Напоминание

Проектирование единой образовательно- воспитательной синергетической модели развития личности выпускника начальных классов на основе взаимодействия внеурочной деятельности и деятельности детского движения


Автор: Кравцевич Нина Витальевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБУ "Школа №88"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование единой образовательно- воспитательной синергетической модели развития личности выпускника начальных классов на основе взаимодействия внеурочной деятельности и деятельности детского движения
Раздел: начальное образование





Назад




П ро е кт ирова ние ед иной о б р а з о в а т е л ь н о - воспитательной синергетической модели развития личности выпускника начальных классов на основе взаимодействия внеурочной деятельно сти и деятельности детского движения Автор: Кравцевич Нина Витальевна, заместитель директора МБУ «Школа №88» г.о.Тольятти Тольятти, 2017 1
В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются недостаточным уровнем воспитательного воздействия школы. Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности для создания различных моделей построения воспитательно- образовательных систем. Речь идет, прежде всего, о содержательном, организационно-управленческом, методическом обновлении учреждений общего образования, позволяющем эффективно и результативно выполнять социальный заказ – формировать личность школьника. Проблема развития потенциала современных российских школьников сегодня является одним из наиболее острых и дискуссионных вопросов образовательной политики государства и педагогической науки. Необходимость поиска путей развития и воспитания учащихся подтверждается и социологическими данными. Сложившаяся ситуация объясняется главным образом тем, что в настоящее время учащиеся обеспечиваются значительным багажом предметных знаний, и это не всегда позволяет им выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания. Применение основных положений гуманной педагогики предполагает постоянное изучение наших современных детей. Некоторые знания о психологии детей, особенностях их возрастного развития наряду с быстроменяющейся социально-экономической ситуацией в стране и мире на сегодняшней момент также требуют кардинального пересмотра. Наука говорит о том, что у современных детей клиповое мышление, они живут и органично себя чувствуют в новом информационном потоке, который имеет и отрицательные последствия: высокую тревожность, большую возбудимость, склонность к агрессии, интровертность. Дети меньше играют в коллективные игры, меньше общаются. Все надо изучать, осваивать и работать на это поколение, понимая, что прогресс не остановить, компьютеры из жизни не выбросить, а ценностно-смысловые ориентиры в жизни человека остаются те же, но их надо формировать и развивать, стараться оставаться авторитетом в жизни, став не носителем информации, а руководителем, партнером в познании мира. Нам важно не только изучение индивидуальных особенностей учеников, но и развитие его когнитивных особенностей (уважение, признание в коллективе). Все остро встает вопрос о включении детей в обще коллективные дела, длительные ролевые игры с пониманием социальных ролей, в Тольятти, 2017 2
совместный коммуникативный процесс решения поставленных проблем, целей и задач. Решить этот вопрос на уровне созданного в учебных заведениях взаимодействия урочной, внеурочной и досуговой деятельности не всегда удается эффективно. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" одной из задач Стратегии заявлена задача повышения эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей; создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты. Основными задачами воспитания на современном этапе развития являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Развитие системы образования городского округа Тольятти определяется приоритетными задачами образовательной политики Самарской области на период до 2020 года. Среди задач выделяется задача повышения воспитательного потенциала ОУ. Вопрос построения эффективной воспитательно- образовательной системы сегодня остается актуальным и открытым. Решить данную задачу, с одной стороны, помогает эффективно организованная внеурочная деятельность. С введением нового ФГОС НОО, в котором официально закреплена внеурочная деятельность, вопрос ее функциональных возможностей и содержательного наполнения приобрел особую актуальность. Стандарт предполагает полную самостоятельность общеобразовательных организаций в части выбора форм организации внеурочной деятельности. Нормативно закреплены лишь направления развития личности, по которым организуется внеурочная деятельность в современной школе: духовно-нравственное, физкультурно- оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Возможности для работы общеобразовательных организаций заложены в названиях этих направлений. Содержательное наполнение направлений не является очевидным, и поэтому поиск возможных вариантов организации работы по ним зачастую представляет определенные трудности. Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Заинтересованность школы в Тольятти, 2017 3
решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования универсальных учебных действий. Особая роль в этом направлении отводится личностным УУД. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Формирование личностных УУД являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. И личностные УУД – это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени. Может быть, через некоторое время нам нужно будет пересмотреть эту позицию. Но на данный момент формирование личностных универсальных учебных действий – это необходимость, потребность современного общества. Сегодня внеурочная деятельность в школах, в основном, построена на оптимизационной модели. О доминировании этой модели в организации внеурочной деятельности было отмечено и на Августовской конференция работников образования г.Тольятти, то есть налицо преобладание способов организации внеурочной деятельности, не отличающиеся от урочной: та же среда обучения(классные кабинеты), те же формы(занятия), тот же классный коллектив, тот же учитель. Наблюдается тенденция безучастного отношения родительского сообщества к вовлеченности детей во ВД, есть некая степень неудовлетворенности родителей и учащихся контентом внеурочной деятельности. Это является проблемным полем в образовательной системе. И хотя внеурочные занятия обеспечивают планирование и организацию учебно- воспитательной работы, но вместе с тем, они имеют ограниченные возможности для эффективной социальной адаптации детей, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности. Реализуя ВД на основе оптимизационной модели, встает вопрос о том, что наполнение внеурочной деятельности требует нового и продвинутого контента, интересного как для родителя, ученика, так и для педагога. Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, Тольятти, 2017 4
подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности, формирование у младшего школьника определенного отношения к окружающему миру и к самому себе, и др. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и другое. Эту же специфику мы наблюдаем при организации детского движения в школе, которое является еще одной составляющей воспитательного потенциала наряду с внеурочной деятельностью. Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой – воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать, и в этом детское движение практически повторяет цель внеурочной деятельности, которая состоит в оказании содействию в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Реализация добровольческих инициатив может проходить через организацию детского и молодежного движения. Детское движение - явление демократическое, оно помогает самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Именно в клубно-профильной форме совместной деятельности педагог и ребенок лучше понимают друг друга, их взаимодействие происходит в непринужденной, творческой обстановке. Сочетание игровых форм деятельности с вербальными (лекции, рассказы и т.д.) дает наивысшую степень эффективности воспитания. Не стоит забывать и о том, что подразумевается изначальная заинтересованность ребенка в подобного рода объединении. Тольятти, 2017 5
Быть в окружении твоих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует – все это делает клубную деятельность очень привлекательной. Несомненно, остается множество вопросов по непосредственной организации того или иного объединения. Взрослые, конечно, играют свою, не всегда положительную, но все же роль. Наличие педагога, умеющего организовывать и самое главное, имеющего желание работать в этом направлении, является немаловажной составляющей детского движения. Особая значимость детской организации определяется тем, что она помогает каждому из участников осознавать себя как личность. На уроках учителя и ученики, в семье родители и дети, т.е. руководители и руководимые. В детской организации ребенок выступает как равный среди равных. Здесь он находит сверстников, увлеченных тем же, что и он, делом. Это способствует формированию объективных представлений о своих качествах, способностях, общественной значимости. Воспитание, которое лежит в основе такой клубной деятельности, является «единством социализации и индивидуализации». «Гармония коллектива и личности – состояние, постоянно изменяющееся в зависимости, например, от возраста. Для младшего школьника должны быть созданы условия для полной анонимности, когда он свободен выражать себя как хочет, проявлять свою самобытность. Для подростка необходим внешний регулятор поведения, когда коллектив помогает ему освободиться, например, от капризов». ( Пашков А. Г. //Педагогика.-1992. -№1\2.- с.46.) Во главе всей ребячьей деятельности находиться игра . Ведь тем и отличается детская организация от любой другой. Цель развития детского движения – втянуть ребенка в реальное, социально значимое творческое дело, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям. Путь к этому лежит через осуществление различных детских программ. Вместе с тем детское движение не имеет достаточно ресурсов ( временных, кадровых и др.), для достижения своих целей и влияния на развитие личности, наблюдается желание родителей и детей участвовать в мероприятиях детского движения, но при этом отмечается неудовлетворенность большой загруженностью учащихся (уроки, ВД, акции, волонтерство в послевнеурочное время). Один из главных вопросов, поднятых в нашем проекте, - не в подчеркивании важности внеурочной деятельности и деятельности детских движений, а в том, чтобы найти взаимосвязь между двумя этими способами организации детей, отдавая себе отчет в их стимулирующем синергетическом воздействии этих двух видов деятельности на развитие личности учащихся. В этом проявляется
актуальность выбранной темы
проекта. Процесс интеграции предполагает взаимосвязь, взаимообусловленность, Тольятти, 2017 6
взаимопроникновение двух или более объектов, идей и пр. в параметрах новой целостности. Такой процесс должен вести к взаимообогащению взаимодействующих партнеров. Если школа действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, то она должна начать строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в школе детское движение и внеурочная деятельность могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т. Шацким. Именно данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся. Вопросы теоретического положения психологической и педагогической науки по развитию личности учащихся рассматривали в своих работах учёные Л.С. Выготский, Волков И.П, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др. Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция детского движения и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников. В условиях интеграции формируется у учащихся саморазвитие личности. Анализируя исходные условия, содержание требований государства, потребности детей, учитывая высокий уровень образовательных запросов социума, мы пришли к выводу, что для поддержания конкурентоспособности, организации эффективного образовательного процесса, успешного развития и социализации обучающихся нам необходимо разработать и внедрить собственную модель образовательного пространства школы, используя свои преимущества, накопленный опыт в интеграции детского движения и внеурочной деятельности. Анализ научной литературы, изучение актуального опыта отечественных и зарубежных педагогических практик, собственная педагогическая деятельность позволили нам выявить
противоречия,
которые являются наиболее существенными : - между неудовлетворенностью родителей и учащихся контентом внеурочной деятельности и деятельности ДД, потенциальными возможностями внеурочной деятельности в области формирования личности ученика и существующей оптимизационной моделью внеурочной деятельности, оторванной от детского движения; - между растущей потребностью всех субъектов образовательного процесса в активном участии в детском движении и загруженностью учащихся в так называемое « послевнеурочное время». Тольятти, 2017 7
