"Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий и творческих способностей".
Автор: Волкова Екатерина Игоревна Должность: учитель начальных классов. Учебное заведение: МОУ Гимназия № 10 Населённый пункт: Тверь Наименование материала: Статья Тема: "Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий и творческих способностей". Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 10.
Тема «Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных
действий и творческих способностей».
Выполнила:
учителя начальных классов
Волкова Екатерина Игоревна.
1
Тверь, 2016 г.
Обоснование выбора темы.
Перемены,
происходящие
в
современном
обществе,
требуют
ускоренного
совершенствования
образовательного
пространства,
определения
целей
образования,
учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В
связи
с
этим
приоритетным
направлением
становится
обеспечение
развивающего
потенциала новых образовательных стандартов.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и
метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной
системы
образования
является
формирование
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
школьникам
умение
учиться,
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения
учащимися
социального
опыта.
При
этом
знания,
умения
и
навыки
(ЗУН)
рассматриваются
как
производные
от
соответствующих
видов
целенаправленных
действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными
действиями самих учащихся.
Изменения,
происходящие
в
современной
социальной
жизни,
вызвали
необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших
школьников
учебных
умений,
которые
вносят
существенный
вклад
в
развитие
познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от
конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со
спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
В
составе
основных
видов
универсальных
учебных
действий,
диктуемом
ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1.
личностный;
2.
регулятивный;
3.
познавательный;
4.
коммуникативный.
Познавательные универсальные учебные действия включают
общеучебные,
логические
учебные
действия,
а
также
постановку
и
решение
проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к
познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и
использование информации.
Познавательные УУД это умение:
-осознавать познавательную задачу;
-читать
и
слушать,
извлекая
нужную
информацию,
а
также
самостоятельно
находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
-понимать
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной,
модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных
учебных задач;
-выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной
форме;
2
-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий
способствует развитию творческих способностей детей.
Таким образом, мною были разработаны задания по русской языку и
литературному чтению на формирование у младших школьников познавательных
универсальных учебных действий и творческих способностей.
Рекомендации к заданию:
Это задание можно использовать на этапе включения нового знания в систему знаний и
повторений.
Цель задания: овладение логическим действием синтеза.
Задание 1.
Если удвоить слог ма, получится слово? Посмотрите на эти слоги и решите, из каких из
них таким образом слово можно получить. Запишите получившиеся слова.
а) па б) ба в) дя г) тё д)ня
Рекомендации к заданию:
1. Это задание можно использовать на этапе «Актуализация знаний».
2. Цель задания: установление причинно – следственных знаний.
Задание 2.
Прочитай, выскажи своё мнение. Почему это не текст. Измени. Запиши его и озаглавь.
Это заметил Игорь.
Пушистый кот Барсик грелся на крыльце.
Воробей скрылся в кустах.
Он бросился на птицу.
Воробей клевал крошки хлеба у крылечка.
Мальчик прогнал кота.
3
Рекомендации к заданию.
1. Это задание можно использовать на этапе мотивация (побуждение к действию.
2. Цель задания: выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово»,
способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли. В этом задании
количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения
их форм.
Задание 3.
Составь из слов предложения.
Идёт, дождь, воды, струйки, по, бегут, стеклу.
Запиши.
Рекомендации к заданию.
1. Это задание можно использовать на этапе самостоятельная работа с самопроверкой и
выявлением количества вариантов, связанным с изменением порядка букв.
2. Цель задания: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела (ловушка: слоги с буквами ш и ы составить нельзя).
Задание 4.
Раздели слова на группы.
Выпиши только родственные (однокоренные) слова.
Худой, художник, худеть, худышка, худоба.
В выписанных словах поставь знак ударения.
Подчеркни буквы безударных гласных.
Задание 5.
Лев Друскин «Беру я вещи в руки осторожно».
Беру я вещи в руки осторожно.
Звенит в ушах, и боязно вздохнуть.
Вот рядом стул - его подвинуть можно,
Но осторожно - только б не толкнуть.
Вот пепельница, вот твоя перчатка
Бери смелей - не бойся чепухи!
Но лучше осторожно ... Как взрывчатка,
Во всем, во всем заложены стихи.
Рекомендации к заданию.
Это задание может использоваться на этапе: проблемное рассуждение.
Цель: развивать умение полно и точно выражать свои мысли.
Вопросы:
4
1.
О чём мы можем поговорить?
2.
Твои игрушки разговаривают?
3.
О чём?
Задание 6.
Я.Тайц. «По ягоды».
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес - и
давай собирать. Только бабушка - в кружечку, а Надя - в рот.
Пришли домой. У бабушки полная кружечка, а у Нади - пустая, даже дедушку угостить
нечем. Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела -
всё в кружечку. Пришла домой и говорит деду: - Кушай! - А сама что же? - А я вчера ела. -
Вчера не считается, - сказал дедушка. - Давай вместе.
И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя - ягоду, и дед - ягоду, Надя - ягоду, и
дед - ягоду. Так всё и съели.
Рекомендации к заданию.
Это задание может использоваться на этапе: первичное закрепление во внешней речи.
Цель: выдвижение гипотезы и её обоснование.
Вопросы:
Объясни, почему Надя несколько раз ходила по ягоды.
Соотнеси план и части текста.
Найди ошибку в плане.
План.
Бабушка- в кружечку, Надя – в рот.
У бабушки полная кружечка, у Нади – пустая.
Все в кружечку.
Надя – ягоду, дед – ягоду.
Задание 7.
Л.Н.Толстой. ДВА ТОВАРИЩА (Басня).
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на
дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь
и притворился мертвым.
5
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
\» Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что\», — говорит, — медведь тебе
на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Рекомендации к заданию.
Это задание может быть использовано на этапе: рефлексия.
Цель: определять смысл поступка героев, соотносить их со своими поступками.
Вопросы.
Можно ли дать другое название тексту? Какое? Почему? Объясни.
Найди
предложения,
в
которых
говорится,
как
нужно
и
нельзя
поступать
в
данной
ситуации.
При использование таких упражнений во время урока можно предположить следующие
результаты.
Предполагаемые результаты.
1.Поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств,
2.Организовать самостоятельную деятельность на уроке.
3.
Анализировать
возможные
варианты
решения
и
обоснованного
выбора
или
разработки оптимального, или наиболее эффективного решения.
4.Развивать
творческие
способности,
повышать
уровень
интеллектуального
развития.
5.Научить решать задания повышенной сложности.
6. Стимулировать высказывания с помощью наводящих вопросов учителя.
7.Составлять сообщения, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения
существенных признаков предметов, и объектов.
8. Корректировать работу по выявленным нарушениям.
9.
Видеть проблему в задании и способы её решения.
Список литературы:
1.
Вуджек, Т.Тренировка ума. Упражнения для развития повышенного интеллекта/ Т.
Вуджек. 1996 г.
2.
Мотков, О.И.Развитие творчества у детей. / О.И. Мотков. 2008 г.
3.
Савенков, А.И.Развитие творческого мышления. Учебное пособие/ А.И. Савенков.
2007 г.
4.
Собко, Н.В. Развитие творческого воображения учащихся начальных классов -
важная проблема современного образования. / Н.В.Собко. 2005 г.
6
7