"К вопросу о преемственности работы детского сада и школы"
Автор: Белицкая Наталья Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад села Бобровка" Красноармейского района Населённый пункт: Саратовская область,Красноармейский район,село Бобровка Наименование материала: Статья Тема: "К вопросу о преемственности работы детского сада и школы" Раздел: дошкольное образование
К вопросу о преемственности работы детского сада и школы
МБДОУ с. Бобровка
Саратовской области Красноармейского района
В системе современного образованиясуществуютдва смежных звена –
это
школа
и
детский
сад.
Многочисленные
привычки,
навыки,
знания,
сформированные в детском саду, составляют необходимый фундамент, на
основе которого строится все дальнейшее воспитание, обучение и развитие
ребенка в школе. Именно они помогают дошкольнику включиться в новые
условия
школьной
жизни.
Поэтому
в
образовательных
учреждениях,
обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, и в
учебно-во спит ательной
работе
школы,
должна
с у щ е с т в о в ат ь
преемственность
в
соответствии
с
Законом
РФ
«Об
образовании»,
где
прописано
положение
о
взаимосвязи
общеобразовательных
программ
дошкольного и начального общего образования.
Поступление
в
школу
–
это,
прежде
всего,
переход
ребёнка
на
качественно-новую
ступень
своего
развития. Проблема
преемственности
между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития,
воспитания и обучения ребёнка, который имеет общие и специфические цели
для
каждого
возрастного
периода,
то
есть
это
связь
между
различными
ступенями развития. Не случайно в настоящее время к числу важнейших
приоритетов
развития
образования
в
России
относится
необходимость
сохранения преемственности и целостности образовательной среды.
Введение
и
принятие
новых
Федеральных
Государственных
Образовательных
Стандартов
(ФГОС)
начального
школьного
образования
представляет собой значимый этап в преемственности воспитания, обучения
и развития индивида в условиях дошкольного и школьного образовательно-
воспитательного пространства.
Понимание преемственности, начиная с древнегреческой философии и
до наших дней, систематически углубляется и дополняется.
Идеи
античных
мыслителей
о
взаимосвязи
отрицания
и
преемственности
получили
свое
дальнейшее
развитие
в
классической
немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель). Новая волна исследовательского
интереса к проблеме преемственности поднялась с середины прошлого века,
когда
разрабатыва лись
с амые
различные
аспекты
п р о бл е м ы
преемственности:в
аспекте
проблем
социальной
диалектики,
в
связи
с
изучением динамики социальных систем и анализом традиций,в контексте
методологической роли преемственности в научном познании.
Особая
роль
в
понимании
преемственности
как
фундаментальной
закономерности
научного
знания
принадлежит
учёному-философу
А.И.
Зеленкову,
который
преемственность
трактует
как
отношения
между
качественно
различными
уровнями
бытия
любой
развивающейся
реальности.
Исторической
формой
преемственности
является
традиция.
Существование
традиции
в
общественном
развитии
рассматривается
как
основа
для
устойчивости
и
стабильности
настоящего,
так
как
именно
в
наличном
существовании
предметов
и
явлений
может
заключаться
предпосылка
зарождения
традиции,
которая
станет
ею
в
будущем.
Несомненно, что традиция, как форма преемственных отношений, благодаря
наличию социальной памяти, с одной стороны, возвращает нас в прошлое,
обеспечивая связь с настоящим через передачу опыта; с другой стороны,
именно
традиция
обращена
к
будущему,
куда
она
перейдёт
либо
через
настоящее, либо, найдёт в настоящем предпосылки возникновения себя в
будущем. То, что должно быть передано и то, что может быть передано
в к л ю ч а е т
в
с е б я
т р а д и ц и я .
Проанализировав
некоторые
подходы
к
определению
понятия
«преемственность»
с
точки
зрения
философских
оснований
мы
можем
отметить, что:
пр е е мс т ве нно с т ь
пр ед с т а вля е т
с о б о й
о бъ е к т и в н у ю
необходимость
и
закономерность
процесса
развития, отсутствие
которой приводит к невозможности понимания всей диалектики развития как
взаимосвязи между отрицаемым и отрицающим, между старым и новым,
между прошлым, настоящим и будущим;
важнейшая
закономерность
преемственности
заключается
в
следующих параметрах: отрицание предполагает не только отмену старого,
но и сохранение, удержание и развитие рационального;
благодаря преемственности сохраняется устойчивость целого как
единство настоящего с прошедшим и будущим;
виды
преемственности:
преемственность
на
одном
уровне
(связанная с количественными изменениями) и преемственность на разных
уровнях
(связанная
с
качественными
изменениями);
поступательная
преемственность и инволюционная преемственность.
Несомненно, что наиболее краткое и емкое определение дал А.И. Зеленков.
Он отмечает, что преемственность – это многомерное, полифункциональное
отношение
между
качественно
различными
уровнями
бытия
любой
развивающейся реальности.
Преемственность может заключать в себе как положительные, так и
отрицательные
значимости.
Например,
как
значимость
положительная,
преемственность является ценностью для человека, социальной группы и
человеческого рода в целом, поскольку удовлетворяет потребности в передаче
опыта и продолжении традиций. А как значимость отрицательная (которая
может заключаться в «дурном» наследии) преемственность тоже имеет место
быть (регрессивная, негативная и др.), и в этом случае – мы не сможем
определять её как ценность. Полярности преемственности будут зависеть от
оценки
явлений,
передаваемых
по
наследству.