Представленные противоречия определили
проблему,
которая может быть озвучена следующим образом: в педагогической практике вопросы организации и содержания внеурочной деятельности и организации деятельности детского движения для развития личности зачастую рассматриваются опосредованно, без установления связей и взаимодействий друг с другом. Мы же предлагаем рассмотреть данные явления во взаимосвязи с целью получения единой синергетической воспитательно-образовательной модели. Речь идет о суммирующем эффекте взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы, так как считаем, что внеурочная деятельность и деятельность детских движений для усиления воспитательно- образовательных воздействий не должны существовать параллельно, а обязаны интегрировать друг с другом, усиливая и дополняя эффекты своего воздействия. Интеграция детского движения и внеурочных занятий может осуществляться на разных уровнях.
Низкий
уровень интеграции характеризуется полным отсутствием целенаправленности связи детского движения и внеурочных занятий. Эти виды занятий функционируют независимо друг от друга. Например, если использовать на внеурочной деятельности атрибуты или наглядные пособия, используемые в ДД. Или, наоборот, в ходе кружковой работы ученики используют знания, умения и навыки, полученные на ВД
Средний
уровень интеграции характеризуется целенаправленной, но односторонней связью внеурочных занятий с ДД или, наоборот. Например, можно запланировать изготовление наглядных пособий, творческих заданий, докладов и т.п. со школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в ДД.
Высокий
уровень интеграции достигается тогда, когда целенаправленно спланированы связи между ДД и внеурочными занятиями. Учителю целесообразно составить первоначально календарно-тематический план ВД, а затем, изучив возможности интеграции ДД с различными формами внеурочных занятий, осуществить параллельное планирование таковых в соответствии с составленным планом проведения внеурочных занятий. Необходимо отметить, что в нашем учреждении уровень интеграции достиг средней величины. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников, существующие Тольятти, 2017 8
вариативные технологии интеграции школьной и внешкольной деятельности учащихся, однако в литературе практически отсутствуют практики соединения детских движений и занятий по внеурочной деятельности, либо эта интеграция присутствует на низком и среднем уровне. В своем проекте мы попытаемся целенаправленно спланировать связи между детским движением и ВД (переход с низкого и среднего уровня интеграции на высокий уровень), тем самым изменив позицию педагога, родителя и ученика из относительно- пассивного участника образовательного процесса в позицию активной, творчески развивающейся личности. В этом новизна нашего проекта. Для разрешения данной проблемы, мы провели SWOT – анализ, который показал сильные стороны (возможности) нашей организации:  Имеющийся опыт в организации детского движения («Маленькая страна»)и банк программ внеурочной деятельности  Экономия временных, кадровых, организационных ресурсов  Повышение мотивации педагогических кадров за счет экономии ресурсов  Привлечение педагогических кадров к активной работе в детском движении  Доступность получения образовательных потребностей через оптимизацию ВД и ДД  Повышение открытости школы для социального партнерства  Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся  Расширение спектра образовательных услуг  Имеющийся опыт в организации детского движения Слабые стороны( угрозы):  Разная степень подготовленности педагогов школы  Отсутствие опыта работы во взаимодействии ВД и ДД  Отказ педагогических кадров от работы в системе взаимодействия  Отказ обучающихся от занятий в системе взаимодействия  Снижение степени удовлетворенности результатам проекта  Снижение уровня сформированности УУД  Невостребованность результатов проекта Эффективность предлагаемой нами модели создания воспитательно-образовательной среды через интеграцию детского движения и в н еу р оч н о й деятельности предполагает совершенствование деятельности учащихся и позволяет повысить как качество учебно- воспитательного процесса в образовательном учреждении через вовлечение детей в активную образовательную деятельность, так и уровень профессионального мастерства учителя. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в Тольятти, 2017 9
педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее. Детское движение, органично дополняя внеурочную деятельность, может обогатить ее единой воспитательной линией, сделать более привлекательной и содержательной. При рассмотрении характеристик ВД и ДД, нельзя не увидеть то, что детское движение и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга Внеурочная деятельность Детское движение Возможно сти для вариативной т в о рч е с ко й организации обучения, воспитания и развития личности школьника в рамках программы ВД Раскрытие ценно стно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей. Создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, региональных возможностей и потребностей, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, Раскрытие личных интере сов и с к л о н н о с т е й , г д е в н е у р о ч н а я деятельность - одно из с р ед с т в раскрытия Освоение возрастного нормативного пространства. П о с т р о е н и е п р о с т р а н с т в а саморазвития. Социализация детей, формирование социально- адаптированной личности Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности. Опора на общечеловеческий опыт познания. Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка Образование по интересам Развивающие и реабилитирующие длительные игротехники В соответствии с противоречиями и проблемой мы определили
цель
исследования, Тольятти, 2017 10
которая состоит в решении поставленной проблемы , а именно: обеспечить необходимый комплекс условий органического перехода образовательно- воспитательной системы из одного состояния в другое, качественно новое , для развития личности выпускника начальных классов на основе интеграции внеурочной деятельности и детского движения. Результатом проектирования являются модель воспитательно- образовательной системы, модифицированные программы ВД и детского движения, созданного в школе.
Объект

исследования:
воспитательно- образовательная среда школы как форма общественной практики, а
предмет
исследования - совокупность осуществляемых в ней способов организации образовательного пространства, а именно ВД и ДД
Субъект исследования
: коллектив педагогов- проектировщиков, учащиеся, родители
Гипотеза:
е с л и обеспечить необходимый комплекс условий органического перехода образовательно- воспитательной системы из одного состояния в другое, качественно новое, на основе интеграции внеурочной деятельности и детского движения, то за счет синергетического эффекта:  Возрастет доля учащихся, имеющих повышенный уровень сформированности УУД  Возрастет доля родителей, чьи социальные и образовательные потребности в процессе организации ВД и ДД будут удовлетворены  Возрастет доля педагогов, удовлетворенных контентом ВД и деятельностью детского движения  Возрастет доля социальных партнеров  Появится возможность расширять связи ОУ с другими учреждениями путем сетевого взаимодействия В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены
задачи
исследования: 1.Изучение потребностей учителей, учащихся и родителей о необходимости интеграции  Анкетирование  Интервьюирование  Опрос 2.Проведение диагностирующих процедур:  Диагностика УУД и акцентирование внимания на личностных УУД 3.Разработка нормативно- правового, методического сопровождения взаимодействия, Тольятти, 2017 11
расширение обеспечения информационного пространства проекта  Модернизация ООП  Модификация программ ВД , программы ДД, планов воспитательной работы  Положение о программах по ВД (метод. объединении учителей)  Подготовка к разработке отдельной страницы, посвящённой проекту, на сайте школы.  планёрки, выступления участников инициативных групп, открытые круглые столы педагогического и родительского коллектива школы, объявления, родительские собрания, классные часы; 4.Создание условий для обучения учителей – предметников и доп. образования, классных руководителей по оптимизации программ ВД  организация методического объединения учителей- предметников и классных руководителей нач. классов, обучающие семинары  трансляция имеющегося опыта 5. Расширение системы социального партнёрства в школе путем вовлечения родителей в образовательный и воспитательный процессы; Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы использовались следующие
группы

методов:
теоретические (теоретический анализ литературы в соответствии с проблематикой исследования;); эмпирические (включенное наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, опрос, беседа; методы статистической обработки данных) Социальная значимость проекта  взаимодействие школы и общества;  появление ресурсов, способствующих развитию личности и более успешной адаптации учеников в социальной среде;  вовлечённость учащихся в управление школой;  развитие познавательной деятельности учащихся;  вовлечённость большего числа детей во внеклассную деятельность;  большая вовлечённость родителей в воспитательно- образовательный процесс школы;  открытость образовательного пространства для сотрудничества со стороны социальных и общественных институтов.
