Напоминание

"Безопасность жизни детей в семье"


Автор: Тумко Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Школа развития №24
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Безопасность жизни детей в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" Л. Н. Толстой. «Безопасность жизни детей в семье.» Каждый ребенок по своему социальному предназначению является продолжателем человеческого рода. Существуя в социуме ,ребенок учится , приобретает опыт, развивается. Свой самый первый жизненный опыт и свои способности ребенок в первую очередь приобретает в той семье , в которой родился и провел первые свои 3-4- года жизни. Поэтому, так важно, какие взрослые окружают ребенка в семье , а затем и в детском саду, школе. При возникновении у ребенка недостатков правильнее не столько «пресекать» их, сколько опираться на сильные качества, пробуждать и усиливать иные интересы, увлечения, радости, которые сами приведут к ослаблению и исчезновению недостатков. И. Кант писал: «Никого нельзя сделать лучше иначе, как через остаток того добра, который в нем имеется.» В современном обществе в силу разных причин просматривается одна из важнейших проблем, которой является жестокое обращение с детьми в семье. Такими причинами являются экономическая нестабильность общества, усиление влияния псевдо-культур ,неблагоприятные семей-бытовые отношения, разводы. Говоря о жестоком обращении с детьми в семье , можно выделить его основные формы, как то: 1.Эмоциональное (психологическое)насилие. 2.Физическое насилие. 3.Сексуальное насилие. 4.Пренебрежение(заброшенность, беспризорность). 5.Пропаганда насилия с экрана. Эмоциональное (психологическое)насилие-это хронические формы поведения, при которых ребенка унижают, оскорбляют. высмеивают. тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Физическое насилие-это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребенку в возрасте до 18 лет родителем или опекуном, а также не предотвращение возможности причинения телесных повреждений. Сексуальное насилие-это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Пренебрежение-необеспечение элементарных нужд ребенка: еда, одежда, образование, забота о здоровье.
Пропаганда насилия с экрана относится к психологическому насилию-просмотр фильмов , содержащих сцены насилия в присутствии детей. Статистика показывает , что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8% из 10% считают их эффективными.65% взрослых хотели бы воспитывать своих детей иначе , но затруднены в методах и формах. Все это обязывает педагогов работать с проблемой предотвращения насилия в семье более глубоко и системно. Задача воспитателей- не только вовремя выявлять семьи, в которых присутствуют элементы жестокого воспитания, но и планомерно проводить профилактику в работе с родителями. Важно понять , когда родители используют жестокое обращение со своими детьми: -когда сердиты на ребенка, -когда сердиты по другим причинам, -кода ребенок поступает не так, как надо, -сами подвергались насилию в детстве и просто не знают других методов воспитания. Воспитателю необходимо как можно скорее выявить семьи , принадлежащие к группе риска. К ним относятся семьи: - переехавшие семьи, -семьи с психическими заболеваниями одного из членов семьи, -семьи с часто отсутствующими одного из членов семьи, -молодые матери (от16 лет и младше), -антисоциальные семьи. в которых употребляю алкоголь и наркотики, -бездомные, -с низким образовательным уровнем, -есть дети , перенесшие психическую травму, с проблемным поведением, -со сложным психическим климатом. Очень часто родители наказывая детей физически , добиваются только видимости послушания со стороны детей. Обычно , когда дети одни ,они поступают так , как хочется, а не так ,как от них требуют. Многие родители не подозревают о последствиях жестокого обращения с детьми. Влияние жестокого обращения на ребенка любого возраста велико. Физическое насилие может привести к синякам, переломам, ожогам, повреждениям внутренних органов и т.д. Это нарушает
нормальную жизнедеятельность организма. При эмоциональном насилии ребенок постоянно испытывает нехватку любви и душевного тепла, слышит угрозы, насмешки, крик. Это приводит к неуверенности и заниженной самооценке. Дети , которыми пренебрегают, могут быть излишне замкнутыми или необычайно агрессивными, многие страдают хроническими болезнями, плохо учатся в школе. Дети , подвергнувшиеся насилию хотя бы один раз, могут чувствовать себя ненужными и несчастными всю жизнь. Это может привести к наркомании, алкоголизму и, как следствие- к преступлению. Поэтому помощь педагога родителям в данном вопросе с каждым годом становится все более актуальной. Для профилактики жестокого обращения с детьми в семье, сохранения психического и эмоционального здоровья детей воспитатель должен планировать свою профессиональную деятельность с учетом нынешних требований в этом вопросе. А именно: -вносить в планирование воспитательной работы консультации для родителей, систематически использовать их в своей работе, -проводить круглые столы обсуждения вопросов, касающихся неблагополучных семей, -посещать семьи воспитанников, требующих особого контроля, -строить воспитательную работу совместно с психологом ДОУ, -быть всегда внимательным при приеме детей в детский сад, выяснять причины возникновения ссадин или синяков на теле ребенка у его родителей, -информировать руководство о фактах жестокого обращения с детьми в семье. Рекомендуемые темы для проведения консультаций с родителями: " Свод правил, которые помогут вам защитить своего ребенка", "Боремся с агрессией", "Как предотвратить жестокое обращение с ребенком?", "Жестокость - оружие слабых", "Воспитываем счастливых детей". Литература: 1. «Анна Каренина» (1875) Л. Н. Толстого (1828-1910). 2.Психология и педагогика - Учебное пособие (Столяренко А.М.)


В раздел образования