Автоматизация сонорных звуков (в слогах, в словах, в предложениях). Звук и буква [р]/
Автор: Попкова Любовь Дмитриевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: КГОБУ Шкотовская КШИ Населённый пункт: пгт. Шкотово, Приморский край Наименование материала: конспект Тема: Автоматизация сонорных звуков (в слогах, в словах, в предложениях). Звук и буква [р]/ Раздел: начальное образование
Коррекционно-логопедические:
1.
Развивать артикуляционную моторику.
2.
Закреплять у детей автоматизацию звука [р] в предложениях на слух и в
предложениях.
Коррекционно-речевые:
1.
Уточнять, активировать и расширять словарный запас детей «Животные»,
«Транспорт».
Коррекционно-развивающие:
1.
Развивать
внимание
и
умение
выделять
из
текста
заданную
букву
(диктант).
2.
Способствовать повышению речевой активности.
3.
Активировать познавательные процессы: восприятие, память,логическое
мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1.
Формировать навыки сотрудничества в игоовой деятельности.
2.
Воспитывать у детей интерес и доброжелательное отношения друг к
другу в детском коллективе.
Оборудование:
1.
Буква [Р], профиль буквы [р].
2.
Таблица слов с буквой [р].
3.
Символы р — р.
4.
Собака Рекс.
5.
Нотный стан, гамма, корова.
6.
Пакетик с карамелью.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Колокольчик зазвенел
Звонкий и весёлый.
Он сегодня всез ребят
Приглашает в школу.
В школу мы с тобой пойдём,
Ранец мы с собой возьмём,
В школе будем мы читать,
В школе будем мы писать,
В школе будем мы считать,
Пеньем заниматься.
II. Развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционная гимнастика:
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Не ногами, не руками,
А своими языками.
Мы шипели словно змеи (ш-ш-ш),
Как медведи мы ревели (ры-ры-ры),
Словно тигры мы рычали (р-р-р),
Думаешь озорничали?
Вовсе нет, вовсе нет,
Так учил нас логопед.
III. Сообщение темы и цели занятия.
1.
Уточнение артикуляционного уклада звука [р].
При произнесении звука [р]:
а) губы находятся в положении следующего гласного;
б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
в)
кончик
языка
поднят
к
альвеолам,
напряжен
и
вибрирует;
края
языка
прижаты к боковым зубам;
г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью
руки, поднесенной ко рту;
д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в
носовую полость, воздушная струя идет через рот;
е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего
образуется голос.
2.
«УРОКИ»
1 урок «ЧТЕНИЕ»: Автоматизация звука [р].
Чтение таблицы слов:
а) прочитать слова, соблюдая последовательность от 1 до 12;
б) рассказать, что читали.
Рак
3
Шар
8
Дыра
12
Игра
5
Рад
4
Жар
11
Гора
2
Икра
9
Рог
1
Сор
7
Жара
10
Вчера
6
1-ая ПЕРЕМЕНА: «Что тут не так, скажи?»
Кошка ест один овёс,
А корова — кости,
Козы любят колбасу,
И зовут всех в гости.
Куры молоко дают,
Козы яйца нам несут.
Телёнок у лошадки,
Котёнок у козы,
У кошки поросёнок,
Что тут не так, скажи?
2 урок «РУССКИЙ ЯЗЫК»
–
число;
–
диктант (волшебный диктант) «Весна».
[Р — р — — — н (песенка проводов).]
1.Пришла весна. 2. На берёзе, орешнике, вербе висят серёжки. 3. На улице
журчат ручьи. 4. Дети пускают кораблики. 5. Зазеленела трава.
Вопросы:
1.
О каком времени года писали диктант?
2.
Какая буква повторяется чаще других?
2-ая ПЕРЕМЕНА «Будь внимательным », игра.
Транспорт: вертолёт, паровоз, троллейбус, корабль, парашютист.
3 урок «МАТЕМАТИКА»
–
счёт от 1 до 49;
–
решить примеры.
Реши примеры.
Назовите компоненты при сложении.
1 слагаемое
Плюс
2 слагаемое
Равно
Сумма
гор-
плюс
ка
равно
горка
нор-
плюс
ка
равно
норка
мар-
плюс
ка
равно
марка
чур-
плюс
ка
равно
чурка
мер-
плюс
ка
равно
мерка
тёр-
плюс
ка
равно
тёрка
пор-
плюс
ка
равно
порка
дыр-
плюс
ка
равно
дырка
Пение песни «Тридцать три коровы».
Тридцать три коровы, тридцать три коровы,
Зелёная трава.
Тридцать три коровы стих родился новый,
Как стакан парного молока.
(повторить 2 раза)
Вопрос:
Какая буква повторяется чаще других?
IV. Итог занятия.
1.
В какую игру мы играли (В школу).
2.
Какие
предметы
по
расписанию
изучали
(Чтение,
русский
язык,
математику, пение).
Ну вот, прощаться нам пора.
За знания, старания и умения
Вам от меня угощение.
(карамель — есть буква [р])
Список используемой литературы
1.
Богомолова
А.
И.
Нарушение
произношения
у
детей.
«Просвещение»;
М.:1974.
2.
Козырева
Л.
М.
Развитие
речи
и
внимание
( м е т од и ч е с ко е
пособие).»Академия развития»; Ярославль, 2007.
3.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняятетрадь для закрепления
произношения звука «Р». «Там-Пресс»: М.:1998
4. Лопухина И. С. Логопедия (550 занимательных упражнения для разв ития
речи). «Аквариум»; М.: 1995.
5.
Русакова
О.
Г.
Автоматизация
звуков
с
помощью
наглядно-игровых
приёмов.//Логопед, 2010, № 2.
6. Соколенко Н. И. Дидактический материал по исправлению произношения у
детей. «Просвещение; М.: 1978.