"Приобщение дошкольников к ценностям Донской культуры"
Автор: Языкова Ирина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №32 Населённый пункт: г. Таганрог. Ростовская область Наименование материала: Методическая разработка:Рабочая программа по дополнительному образованию. Тема: "Приобщение дошкольников к ценностям Донской культуры" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Рабочая программа дополнительного образования по
художественно-эстетическому развитию «Донские узоры»
(подготовительная группа, второй год обучения)
на 2017-2018 учебный год.
Автор-составитель:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Языкова И.А
г. Таганрог 2017г.
Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-
эстетическому
развитию
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
предназначена
для
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 32»
от «07 » 09. 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
И.о. заведующего МБДОУ
«Детский сад № 32»
___________ Л.В. Кисличенко
приказ № 94
от «07» 09. 2017 г.
формирования
интереса
к
эстетической
стороне
окружающей
действительности,
развития эстетических чувств детей, художестенно -творческих способностей.
В соответствии с ФГОС «художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
формирование
элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Программа ссылается на базу нормативных документов:
1.Конвенция
ООН
о
правах
ребенка.
Принята
резолюцией
44/25
Генеральной
Ассамблеи от 20.11.1989г. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06 1990г.
№1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка».
2.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании
Российской Федерации».
3.Федеральные государственные образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г. , № 1155
4.СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций» от 15.05.2013
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих
отношений, формирования основ личности будущего гражданина. То, что мы заложим
в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Воспитание
его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.
Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции
ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку
можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности –
закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств
и межличностных отношений.
В
настоящее
время
большое
значение
приобретает
поиск
и
разработка
инновационных
подходов
к
патриотическому
воспитанию,
реализация
которых
способствовала
бы
сознанию
качественно
новых
подходов
в
организации
этой
деятельности с подрастающим поколением. Духовный, творческий патриотизм надо
прививать
с
раннего
детства.
Но
подобно
любому
другому
чувству,
патриотизм
обретается
самостоятельно
и
переживается
индивидуально.
Он
прямо
связан
с
духовностью человека, ее глубиной.
Одно из условий полноценного нравственно-патриотического воспитания – это
различные виды художественной деятельности, основа, которых народное творчество.
Народное искусство на протяжении многих десятилетий несёт, шлифуя самое ценное,
гениальное,
мудрое.
Знакомясь
с
народным
искусством,
дети
учатся
понимать
прекрасное, усваивать эталоны красоты.
Своеобразие
и
самобытность
фольклора
Донского
края,
богатство
и
выразительность
казачьих
песен,
связанных
с
традиционными
художественными
образами донских казаков помогают детям познавать мир не только разумом, но душой
и
сердцем,
способствуют
формированию
художественного
вкуса,
а
так,
же
патриотических чувств.
Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта
и движущая сила развития личности. Практика показала, какое важное значение имеет
осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию
своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому,
что их окружает.
Актуальность и практическая ценность этой работы заключается в том, что
сложившаяся
социокультурная
ситуация
актуализирует
проблему
сохранения
и
передачи детям культурного наследия предков, знакомство ребенка с культурой малой
Родины. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения
особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность,
усидчивость,
чувство
взаимопомощи,
дает
возможность
творческой самореализации личности. Программа направлена
на то, чтобы через
искусство приобщить детей к творчеству.
Народная
культура
является
действенным
средством
познавательного,
эстетического, духовного развития детей. Древние мыслители отмечали, что только
через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности. Традиционную
культуру казачества можно назвать живой, связующей нитью между поколениями, она
сравнима с деревом жизни, объединяющим прошлое, настоящее и будущее.
Воспитывая
ребенка
на
традициях,
исторических
событиях,
достопримечательностях малой родины, мы помогаем ему установить положительные
отношения
с
миром
людей,
с
миром
природы,
с
самим
собой.
Верный
путь
к
повышению качества воспитания и обучения - это опора на красоту окружающего
мира, культурные ценности.