Ожидаемый результат
 Возрастет доля учащихся, имеющих тенденцию к развитию личностных УУД, а через УУД и личности в целом  Возрастет доля родителей, чьи социальные и образовательные потребности в процессе организации ВД и ДД будут удовлетворены Тольятти, 2017 12
 Возрастет доля педагогов, удовлетворенных контентом ВД и деятельностью детского движения  Переход от низкого и среднего уровней интеграции на высокий  Возрастет доля организаций- социальных партнеров  Появится возможность расширять связи ОУ с другими учреждениями путем сетевого взаимодействия  повышение социальной активности учащихся;  повышение рейтинга школы;  улучшение качества образовательных услуг;  создание условий для разностороннего развития личности ребёнка и выявления талантов и способностей;  привлечение новых социальных партнёров
Практическая значимость
проекта: модифицированные программы ВД, модифицированная программа детского объединения» Маленькая страна»
Основная идея проекта:
Интеграция ВД и детского движения в школе выступает способом создания единой образовательно- воспитательной синергетической модели развития личности выпускника начальных классов. Интеграция детского движения и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников. В основе интеграции лежат следующие принципы: 1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах. 2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. 3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей. 4. Усиление внимания к формированию личностных качеств. 5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Создание условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта. Одним из важнейших аспектов работы по проекту является изучение самого процесса интеграции детского движения и и общего образования, выявление затруднений и способов их преодоления. При теоретическом осмыслении процесса интеграции представляется Тольятти, 2017 13
возможным выделить следующие уровни развития интеграции: информационный, координационный, уровень сотрудничества, уровень интеграции. Первый уровень – информационный. На этой ступени приходит осознание необходимости взаимосвязи детского движения и внеурочной деятельностиобразования, выяснение достоинств и недостатков друг друга, определение возможных направлений сотрудничества между представителями ВД и детским движением Второй уровень – координационный. Состоит в согласовании планов, определении сфер совместной деятельности учителей – предметников, классных руководителей и руководителей различных творческих объединений. На этой ступени проводятся отдельные общие мероприятия при равном участии представителей учителей – предметников и учителей нач. классов школы. Накапливается опыт проведения совместных педагогических и методических советов, осуществляется разработка нормативно-правовой основы взаимодействия. Третий уровень – уровень сотрудничества. Характеризуется более тесной координацией и совместной деятельностью построенной на основе долгосрочной программы, перспективного плана работы. Этот достаточно высокий уровень взаимодействия предполагает постоянную совместную деятельность учителей- предметников, педагогов дополнительного образования с учителями - предметниками и классными руководителями при реализации собственных образовательных программ; сотрудничество заместителя директора, курирующего дополнительное образование, с другими заместителями, с руководителями методических объединений. Четвертый уровень – уровень интеграции. Достигается тогда, когда происходит создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства, т.е. достигается идеальная модель взаимодействия двух сфер образования в рамках новой целостности. Уникальность каждой сферы сохраняется при равенстве той и другой. Ресурсы: − кадровые ресурсы (высококвалифицированные педагоги, владеющие современными педагогическими технологиями; учителя- предметники и т. п.); − информационные ресурсы (базы данных, электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.); - материально-технические ресурсы (развивающие зоны, учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, и т. д.); − учебно-методические ресурсы (дополнительные общеобразовательные программы; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся и т.д.); диагностический инструментарий ; Тольятти, 2017 14
− социальные ресурсы- партнерские связи В основу программы проекта заложены принципы:  Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека является главным и предполагает: - подчинение проектируемых педсистем, процессов, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям учителя; - ненавязывание учителям выполнение своих проектов, умение отступить, заменить их другими; - отказ от жесткого и детального проектирования, возможность для импровизации; - необходимость ставить себя на место педагогов и мысленно прогнозировать их поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.  Принцип саморазвития или интерактивности проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению, коррекции  Принцип адресности и добровольности.  завершенности,то есть удовлетворения основным требованиям, предъявляемым к проекту его заказчиками, нормами культуры и общества;  конструктивной целостности(полнота структурных элементов проекта, степень их проработанности и согласованности)  реалистичности (его осуществления в конкретной ситуации),  реализуемости (наличие реальных возможностей осуществления),  интерактивности (коррекции в ходе осуществления проекта). Экспериментальная площадка для реализации проекта: МБУ «Школа №88 г.о.Тольятти» Целевая аудитория - педагоги начальных классов, учителя- предметники, ведущие внеурочную деятельность, кураторы детског о объединения «Маленькая страна» Сроки реализации проекта: 3 года Ожидаемым долгосрочным результатом реализации проекта является: - увеличение(динамика)повышеннный уровень УУД учащегося - повышение рейтинга школы - внедрение единой воспитательно- образовательной синергетической модели интеграции ВД и ДД на всех ступенях ОО. Система организации контроля реализации проекта предполагает отслеживание основных параметров качества проведенных мероприятий, а именно степень вовлеченности педагогов экспериментальной группы, нацеленность учителей на понимание необходимости Тольятти, 2017 15
проведения мероприятий, соответствия сроков проведения запланированным, последовательности проведения мероприятий, снижения отрицательных последствий рисковых событий. Востребованнность результатов проекта обусловлена тем, что образовательное учреждение сегодня нельзя рассматривать как самостоятельный субъект образовательного процесса. Необходимо рассматривать его как активный субъект услуги, направленной на различные социальные слои, тем самым переводя школу из статуса закрытой (замкнутой) системы, в открытую- общественно- активную школу. Особенности деятельности работы общественно- активной школы реализуются через направления демократизации образовательного процесса, партнерства и добровольчества. Поэтому перспективами проекта можно рассматривать следующие направления: 1. Преемственность единой синергетической воспитательно- образовательной деятельности начального общего образования и основного общего образования. 2. Сетевое взаимодействие Механизм реализации основной идеи проекта 1.Пропедевтический(подготовительный )этап—1 год 2.Основной (внедренческий )этап- 1 год 3.Заключительный (рефлексивно- обобщающий)- 1 год
Пропедевтический этап
Задачи этапа  изучение литературы, практики по теме проекта, мнения учащихся, родителей и педагогического коллектива и выявление уровня удовлетворенности сложившейся системой ВД и ДД, выявление проблем  анализ уровня сформированности УУД  поиск разрешения проблем  опрос педагогов на тему интеграции целей детского движения и целей внеурочной деятельности  выявление потребностей школы для проведения мероприятий проекта, в том числе интеграции ДД и ВД  создание инициативных групп (методического объединения учителей начальных классов, предметников, кураторов ДД), проведение обучающих мероприятий  создание нормативно- правовой базы :, модернизация ООП НОО, оптимизация по одной программе ВД по каждому из пяти направлений, оптимизация программы ДД, апробация;  развитие форм взаимодействия школы и социума  повышение степени открытости образовательного пространства школы (приглашение Тольятти, 2017 16
родителей, администрации, представителей других ОУ на итоговые мероприятия) проинформированы участники образовательного процесса о разработке и апробации модифицированных программ ВД, программы ДД (создание странички на сайте школы, информация в АСУ РСО)  Проведение пед. совете намеченных и достигнутых результатов.
Ожидаемый результат 1 этапа
 изучено мнение школьников, родителей, педагогического коллектива школы, которое выявило тенденцию к снижению интереса родительского сообщества к вовлеченности детей во ВД, есть некая степень неудовлетворенности родителей и учащихся содержанием контента ВД , высокая степень желания родителей участвовать в мероприятиях детского движения, но низкая степень желания делать это после внеурочной деятельности (см. диаграмму)  проведен анализ сформированности УУД , выявление так называемых западающих областей и классов (см. диаграмму)  проведен опрос среди педагогов начальных классов и учителей- предметников, ведущих ВД в начальных классах на предмет интеграции ВД и ДД .Заметим, что коллектив учреждения подтвердил имеющуюся статистику, по которой часть педагогов готовы включиться в инновационную деятельность без раскачки, другая часть будет оказывать любому нововведению сопротивление(см. диаграмму)  проведена работа с возможными социальными партнёрами, выявлены заинтересованные лица , составлена структура социального партнёрства  создана нормативно- правовая база : модернизация ООП НОО, модификация по одной программе ВД по каждому из пяти направлений, апробация, анализ деятельности, оптимизация программы ДД  повышена степень открытости образовательного пространства школы (приглашены родителей, администрация, представители других ОУ на итоговые мероприятия), проинформированы участники образовательного процесса о разработке и апробации модифицированных программ ВД, программы ДД (создание странички на сайте школы, информация в АСУ РСО  проведена коррекция последующих мероприятий (при необходимости)  проведен пед. совет по итогам пропедевтического этапа
Основной (внедренческий этап) этап
Задачи этапа  анализ проведенной работы; изучение мнения учащихся, родителей и педагогического коллектива и выявление уровня удовлетворенности сложившейся системой ВД и ДД, выявление проблем  стимулирование деятельности учащихся и педагогического коллектива;  сравнительный анализ уровня сформированности УУД по сравнению с результатами на Тольятти, 2017 17
1 этапе  опрос педагогов на тему интеграции целей детского движения и целей внеурочной деятельности, степенью удовлетворенности полученными результатами, повышение доли учителей со средней и высокой степенью удовлетворенности  при росте УУД, степени удовлетворенности итогами 1 этапа- продолжение оптимизации нормативно- правовой базы : модификации ООП НОО, оптимизация всех программ ВД , программы ДД , планов воспитательной работы , апробация их, анализ результативности проекта;  информирование участников образовательного процесса о разработке и апробации модифицированных программ ВД, программы ДД  использование возможностей социальных партнёров для разнообразия внеурочной деятельности учащихся;  повышение степени открытости образовательного пространства школы (приглашение родителей, администрации, представителей других ОУ на итоговые мероприятия и др. )  проведение педсовета
Ожидаемый результат 2 этапа
 опрос педагогов на тему удовлетворенности полученными результатами, повышение доли учителей со средней и высокой степенью удовлетворенности  проведен сравнительный анализ уровня сформированности УУД по сравнению с результатами на 1 этапе, повышение уровня сформированности УУД  при росте УУД, степени удовлетворенности итогами основного этапа- оптимизирована нормативно- правовой базы : модернизация ООП НОО, модификация всех программ ВД , программы ДД , планов воспитательной работы , апробация их;  повышено количество социальных партнёров для разнообразия внеурочной деятельности учащихся;  увеличена доля родителей, администрации, представителей других ОУ, участвующих в итоговых мероприятиях  проведена коррекция последующих мероприятий (при необходимости)  стимулирование деятельности учащихся и педагогического коллектива;  апробирована модель интеграции  использованы возможности социальных партнёров для разнообразия внеурочной деятельности учащихся;  повышена степень открытости образовательного пространства школы (приглашение родителей, администрации, представителей других ОУ на итоговые мероприятия) проинформированы участники образовательного процесса о разработке и апробации модифицированных программ ВД, программы ДД обновление информации на страничке сайта школы, информация в АСУ РСО)  проведен педсовет

Тольятти, 2017 18

Аналитический(рефлексивно- обобщающий) этап
