"Приобщение детей к экологической культуре Донского края"
Автор: Панченко Валентина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №32 Населённый пункт: г. Таганрог. Ростовская область Наименование материала: Методическая разработка:Рабочая программа по дополнительному образованию. Тема: "Приобщение детей к экологической культуре Донского края" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 32»
от «07 » 09. 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
И.о. заведующего МБДОУ
«Детский сад № 32»
___________ Л.В. Кисличенко
приказ № 94
от «07» 09. 2017 г.
Рабочая программа дополнительного образования по
экологическому воспитанию «Веснушки»
(старшая группа, второй год обучения)
на 2017-2018 учебный год.
Автор-составитель:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Панченко В.А
г. Таганрог 2017г.
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.
3. Целевые ориентиры.
4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.
5. Учебно-тематический план.
6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной
образовательной программе.
7. Методическое обеспечение программы.
1. Пояснительная записка .
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства,
так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и
охранять
природу.
Дети
учатся
наблюдать
за
изменениями,
происходящими
в
природе и делать выводы. Поэтому программа по дополнительному образованию
«Веснушки»
имеет
экологическую
направленность.
Экологическое
воспитание
дошкольников позволит заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в
будущем детям были свойственны такие качества как духовность, умение творить
красоту, стремление делать добро, самостоятельность и познавательная активность,
экологическая
грамотность. Программа
дополнительного
образования
по
экологическому воспитанию «Веснушки» помогает в решении этой проблемы. При
изучении
тем,
предусмотренных
дополнительным
образованием,
развивается
мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание,
восприятие.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена
Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край.
Поэтому для развития более полного представления детей о природе донского края
была разработана программа дополнительного образования «Веснушки», целью
которой
является
формирование
у
детей
элементов
экологического
сознания,
целостного представления о малой Родине – Донском крае, способности понимать
и любить окружающий мир и природу
При создании рабочей программы дополнительного образования
особое
внимание уделяем следующим направлениям :
Познавательно-развлекательное направление:
- знакомство детей с компонентами живой и неживой природы;
- влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной
форме.
Практическое направление:
- изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края;
- акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка
цветников и др.
Исследовательское направление:
- продуктивная деятельность, экскурсии, наблюдения, опыты.
Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа
является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто
запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки,
птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает
детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети
лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. С
началом
третьего
тысячелетия
экологические
проблемы,
возникшие
ранее,
не
только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает
характер
фактора
выживания
человечества.
Проблема
всего
человечества
в
спасении природы. И в последние годы она выдвигается на первый план. Поэтому
в детском саду была разработана программа
дополнительного образования по
экологическому воспитанию «Веснушки». Программа направлена, прежде всего,
на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в
посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм
поведения
в
природном
окружении
и
навыков
защиты
окружающей
среды.
Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к
сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется
содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Программа дополнительного образования
«Веснушки» ориентирована на
всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности,
дает
возможность
формировать
экологическую
культуру,
направлена
на
поиск
более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов
усвоения,
понимания
и
использования экологических знаний
в
повседневной
жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.
В соответствии с ФГОС экологическое воспитание предполагает формирование
первичных представлений о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Значимость программы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с
растительным
и
животным
миром
родного
края,
с
их
местообитанием,
характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее
обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и
радоваться ей.
У
детей,
занимающихся
дополнительно,
формируется
экологическая
культура,
которая
выражается
в
гуманно-ценностном
отношении
к
природе,
основными
проявлениями
которого
служат:
доброжелательность
к
живым
существам,
эмоциональная
отзывчивость;
интерес
к
природным
объектам;
стремление
осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как
живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных
экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и
почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов
организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей.
Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны
природы.
Новизна
программы дополнительного образования «Веснушки» заключается в
том,
что
она
основана
на
использовании
регионального
компонента
и
ориентирована на изучение проблем экологии Донского края
с использованием
информационных
компьютерных
технологий.
Использование
новых,
увлекательных для нового поколения технологий, позволяет детям и родителям
заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
В основу рабочей программы дополнительного образования по экологическому
воспитанию
«Веснушки»
положены
идеи
и
положения
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования.
Программа опирается на нормативные документы:
1.Конвенция
ООН
о
правах
ребенка.
Принята
резолюцией
44/25
Генеральной
Ассамблеи от 20.11.1989г. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06
1990г. №1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка».
2.Федеральный
закон
от
29.12.2013
№
273-ФЗ
Российской
Федерации
«Об
образовании Российской Федерации».
3.Федеральные
государственные
образовательный
стандарт
дошкольного
образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г. , № 1155
4.СанПиН
2.4.1.3049
-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных организаций» от 15.05.2013.
В
основу
содержания
Программы
дополнительного
образования
по
экологическому
воспитанию
«Веснушки»
легла
программа
С.
Н.
Николаевой
«Юный
эколог»,
которая
предполагает
формирование
у
детей
осознанно
– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают
их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Так
же
при
написании
программы
использовали
методические
разработки
Н.В.Коломиной «Занятия по экологии в детском саду». М., 2008, Н. А. Рыжовой «
Наш дом – природа», М., 2010 .Т.М., Бондаренко «Экологические занятия с детьми
5-6 лет»
В каждую возрастную группу включены следующие разделы:
1. Животные, птицы и насекомые.
2. Растительный мир.
3. Неживая природа.
4. Времена года.
5. Отношение к миру природы.
6. Труд в природе.
Программа предусматривает интеграцию содержания образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие воображения и творческой активности.