Для развития более полного представления детей об истоках, традициях, народных
ремёслах
местного
казачества
была
разработана
программа
дополнительного
образования
«Донские
узоры»,
целью
которой
является
воспитание
гуманной,
духовно-нравственной
личности,
обладающей
национальным
самосознанием
и
патриотическими чувствами.
Отличительной особенностью рабочей программы по дополнительному
образованию «Донские узоры» является направленность на нравственное воспитание,
поддержку традиционных ценностей, духовности, народности (уклад жизни, традиции
и
пр.),
обращения
к
истокам
(кто
мы
такие,
какие
мы,
чем
интересны),
на
патриотическое воспитание на основе художественного творчества и предназначена
для детей старшего дошкольного возраста.
Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности
детей
к
наследию
прошлого,
в
том
числе,
благодаря
созданию
особой
среды,
позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой
культуры
лежит
духовное
начало.
Поэтому
приобретение
ребенком
совокупности
культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного
свойства
личности,
которое
проявляет
себя
на
уровне
человеческих
отношений,
чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет
меру его общего развития.
Через введение в народную культуру, ее осмысление и познание педагог развивает
не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности.
Средствами художественно-эстетического образования добиваюсь формированию
чувств, ценностей, установок служения Отечеству. Учитывая требования современной
педагогики, которые часто ставят детей в условия выбора, когда дети учатся решать
эстетические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска
решений, дети приобретают опыт созидательной деятельности.
Новизна программы по патриотическому воспитанию через художественное
творчество
заключается
в
построении
педагогического
процесса
на
принципах
интеграции, что позволяет, используя различные виды деятельности детей добиться
полного целостного восприятия изучаемого материала.
Социально – коммуникативное:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
Развитие социального и эмоционального интеллекта.
Формирование готовности к совместной деятельности.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие.
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
Формирование познавательных действий, становление сознания.
Развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие.
Владение речью как средством общения и культуры.
Обогащение активного словаря.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи.
Развитие речевого творчества.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы.
Художественно – эстетическое развитие.
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы.
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Формирование элементарных представлений о видах искусства.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие.
Приобретение опыта в двигательной деятельности…
Развитие физических качеств…
Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.
Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к
культуре
донского
казачества. Формирование
у
детей
творческих
способностей,
фантазии, воображения средствами художественного творчества.
Задачи:
-Расширять
представление
ребенка
о
себе,
о
человеке,
культуре,
природе
путем
систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту
казачества.
- Развивать патриотические чувства у дошкольников посредством приобщения их к
культуре и традициям казачества.
-Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой,
скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
-Учить детей видеть и понимать прекрасное, в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы, произведения искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
-Закреплять у детей умение рисовать, продумывать содержание, композицию рисунка,
доводить задуманное до конца.
-Совершенствовать умение работать разными материалами.
-Развивать творчество, фантазию, чувство коллективизма, товарищества, стремления
прийти на помощь друг другу.
- Воспитывать у детей любовь к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на
основе
приобщения
к
родной
природе,
ремеслам,
интерес
к
изобразительной
деятельности.
В отборе содержания программы руководствовалась следующими принципами:
-
Принципом
личностно-ориентированного
подхода,
предполагающего
создания
условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие
его индивидуальности и самобытности.
-
Принципом
культуросообразности,
предусматривающим
освоение
богатейшего
опыта
донского
казачества,
как
систему
культурных
ценностей,
способствующих
воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
-
Принципом
природосообразности,
предполагающим
не
только
учет
возрастных,
индивидуально-психологических
особенностей
ребенка,
но
и
национально-
специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими
семейно-бытовыми традициями и обычаями.
-
Принципом
гуманистической
ориентации
на
общественно
одобряемые
и
передаваемые
из
поколения
в
поколения
образцы,
социально-этические
нормы
поведения,
уважение
достоинства
и
прав
человека,
заботы
о
родных
и
близких,
проявление миролюбия, доброжелательного отношения.
-
Принципом
интеграции,
предполагающим
комплексное
включение
содержания
программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса МБДОУ. Освоение
ребенком
различных
элементов
фольклора
казачества
Дона
в
соответствии
с
ценностями общечеловеческой культуры.
