"ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС"
Автор: Филипчук Светлана Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 64 "Веселая семейка" Населённый пункт: г. Брянск Наименование материала: статья Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС" Раздел: дошкольное образование
ФГОС
С сентября 2011 г. в общеобразовательных учреждениях на всей
территории Российской Федерации введены Федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования (далее – ФГОС ОО). В
соответствии с Законом РФ «Об образовании» стандарты представляют собой
совокупность требований к результатам, структуре и условиям освоения
основных образовательных программ. Теперь образование в детском саду
рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а
как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на
пути непрерывного образования в жизни человека. Вариативность остаётся
одним из главных направлений в программно-методическом обеспечении
всей системы дошкольного образования. Существенной особенностью новых
стандартов является то, что впервые в отдельную категорию выделены
требования к кадровым условиям реализации основных образовательных
программ общего образования и достижения планируемых результатов.
Уровень квалификации работников образовательного учреждения для
каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным
характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических
работников государственного или муниципального образовательного
учреждения – квалификационной категории. Тем самым, успешность
результативности реализации новых стандартов будет определяться уровнем
профессионального развития педагогических кадров.
Профессиональная
компетентность
педагога
является
одним
из
условий
эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.
Изучение различных подходов к определению сущности понятия
«профессиональная компетентность» даёт возможность представить его как
способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности,
определяемой требованиями должности, базирующимся на фундаментальном
научном
образовании
и
эмоционально-ценностном
отношении
к
педагогической деятельности. Она предполагает владение теоретическими
знаниями,
профессиональными
умениями
и
навыками,
профессионально
значимыми установками и личностными качествами.
Многими
исследователями
наряду
с
понятием педагогической
(профессиональной)
компетентности
рассматриваются
такие
понятия
как
педагогическое мастерство, педагогическая техника, педагогические умения.
Педагогическое мастерство рассматривается как высокий уровень овладения
профессиональными знаниями и педагогической техникой. Педагогическая
компетентность будет являться составляющей педагогического мастерства,
так
как
предполагает
владение
знаниями,
развитыми
умениями
и
профессионально
значимыми
личностными
качествами,
которые
в
педагогическом
мастерстве
доведены
до
высокого
и
по стоянно
совершенствуемого искусства.
В ходе анализа литературных источников по проблеме профессиональной
компетентности
были
выявлены
следующие
её
компоненты:
ценностно-
смысловой, гносеологический и деятельностный.
Ценностно-смысловой
(личностный)
компонент
профессиональной
компетентности включает: готовность к проявлению личной инициативы,
ценностное отношение к профессии, готовность работать в коллективе.
Гносеологический
компонент
профессиональной
компетентности
педагога
включает: знания теоретических и методологических основ определённых
наук, знание современных информационных технологий, знание требований,
предъявляемых к современному педагогу, знание нормативных документов,
касающихся
профессиональной
деятельности,
широта
и
глубина
дополнительных знаний.
Деятельностный
компонент
(умения)
профессиональной
компетентности
включает
следующие
умения:
гностические,
про ектировочные,
коммуникативные,
информационные,
творческие,
аналитиче ские,
организаторские, развивающие.
Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в
органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии
ценностного
отношения
к
деятельности,
личностной
заинтересованности
достигается высокий профессиональный результат.
Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, чтовопрос оценки
профессиональной компетентности является на сегодняшний день неясным,
так как непонятно каким образом нужно определять имеющиеся изменения
уровня профессиональной компетентности.
П о с ко л ь к у
о т с у т с т ву е т
од н о з н ач н о е
о п р е д е л е н и е
п о н я т и я
«профессиональная компетентность» и нет общепринятой модели оценки
повышения
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов
ДОУ,
возникла
необходимость
определить
свои
позиции
внутри
дошкольного
учреждения.
Д л я определения
уровней
профессиональной
компетентности
н а м и
использовались
следующие
методы:
наблюдение,
анкетирование,
беседы,
тестирование,
самоанализ.
По
результатам
мониторинга
была
составлена
сводная
карта
оценки
уровней
профессиональной
компетентности
и
профессионально-значимых
качеств
педагогов.
Каждый
критерий
данной
карты
оценивался
определённым
количеством
баллов:
от
0
до
5.
