"Лента времени" как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Автор: Виноходова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области" Населённый пункт: п. Майский Наименование материала: Статья Тема: "Лента времени" как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка –
детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»
«Лента времени» как инновационная форма работы с детьми старшего
дошкольного возраста»
Подготовила: Виноходова Е.Н., воспитатель МДОУ
«ЦРР – детский сад №4 п. Майский»
п. Майский 2017
В период дошкольного детства происходит расширение границ познания,
становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира,
осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.
Старшие дошкольники понимают суть многих событий, могут
разнообразить и понять их смысл, восстановить картину событий. Педагог,
занимающий позицию сотрудничества, помогает детям пережить реальность
освоения мира, самостоятельно моделировать будущее.
Одной из форм работы со старшими дошкольниками в рамках реализации
регионального проекта «Дошкольник Белогорья» является «Лента времени».
Цель данной формы работы: систематизировать и углублять знания детей
об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам по типу
«Древность, старина, современность», а также научить детей устанавливать
пространственно-временные связи.
Данная формы работы предусматривает взаимодействие с родителями
как участниками образовательной деятельности
Задачи:
-
обогащение
представлений
детей
об
объектах
окружающей
действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира через
развитие интереса к самостоятельному познанию
и совершенствование
умений использовать различные способы познания;
- оказание поддержки личностных проявлений детей в совместной и
индивидуальной творческой деятельности;
Новизна
формы
работы
«Лента
времени»
заключается
в
развитии
познавательного
интереса,
активности
у
детей
дошкольного
возраста,
формировании и обогащении у них представлений о человеке в истории и
культуре.
Впервые эта технология предложена Н .
А.
Коротковой. У данного
педагога
эта
технология
называется
«Река
времени».
По
словам
автора,
путешествие
по « Реке
времени » не
преследует
цели
снабдить
детей
детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении
ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы
материальной цивилизации.
«Лента времени»
- это карта-панно это длинный бумажный лист
размером может быть 50 на 100 или160 см или 60 на 180 см, который
символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к
настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими,
и н т у и т и в н о
п о н я т н ы м и
д е т я м
н а з в а н и я м и
( к а р т и н к а м и ) ,
например, «древность» - «старина» - «наше время», которые педагог заранее
наклеивает на панно.
Отправным моментом исследования могут быть как реальные события,
так и смоделированные педагогом.
Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования.
Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи
и
отношения
между
событиями.
Педагог
обсуждает
вместе
с
детьми
высказанные
идеи,
предположения.
Обсуждение
проходит
в
ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала.
На этом этапе педагог широко использует реальный предметный и
иллюстративный
материал.
Реальных
предметов
должно
быть
несколько,
чтобы
каждый
ребенок
смог
опробовать
возможности
исследуемого
материала.
Иллюстративный
материал,
предлагаемый
для
исследования,
представляет
собой
карточки
разного
размера,
от
довольно
крупных
до
мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в
руки.
Только
при
такой работес
иллюстративным
материалом
возможно
активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.
Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно«Лента времени ».
Дети
могут
действовать
как
индивидуально,
так
и
в
подгруппах
в
зависимости
от
контекста
и
предложенного
материала.
Подгруппы
детей
могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для
сборки
панно,
окончательного
обсуждения,
сопоставления
результатов
исследования.
Форма работы «Лента времени» может использоваться в рамках
тематической недели и служить наглядным иллюстративным материалом к
определенной теме
Карта-панно («река времени» - это длинный бумажный лист размером
50*160
см
или
60*180
см)
символизирует
линейное
движение
исторического времени : от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются
несколько «остановок»,
с
нестрогими,
интуитивно
понятными
детям
названиями,
например, «древность» - «старина» - «наше время».
Педагог
заранее
наклеивает
на
панно
небольшие
иллюстрации
– «метки» каждой
остановки во времени .
Панно «Лента времени » должно быть в открытом доступе для детей и
открыто для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей,
активизировать
их.
При
этом
оно
должно
быть мобильно:
на
очередном
занятии
надо
иметь
возможность
снять
её
со
стены
и использовать
для
дальнейших исследований.
Особенно актуально использование
данной
технологии
в
старшем
дошкольном
возрасте ,
когда
у
детей
имеется
уже
определенный
багаж
знаний. Работа с дошкольниками решает следующие задачи:
1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2.
Формировать
умение
находить
пути
решения
проблем,
умение
анализировать ситуацию.
3.
Воспитывать
коммуникативные
навыки
у дошкольников :
умение
выслушивать друг друга, работать в группах , отстаивать свою точку зрения.
Например, «Лента времени» под названием «Чудеса на колесах – от
телеги до современных машин», может найти большой отклик у мальчишек.
Главной
задача
этого
панно
–
раскрыть
перед дошкольниками
удивительный ,
многообразный
рукотворный
мир
человека,
вызвать
восхищение людьми труда. Показать, как человек изменял транспорт, делая
его более удобным, безопасным.
Большой интерес может вызвать создание «Ленты времени» по теме «Мой
родной
поселок» так
как
будет
способствовать
патриотическому
воспитанию, познакомит детей с малой Родиной – родным поселком, с его
историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем
живут.
Опыт работы
показывает,
что технология
«Лента
времени» дает
положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное
представление
о времени через
пособие-панно способствует
развитию
исследовательской деятельности дошкольников.
Использование данной формы работы позволяет:
детям – находиться в условиях обеспечения успешной индивидуализации и
социализации;
обогатить
представления
об
объектах
окружающей
действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира;
развить
интерес
к
самостоятельному
познанию;
развить
умения
использовать
различные
способы
познания;
обеспечить
полноценный
переход на следующий уровень системы непрерывного образования;
родителям - увидеть динамику развития детей через создаваемые продукты
совместной деятельности; стать участниками совместной образовательной
деятельности;
использовать
предлагаемый
инновационный
продукт
в
домашних условиях для разнообразия домашнего досуга.