3. Целевые ориентиры.
Дети будут знать:
- О
т р а д и ц и я х ,
и с т о р и и
р а з в и т и я
к р а я ,
к а з ач е с т в а ,
с о б ы т и я х ,
достопримечательностях малой родины, об окружающем мире.
- Об образе жизни людей Донской земли в старину, их трудовой деятельности.
- Изделия прикладного искусства (вышивка, роспись, чеканка, плетение) и показывают
некоторые приемы.
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения
частей;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности,
создавать индивидуальные работы;
-
использовать
различные
техники
и
способы
создания
рисунков,
экспериментировать;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может
быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому
ребенку
активно,
самостоятельно
проявить
себя,
испытать
радость
творческого
созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного
усложнения материала.
4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.
Программа дополнительного образования художественно-эстетической
направленности разработана на основе методических рекомендаций:
- Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи».
-Копцева Т.А. «Природа и художник».
Срок
реализации:
п р о г р а м м а
р а с с ч и т а н а
н а
1
г о д
о б у ч е н и я .
Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2
занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в
год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в подготовительной группе - 30мин.
(согласно СанПиН), занятия проводятся во вторую половину дня. Организуя занятия
по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми
умениями
и
навыками
необходимо
учитывать
возрастные
и
индивидуальные
особенности
детей,
их
желания
и
интересы.
С
возрастом
ребёнка
расширяется
содержание,
усложняются
элементы,
форма
бумаги,
выделяются
новые
средства
выразительности.
Наряду с обучающими занятиями используются и другие формы занятий, это и
изучение истоков казачества на Донской земле; знакомство с традициями и ремеслами;
выполнение
коллективных
работ,
в
ходе
которых
дети
учатся
развивать
замысел,
договариваться
о
способах
выполнения
работы,
распределении
выполняемых
операций; занятия «помощь другу», в ходе которых воспитываются отзывчивость и
желание помочь; занятия по изготовлению атрибутов к развлечениям и праздникам,
оформление выставок детских работ.
Формы обучения:
-беседы;
-занятия;
-групповая и индивидуальная работа;
-коллективно-творческая работа;
-игры, развлечения;
-оформление выставок;
-дискуссии,
- изготовление атрибутики,
-экскурсий.
Методы обучения:
-наглядный;
-практический;
-объяснительно-иллюстративный;
- создание игровой ситуации;
- проговаривание последовательности работы;
- показ воспитателя;
- сравнение двух техник;
- показ видеоматериалов, иллюстраций;
- наблюдение;
- работа по образцу.
Методические рекомендации:
Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для нравственного,
художественно-эстетического развития, закрепления полученных знаний, восприятия
себя как части донского казачества, причастности к культуре казачества следует:
- Учитывать возрастные особенности детей. Воспитание и обучение проводить
поэтапно, от простого к сложному. Вся жизнь ребенка должна быть пропитана духом
донского казачества, его культуры.
- проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;
создавать такие игровые ситуации, где ребенок мог бы проявить свои знания и умения.
Если дети затрудняются, предложите свою помощь.
- Закреплять знания детей в подвижных играх, инсценировках и сюжетно-ролевых
играх.
- использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах, на прогулке, во
время наблюдений, во время занятий, организации игры;
- работать в тесной связи с музыкальным руководителем (исполнение казачьих песен,
частушек, разучивание хороводов, танцев,
импровизированные, исполнение на народных музыкальных инструментах), участие в
фольклорных праздниках;
- поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе.
Наглядный материал:
- иллюстрации, картинки, картины;
- плоскостные фигурки людей и животных;
- настольный, кукольный театры;
- игрушки фабричные и самоделки, имитирующие предметы быта казачества (ведра-
казаны, коромысло, деревянные ложки, чугунки и т. д. );
- предметы домашнего обихода: мебель – лавки, стол, оружие, сбруя, русская печь;
- салфетки, скатерти, рушники;
- глиняная посуда местного (донского) изготовления: кубышки, махотки, макитры,
кувшины и др.;
- предметы костюма казаков-донцов и украшения к ним;
- музыкальные инструменты казаков (варган, гребешок);
- макет казачьего куреня, подворья.
