Напоминание

Автоматизация сонорных звуков (в слогах, в словах, в предложениях). Звук и буква [р]/


Автор: Попкова Любовь Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГОБУ Шкотовская КШИ
Населённый пункт: пгт. Шкотово, Приморский край
Наименование материала: конспект
Тема: Автоматизация сонорных звуков (в слогах, в словах, в предложениях). Звук и буква [р]/
Раздел: начальное образование





Назад





АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

(В СЛОГАХ, В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ).

ЗВУК И БУКВА [Р].

Цели занятия:

Коррекционно-логопедические:
1. Развивать артикуляционную моторику. 2. Закреплять у детей автоматизацию звука [р] в предложениях на слух и в предложениях.
Коррекционно-речевые:
1. Уточнять, активировать и расширять словарный запас детей «Животные», «Транспорт».
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву (диктант). 2. Способствовать повышению речевой активности. 3. Активировать познавательные процессы: восприятие, память,логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества в игоовой деятельности. 2. Воспитывать у детей интерес и доброжелательное отношения друг к другу в детском коллективе.
Оборудование:
1. Буква [Р], профиль буквы [р]. 2. Таблица слов с буквой [р]. 3. Символы р — р. 4. Собака Рекс. 5. Нотный стан, гамма, корова. 6. Пакетик с карамелью.
Ход занятия

I. Организационный момент.
Колокольчик зазвенел Звонкий и весёлый. Он сегодня всез ребят Приглашает в школу. В школу мы с тобой пойдём, Ранец мы с собой возьмём, В школе будем мы читать, В школе будем мы писать, В школе будем мы считать, Пеньем заниматься.

II. Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика:
Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку. Не ногами, не руками, А своими языками. Мы шипели словно змеи (ш-ш-ш), Как медведи мы ревели (ры-ры-ры), Словно тигры мы рычали (р-р-р), Думаешь озорничали? Вовсе нет, вовсе нет, Так учил нас логопед.
III. Сообщение темы и цели занятия.

1.

Уточнение артикуляционного уклада звука [р].
При произнесении звука [р]: а) губы находятся в положении следующего гласного; б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров; в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам; г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту; д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
2.

«УРОКИ»

1 урок «ЧТЕНИЕ»: Автоматизация звука [р].
Чтение таблицы слов: а) прочитать слова, соблюдая последовательность от 1 до 12; б) рассказать, что читали. Рак 3 Шар 8 Дыра 12 Игра 5 Рад 4 Жар 11 Гора 2 Икра 9 Рог 1 Сор 7 Жара 10 Вчера 6

1-ая ПЕРЕМЕНА: «Что тут не так, скажи?»
Кошка ест один овёс, А корова — кости, Козы любят колбасу, И зовут всех в гости. Куры молоко дают, Козы яйца нам несут. Телёнок у лошадки, Котёнок у козы, У кошки поросёнок, Что тут не так, скажи?
2 урок «РУССКИЙ ЯЗЫК»

число;

диктант (волшебный диктант) «Весна».
[Р — р — — — н (песенка проводов).] 1.Пришла весна. 2. На берёзе, орешнике, вербе висят серёжки. 3. На улице журчат ручьи. 4. Дети пускают кораблики. 5. Зазеленела трава. Вопросы: 1. О каком времени года писали диктант? 2. Какая буква повторяется чаще других?
2-ая ПЕРЕМЕНА «Будь внимательным
»,
игра.
Транспорт: вертолёт, паровоз, троллейбус, корабль, парашютист.
3 урок «МАТЕМАТИКА»

счёт от 1 до 49;

решить примеры.
Реши примеры. Назовите компоненты при сложении.
1 слагаемое

Плюс

2 слагаемое

Равно

Сумма
гор- плюс ка равно горка нор- плюс ка равно норка мар- плюс ка равно марка чур- плюс ка равно чурка мер- плюс ка равно мерка тёр- плюс ка равно тёрка пор- плюс ка равно порка дыр- плюс ка равно дырка

3-я ПЕРЕМЕНА: «Что дать Рексу?», игра.
Кофть — тость — кошть — кость. Чупчик — тупчик — супчик — суптик. Шашку — соситку — фосифку — сосиску.
4 урок «ПЕНИЕ»

1.

Дыхательная гимнастика «Цветы».
Понюхать цветок.
2.

Пропеть слоги

рЭ рЭ

рЫ рЫ

рУ рУ

рО рО

рА рА

3.

Пение песни «Тридцать три коровы».
Тридцать три коровы, тридцать три коровы, Зелёная трава. Тридцать три коровы стих родился новый, Как стакан парного молока. (повторить 2 раза)
Вопрос:
Какая буква повторяется чаще других?
IV. Итог занятия.
1. В какую игру мы играли (В школу). 2. Какие предметы по расписанию изучали (Чтение, русский язык, математику, пение). Ну вот, прощаться нам пора. За знания, старания и умения Вам от меня угощение. (карамель — есть буква [р])
Список используемой литературы
1. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. «Просвещение»; М.:1974. 2. Козырева Л. М. Развитие речи и внимание ( м е т од и ч е с ко е
пособие).»Академия развития»; Ярославль, 2007. 3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняятетрадь для закрепления произношения звука «Р». «Там-Пресс»: М.:1998 4. Лопухина И. С. Логопедия (550 занимательных упражнения для разв ития речи). «Аквариум»; М.: 1995. 5. Русакова О. Г. Автоматизация звуков с помощью наглядно-игровых приёмов.//Логопед, 2010, № 2. 6. Соколенко Н. И. Дидактический материал по исправлению произношения у детей. «Просвещение; М.: 1978.


В раздел образования