Напоминание

"Дыхательная гимнастика в речевом развитии детей с ОВЗ"


Автор: Цыганова Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №82"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Презентация
Тема: "Дыхательная гимнастика в речевом развитии детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дыхательная гимнастика Выполнила: Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №82» Цыганова Светлана Владимировна 1

Актуальность

В настоящее время возрастает количество детей с речевыми нарушениями.

Но коррекция речевых нарушений невозможна без специальной подготовки, а именно

без развития речевого дыхания.

Физиологическое дыхание у детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности.

Оно, как правило поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается

при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно

ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечаются

задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки,

дополнительный забор воздуха при высказывании.

Поэтому развитие правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией

способствует, нормальному звукопроизношению, создает условия для нормальной

громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и

интонационной выразительности
. 2

Общее влияние дыхательной гимнастики

на организм

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга

и нервной системы, избавляет человека от многих болезней.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться,

справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно

часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а

также выздоравливающим после воспаления лёгких или

страдающим бронхиальной астмой.
3

Цель дыхательных упражнений -

научить детей

быстро, бесшумно производить вдох и рационально,

экономно расходовать воздух на выдохе
4

Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут.

Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет

упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.

Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении

воздух набирать через нос

плечи не поднимать

выдох должен быть длительным и плавным

необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их

можно придерживать руками).

Техника выполнения упражнений

дыхательной гимнастики для детей:
5

Упражнение «Надуй шарик»

ИП: ребёнок сидит. «Надувая шарик» широко разводит руки в

стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя

ладони перед грудью и выдувает воздух. «Шарик лопнул» -

хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок

произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и

оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Надуваем быстро шарик,

Он становиться большой.

Шарик лопнул,

Воздух вышел.

Стал он тонкий и худой!
6

Упражнение

«Бегемотик»

Упражнение «Жук»
7
ИП: ребёнок стоит или сидит,

скрестив руки на груди. Разводит

руки в стороны, поднимает голову

– вдох, скрещивает руки на груди,

опускает голову – выдох: «жу-у-у,

посижу и пожужжу».

ИП сидя. Ребенок кладет ладонь на

область диафрагмы и глубоко дышит.

Вдох и выдох производится через нос

Упражнение сопровождается

рифмовкой: Сели бегемотики,

потрогали животики. То животик

поднимается (вдох), То животик

опускается(выдох)


Пение гласных звуков

Пропевание на одном выдохе гласных звуков

А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных

– АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т. д. Чем длиньше

веревочка, тем длиннее песенка.


8
Поём песенки


Дуем ветерок

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, лечу, куда хочу.

(

Следить за тем, чтобы выдох был длительным)

Подуй на цветочек

Подуй на дождик
9
Дуть на вертушку. Чем дольше

дуешь, тем дольше крутится.

Дождик, лей,

Не жалей!

Огород и сад

Полей!


Дуем как можно сильнее

1.Помоги самолетам взлететь

2.Помоги долететь мячику
10
Пролетает самолёт, С ним собрался я

в полёт.

Будем мы вдвоем играть,

Мяч друг другу бросать.

У кого мячик упал,

Тот выходит, проиграл.

Нужно дуть на самолетики, чтобы

они взлетели (можно устроить

соревнование, чей самолетик дальше

улетит). Каждый самолетик садится

на свою платформу (круг по цвету)

Дуем на мячик так, чтобы он долетел

до морского котика, изображенного

на картинке


Дуем на широкий язычок

Забей гол в ворота

Скатать ватный шарик и

поставить два кубика в качестве

ворот. Ребенок должен дуя на

шарик загнать его в ворота

Сделай фокус
11
Это упражнение с кусочком ваты.

Вата кладётся на кончик носа.

Ребёнку предлагается вытянуть

язык, загнуть его кончик вверх и

подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа


Учимся регулировать силу выдоха
12
1 «Буль-бульки»

2. «Забавная лягушка»

Дуть необходимо долго, но не сильно,

чтобы «глазки» лягушки упали в

«корзиночки»

Пучеглазый Водолаз

В тине спрятался от нас.

И торчат у Водолаза

Над водой два круглых глаза.

(Лягушка)

Взять два прозрачных стаканчика и

налить воду. В один стаканчик много

воды, почти до краев, а в другой мало. В

стаканчик, где много воды нужно дуть

через трубочку слабо, а в стаканчик, где

мало воды- можно дуть сильно. Задача

ребенка - не пролить воду. Обратить

внимание на слова: сильно, слабо, много,

мало.


В работе с детьми дошкольного возраста

дыхательная гимнастика может быть

использована в различных режимных

моментах:

На логопедических занятиях;

На занятиях оздоровительного характера;

Как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные

упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после

нагрузки;

В утренней гимнастике;

После дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;

На прогулке;

В домашних условиях
13

Пособия для развития речевого дыхания
14

Список литературы
15
1 Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого

дыхания у дошкольников. – М., 2004.

2.

Горчакова

А.М.

Формирование

воздушной

струи

в

процессе

преодоления

нарушений звукопроизношения //Логопед в детском саду, 2005, №2.

3.

А.А Гуськова Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. М.: Т.Ц. Сфера, 2011. –

128с.

4.

Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.

5.

Кириллова

Ю.А.,

Лебедева

М.Е.,

Жидкова

Н.Ю.

Интегрированные

физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб, 2005.

6.

Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи

дошкольников на основе фонетической ритмики. – М., 2007.

7.

Кучергина

О.В.

Профилактика

нарушений

звукопроизношения

у

детей

младшего дошкольного возраста. // Логопед, 2004, №5.



Спасибо! 16


В раздел образования