Нетрадиционные игровые зоны, например мини-музей «Казачий курень» (мебель,
посуда донских казаков, куклы в казачьих костюмах) мини-музей группы.
-Альбом «Художники и их иллюстрации»; «Рисуйте с нами»; «Народные традиции»;
- Репродукции картин. Художественная литература.
-Ватман, обои, фломастеры, акварель, гуашь, кисточк. печати – клише, трафареты,
«инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования, пробки, свечи,
цветная бумага, нитки, вата, пластилин, лоскутки ткани.
ГРАФИК РАБОТЫ
ДНИ НЕДЕЛИ
ВРЕМЯ
Вторник, четверг
15.30 -16.00
Список детей.
1. Морозова Виктория
2. Рябова Марина
3. Печерская Виктория
4. Орлов Богдан
5. Коломийцев Андрей
6. Ким София
7. Клименко Каролина
8. Шестаков Кирилл
9. Гаврилова Маргарита
10. Бойчук Ева
5. Учебно-тематический план.
Недел
я
Темы занятий. Программное содержание
Литература
октябрь
I
1. Познание «Мой родной край».
Программное
содержание:
Расширять
знания
детей
об
истории
нашей
страны,
края,
познакомить
с
жизнью,
обычаями,
занятиями
наших
предков.
Формирование
патриотических
чувств,
простейших
географических
представлений о крае.
1.11-29, 41-61
2. Изобразительное творчество «Красота природы родного
края».
Программное содержание: Учить детей самостоятельно
выбирать содержание, передавать несложный сюжет;
поощрять детское творчество, инициативу, использование
способов рисования, усвоенных ранее. Учить прижимать
поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить
оттиск на бумагу.
2 ст. 95.
II
3. Познание «Семейные традиции».
Программное содержание: Развивать у детей
коммуникативные умения; раскрыть роль семейных
традиций; Учить составлять рассказы из личного опыта.
Воспитывать уважение к членам семьи.
10; 11 ст.296-300
4. Изобразительное творчество
«Моя семья».
Программное содержание: Учить изображать группу людей
– семью, стремиться открыть в ее членах привлекательные
качества. Воспитывать любовь к семье, заботу о ней.
2 ст. 28; 12
III
5. Познание «Курень для казака – его крепость».
11, ст.26-32; 85-87;
Программное содержание:
Познакомить детей с жилищем
казака – куренем. Развивать интерес к своеобразию этой
постройки.
Воспитывать
уважение
и
восхищение
мастерством человеческих рук.
6. Изобразительное творчество «Славный дом, чудный дом,
когда казак с казачкой живут в нем».
Программное
содержание:
Учить
детей
передавать
в
рисунке образ жилища казаков, используя при этом все
средства
выразительности;
воспитывать
аккуратность,
отмечая
выразительные
формы,
характер
линий,
интересные детали.
12
Презентация
«К а к
к а з а к а
с т р о и л и
с е б е
жилье».
IV
7. Познание «На Дону осень».
Программное содержание: С помощью поэзии и музыки
русских поэтов и композиторов пробуждать в детях интерес
к
родной
природе;
закреплять
знания
детей
об
осенних
явлениях природы.
12 Презентация
«Краски Донской
земли. Осень».
8.
Изобразительное
искусство
Н.П.
Дохнов
«Золотая
осень».
Программное
содержание:
Развивать
у
детей
интерес
к
пейзажной
живописи,
способность
сопереживать
настроение
художественного
произведения,
желание
любоваться им.
2 ст. 97, 105, 113.
ноябрь
I
9.
Познание «Казачий национальный костюм».
Программное содержание: Познакомить детей с казачьим
костюмом, углублять знания детей о казачьей одежде, её
назначении, названии, разных её частях. Развивать интерес
у
детей
к
национальным
костюмам,
орнам енту.
Воспитывать
желание
следовать
старинным
народным
традициям.
