Напоминание

"Приобщение детей к экологической культуре Донского края"


Автор: Панченко Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №32
Населённый пункт: г. Таганрог. Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка:Рабочая программа по дополнительному образованию.
Тема: "Приобщение детей к экологической культуре Донского края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» ПРИНЯТО на Педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 32» от «07 » 09. 2017 г. УТВЕРЖДАЮ: И.о. заведующего МБДОУ «Детский сад № 32» ___________ Л.В. Кисличенко приказ № 94 от «07» 09. 2017 г.


Рабочая программа дополнительного образования по

экологическому воспитанию «Веснушки»

(старшая группа, второй год обучения)

на 2017-2018 учебный год.

Автор-составитель:
воспитатель высшей квалификационной категории Панченко В.А г. Таганрог 2017г.

Содержание.
1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы. 3. Целевые ориентиры. 4. Учебный план. Режим занятий. Список детей. 5. Учебно-тематический план. 6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе. 7. Методическое обеспечение программы.
1. Пояснительная записка
.
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Поэтому программа по дополнительному образованию «Веснушки» имеет экологическую направленность. Экологическое воспитание дошкольников позволит заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем детям были свойственны такие качества как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, самостоятельность и познавательная активность, экологическая грамотность. Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Веснушки» помогает в решении этой проблемы. При изучении тем, предусмотренных дополнительным образованием, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Поэтому для развития более полного представления детей о природе донского края была разработана программа дополнительного образования «Веснушки», целью которой является формирование у детей элементов экологического сознания, целостного представления о малой Родине – Донском крае, способности понимать и любить окружающий мир и природу При создании рабочей программы дополнительного образования особое внимание уделяем следующим
направлениям
: Познавательно-развлекательное направление: - знакомство детей с компонентами живой и неживой природы; - влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление: - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края; - акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др. Исследовательское направление: - продуктивная деятельность, экскурсии, наблюдения, опыты. Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Проблема всего человечества в спасении природы. И в последние годы она выдвигается на первый план. Поэтому в детском саду была разработана программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Веснушки». Программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в
посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными. Программа дополнительного образования «Веснушки» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, дает возможность формировать экологическую культуру, направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. В соответствии с ФГОС экологическое воспитание предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. Значимость программы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с растительным и животным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей. У детей, занимающихся дополнительно, формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы. Новизна

программы дополнительного образования «Веснушки» заключается в том, что она основана на использовании регионального компонента и ориентирована на изучение проблем экологии Донского края с использованием информационных компьютерных технологий. Использование новых, увлекательных для нового поколения технологий, позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. В основу рабочей программы дополнительного образования по экологическому воспитанию «Веснушки» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа опирается на нормативные документы: 1.Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06 1990г. №1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка». 2.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации». 3.Федеральные государственные образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г. , № 1155
4.СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013. В основу содержания Программы дополнительного образования по экологическому воспитанию «Веснушки» легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. Так же при написании программы использовали методические разработки Н.В.Коломиной «Занятия по экологии в детском саду». М., 2008, Н. А. Рыжовой « Наш дом – природа», М., 2010 .Т.М., Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» В каждую возрастную группу включены следующие разделы: 1. Животные, птицы и насекомые. 2. Растительный мир. 3. Неживая природа. 4. Времена года. 5. Отношение к миру природы. 6. Труд в природе. Программа предусматривает интеграцию содержания образовательных областей: «Познавательное развитие»,  Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.  Формирование познавательных действий, становление сознания  Развитие воображения и творческой активности. «Речевое развитие»,  Владение речью как средством общения и культуры.  Обогащение активного словаря.  Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи  Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов. «Социально-коммуникативное развитие».  Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.  Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.  Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. «Художественно – эстетическое развитие».  Становление эстетического отношения к окружающему миру. «Физическое развитие».
 Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами Интегративный принцип является ведущим, что соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013, № 1155). Программа разработана для детей 5-6 лет. Она учитывает их возрастные особенности. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребѐнком активным воображением, которое начинает п р и о б р е т ат ь самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя еѐ. Ребѐнок чѐтко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребѐнку решать более сложные задачи с использованием обобщѐнных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщѐнных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
2.Цель рабочей программы:
формирование у детей элементов экологического сознания, целостного представления дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (малая Родина- Донской край), способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи рабочей программы:

Образовательные:
-расширять и обобщать знания детей об окружающем мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. -расширять знания о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формировать умения предвидеть последствия своих и чужих поступков.
Развивающие:
-развивать у детей интерес и любовь к природе, общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения, находить причинно - следственные связи, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Воспитательные:
-Воспитывать умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Принципы реализации программы.