Задачи этапа  анализ проведенной работы; опрос педагогов степенью удовлетворенности полученными результатами  Проведение сравнительного анализа сформированности УУД с акцентированием (по сравнению с 1 и 2 этапом)  Продолжение работы с возможными социальными партнёрами, выявление заинтересованных лиц ; развитие форм взаимодействия школы и социума;  Проведение коррекции последующих мероприятий (при необходимости)  продолжение совершенствования нормативно- правовой базы : модификации ООП НОО, оптимизация всех программ ВД(внешних с доп. образованием ) , программы ДД , планов воспитательной работы, дальнейшая апробация проекта  стимулирование деятельности учащихся и педагогического коллектива;  выявление перспектив проекта  Проведение пед. совета «Уровень достигнутых результатов. Дальнейшие планы на реализацию проекта»
Ожидаемый результат 3 этапа
 стимулирование деятельности учащихся и педагогического коллектива;  проведен сравнительный анализ уровня сформированности УУД, в том числе личностных УУД (повышен уровень сформированности УУД по сравнению с результатами на 1 и 2 этапе)  проведен опрос педагогов на тему интеграции целей детского движения и целей внеурочной деятельности, степенью удовлетворенности полученными результатами, доля учителей со средней и высокой степенью удовлетворенности возросла  продолжение совершенствования нормативно- правовой базы : модификации ООП НОО, оптимизация всех программ ВД(внешних с доп. образованием ) , программы ДД , планов воспитательной работы, дальнейшая апробация проекта  привлечены новые социальные партнеры  определены перспективы проекта  переход из низкого и среднего уровня интеграции на высокий  озвучены на пед. совете намеченные и достигнутые результаты План - график реализации проекта Этап Сроки Виды деятельности Ответствен ные 1 год(с мая по апрель) I этап Май изучение литературы, практики по теме проекта, мнения учащихся, р од и т е л е й и п е д а г о г и ч е с ко г о коллектива и выявление уровня удовлетворенности сложившейся системой ВД и ДД, выявление проблем Автор про екта, учителя экспериментальн ой группы май Анализ уровня сформированности Тольятти, 2017 19
УУД май опрос педагогов на тему интеграции целей детского движения и целей внеурочной деятельности; выявление потребностей школы для проведения мероприятий проекта, в том числе интеграции ДД и ВД Май-июнь создание инициативных г ру п п (методического объединения учителей начальных классов, предметников, кураторов ДД), проведение обучающих мероприятий Июнь- август создание нормативно- правовой базы м о д е р н и з а ц и я О О П Н О О , модификация по одной программе ВД по каждому из пяти направлений, оптимизация программы ДД Сентябрь- май Апробация предмодели март Анализ деятельности; создание информативной страницы на сайте школы апрель Проведение пед. совета «Уровень достигнутых результатов. Дальнейшие планы на реализацию проекта» 2 этап 1 год(с мая по апрель) 2.1 май Анализ работы, коррекция, изучение м н е н и я р од и т е ле й , у ч а щ и х с я , педагогов и выявление у р о вня удовлетворенности сложившейся системой май сравнительный ана лиз у р о в н я сформированности УУД по сравнению с результатами на 1 этапе май опрос педагогов на тему интеграции целей детского движения и целей внеурочной деятельности, степенью удовлетворенности полученными результатами, повышение доли учителей со средней и высокой степенью удовлетворенности Тольятти, 2017 20
май П р о в е д е н и е с р а в н и т е л ь н о г о промежуточного анализа уровня сформированности УУД по сравнению с результатами на 1 этапе Июнь- август п р и р о с т е У У Д , с т е п е н и удовлетворенности итогами 1 этапа- продолжение совершенствования н ормат и в н о- п ра вовой ба з ы : м о д и ф и к а ц и и О О П Н О О , о п т и м и з а ц и я в с е х п р о г р а м м ВД(внутренних) , программы ДД , планов воспитательной работы Руководитель проекта, психолог, з а м . директора Сентябрь- май Апробация модели В т е ч е н и е реализации проекта и н ф о р м и р о в а н и е у ч а с т н и к о в о б р а з о в ат е л ь н о го п р о ц е с с а о р а з р а б о т к е и а п р о б а ц и и модифицированных программ ВД, программы ДД, повышение степени от к р ы т о с т и о б р а з о в а т е л ь н о г о пространства школы (приглашение р о д и т е л е й , а д м и н и с т р а ц и и , представителей других ОУ н а итоговые мероприятия и др. ) и с п о л ь з о в а н и е в о з м о ж н о с т е й с о ц и а л ь н ы х п а р т н ё р о в д л я р а з н о о б р а з и я в н е у р о ч н о й деятельности учащихся; май Педсовет «Анализ деятельности . перспективы проекта» III этап 1 год (с мая по апрель) 3.1 май анализ проведенной работы; опрос п е д а г о г о в с т е п е н ь ю удовлетворенности полученными результатами Май- август продолжение совершенствования н ормат и в н о- п ра вовой ба з ы : м о д и ф и к а ц и и О О П Н О О , о п т и м и з а ц и я в с е х п р о г р а м м ВД(внешних с доп. образованием ) , п р о г р а м м ы Д Д , п л а н о в воспитательной работы Июнь- август Продолжение работы с возможными социальными партнёрами, выявление заинтересованных лиц ; развитие форм взаимодействия школы и социума; Тольятти, 2017 21