12
Презентация
« Одежда
донских
казаков».
10. Изобразительное творчество «Казачата».
Программное содержание: Учить детей рисовать мальчика
и девочку в казачьем костюме. Воспитывать любовь к своей
малой Родине.
12
II
11.
Познание «Собираем урожай».
Программное содержание: Познакомить детей с тяжелым
трудом
казаков
в
поле,
на
огороде.
Р а з в и в ат ь
любознательность,
закреплять
умение
со ставлять
несложную композицию, развивать чувство цвета.
12
12. Изобразительное творчество «Что нам осень подарила».
2 ст. 98; 11 ст. 183-
Программное содержание: Учить передавать разнообразие
цветовых
оттенков,
самостоятельно
использовать
навыки
рисования. Вызывать у детей уважение к труду взрослых,
выращивающих большой урожай фруктов.
186.
III
13.
Познание «Что умели казаки».
Программное
содержание:
П о з н а ко м и т ь
д е т е й
с
различными видами исторических промыслов и ремесел
казаков, развивать познавательный интерес.
12
14.
Кухонные принадлежности (коллаж).
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с
кухонной утварью казаков. Учить рисовать кухонные
принадлежности на различном материале, вырезать контур
и наклеивать, соблюдая композицию. Закреплять прием
вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, силуэтов.
Расширять словарный запас.
11
ст.
85-87;
103-
104; 12.
IV
15.
Познание «Как рубашка в поле росла».
Программное
содержание:
Знакомство
с
изготовлением
казачьей
одежды.
Развивать
интерес
у
детей
к
национальным костюмам, орнаменту. Воспитывать желание
следовать старинным народным традициям.
5
16.
Изобразительное творчество «Загадки орнамента».
Программное содержание: Познакомить детей с
символикой орнамента, раскрыть специфику тканого
орнамента, развивать познавательный интерес.
11 ст.187
декабрь
I
17.
Познание «Как нитки прядут и ткани ткут».
Программное
содержание:
Познакомить
детей
с
таким
видом
ремесла
казаков
как
ткачество,
развивать
познавательный интерес.
6;
12
презентация
«Декоративно-
прикладное
искусство».
18. Изобразительное творчество
«Домотканый коврик».
Программное
содержание:
П о з н а ко м и т ь
д е т е й
с
различными видами переплетения нитей. Учить разрезать
бумагу
на
ровные
полосы,
переплетать
разноцветные
полосы соблюдая ритм переплетения.
12
II
19.
Познание «Плетённые корзинки».
Программное
содержание:
Приобщать
дошкольников
к
культуре донского края; расширять представления детей о
народно-прикладном искусстве родного края.
12
п р е з е н т а ц и я
«Декоративно-
прикладное
искусство»;
11
ст.
236-241.
20.
Изобразительное искусство И. Грабарь
«Зимний пейзаж».
Программное содержание: Продолжать работу по развитию
у детей эмоциональной отзывчивости на художественный
образ, видение средств изобразительной живописи.
2
ст.
114;
11
ст.
214-219.
III
21.
Художественная литература. И. Бунин «Серп луны под
тучкой длинной».
Программное
содержание: Учить детей логично отвечать
на вопросы по тексту стихотворения. Помочь детям понять,
к а к
м н о г о
о т к р ы в а е т с я
л ю б о з н а т е л ь н о м у
и
наблюдательному человеку.
12
22. Изобразительное творчество «Ночь над станицей».
Программное
содержание: Развивать
художественные
навыки,
умение
замыслить
пейзаж
и
найти
средства
выразительности
для
создания
образа
времени
суток
(заката, ночи).
2 ст. 99.
IV
23.
Познание «Праздники и развлечения».
Программное содержание: Познакомить со своеобразием
казачьих
обычаев
и
традиций.
Воспитывать
желание
следовать
старинным
народным
традициям,
любовь
к
родной земле.
12
24.
«
Украсим группу к празднику».
Программное содержание: Развивать у детей эстетическое
восприятие,
фантазию;
умение
соотносить
пропорции.
