Напоминание

Проект "Одежда-чудеса из ткани"


Автор: Волошина Зинаида Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 17
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Одежда-чудеса из ткани"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Волошина З.П.
воспитатель старшей группы № 4 компенсирующей направленности государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Проект «Одежда: чудеса из ткани»
1
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу» Ричард Олдингтон
Тип проекта.
Исследовательско-познавательный. Участники: дети, воспитатель, родители, учитель – логопед. Продолжительность проекта: 1 неделя. Актуальность: Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Одежда», познакомить с историей одежды, а также раскрыть удивительный мир тканей, из которых сшита одежда. В современном мире существует множество видов одежды и её предназначение для человека. И нам с детьми стало интересно узнать не только правильное название одежды, но и название ткани. Выяснить какие ткани полезны для человека. Работая с тканью, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, одновременно активизирует речь, расширяет словарный запас, свой кругозор и творчество. Развитие мелкой моторики при взаимодействии с различными тканями актуально для детей группы компенсирующей направленности. Проблема: Если дети ещё могут назвать виды одежды (платье, куртка, юбка, футболка, шорты), то совсем не знают названия тканей (ситец, шёлк, капрон, мех и т.д.) и их назначение в окружающем мире. Цель проекта: Дать ребёнку возможность самостоятельно и реально открыть для себя удивительный мир одежды, её историю. При взаимодействии и экспериментировании с тканью помочь детям постичь свойства, структуру, увидеть цветовую гамму, сочетание различных видов тканей и, как результат, развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Задачи проекта: Социально-коммуникативное развитие:  Воспитывать у детей навыки опрятности, аккуратности и бережное отношение к своей одежде и одежде товарищей. 2
Познавательное развитие:  Познакомить детей с историей одежды, историей появления ткани и её изготовлением, с современным производством.  Сформировать у детей интерес и представление о разнообразном мире одежды и её предназначении.  Познакомить с разнообразием тканей, их назначением и применением.  Познакомить с профессиями людей данной сферы (ткач, портной, швея, закройщик, модельер).  Развивать художественно-творческое восприятие и художественно- эстетический вкус.  Обучение техническим навыкам (сминание, скатывание, скручивание и складывание ткани) и умениям синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз. Речевое развитие:  Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда». Классификация одежды: зимняя и летняя, взрослая и детская.  Пополнить активный словарь детей новыми словами: лён, хлопок, шёлк, шерсть, тонкая, прозрачная, лёгкая, плотная и т.д. Художественно-эстетическое развитие:  Развитие понятий холодные и теплые тона в цвете.  Умение красиво сочетать цвета ткани в аппликации.  Изготовление куколок и цветов из ткани. Физическое развитие:  Пальчиковая гимнастика.  Дыхательная гимнастика.  Стихи с движением. Ожидаемый результат:  Дети откроют для себя удивительный мир одежды и ткани, научатся определять свойства, структуру тканей, узнают эволюцию одежды людей, познакомятся с процессом изготовления одежды; научатся бережному отношению к своей одежде. Этапы реализации проекта. 1 этап. Организационно-ознакомительный. 3
 Определить цели и задачи проекта.  Познакомить детей и родителей с целью проекта.  Создать необходимые условия для реализации проекта: подбор методического материала, презентаций, развивающих компьютерных игр, игрового материала, материала д л я экспериментирования, художественной литературы, создание развивающей среды в группе, атрибутов для сюжетно- ролевых игр. Мотивация детей. К Новому году решила сшить новые наряды для кукол, принесла в группу много различных отрезков ткани, дети заинтересовались, начали спрашивать, для чего нужны ткани. Я сказала, что буду шить куклам нарядные платья, и предложила детям выбрать те ткани, которые более всего подойдут для этой цели. Задала вопросы:  Что вы знаете об одежде?  Чтобы вы хотели узнать об одежде человека?  Как вы думаете, всегда ли человек носил одежду?  Всегда ли шил её из ткани?  Какую одежду носили дикари?  Вы хотите узнать об этом подробнее?  Где можно узнать об этом? (Воспитатель предлагает детям расспросить дома родителей, дедушек и бабушек о том, какую одежду они носили в детстве, рассмотреть вместе с ними фотографии в семейных альбомах.). 2 этап. Информационный. Мероприятия для детей. 1.Социально-коммуникативное развитие.  Беседы «Первая одежда» «История ткани»  Сюжетно-ролевые игры «Магазин ткани» «Магазин одежды» 4
«Ателье»  Игры-драматизации «Крошечка-Хаврошечка» «Рукавичка» «Сказка про то, как одежда обиделась»  Дидактические игры: «Славянская семья» «Лото «Одежда» «Одень Таню и Ваню по сезону» «Собери картинку» «Пятый лишний» «Чья одежда мамина или Танина» «Что из чего?» «Один – много» 2.Познавательное развитие. Просмотр презентаций  «История одежды»  «История русского костюма»  «Из чего сделана наша одежда»  «Современная одежда» Чтение художественной литературы  Сказки «Золушка» «Морозко» «Крошечка-Хаврошечка» «Рукавичка» Б. Гримм «Портняжка» В. Осеева «Волшебная иголочка»  Стихи и рассказы К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский «4 желания» З. Александрова «Сарафанчик» 5
С. Маршак «Вот, какой рассеянный » Н. Носов «Заплатка» В.Д. Берестов «Картинки в лужах»  Просмотр мультфильмов «Золушка» «Морозко» «Крошечка-Хаврошечка» «Рукавичка» «Храбрый портняжка»  Просмотр презентаций «Такие разные ткани» «История одежды» «Из чего это сделано»  Экспериментальная деятельность «Мир ткани» «Платье для куклы» 3.Речевое развитие.  Беседа «Одежда первобытного человека»  Рассказ «Как появилась первое полотно?»  Беседа «Что такое ткань?» «Какие бывают ткани»  Разучивание стихов и чистоговорок об одежде  Составление описательных рассказов о ткани и её свойствах  Составление описательных рассказов об одежде 4.Художественно-творческое развитие. Рисование  «Узор на русской рубахе»  «Русский сарафан» «Узор для платья» «Платье для куклы» «Маскарадный костюм на Новогодний праздник» 6
 Лепка «Снегурочка» «Лыжник»  Конструирование Оригами «Дед Мороз» «Кукла в сарафане» Мероприятия для родителей.  Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребёнка»  Памятка «Поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию в семье»  Информация «Работа с тканью в группе»  Мастер-класс для родителей «Куколка из лоскутков»  Викторина «Мир ткани»  Танец «Платочек» Совместная деятельность детей и родителей.  Экскурсия в Этнографический музей  «Заглянем в семейный альбом» - составление рассказа «Бабушкина мода»  Изготовление альбома тканей  Конкурс «Кукольная мода» 3 этап. Заключительный Продукты проекта  Детских творческие работы  Мини музей «Ткани»  Журнал «Модная одежда для кукол»  Картотека стихов об одежде  Картотека загадок об одежде  Картотека пословиц и поговорок  Фотоколлаж «Бабушкина мода»  Презентации для детей 7
«Такие разные ткани» «История одежды» «Из чего это сделано?»  Развивающая компьютерная игра «Юный модельер» Презентация продуктов проекта  Развивающая компьютерная игра «Юный модельер», позволяет детям быть модельерами различной одежды  Выставка детских творческих работ  Экскурсия по мини-музею тканей  Галерея фотоколлажей «Бабушкина мода»  «Ярмарка мастеров кукольной моды» 8
Список литературы 1. Битютская Н. Система педагогического проектирования. Опыт работы, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012. 2. Дыбина О.В. Игры- путешествия в прошлое предметов. – 2е издание, исправленное. – М.:ТЦ Сфера, 2010. 3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М.:ТЦ Сфера, 2011. 5. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников. 2 –е издание допол. испр. – М.:ТЦ Сфера, 2011. 6. Марудова Е.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 7. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6.Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009. 8. Паршукова И.Л. Маленькие исследователи в детском саду. Материалы из опыта работы образовательных учреждений. – Спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 9. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 1


В раздел образования