Автор: Попкова Любовь Дмитриевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: КГОБУ Шкотовская КШИ Населённый пункт: пгт. Шкотово, Приморский край Наименование материала: конспект Тема: Звук и буква [ш]. Осень. Раздел: начальное образование
Цели занятия:
1. Коррекционно-образовательные:
- обогащать активный и пассивный словарь с помощью игр.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляцию и мелкую моторику через игровые упражнения;
- развивать речевое дыхание, слуховое внимание, мышление, память.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к окружающему миру;
- воспитывать учащихся аргументированно и доброжелательно оценивать свой ответ.
Оборудование:
полотенце, классная доска, цветные мелки, доска с прищепками, ручки (с красной и синей
пастой), клей, картина «Лебедь-шипун», листья (натуральные), листья нарисованные (берёзы,
рябины, осины, дуба, калины, клёна), корзинка с яблоком, грушей, мандарином.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года» - спросим,
Нам ответят «Это …» (Осень).
Какое время года сейчаc ?
Какой месяц?
Какое число?
День недели?
II. Артикуляционная гимнастика
Игра с полотенцем: «Самовар, чашечка и т.д.».
III. Уточнение артикуляционного уклада звука [ш]
При произнесении звука [ш]:
а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
б) зубы сближены;
в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба
и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к
боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается
ладонью руки, поднесенной ко рту;
д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую
полость так, что воздушная струя идет через рот;
е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
IV. Автоматизация звука [ш]
1. Изолированно:
а) Загадка:
Гордая птица,
Воды не боится.
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут её ответь?
Это белый … (лебедь).
б) Как шипит лебедь? Ш...ш...ш...
в) Какую букву я написала по ладошке?
2. В словах:
а) Работа с картиной «Лебедь-шипун». Подчеркните букву «Ш» синей ручкой. В слове
«шипун» вставьте гласную букву «И», подчеркните её.
б) Игра «Эхо».
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
С буквой «И» всегда пиши.
V. Работа над словарём
Загадка
Листья клёна пожелтели,
Птицы к югу улетели.
Дождику идти не лень,
И всю ночку и весь день.
Кто догадался: как называется тема урока? (Осень).
Какое небо осенью? (Хмурое).
Какие дары приносит нам осень? (Фрукты, овощи).
VI. Дыхательная разминка
Загадка
Летают, кружатся.
Хороводом на землю ложатся,
С земли они не встают -
Почернеют и пропадут.
(Листья осенью)
Упражнение «Ветерок»
Подул осенний ветерок и листочки полетели (дуют на листочки на ниточке).
VII. Пальчиковая разминка
Упражнение «Осенние листья»
Будем листья собирать / сжать и разжать кулачки/
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клёна,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(Загибают пальцы, начиная с большого).
–
А
теперь
посмотрите
листья
каких
деревьев
залетели
к
нам?
(Подобрать
слова-
признаки к именам существительным).
Лист берёзы — берёзовый лист.
Лист рябины — рябиновый лист.
Лист осины — осиновый лист.
Лист дуба — дубовый лист.
Лист клёна — кленовый лист.
Лист калины — калиновый лист.
–
Падающие листья всю землю покрыли, а как об этом можно красиво сказать, какие
слова подобрать? (Ковёр из листьев).
–
Какой у осени цвет? (Красный, жёлтый, коричневый, разноцветный).
Работа с картиной «Лебедь-шипун»
–
Листики упали на «пруд» к нашему лебедю. Наклейте их.
VIII. Викторина «Прощание с осенью»
–
Слушаем вопросы и даём положительные или отрицательные ответы. Вспомните
приметы осени. «Да» - «Нет».
–
Осенью растут цветы? (Нет).
–
Осенью растут грибы? (Да).
–
Тучки солнце закрывают? (Да).
–
Жаркий ветер прилетает? (Нет).
–
Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет).
–
К нам букашки прилетают? (Нет).
–
Звери норки закрывают? (Да).
–
Урожай все собирают? (Да).
–
Птичьи стаи улетают? (Да).
–
С деревьев листья опадают? (Да).
–
Часто-часто льют дожди? (Да).
–
Достаём мы сапоги? (Да).
–
Солнце светит очень ярко? (Нет).
–
Можно детям загорать? (Нет).
–
Ну, а что же можно делать — шорты, шляпки надевать? (Нет).
–
Или лучше в тёплой куртке погулять по переулку? (Да).
–
Осень, осень подожди,
ты от нас не уходи,
Ведь холодная зима
Нам пока что не нужна, да? (Да).
Дети задают вопросы учителю.
Вместе:
Ах, какая была осень!
А какая? Мы вас спросим:
–
Погода осенью какая? (Дождливая, хмурая, туманная).
–
Лес осенью какой? (Золотой, разноцветный)
–
На юг какие птицы улетают? (Журавли, аисты, цапли, скворцы, грачи).
IX. Итог
–
Молодцы!
Дружно занимались, весело играли.
Похлопаем себе в ладоши. Погладим себя по голове и скажем:
«Я умница!»
–
А теперь посмотрите, какие подарки вам приготовила осень. Осенние подарки нам
принесли дети. Прочитайте их имена. (На карточках имена детей).
До свидания, ребята!
–
До свидания!
Список использованной литературы:
1. Богомолоаа А. И. Нарушение произношения у детей. «Просвещение»;М.:1979.
2. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков
«Ш, Ж». №Том-Пресс»; М.: 1998.
3.
Лопухина
И.
С.
Логопедия
(550
занимательных
упражнений
для
развития
речи).
«Аквариум»; М.: 1995.
4.
Машкова
Н.
П.
Формирование
у
дошкольников
правильного
звукопроизношения
с
использованием условных знаков-символов. //Логопед. 2010, № 1.
5. Портнова И. М. Весёлые истории о язычке. Артикуляционная гимнсмтика длядетей 3 — 7
лет. //Логопед. 2017, № 6.
6. Соколенко Н. И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у
детей. «Просвещение»; М.: 1978.