Объективный
характер
преемственности
требует
рассмотрения
любых
её
проявлений
как
естественных
с
точки
зрения
процесса
развития:
инволюционная
и
негативная преемственность носит, как правило, временный и локальный
характер, поскольку характеризуется отсутствием ценностной составляющей
и вследствие этого – отсутствием устойчивости. Преемственность должна
быть нормой, которая обеспечивает стабильность развития и общественный
прогресс, а осознанная необходимость следовать этой норме, безусловно,
носит ценностный характер. При этом преемственность, как любая ценность,
становится таковой в результате воспитания, при формировании ценностной
системы
человека.
Проявления
преемственности
целе сообразно
рассматривать на трёх уровнях: как природную, сущностную составляющую
человека (биологический уровень); как ценность, приобретаемая в процессе
воспитания (субъективный уровень); и, наконец, как норму, обеспечивающую
существование и развитие человека (объективный уровень).
Преемственность в развитии культуры может быть представлена, как
единство
трёх
взаимообусловленных
составляющих.
Это: культурное
наследие,
связывающее
прошлое,
настоящее
и
будущее; культурные
традиции,
впитавшие
позитивный
наследуемый
опыт
и культурные
ценности,
пришедшие
из
прошлого,
видоизменённые
в
настоящем
(переоценка ценностей), или рождённые вновь, превращённые впоследствии
в культурное наследие для новых поколений.
Во
многих
культурах
были
попытки
осуществления
принципа
постепенности
и
последовательности
в
образовательных
системах,
организации
поступенности
педагогического
процесса.
Важным
шагом
в
решении
проблемы
преемственности
между
дошкольным
и
начальным
образованием явилась разработанная концепция непрерывного образования,
которая характеризует условия, направленные на реализацию самоценности
данного периода развития ребёнка, обеспечение успешности его проживания
и подготовки к следующему возрастному этапу.
Взгляд
на
преемственность
в
образовании
только
как
на
последовательность и системность содержания образования представляется
односторонним,
не
обеспечивающим
решения
проблем
непрерывного
образования.
Традиционно
проблема
преемственности
в
образовании
рассматривается
в
контексте
подготовки
к
обучению
на
последующей
ступени. Преемственность между ступенями образования (а также учебными
заведениями
разного
уровня)
означает,
что
«выход»
низшей
ступени
образования
должен
естественным
образом
«стыковаться»
с
«входом»
последующей ступени. Следовательно, необходимо определить, по каким
параметрам «вертикальная» преемственность может быть осуществлена.
Преемственность в другой важнейшей составляющей образовательной
системы – в воспитании детей, личностном развитии и становлении, их
культурном
самоопределении
зачастую
ограничивается
декларативным
уровнем,
так
как
отсутствуют
сами
условия
для
осуществления
преемственности между личным опытом жизнедеятельности ребёнка, его
интересами и устремлениями и собственно образовательным процессом с его
целями
и
ценностями.
Несомненно,
что
возможностьреализации
преемственности в образовательной системе может быть реализована через:
сохранение
и
передачу
прогрессивных
образовательных
традиций,
оптимальный
баланс
традиций
и
инноваций,
создание
новых
ценностей
образования
и
культуры
в
целом
(культурно-историческая
преемственность);
осуществление диалога между образовательными областями и
субъектами
образовательной
деятельности
в
рамках
создания
единого
образовательного пространства (преемственность как многомерный диалог);
обеспечение
поступательного
развития
личности
человека
в
рамках
организации
отношений
между
ступенями
и
звеньями
образовательной системы (преемственность как непрерывность развития).
Преемственность в музыкальном воспитании детей представляет собой
систему
полифункциональных
отношений
между
ступенями
образования
(«вертикаль»
преемственности)
и
качественно
различными
уровнями
музыкального
развития
детей
на
каждой
образовательной
ступени
(«горизонталь» преемственности). Дети дошкольного и младшего школьного
возраста принадлежат одной эпохе детства. Но, как правило, учитель музыки
начинает
музыкальное
образование
ребёнка
с
«чистого
листа»,
редкие
программы
по
музыке
для
начальной
школы
опираются
на
имеющийся
музыкальный
опыт
ребёнка.
Музыкальный
опыт
ребёнка,
полученный
в
детском
саду,
оказывается,
как
правило,
невостребованным
в
начальной
школе.
Комплексные
программы,
направленные
непосредственно
на
преодоление разрыва в образовании и воспитании дошкольника и младшего
школьника
и
предназначенные
для
работы
с
детьми
3-10
лет
-
«Преемственность» (Н.А.Федосова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова и др.), «Из
детства в отрочество» (Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева и др.), «Золотой ключик»
(Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова и др.) - строятся на основе современных подходов
к
организации
преемственных
связей
между
дошкольным
и
начальным
звеньями
системы
непрерывного
образования.
Преемственность
в
музыкальном воспитании реализуется фрагментарно в системе дошкольного
образования, не является фактором организации среды в школе как базовом
звене образовательной системы, так как основной формой приобщения детей
к
музыкальным
ценностям
являются
уроки
музыки.
Следовательно,
для
обеспечения
преемственности
в
формировании
музыкальной
культуры
следует уделять пристальное внимание переходным между образовательными
ступенями этапам развития ребёнка, когда музыка может стать незаменимым
помощником
в
профилактике
негативных
проявлений
асоциального
поведения в детской и подростковой среде.
Литература
1.Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. – М.,
1994.
2.Слепкина,
Ю.В.
Проблемы
преемственности
музыкального
образования
дошкольников
и
младших
школьников:
теоретико-методологические
аспекты // Мир науки, культуры и образования: научный журнал. – Горно-
Алтайск, 2009. – № 6. – С. 288–291.
3.Слепкина, Ю.В. Содержание и структура профессиональной готовности
учителей музыки к реализации преемственности музыкального образования в
системе «ДОУ – начальная школа» // Мир науки, культуры и образования:
научный журнал. – Горно-Алтайск, 2010. – № 4, ч.1. – С. 241–244.
4.Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986.