Закрепление
технических
навыков
и
приемов
лепки
из
теста. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание
дарить радость другим, коллективизм.
12
январь
III
25.
Познание «Пришла коляда, открывай ворота».
Программное содержание: Разучивание с детьми колядок,
поздравлений,
пожеланий.
Воспитывать
гостеприимство,
доброжелательное отношение к людям.
12 «Казачьи
посиделки».
26.
Изобразительное
искусство.
Н.П.
Дохнов
«Зима
в
станице».
Программное содержание: Вызвать у детей эмоциональный
отклик
на
художественный
образ
зимнего
пейзажа,
ассоциаций
с
собственным
опытом
восприятия
зимней
природы.
11 ст. 200-203.
IV
27.
Просмотр мультфильма «Все о казаках».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с
жизнью,
традициями
и
обычаями
казаков,
развивать
познавательный
интерес к истории своего народа, учить
высказывать свое мнение при обсуждении мультфильма,
замечать юмор.
12 Аудио - сказка:
« К а з а к
-
Мамарыга».
28.
Изобразительное творчество «Зимние забавы».
Программное
содержание:
Закреплять
умение
детей
отражать в рисунке свои впечатления, передавать простые
движения человека, хорошо располагать фигуры на листе,
располагать крупно.
12 Презентация на
т е м у :
« И г р ы
донских
казаков»;
11 ст. 273-274.
февраль
I
29.
Познание «Ярмарка, ярмарка, развеселая ярмарка».
Программное содержание: Познакомить детей с русской
т радицией
–
ярмарка.
Формировать
интере с
к
художественным произведениям мастеров: глиняная посуда,
деревянные
игрушки,
кузнецкое
ремесло.
Воспитывать
интерес к жизни казаков.
12;
6;
11
ст.
368-
375.
30.
Изобразительное
творчество
«Роспись
тарелок
для
ярмарки».
Программное содержание: Развивать интерес к народному
творчеству,
стремление
подражать
народным
мастерам,
продолжать
знакомить
детей
с
Семикаракорским
промыслом (глиняная посуда).
11
ст.
94-98;
12
Презентация
«Семикаракорская
роспись».
II
31.
Познание «Детям на потеху».
Программное содержание: Рассказ об игрушках-
самоделках казачат и о радости, которую они приносили.
12.
Презентация.
«История
русской
куклы»; 11 ст. 282-
285.
32.Изобразительное творчество «Бабушкина кукла».
Программное
содержание:
Учить
мастерить
куклу
из
лоскутков, поощрять детское творчество, инициативу.
12
III
33.
Познание «Герои русских былин и казачьих сказок».
Программное
содержание:
Ввести
детей
в
мир
русской
народной и казачьей культуры. Познакомить с былинами и
сказками о русских и донских героях.
11 ст. 193-197.
34.
Изобразительное искусство «Рассматривание картины
В.М. Васнецова «Богатыри»».
Программное
содержание:
Расширить
знания
детей
о
творчестве
В.И.
Васнецова
на
примере
картины
«Богатыри».
Учить
выделять
средства
выразительности:
цвет, передача настроения богатырей, изображение одежды,
доспехов.
Воспитывать
интерес
к
изобразительной
деятельности.
2
IV
35.
Познание «Масленица».
Программное содержание: Знакомить детей с обрядовыми
праздниками, играми, особенностями времен года. Учить
детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать
обычаи и обряды наших предков.
12;
5;
11
ст.
307-
315.
36.
Изобразительное творчество «Ой, да Масленица!»
Программное содержание: Учить рисовать силуэты людей,
зданий, деревьев соблюдая композицию. Учить передавать
разнообразие
цветовых
оттенков,
само стоятельно
использовать
навыки
рисования.
Расширять
словарный
запас.
4
март
I
38.
Познание «Я казачка молода».
Программное содержание: Развивать представления детей
о женском образе казачки. Отмечать характерный облик
казачки, её красоту, стать, характер.
11 ст. 105-110.
12; 11 ст. 316-320.
39.
Изобразительное искусство И.А. Чарская «Аксинья».
