Напоминание

Звук и буква [ш]. Осень.


Автор: Попкова Любовь Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГОБУ Шкотовская КШИ
Населённый пункт: пгт. Шкотово, Приморский край
Наименование материала: конспект
Тема: Звук и буква [ш]. Осень.
Раздел: начальное образование





Назад





Тема занятия:

Звук и буква [ш]. Осень.

Цели занятия:
1. Коррекционно-образовательные: - обогащать активный и пассивный словарь с помощью игр. 2. Коррекционно-развивающие: - развивать артикуляцию и мелкую моторику через игровые упражнения; - развивать речевое дыхание, слуховое внимание, мышление, память. 3. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать любовь к окружающему миру; - воспитывать учащихся аргументированно и доброжелательно оценивать свой ответ.
Оборудование:
полотенце, классная доска, цветные мелки, доска с прищепками, ручки (с красной и синей пастой), клей, картина «Лебедь-шипун», листья (натуральные), листья нарисованные (берёзы, рябины, осины, дуба, калины, клёна), корзинка с яблоком, грушей, мандарином.
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года» - спросим, Нам ответят «Это …» (Осень). Какое время года сейчаc ? Какой месяц? Какое число? День недели?
II. Артикуляционная гимнастика
Игра с полотенцем: «Самовар, чашечка и т.д.».
III. Уточнение артикуляционного уклада звука [ш]

При произнесении звука [ш]:
а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад; г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот; е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

IV. Автоматизация звука [ш]

1. Изолированно:
а) Загадка: Гордая птица, Воды не боится. Очень пригожа, На двойку похожа, Как зовут её ответь? Это белый … (лебедь). б) Как шипит лебедь? Ш...ш...ш... в) Какую букву я написала по ладошке?
2. В словах:
а) Работа с картиной «Лебедь-шипун». Подчеркните букву «Ш» синей ручкой. В слове «шипун» вставьте гласную букву «И», подчеркните её. б) Игра «Эхо». Ши-ши-ши, ши-ши-ши, С буквой «И» всегда пиши.
V. Работа над словарём

Загадка
Листья клёна пожелтели, Птицы к югу улетели. Дождику идти не лень, И всю ночку и весь день. Кто догадался: как называется тема урока? (Осень). Какое небо осенью? (Хмурое). Какие дары приносит нам осень? (Фрукты, овощи).
VI. Дыхательная разминка

Загадка
Летают, кружатся. Хороводом на землю ложатся, С земли они не встают - Почернеют и пропадут. (Листья осенью)
Упражнение «Ветерок»
Подул осенний ветерок и листочки полетели (дуют на листочки на ниточке).
VII. Пальчиковая разминка

Упражнение «Осенние листья»
Будем листья собирать / сжать и разжать кулачки/
Листья березы, Листья рябины, Листья клёна, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. (Загибают пальцы, начиная с большого). – А теперь посмотрите листья каких деревьев залетели к нам? (Подобрать слова- признаки к именам существительным). Лист берёзы — берёзовый лист. Лист рябины — рябиновый лист. Лист осины — осиновый лист. Лист дуба — дубовый лист. Лист клёна — кленовый лист. Лист калины — калиновый лист. – Падающие листья всю землю покрыли, а как об этом можно красиво сказать, какие слова подобрать? (Ковёр из листьев). – Какой у осени цвет? (Красный, жёлтый, коричневый, разноцветный).
Работа с картиной «Лебедь-шипун»
– Листики упали на «пруд» к нашему лебедю. Наклейте их.
VIII. Викторина «Прощание с осенью»
– Слушаем вопросы и даём положительные или отрицательные ответы. Вспомните приметы осени. «Да» - «Нет». – Осенью растут цветы? (Нет). – Осенью растут грибы? (Да). – Тучки солнце закрывают? (Да). – Жаркий ветер прилетает? (Нет). – Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет). – К нам букашки прилетают? (Нет). – Звери норки закрывают? (Да). – Урожай все собирают? (Да). – Птичьи стаи улетают? (Да). – С деревьев листья опадают? (Да). – Часто-часто льют дожди? (Да). – Достаём мы сапоги? (Да). – Солнце светит очень ярко? (Нет). – Можно детям загорать? (Нет). – Ну, а что же можно делать — шорты, шляпки надевать? (Нет). – Или лучше в тёплой куртке погулять по переулку? (Да). – Осень, осень подожди, ты от нас не уходи, Ведь холодная зима Нам пока что не нужна, да? (Да). Дети задают вопросы учителю.
Вместе: Ах, какая была осень! А какая? Мы вас спросим: – Погода осенью какая? (Дождливая, хмурая, туманная). – Лес осенью какой? (Золотой, разноцветный) – На юг какие птицы улетают? (Журавли, аисты, цапли, скворцы, грачи).
IX. Итог
– Молодцы! Дружно занимались, весело играли. Похлопаем себе в ладоши. Погладим себя по голове и скажем: «Я умница!» – А теперь посмотрите, какие подарки вам приготовила осень. Осенние подарки нам принесли дети. Прочитайте их имена. (На карточках имена детей). До свидания, ребята! – До свидания!
Список использованной литературы:
1. Богомолоаа А. И. Нарушение произношения у детей. «Просвещение»;М.:1979. 2. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков «Ш, Ж». №Том-Пресс»; М.: 1998. 3. Лопухина И. С. Логопедия (550 занимательных упражнений для развития речи). «Аквариум»; М.: 1995. 4. Машкова Н. П. Формирование у дошкольников правильного звукопроизношения с использованием условных знаков-символов. //Логопед. 2010, № 1. 5. Портнова И. М. Весёлые истории о язычке. Артикуляционная гимнсмтика длядетей 3 — 7 лет. //Логопед. 2017, № 6. 6. Соколенко Н. И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. «Просвещение»; М.: 1978.


В раздел образования