Все
критерии
были
отнесены
к
определённым
параметрам,
таким
как
результативность деятельности педагога, уровень знаний педагога, наличие
умений, способностей и др. По окончании мониторинга выведен уровень
компетентности
каждого
педагога:
низкий,
средний
или
высокий.
В
результате были получены следующие данные: педагогов с высоким уровнем
компетентности
40%,
со
средним
–
45%,
с
низким
15%.
Все
педагоги
обладают
необходимыми
теоретическими
знаниями,
увлечены
своей
профессией, добросовестно относятся к своей педагогической деятельности.
Выявились следующие проблемные зоны: некоторые педагоги испытывают
трудности
в
организации
деятельности
родителей,
включении
их
в
педагогический
процесс,
в
применении
информационных
технологий
(организаторские
умения),
видении
каждого
ребёнка
в
группе
(коммуникативные умения), в отборе форм, методов и средств обучения и
воспитания
для
получения
качественного
педагогического
результата
(проектировочные умения), неумение видеть проблемы и противоречия и
неумение находить нужное и оригинальное решение (творческие умения). У
некоторых педагогов необходимо развивать умения педагогической техники.
Таким
образом,
многие
компоненты
профессиональной
компетентности
педагогов нашего учреждения требует дальнейшего развития.
Д л я обеспечения
развития
профессиональной
компетентности
педагогов
нами
была
выстроена
определённая
система
методической
работы
с
педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения
и
взаимодействия
педагогов
в
детском
саду.
Данная
система
является
элементом постдипломного педагогического образования и направлена на:
- включение педагогов в экспериментальную и инновационную деятельность
и осознание её необходимости;
- информирование педагогов о достижениях современной педагогической
науки
и
практики
посредством
нормативно-правовых
документов,
программно-методического и дидактического обеспечения;
-
создание
условий
для
непрерывного
развития
и
саморазвития
профессиональной компетентности.
Система
методической
работы
в
МДОУ
выстраивается
нами
в
трех
направлениях:
По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является
формирование
индивидуальной,
авторской
системы
педагогической
деятельности
воспитателя.
Для
этого
разработаны
индивидуальные
планы повышения квалификации педагогов.
По отношению к педагогическому коллективу. В этом направлении
методическая
работа
направлена
на
выявление,
обобщение
и
распространение передового педагогического опыта.
По отношению к системе непрерывного образования, что предполагает
осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений
науки и передовой практики.
Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но любовь к
своей
профессии,
детям,
хорошие
профессиональные
знания,
развитые
педагогические способности и педагогическая техника, постоянная работа
над
своим
развитием
–
необходимое
условие
для
достижения
педагогом
профессионального мастерства.
В настоящее время наш детский сад работает по образовательной программе,
созданной
на
основе
примерной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования «ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
ШКОЛЫ»
Под.ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., 2015год, в которой
чётко прописаны кадровые условия её реализации:
1)Укомплектованность
дошкольной
образовательной
организации
руководящими, педагогическими и иными работниками;
2)Уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников
Организации;
3)Непрерывность
профессионального
развития
и
повышения
уровня
профессиональной компетентности педагогических работников Организации.
Таким
образом, профессиональная
компетентность
педагога
зависит
от
различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и
субъективный
опыт.
Профессиональная
компетентность
характеризуется
постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых
знаний
и
умений,
обогащению
деятельности.
Психологической
основой
компетентности
является
готовность
к
постоянному
повышению
своей
квалификации,
профессиональному
развитию.
Не
развивающийся
педагог
никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно
повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое
условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества
дошкольного образования в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Атмахова
Л.
Новые
подходы,
квалификация,
мастерство.
Методическая
служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов
ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 24 – 31.
2.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и
методы. Творческий центр. М., 2008.
3.Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов
высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова
и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4.Лукьянова
М.И.
Профессиональная
компетентность
педагога:
теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным
учреждением. 2007. № 1. С. 15 – 21.
5.Майер
А.А.
Модель
профессиональной
компетентности
педагога
дошкольного
образования.
//
Управление
дошкольным
образовательным
учреждением. 2007. № 1. С. 8 – 14.