Программное содержание: Познакомить детей с картиной
художника
И.П.Чарской.,
обратить
внимание
на
то,
как
художник передал образ казачки, её характер. Вызвать у
детей желание самому нарисовать картину.
2.
II
40. Познание «Женский костюм».
Программное содержание:
Продолжать углублять знания
детей об одежде донских казаков, её назначении, названии,
разных
её
частях.
Развивать
интерес
у
детей
к
национальным
костюмам,
орнаменту
на
одежде.
Воспитывать
желание
следовать
старинным
народным
традициям.
Презентация
на
тему:
«История
развития казачьего
мужского
костюма».
41. Изобразительное творчество «Рисуем казачку».
Программное
содержание:
Развивать
интерес
у
детей
к
национальным костюмам, орнаменту на одежде.
Углублять
знания детей и казачьей одежде, её назначении, названии,
разных её частях.
12
III
42.
Познание «мужской костюм».
Программное содержание: Продолжать углублять знания
детей об одежде донских казаков, её назначении, названии,
разных
её
частях.
Развивать
интерес
у
детей
к
национальным
костюмам,
орнаменту
на
одежде.
Воспитывать
желание
следовать
старинным
народным
традициям.
11 ст. 111-115.
Презентация
на
тему:
«История
развития женского
казачьего
костюма».
43.
Изобразительное искусство Н. П. Дохнов «У реки».
Программное содержание: Учить детей видеть единство
средств выразительности картины, колорита и композиции
в передаче отношения художника к красоте окружающего
мира.
12
п р е з е н т а ц и я
«Художники
Донского края».
IV
44.
Познание «Как воспитывали казака».
Программное содержание: Дать детям знания о том, как
воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему
давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
12.Презентация
«Детство и юность
казака».
45.
Изобразительное
искусство
«Казачата
в
картинах
Донских художников».
Программное
содержание: Продолжать знакомить детей с
творчеством
художников
Дона.
Воспитывать
любовь
к
изобразительному искусству.
2; 11; 12.
апрель
I
46.
Познание «Ах, ты степь, моя широкая».
Программное
содержание:
Знакомить
детей
с
Донской
природой. Развивать представление о красоте степи, как
поэты
и
художники
передают
образ
степи
в
своих
произведениях.
1; 3.
47.
Изобразительное
искусство
С.Б.Потапов
«Донские
степи».
Программное содержание: Приобщать детей к творчеству
поэтов, художников, которые воспевают степную природу.
Учить видеть главное, задумываться над тем, что вызвало у
художника интерес при восприятии увиденного.
2 ст. 33; 11 ст. 59-
63.
II
48. Познание «Зачем казаку конь?».
Программное содержание: Развивать представления детей
о казачьих традициях, связанных с отношением к коню.
Воспитывать любовь к животным.
11 ст. 38-41.
49. Изобразительное творчество «Добрый друг казака».
Программное содержание: Учить детей рисовать лошадь.
Воспитывать
умение
создавать
интересный
сюжет.
Развивать
глазомер,
находить
верное
композиционное
решение.
2 ст. 93
III
50.
Познание «
Животный мир нашего края».
Программное содержание: Воспитывать у детей интерес и
заботливое
отношение
к
животным;
учить
передавать
несложный сюжет; закрепить приемы рисования краской.
Презентация
«Животный мир
Ростовской
области».
51.Познание Тема: «Донская аптека».
Программное
содержание:
Создать
условия
д л я
о з н а к о м л е н и я
д е т е й
с
л е к а р с т в е н н ы м и
растениями Донского
края.
Познакомить
детей
с
растениями:
чабрец,
подорожник,
крапива,
одуванчик,
ромашка; их внешним видом, значением в нашей жизни,
посредствам
включения
детей
в
беседу
и
игровую
ситуацию.
12
IV
52.
Познание
«
Казаки на работе».
Программное
содержание:
Учить
придумывать
сюжет
рисунка, уметь изображать предметы на заднем и переднем
плане; развивать изображение.
5ст.89,
93,104,105,108,158
.
53.Изобразительное творчество «Хлебное поле».
