справились с этим заданием и у нас получился цветок-ромашка. Учащиеся по очереди подходят, берут лепесток и отвечают на вопрос. ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: 1. Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления. 2. Как главные, так и второстепенные (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство). 3. Бессоюзная связь и союзная связь. 4. Союзы: а, и, а, но, или, да, либо и т. д. 5. В школьном дворе мальчики и девочки лепили большого снеговика. 6. Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые отделяются запятыми, в предложениях с однородными членами грамматическая основа одна.
Коммуникативные

УУД:
умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; составлять предложения с однородными членами.
Познавательные УУД:
уметь определять признаки однородных членов предложения; уметь выделять однородные члены в предложении; уметь извлекать необходимую информацию.
В сложном предложении имеется бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь. Работа в парах. (
Слайд № 10
) -Составьте предложение с однородными членами Ветер-ветер-ветерок к нам зашел на огонёк. Ветер-ветер-ветерок посидел. Ветер-ветер-ветерок попил чайку. Ветер-ветер-ветерок причесал вихор сынку. Ветер-ветер-ветерок в самоваре погудел. Ветер-ветер-ветерок куда-то улетел. -Назовите однородные члены предложения.( зашел, посидел, попил, причесал, погудел, улетел)
Проверка- Слайд №11
-Определите, какими членами предложения они являются? (Сказуемыми) -Как связаны однородные члены предложения? ( Союз И, без союза-интонацией перечисления ) -Где нужно поставить запятые? -Составьте схемы предложений. Работа в парах. Учащиеся составляют предложения, записывают, подчеркивают однородные члены предложения. Ветер-ветер-ветерок к нам зашел на огонёк, посидел, попил чайку, причесал вихор сынку, в самоваре погудел и куда-то улетел. Ветер-ветер-ветерок к нам зашел на огонёк, посидел, попил чайку, причесал вихор сынку, в самоваре погудел , куда-то улетел. Учащиеся отвечают на вопросы, составляют схемы, 1 ученик работает у доски.
Коммуникативные

УУД:
работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; контролировать свои действия.
Закрепление в

знакомой

ситуации

(типовые)

-
Вспомним постановку знаков препинания при однородных членах предложения
(Слайд № 12 )

Самостоятельная работа
- УПР. 242 с. 107.-Прочитайте предложения, запишите их, раскрывая скобки. Учащиеся работают с таблицей, , списывают предложения, объясняют постановку знаков препинания. (3 ученика у доски)
Познавательные УУД:
уметь определять признаки однородных членов
- Объясните постановку запятых. (3 ученика у доски) предложения; уметь выделять однородные члены в предложении; уметь извлекать необходимую информацию.
Коммуникативные

УУД:
р а б о т а т ь в большой группе; вносить свой вклад в работу для до ст ижения о б щ и х результатов; активно у ч а с т в о в а т ь в обсуждениях, возникающих на уроке; контролировать свои действия.
Физминутка

Физминутка
видеоролик Учащиеся выполняют упражнения

Закрепление

знаний в

измененной

ситуации

(конструктивные

)

Самостоятельная работа в парах . (Слайд № 14)
- Ребята, сейчас мы поработаем в парах. - Обсудите пожалуйста в паре, какие ошибки есть в предложениях. Необходимо списать предложения, правильно расставляя знаки препинания. Найти однородные члены и подчеркнуть их. Потом мы прокомментируем ваши записи. - Ветер по морю гуляет, да кораблик подгоняет. -Птицы живут в лесах, в полях на болотах. - Листья осины не желтеют а, краснеют. - Мы хотели пойти на речку да раздумали. Давайте проверим (устное комментирование с места). Ветер по морю гуляет да кораблик подгоняет. (лишняя запятая) Птицы живут в лесах, в полях, на болотах. (забыл поставить запятую) Листья осины не желтеют ,а краснеют. (запятая ставится не после союза, а перед ним) Мы хотели пойти на речку, да раздумали.(перед да ставим запятую, да=но)
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в собственных записях и корректировать их.
Коммуникативные

УУД:
умение работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях
Творческое

применение и

добывание

знаний в новой

ситуации

(проблемные

задания)

Работа в группах. Слайд № 14

-Составьте текст, озаглавьте, расставьте знаки препинания
Так и прошла зима. Мы кормили его молоком супом хлебом. А весной мы оставили ежа в роще под деревом.Всю зиму у нас в доме жил ёж. Наестся ёж свернётся в клубочек за печкой и спит.
-Дополните текст предложением с однородными членами.
Учащиеся восстанавливают текст, дополняют предложением с однородными членами. Ёжик. Всю зиму у нас в доме жил ёж. Мы кормили его молоком, супом, хлебом. Наестся ёж, свернётся в клубочек за печкой и спит. Так и прошла зима. А весной мы оставили ежа в роще под деревом.
Регулятивные УУД:
умение работать по заданному алгоритму выполнения конкретного задания ; выполнять работу в соответствии с заданным планом; классифицировать информацию.
Коммуникативные

УУД:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Слайд № 15

Информация о

домашнем

задании,

инструктаж по

его выполнению
-Дополнить предложения однородными членами предложения: упр. 254 с. 111
Слайд № 16

Рефлексия
– Какую работу мы сегодня выполняли?
Слайд № 17
– Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? -Что было труднее всего? Расскажите по схеме: узнал
Я
запомню смог - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: зелёный, красный, жёлтый. Учащиеся анализируют свою работу на уроке и делают соответствующие записи в тетради.
Личностные

УУД:
у м е т ь п р о в о д и т ь самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

(
-Нарисуйте на полях в тетради желтый смайлик, если на уроке вы работали хорошо, зеленый- могли бы работать лучше, красный- работать не хотелось, было тяжело)
Подведение

итогов урока
- Наш урок подошёл к концу.
Слайд № 18
- Какие задачи мы поставили в начале урока?
(Что надо знать?
Признаки однородных членов предложения
Что надо уметь?
Находитьоднородные члены предложения, расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи) -Что знаем? -Что умеем? Учащиеся анализируют свою работу на уроке .
Личностные УУД:
уметь выражать свое отношение к теме, свои эмоции.


В раздел образования