Автор: Тумко Валентина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ Школа развития №24 Населённый пункт: город Нефтеюганск Наименование материала: статья Тема: "Безопасность жизни детей в семье" Раздел: дошкольное образование
"Все счастливые семьи
похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" Л. Н.
Толстой.
«Безопасность жизни детей в семье.»
Каждый
ребенок
по
своему
социальному
предназначению
является
продолжателем
человеческого
рода.
Существуя
в
социуме
,ребенок
учится
,
приобретает опыт, развивается. Свой самый первый
жизненный опыт и свои
способности ребенок в первую очередь приобретает в той семье , в которой
родился
и
провел
первые
свои
3-4-
года
жизни.
Поэтому,
так
важно,
какие
взрослые окружают ребенка в семье , а затем и в детском саду, школе. При
возникновении у ребенка недостатков правильнее не столько «пресекать» их,
сколько опираться на сильные качества, пробуждать и усиливать иные интересы,
увлечения,
радости,
которые
сами
приведут
к
ослаблению
и
исчезновению
недостатков. И. Кант писал: «Никого нельзя сделать лучше иначе, как через
остаток того добра, который в нем имеется.»
В
современном
обществе
в
силу
разных
причин
просматривается
одна
из
важнейших проблем, которой является жестокое обращение с детьми в семье.
Такими причинами являются экономическая нестабильность общества, усиление
влияния псевдо-культур ,неблагоприятные семей-бытовые отношения, разводы.
Говоря о жестоком обращении с детьми в семье , можно выделить его основные
формы, как то:
1.Эмоциональное (психологическое)насилие.
2.Физическое насилие.
3.Сексуальное насилие.
4.Пренебрежение(заброшенность, беспризорность).
5.Пропаганда насилия с экрана.
Эмоциональное
(психологическое)насилие-это
хронические
формы
поведения,
при которых ребенка унижают, оскорбляют. высмеивают. тем самым нарушая
нормальное развитие его эмоциональной сферы.
Физическое насилие-это любое неслучайное нанесение телесных повреждений
ребенку
в
возрасте
до
18
лет
родителем
или
опекуном,
а
также
не
предотвращение возможности причинения телесных повреждений.
Сексуальное насилие-это использование ребенка или подростка другим лицом
для получения сексуального удовлетворения.
Пренебрежение-необеспечение
элементарных
нужд
ребенка:
еда,
одежда,
образование, забота о здоровье.
Пропаганда насилия с экрана относится к психологическому насилию-просмотр
фильмов , содержащих сцены насилия в присутствии детей.
Статистика
показывает
,
что
85%
родителей
детей
до
12
лет
используют
физические наказания, но только 8% из 10% считают их эффективными.65%
взрослых хотели бы воспитывать своих детей иначе , но затруднены в методах и
формах. Все это обязывает педагогов работать с проблемой предотвращения
насилия в семье более глубоко и системно.
Задача
воспитателей-
не
только
вовремя
выявлять
семьи,
в
которых
присутствуют
элементы
жестокого
воспитания,
но
и
планомерно
проводить
профилактику в работе с родителями.
Важно
понять
,
когда
родители
используют
жестокое
обращение
со
своими
детьми:
-когда сердиты на ребенка,
-когда сердиты по другим причинам,
-кода ребенок поступает не так, как надо,
-сами
подвергались
насилию
в
детстве
и
просто
не
знают
других
методов
воспитания.
Воспитателю необходимо как можно скорее выявить семьи , принадлежащие к
группе риска. К ним относятся семьи:
-
переехавшие семьи,
-семьи с психическими заболеваниями одного из членов семьи,
-семьи с часто отсутствующими одного из членов семьи,
-молодые матери (от16 лет и младше),
-антисоциальные семьи. в которых употребляю алкоголь и наркотики,
-бездомные,
-с низким образовательным уровнем,
-есть дети , перенесшие психическую травму, с проблемным поведением,
-со сложным психическим климатом.
Очень часто родители наказывая детей физически , добиваются только видимости
послушания со стороны детей. Обычно , когда дети одни ,они поступают так , как
хочется,
а
не
так
,как
от
них
требуют.
Многие
родители
не
подозревают
о
последствиях жестокого обращения с детьми. Влияние жестокого обращения на
ребенка любого возраста велико. Физическое насилие может привести к синякам,
переломам,
ожогам,
повреждениям
внутренних
органов
и
т.д.
Это
нарушает
нормальную жизнедеятельность организма. При эмоциональном насилии ребенок
постоянно
испытывает
нехватку
любви
и
душевного
тепла,
слышит
угрозы,
насмешки, крик. Это приводит к неуверенности и заниженной самооценке. Дети ,
которыми
пренебрегают,
могут
быть
излишне
замкнутыми
или
необычайно
агрессивными, многие страдают хроническими болезнями, плохо учатся в школе.
Дети
,
подвергнувшиеся
насилию
хотя
бы
один
раз,
могут
чувствовать
себя
ненужными
и
несчастными
всю
жизнь.
Это
может
привести
к
наркомании,
алкоголизму
и,
как
следствие-
к
преступлению.
Поэтому
помощь
педагога
родителям в данном вопросе с каждым годом становится все более актуальной.
Для
профилактики
жестокого
обращения
с
детьми
в
семье,
сохранения
психического и эмоционального здоровья детей воспитатель должен планировать
свою профессиональную деятельность с учетом нынешних требований в этом
вопросе. А именно:
-вносить в планирование воспитательной работы консультации для родителей,
систематически использовать их в своей работе,
-проводить круглые столы обсуждения вопросов, касающихся неблагополучных
семей,
-посещать семьи воспитанников, требующих особого контроля,
-строить воспитательную работу совместно с психологом ДОУ,
-быть всегда внимательным при приеме детей в детский сад, выяснять причины
возникновения ссадин или синяков на теле ребенка у его
родителей,
-информировать руководство о фактах жестокого обращения с детьми в семье.
Рекомендуемые темы для проведения консультаций с родителями:
"
Свод
правил,
которые
помогут
вам
защитить
своего
ребенка",
"Боремся
с
агрессией", "Как предотвратить жестокое обращение с ребенком?", "Жестокость -
оружие слабых", "Воспитываем счастливых детей".
Литература:
1. «Анна Каренина» (1875) Л. Н. Толстого (1828-1910).
2.Психология и педагогика - Учебное пособие (Столяренко А.М.)