Обучение основывается на принципах экологического образования: -принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя; -принцип систематичности и последовательности; -принцип наглядности; -принцип доступности и посильности; -принцип учета возрастных особенностей детей.
3. Целевые ориентиры.

Дети будут знать:
-правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе; -условия жизни животных в естественных условиях, животных, вошедших в красную книгу; -окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу; -существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; -технологию изготовления поделок из природного материала.
Дети будут уметь:
-общаться с природой; -видеть и понимать красоту живой природы; -воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; -проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений; -распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали; -сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки; -владеть трудовыми умениями навыками ухода за растениями. -составлять небольшие рассказы о природе своей малой Родины . -оказывать первую помощь при ушибах и ссадинах.
4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.
П р о г р а м м а р а с с ч и т а н а н а 2 г о д а о б у ч е н и я . Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2 занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в старшей группе - 25мин. (согласно СанПиН). Количество детей посещающих кружок «Почемучки» - 10 человек. Возраст детей: от 5 до 6 лет. Организуя занятия по экологическому воспитанию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Формы обучения:
-беседы и ситуативные разговоры с детьми на экологические темы;
-занятия; -групповая и индивидуальная работа; - рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; -целевые прогулки, наблюдение; -коллективно-творческая работа; -работа с родителями, мастер-классы; -игры, развлечения; -оформление выставок; -опыты, исследовательская деятельность, экспериментирование; - труд в уголке природы и на участке; -работа с календарями природы, дневниками наблюдений. -сбор коллекций семян, камней, листьев и пр.; -рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
Методы обучения:
Наглядные методы: - экскурсии, целевые прогулки; - наблюдения; - показ сказок (педагогом, детьми); - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических игр; Словесные методы: - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. Игровые методы: - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); - загадывание загадок; - проведение викторин, конкурсов. Практические методы: - организация продуктивной деятельности детей; - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; - изготовление с детьми наглядных пособий.
ГРАФИК РАБОТЫ

ДНИ НЕДЕЛИ

ВРЕМЯ
Вторник, четверг 15.30 -16.00
Список детей.

1. Акимов Максим 2. Донченко Дарья 3. Захарченко Иван 4. Комаров Артем 5. Тертышникова Екатерина 6. Кондратенко Артем 7. Шуликина Диана 8. Трифонов Степан 9. Юрьев Владислав 10.Коньков Руслан
5. Учебно-тематический план. (Приложение №1)

6.

Формы

подведения

итогов

работы

с

детьми

по

дополнительной

образовательной программе:
-выставки детско-родительских работ из природного материала; - конкурсы; -открытые мероприятия для родителей и педагогов. -акции «Птичья столовая» (декабрь),«Цветочная фантазия» (май, июнь); - экологические досуги и праздники ; -диагностика экологического воспитания детей.
7. Методическое обеспечение программы
.  С.Н. Николаевой «Юный эколог», М.,1996.  Н.В.Коломина «Занятия по экологии в детском саду». М., 2008  Н. А. Рыжова Наш дом – природа, М., 2010  Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»  О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», М., 2014.  О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», С-П, 2010  О.М. Масленникова, В.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду».  О.В.Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.  М. П .Астапенко. ,Сухаревская Е.Ю. «Природа и история Донского края.  Доноведение. Времена года на Дону: - Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью. -Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой.
-Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. -Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.  Электронные ресурсы МБДОУ д\с 32 по проекту: «Приобщение дошкольников к ценностям Донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО».


В раздел образования