Звук и буква [c]. Автоматизация свистящего звука [c] в словах.
Автор: Попкова Любовь Дмитриевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: КГОБУ Шкотовская КШИ Населённый пункт: пгт. Шкотово, Приморский край Наименование материала: конспект Тема: Звук и буква [c]. Автоматизация свистящего звука [c] в словах. Раздел: начальное образование
Стенды: «Артикуляционные уклады гласных и согласных звуков»,
«Ответить на вопросы», «Характеристика звука», «Парные звонкие и
глухие гласные», «Город букв».
I. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
1.
Игра «Экскурсия на море»
Ребята, сегодня мы идём на экскурсию к морю. Выходим из школы (упр. «Дом»)
и идём по дороге, проходим полянку. На полянке растут кусты малины. Мы
стали его собирать. (Используем карточки для развития моторики).
2.
Проверка домашнего задания.
3.
Игра «Ягодка-малинка».
Собирала я в лесу
Ягодку-малинку. (загибаем большой палец)
Я домой не донесу
Полную корзинку. (загибаем указательный палец)
Ягодка по ягодке (загибаем средний палец)
Дело продвигается,
Ягодка по ягодке (загибаем безымянный палец)
Ягод прибавляется. (загибаем мизинец)
4.
Продолжение игры «Экскурсия на море».
А вот и берег моря. На берегу моря. Растут цветы. Над цветами пархают
бабочки и летают стрекозы. Вдруг подул лёгкий ветерок. (упр. «Ветерок»).
Насекомые улетели. Нам стало весело и мы улыбнулись (упр.»Улыбка»). На
берегу встречаются ракушки (упр. «Ракушка»). Послушайте, как в ракушке
шумит море. Мы сели в лодочку и поплыли, а затем стали её раскачивать (упр.
«Лодочка»).
Поиграли, поплавали в море и пошли в школу. (упр. «Идущий человечек»). По
дороге в школу идём и беседуем (упр. «Человечки разговаривают»). А вот и
школа (упр. «Дом»).
II. Уточнение артикуляционного уклада звука [c]
Работа с профилем звука [c], зеркалом, таблицами.
Звук [с]
При произнесении звука [с]:
а) губы в улыбке, зубы видны;
б) зубы сближены, но не сомкнуты;
в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;
г)
передняя
часть
спинки
языка
образует
щель
с
верхними
зубами
или
альвеолами;
д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только
посередине остается узкая щель в форме желобка;
е) посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается
тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в
носовую полость, воздушная струя идет через рот;
з) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Звук [с']
Артикуляция звука [с'] (мягкого) такая же, как и [с] твердого, только средняя
часть спинки языка поднята к твердому нёбу.
1.
Какое положение занимают губы при произношении звука [c]?
2.
Какое положение занимают зубы при произношении звука [c]?
3.
Какое положение занимает язык?
4.
Воздушная струя (контроль-рука).
5.
Показать при помощи рук артикуляционный уклад звука [c].
6.
Дать характеристику звука [c].
III. Автоматизация свистящего звука [c] в словах.
–
Ребята,
вы
слышите
кто-то
стучится
в
дверь?
Это
кукла
Соня
пришла к нам в гости. Она принесла музыкальное письмо. Соня
желает посмотреть и поиграть с нами на занятии.
1.
Игра «Волшебные слова» (планшет).
Прочитать слова написанные наоборот.
Записать их в тетрадь.
Поставить в данных словах ударение.
Определить место звука [c] в слове.
Подчеркнуть букву [c].
Дни недели: среда — адрес, суббота — атоббус, воскресенье — еьнесерксов.
Название месяцев: август — тсугва, сентябрь — ьрбятнес.
Время года: весна — ансев, осень — ьнесо.
2.
Игра «Прятки» (устно, планшет).
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей,
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Отыскать, кто спрятался здесь?
Назвать имена детей со звуком [c].
(Опорные
слова:
Семён,
Сергей,
Саша,
Борис,
Василий,
Максим,
Руслан,
Ярослав, Василиса, Лариса, Оксана, Раиcа, Света, Соня, Саша, Маруся).
3.
Игра «Разгадай ребус» (планшет).
Разгадать ребус, отгадку составить с помощью профилей звуков, слова записать
в тетрадь, поставить в данных словах ударение, определить место звука [c] в
слове, подчеркнуть букву [c] синим, сделать звуко-буквенный анализ слов.
Р
И
О
Б
С
С
Л
В
А
А
IV. Логопедическая физминутка.
Мы капусту рубим, рубим. (Резкие движения кистями рук вниз-вверх.)
Мы морковку трём, трём. (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение
кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим, солим. (Движения пальцев, имитирующее посыпание
солью из щепотки.)
Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулак.)
V. Домашнее задание.
Выучить потешку «Засолка капусты».
VI. Итог занятия проводит кукла Соня.
Список используемой литературы
1. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. «Просвещение», М.:
1979.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняя тетрадь для закрепления
произношени свистящих звуков с, з, у. «Том-пресс», М.: 1998.
3. Корчагина О. В. Игровые техники в коррекции речевых нарушений.//Логопед.
2014, № 4.
4. Лопухина И. С. Логопедия (550 занимательных упражнений для развития
речи). «Аквариум», М.: 1995.
5. Портнова И. М. Артикуляционная гимнастика для детей 3 — 7 лет// Логопед.
2017, № 6.
6.
Соколенко
Н.
И.
Дидактический
материал
для
исправления
недостатков
произношения для детей. «просвещение», М.: 1978.