Автор: Кудряшова Любовь Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад села Бобровка Красноармейского района Саратовской области" Населённый пункт: село Бобровка Наименование материала: конспект Тема: Этическая беседа "Будь вежлив" Раздел: дошкольное образование
Задачи: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам;
раскрывать перед детьми сущность понятия «вежливость», вежлив тот, кто
всегда
внимателен,
добр
к
людям;
систематизировать
правила
вежливого
поведения; упражнять детей в анализе своих поступков в понимании того,
соответствуют ли они правилам вежливости; воспитывать умение оценивать
поведения товарищей.
Подготовка к беседе. Предварительно дать задание детям понаблюдать за
поведением окружающих. Чтение художественных произведений «Три сына»,
«Волшебное слово». Подобрать соответствующие рисунки, картинки.
Оборудование: картинки, книги, звукозапись.
Ход беседы.
- Ребятки, сегодня мы с вами поговорим о вежливости. А теперь подумайте и
скажите,
какого
человека
можно
назвать
вежливым?
(это,
кто
говорит
«волшебные слова», кто ведет себя воспитанно, культурно, кто помогает
другим).
А какое «волшебное слово» мы узнали из рассказа В. Осеевой «Волшебное
слово»? (пожалуйста).
- А какие еще вы знаете «волшебные слова»? (ответы)
- А почему они называются «волшебными»? ( потому что они вежливые)
- Да, эти слова волшебные потому, что человеку обратившемуся в вежливой
форме,
трудно
отказать
в
просьбе.
А
если
человек
говорит
«спасибо»,
«благодарю вас», или если он высказывает добрые пожелания «приятного
аппетита», «спокойной ночи», то проявляет этим самым уважение к другому,
старается порадовать его своим расположением, вниманием.
- Ну, а теперь послушайте стихотворение С. Погореловского «Вежливый»
-
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
-Что с тобой!? - вскочила мать.
- Заболел, сыночек?..
- Я забыл тебе сказать:
Мама, доброй ночи!,
и скажите, можно ли назвать мальчика вежливым? (нет). А почему, как вы
думаете? (потому что это не хорошо поднимать маму среди ночи с постели, а
желать спокойной ночи нужно было перед сном…).
- Ребятки, а случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как надо поступить?
Например: встретились у входа в детский сад с кем-то из взрослых и не
знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (надо
пропустить вперед и сказать: «Проходите, пожалуйста»)
Предложить детям рассказать, какие – нибудь случаи из жизни, которые им
встречались, и дать им оценку.
- Ну, а теперь попробуйте правильно решить такую ситуацию (обыгрывание
с куклами):
-Навстречу друг другу по узкому мостику идут две куклы, они не захотели
уступить дорогу друг другу и упали в воду, плачут.
-Как надо было поступить? (уступить дорогу и сказать «Проходите,
пожалуйста»)
- А вот еще одна задачка.
-В автобус вошли мама и девочка. Все места были заняты, девочка начала
кричать: «А где я сяду?». Женщина уступила ей место. Мама огорченно
сказала: «У меня не очень воспитанная дочь» девочка говорит: «Это почему?
Я же ни чего не сделала!» Почему мама огорчилась? (стыдно за дочку). Как
девочка должна была поступить? (ответы).
- А теперь послушайте и ответьте на вопрос:
- Леночка делала бусы для мамы. Костик пробежал мимо, задел за нитку, и
часть бусинок слетела. Лена была готова расплакаться, поругаться на брата.
Но, Костя сказал волшебное слово и быстро собрал бусинки. Какое слово
сказал Костя? Лена улыбнулась и что-то ответила Косте. Как вы думаете, что
она сказала?
- И еще несколько вопросов к вам: ты нечаянно задел прохожего. Что ты
должен сделать? (ответы)
-Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый уронил что-то? (ответы)
- Тебя послали к соседям одолжить соль- как бы ты обратился с просьбой?
(ответы)
Все задачки и вопросы с показом картинок.
- Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Будете ли вы вежливыми
людьми?