Сентябрь- май Дальнейшая апробация проекта 3.2 май Проведение сравнительного анализа с формированно сти УУД ( п о сравнению с 1 и 2 этапом) май Проведение коррекции последующих мероприятий (при необходимости) совершенствование нормативно- правовой базы выявление перспектив проекта май Проведение пед. совета «Уровень достигнутых результатов. Дальнейшие планы на реализацию проекта» На 1 этапе – изучение состояния образовательного процесса и эффективность внеурочной деятельности и деятельности детского движения, созданного в школе, выявление уровня удовлетворенности сложившейся системой ВД и ДД. На основе этого был разработан проект создания единой воспитательно- образовательной синергетической системы на основе интеграции ВД и ДД, содержательные, организационно - деятельностные и операционно - технологические основы процесса интеграции. Процесс управления проектом был разбит на 3 части: 1) осознание каждым участником процесса главной цели; 2) обеспечение содержательной и психолого - педагогической поддержки; 3) периодическое соотношение промежуточных результатов Схема содержания процесса управления интеграцией ВД и ДД: - Координирующий центр (администрация учреждения, руководитель методическим объединением учителей, ведущих внеурочную деятельность, организатор детского движения). - Временные границы. Практика Апробирование опыта, открытые часы, диагностирование, рефлексия, коррекция, обмен опытом. Теоретическая подготовка педагогов по трем направлениям: Первое направление: деятельность методического семинара, в котором планируется участие 100% педагогического коллектива учителей начальных классов и учителей- предметников, ведущих,ВД ( один-два) раза в два месяца. На семинаре осуществляется первый уровень овладения интеграцией- информационный. Тематика семинара «Интеграция детского движения «Маленькая страна» и внеурочной деятельности» включала вопросы: 1. Переход к новым ступеням современного образования. От слов к делу. 2. Основные подходы к обучению и воспитанию на основе интеграции 3. Дискуссионные технологии, «Дебаты», проектное обучение 4. Этапы интеграции. 5. Критерии и показатели результативности Второе направление: деятельность творческой группы, в которую входили учителя начальных классов, учителя- предметники На занятиях планируется рассмотреть теоретические основы интеграции. Обязательными условиями занятий являлись рефлексия своей деятельности, коллективное планирование деятельности, обсуждение сильных и слабых сторон. Тольятти, 2017 22
Заключение. Методические рекомендации по реализации проекта Подчеркнем тот факт, что для развития школы важно не просто профессиональное развитие отдельных учителей, а создание целостного профессионального педагогического сообщества в школе. Помимо учителей и администрации школ в данное сообщество могут входить родительское сообщество и др. Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательной деятельности: им делегированы полномочия в управлении школой – совет школы, родительский комитет, попечительский совет; они включены в состав инициативной группы, разрабатывающей Программу развития школы, модели самоуправления школьников, являются непосредственными организаторами и участниками экскурсий, поездок, школьных праздников, спортивных соревнований, диспутов и т.п. Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения. Для создания сообщества необходимо, чтобы учителя стали заинтересованы в профессиональном общении и взаимодействии друг с другом.. Основой для такого взаимодействия выступают совместная разработка новых планов и программ, освоение новых методов работы и др. Но для создания реального сообщества этого недостаточно. Сообщество образуется только тогда, когда существуют значимые для всех и разделяемые всеми цели работы.. Только когда члены пед. коллектива несут равную ответственность за достижение совместно поставленных целей, и на этой основе организуют взаимодействие, что и было сделано в школе. возможно возникновение сообщества в полном смысле слова. Тольятти, 2017 23
Тольятти, 2017 24
Тольятти, 2017 25


В раздел образования