Программное
содержание: Закрепить
знания
детей,
что
хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут
обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы
получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и
труду
людей,
его
выращивающих;
закрепить
словарь
по
данной теме.
2
с т .
1 0 8 ;
Презентация «Как
колосок
хлебом
на стол пришёл».
май
I
54.Декоративное рисование на полосе: «Цветок и бутоны».
Программное содержание: Познакомить детей с
декоративным образом цветов и бутонов, способом
мазковой техники. Учить составлять оттенки розового и
сиреневого цветов, вызвать эстетические чувства от
восприятия посуды (чайник и чашка), выполненной
мастером Семикаракорья, и от восприятия цветовой
росписи изделия.
12
55.
Изобразительное
творчество
«Как
молоком
облитые,
стоят сады вишневые».
Программное
содержание:
Р а з в и в а т ь
у
д е т е й
наблюдательность,
эстетическое
восприятие,
обращать
внимание на цветовые сочетания при изображении весны,
уметь располагать сюжет на всем листе бумаги
1; 4, 11.
II
56. Изобразительное творчество «Виноградная лоза».
Программное содержание: Развивать воображение детей,
поддерживать
проявления
их
фантазии,
смелости
в
изложении
собственных
замыслов.
Во спитывать
эстетический вкус.
12
57. Познание «История рушника».
Программное
содержание:
Познакомить
с
историей
рушника. Продолжать знакомить с мотивами в вышивке.
Развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать узоры,
выбирать
наиболее
красивые.
Украшать
узором
рушник,
используя элементы вышивки.
4,12.
III
58. Семикаракорская роспись на блюдце «Подсолнух».
Программное содержание: учить детей видеть красоту
элементов узоров в образе цветка подсолнуха. Составлять
композицию на круге, в центре которого помещён этот
цветок. Заполнять кайму круга по своему желанию,
используя элементы семикаракорской росписи.
12
59.Лепка кумгана «Казачка».
Программное содержание: познакомить с оригинальным
решением лепки кувшина – кумгана, представленного в
образе казачки. Развивать чувство формы, пропорции.
Учить лепить ленточным способом, дополняя основу из
бросового материала пластилином. Учить любоваться
красотой выполненного изделия.
12; 4.
IV
60.
Изобразительное
творчество
«Как
казачка
печь
украсила».
Программное содержание: Развивать воображение детей,
поддерживать
проявления
их
фантазии,
смелости
в
изложении
собственных
замыслов.
Во спитывать
эстетический вкус.
12; 4
61.
Познание «Человек без Родины, что соловей без песни».
Программное
содержание:
Обобщать
знания
детей
о
развитии нашего края, прививать любовь к родному городу,
обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться
новому облику нашей малой родины.
1
2
И.И.
Наседкина,
Р.М.
Абрамова
«Здравствуй,
русская
сторонка!
Музей
в
детском
саду»).
6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной
образовательной программе.
-Проведение выставок детских работ.
-Проведение открытого мероприятия для родителей и педагогов.
-Проведение мастер-класса среди педагогов.
7. Методическое обеспечение программы .
1. Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина, О.Л. Ведмедь. Я учусь познавать Донской край.
2. Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи».
3 . К о п ц е в а
Т . А .
п р о г р а м м а
« П р и р о д а
и
х у д о ж н и к » .
4. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
5. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим».
6.
Маханёва
М.
Д.
«Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры».
Детство-Пресс. 1999. – 40 с.
7.
Т.И. Агуреева, Л.А. Баландина, Г.Ю. Цветкова. Казачий костюм. Приложение: «На
казаке и рогожа пригожа».
8. Г.Д. Остапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков.
9. А.Н. Пастухов. Донские казачьи сказки.
10. Н.Г. Пантелеева. Знакомим детей с малой Родиной.
11. Культура Дона от «А» до «Я». Энциклопедия для учеников начальной школы.
12. Электронные ресурсы МБДОУ д/с № 32 по проекту: « Приобщение дошкольников
к ценностям Донской культуры» (старший дошкольный возраст).