«Речевое развитие»,
Владение речью как средством общения и культуры.
Обогащение активного словаря.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов.
«Социально-коммуникативное развитие».
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
«Художественно – эстетическое развитие».
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
«Физическое развитие».
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами
Интегративный принцип является ведущим, что соответствует Федеральному
государственному
стандарту
дошкольного
образования.
(Приказ
Минобрнауки
России от 17.10.2013, № 1155).
Программа разработана для детей 5-6 лет. Она учитывает их возрастные
особенности. Возраст
5—6
лет
можно
охарактеризовать
как
возраст
овладения
ребѐнком
активным
воображением,
которое
начинает
п р и о б р е т ат ь
самостоятельность,
отделяясь
от
практической
деятельности
и
предваряя
еѐ.
Ребѐнок чѐтко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно
дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти
годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное
мышление,
которое
позволяет
ребѐнку
решать
более
сложные
задачи
с
использованием
обобщѐнных
наглядных
средств
(схем,
чертежей
и
пр.)
и
обобщѐнных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
2.Цель рабочей программы:
формирование у детей элементов экологического
сознания, целостного представления дошкольников о системе взаимосвязей живой
и неживой природы, с включением регионального компонента (малая Родина-
Донской край), способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи рабочей программы:
Образовательные:
-расширять и обобщать знания детей об окружающем мире природы, как целостной
взаимосвязанной системе.
-расширять знания о различных предметах и явлениях окружающего мира родного
края,
осознание
зависимости
благополучия
среды
от
поведения
человека,
формировать умения предвидеть последствия своих и чужих поступков.
Развивающие:
-развивать
у
детей
интерес
и
любовь
к
природе,
общие
познавательные
способности:
умение
наблюдать,
описывать,
строить
предположения,
находить
причинно - следственные связи, учить творчески отображать в своих работах
полученные знания.
Воспитательные:
-Воспитывать умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых
организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту
окружающего мира и бережно относиться к ней.
Принципы реализации программы.
Обучение основывается на принципах экологического образования:
-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли
воспитателя;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности и посильности;
-принцип учета возрастных особенностей детей.
3. Целевые ориентиры.
Дети будут знать:
-правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
-условия
жизни
животных
в
естественных
условиях,
животных,
вошедших
в
красную книгу;
-окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие
цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
-существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
-технологию изготовления поделок из природного материала.
Дети будут уметь:
-общаться с природой;
-видеть и понимать красоту живой природы;
-воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного
интереса;
-проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;
-распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
-сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные
признаки;
-владеть трудовыми умениями навыками ухода за растениями.
-составлять небольшие рассказы о природе своей малой Родины .
-оказывать первую помощь при ушибах и ссадинах.
4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.
П р о г р а м м а
р а с с ч и т а н а
н а
2
г о д а
о б у ч е н и я .
Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя
2
занятия
непосредственно
образовательной
деятельности
в
неделю, в
месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в старшей
группе
-
25мин.
(согласно
СанПиН). Количество
детей
посещающих
кружок
«Почемучки» - 10 человек. Возраст детей: от 5 до 6 лет. Организуя занятия по
экологическому воспитанию, важно помнить, что для успешного овладения детьми
умениями
и
навыками
необходимо
учитывать
возрастные
и
индивидуальные
особенности детей, их желания и интересы.
Формы обучения:
-беседы и ситуативные разговоры с детьми на экологические темы;
-занятия;
-групповая и индивидуальная работа;
-
рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;
-целевые прогулки, наблюдение;
-коллективно-творческая работа;
-работа с родителями,
мастер-классы;
-игры, развлечения;
-оформление выставок;
-опыты, исследовательская деятельность, экспериментирование;
- труд в уголке природы и на участке;
-работа с календарями природы, дневниками наблюдений.
-сбор коллекций семян, камней, листьев и пр.;
-рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
Методы обучения:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение
разнообразных
игр
(малоподвижных,
сюжетно
–
ролевых,
дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
ГРАФИК РАБОТЫ
образовательной программе:
-выставки детско-родительских работ из природного материала;
- конкурсы;
-открытые мероприятия для родителей и педагогов.
-акции «Птичья столовая» (декабрь),«Цветочная фантазия» (май, июнь);
-
экологические досуги и праздники
;
-диагностика экологического воспитания детей.
7. Методическое обеспечение программы .
С.Н. Николаевой «Юный эколог», М.,1996.
Н.В.Коломина «Занятия по экологии в детском саду». М., 2008
Н. А. Рыжова Наш дом – природа, М., 2010
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
О.В.
Дыбина
«Неизведанное
рядом.
Опыты
и
эксперименты
для
дошкольников», М., 2014.
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», С-П, 2010
О.М. Масленникова, В.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду».
О.В.Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»
Под ред. О.. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
М. П .Астапенко. ,Сухаревская Е.Ю. «Природа и история Донского края.
Доноведение. Времена года на Дону:
-
Осень
на
Дону.
Осенние
месяцы.
Осенние
изменения
в
природе.
Растения
пришкольного
участка,
парка
(травы,
кустарники,
деревья).
Растения
сада
и
огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
-Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных
зимой.
-Весна
на
Дону.
Весенние
месяцы.
Весенние
изменения
в
природе.
Растения
весной. Жизнь животных весной.
-Лето
на
Дону.
Летние
месяцы.
Летние
изменения
в
природе.
Растения
луга.
Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Электронные ресурсы МБДОУ д\с 32 по проекту: «Приобщение дошкольников
к ценностям Донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО».