Автор: Волошина Зинаида Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 17 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект "Одежда-чудеса из ткани" Раздел: дошкольное образование
Волошина З.П.
воспитатель старшей группы № 4 компенсирующей направленности
государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад № 17 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Проект «Одежда: чудеса из ткани»
1
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать
только одно – указать дорогу»
Ричард Олдингтон
Тип проекта. Исследовательско-познавательный.
Участники: дети, воспитатель, родители, учитель – логопед.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Актуальность:
Данный
проект
позволяет
расширить
кругозор
детей,
обогатить
и
систематизировать знания детей по теме «Одежда», познакомить с историей
одежды, а также раскрыть удивительный мир тканей, из которых сшита
одежда. В современном мире существует множество видов одежды и её
предназначение для человека. И нам с детьми стало интересно узнать не
только правильное название одежды, но и название ткани. Выяснить какие
ткани полезны для человека.
Работая
с
тканью,
ребёнок
получает
дополнительные
знания
и
практические
умения,
одновременно
активизирует
речь,
расширяет
словарный запас, свой кругозор и творчество.
Развитие мелкой моторики при
взаимодействии
с
различными
тканями
актуально
для
детей
группы
компенсирующей направленности.
Проблема:
Если дети ещё могут назвать виды одежды (платье, куртка, юбка,
футболка, шорты), то совсем не знают названия тканей (ситец, шёлк, капрон,
мех и т.д.) и их назначение в окружающем мире.
Цель проекта:
Дать ребёнку возможность самостоятельно и реально открыть для себя
удивительный
мир
одежды,
её
историю.
При
взаимодействии
и
экспериментировании с тканью помочь детям постичь свойства, структуру,
увидеть цветовую гамму, сочетание различных видов тканей и, как результат,
развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого
слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и
общей моторики.
Задачи проекта:
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать у детей навыки опрятности, аккуратности и бережное
отношение к своей одежде и одежде товарищей.
2
Познавательное развитие:
Познакомить детей с историей одежды, историей появления ткани и её
изготовлением, с современным производством.
Сформировать у детей интерес и представление о разнообразном мире
одежды и её предназначении.
Познакомить с разнообразием тканей, их назначением и применением.
Познакомить с профессиями людей данной сферы (ткач, портной, швея,
закройщик, модельер).
Развивать
художественно-творческое
восприятие
и
художественно-
эстетический вкус.
Обучение техническим навыкам (сминание, скатывание, скручивание и
складывание ткани) и умениям синхронизировать работу обеих рук,
координировать работу обеих рук и глаз.
Речевое развитие:
Уточнение,
расширение
и
активизация
словаря
по
теме
«Одежда».
Классификация одежды: зимняя и летняя, взрослая и детская.
Пополнить активный словарь детей новыми словами: лён, хлопок,
шёлк, шерсть, тонкая, прозрачная, лёгкая, плотная и т.д.
Художественно-эстетическое развитие:
Развитие понятий холодные и теплые тона в цвете.
Умение красиво сочетать цвета ткани в аппликации.
Изготовление куколок и цветов из ткани.
Физическое развитие:
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Стихи с движением.
Ожидаемый результат:
Дети откроют для себя удивительный мир одежды и ткани, научатся
определять
свойства,
структуру
тканей,
узнают
эволюцию
одежды
людей,
познакомятся
с
процессом
изготовления
одежды;
научатся
бережному отношению к своей одежде.
Этапы реализации проекта.
1 этап.
Организационно-ознакомительный.
3
Определить цели и задачи проекта.
Познакомить детей и родителей с целью проекта.
Создать необходимые условия для реализации проекта:
подбор
методического
материала,
презентаций,
развивающих
компьютерных
игр,
игрового
материала,
материала
д л я
экспериментирования,
художественной
литературы,
создание
развивающей среды в группе, атрибутов для сюжетно- ролевых игр.
Мотивация детей.
К Новому году решила сшить новые наряды для кукол, принесла в
группу
много
различных
отрезков
ткани,
дети
заинтересовались,
начали
спрашивать,
для
чего
нужны
ткани.
Я
сказала,
что
буду
шить
куклам
нарядные платья, и предложила детям выбрать те ткани, которые более всего
подойдут для этой цели.
Задала вопросы:
Что вы знаете об одежде?
Чтобы вы хотели узнать об одежде человека?
Как вы думаете, всегда ли человек носил одежду?
Всегда ли шил её из ткани?
Какую одежду носили дикари?
Вы хотите узнать об этом подробнее?
Где можно узнать об этом?
(Воспитатель
предлагает
детям
расспросить
дома
родителей,
дедушек
и
бабушек о том, какую одежду они носили в детстве, рассмотреть вместе с
ними фотографии в семейных альбомах.).
2 этап.
Информационный.
Мероприятия для детей.
1.Социально-коммуникативное развитие.
Беседы
«Первая одежда»
«История ткани»
Сюжетно-ролевые игры
«Магазин ткани»
«Магазин одежды»
4
«Ателье»
Игры-драматизации
«Крошечка-Хаврошечка»
«Рукавичка»
«Сказка про то, как одежда обиделась»
Дидактические игры:
«Славянская семья»
«Лото «Одежда»
«Одень Таню и Ваню по сезону»
«Собери картинку»
«Пятый лишний»
«Чья одежда мамина или Танина»
«Что из чего?»
«Один – много»
2.Познавательное развитие.
Просмотр презентаций
«История одежды»
«История русского костюма»
«Из чего сделана наша одежда»
«Современная одежда»
Чтение художественной литературы
Сказки
«Золушка»
«Морозко»
«Крошечка-Хаврошечка»
«Рукавичка»
Б. Гримм «Портняжка»
В. Осеева «Волшебная иголочка»
Стихи и рассказы
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
К. Ушинский «4 желания»
З. Александрова «Сарафанчик»
5
С. Маршак «Вот, какой рассеянный »
Н. Носов «Заплатка»
В.Д. Берестов «Картинки в лужах»
Просмотр мультфильмов
«Золушка»
«Морозко»
«Крошечка-Хаврошечка»
«Рукавичка»
«Храбрый портняжка»
Просмотр презентаций
«Такие разные ткани»
«История одежды»
«Из чего это сделано»
Экспериментальная деятельность
«Мир ткани»
«Платье для куклы»
3.Речевое развитие.
Беседа «Одежда первобытного человека»
Рассказ «Как появилась первое полотно?»
Беседа «Что такое ткань?»
«Какие бывают ткани»
Разучивание стихов и чистоговорок об одежде
Составление описательных рассказов о ткани и её свойствах
Составление описательных рассказов об одежде
4.Художественно-творческое развитие.
Рисование
«Узор на русской рубахе»
«Русский сарафан»
«Узор для платья»
«Платье для куклы»
«Маскарадный костюм на Новогодний праздник»
6
Лепка
«Снегурочка»
«Лыжник»
Конструирование
Оригами «Дед Мороз»
«Кукла в сарафане»
Мероприятия для родителей.
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-
исследовательской активности ребёнка»
Памятка «Поддержания интереса детей к познавательному
экспериментированию в семье»
Информация «Работа с тканью в группе»
Мастер-класс для родителей «Куколка из лоскутков»
Викторина «Мир ткани»
Танец «Платочек»
Совместная деятельность детей и родителей.
Экскурсия в Этнографический музей
«Заглянем в семейный альбом» - составление рассказа «Бабушкина
мода»
Изготовление альбома тканей
Конкурс «Кукольная мода»
3 этап.
Заключительный
Продукты проекта
Детских творческие работы
Мини музей «Ткани»
Журнал «Модная одежда для кукол»
Картотека стихов об одежде
Картотека загадок об одежде
Картотека пословиц и поговорок
Фотоколлаж «Бабушкина мода»
Презентации для детей
7
«Такие разные ткани»
«История одежды»
«Из чего это сделано?»
Развивающая компьютерная игра «Юный модельер»
Презентация продуктов проекта
Развивающая компьютерная игра «Юный модельер», позволяет детям
быть модельерами различной одежды
Выставка детских творческих работ
Экскурсия по мини-музею тканей
Галерея фотоколлажей «Бабушкина мода»
«Ярмарка мастеров кукольной моды»
8
Список литературы
1.
Битютская Н. Система педагогического проектирования. Опыт работы,
проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.
2.
Дыбина О.В. Игры- путешествия в прошлое предметов. – 2е издание,
исправленное. – М.:ТЦ Сфера, 2010.
3.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
4.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников.– М.:ТЦ Сфера, 2011.
5.
Дыбина О.В. Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников. 2 –е
издание допол. испр. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
6.
Марудова Е.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
7.
Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6.Из опыта
работы. – Волгоград: Учитель, 2009.
8.
Паршукова И.Л. Маленькие исследователи в детском саду. Материалы
из опыта работы образовательных учреждений. – Спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2005.
9.
Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты,
фокусы и беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
1