Напоминание

"К вопросу о преемственности работы детского сада и школы"


Автор: Белицкая Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад села Бобровка" Красноармейского района
Населённый пункт: Саратовская область,Красноармейский район,село Бобровка
Наименование материала: Статья
Тема: "К вопросу о преемственности работы детского сада и школы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья

К вопросу о преемственности работы детского сада и школы

МБДОУ с. Бобровка

Саратовской области Красноармейского района
В системе современного образованиясуществуютдва смежных звена – это школа и детский сад. Многочисленные привычки, навыки, знания, сформированные в детском саду, составляют необходимый фундамент, на основе которого строится все дальнейшее воспитание, обучение и развитие ребенка в школе. Именно они помогают дошкольнику включиться в новые условия школьной жизни. Поэтому в образовательных учреждениях, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, и в учебно-во спит ательной работе школы, должна с у щ е с т в о в ат ь преемственность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», где прописано положение о взаимосвязи общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, который имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время к числу важнейших приоритетов развития образования в России относится необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды. Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования представляет собой значимый этап в преемственности воспитания, обучения и развития индивида в условиях дошкольного и школьного образовательно- воспитательного пространства. Понимание преемственности, начиная с древнегреческой философии и до наших дней, систематически углубляется и дополняется. Идеи античных мыслителей о взаимосвязи отрицания и преемственности получили свое дальнейшее развитие в классической немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель). Новая волна исследовательского интереса к проблеме преемственности поднялась с середины прошлого века, когда разрабатыва лись с амые различные аспекты п р о бл е м ы преемственности:в аспекте проблем социальной диалектики, в связи с изучением динамики социальных систем и анализом традиций,в контексте методологической роли преемственности в научном познании. Особая роль в понимании преемственности как фундаментальной закономерности научного знания принадлежит учёному-философу А.И. Зеленкову, который преемственность трактует как отношения между качественно различными уровнями бытия любой развивающейся реальности.
Исторической формой преемственности является традиция. Существование традиции в общественном развитии рассматривается как основа для устойчивости и стабильности настоящего, так как именно в наличном существовании предметов и явлений может заключаться предпосылка зарождения традиции, которая станет ею в будущем. Несомненно, что традиция, как форма преемственных отношений, благодаря наличию социальной памяти, с одной стороны, возвращает нас в прошлое, обеспечивая связь с настоящим через передачу опыта; с другой стороны, именно традиция обращена к будущему, куда она перейдёт либо через настоящее, либо, найдёт в настоящем предпосылки возникновения себя в будущем. То, что должно быть передано и то, что может быть передано в к л ю ч а е т в с е б я т р а д и ц и я . Проанализировав некоторые подходы к определению понятия «преемственность» с точки зрения философских оснований мы можем отметить, что:  пр е е мс т ве нно с т ь пр ед с т а вля е т с о б о й о бъ е к т и в н у ю необходимость и закономерность процесса развития, отсутствие которой приводит к невозможности понимания всей диалектики развития как взаимосвязи между отрицаемым и отрицающим, между старым и новым, между прошлым, настоящим и будущим;  важнейшая закономерность преемственности заключается в следующих параметрах: отрицание предполагает не только отмену старого, но и сохранение, удержание и развитие рационального;  благодаря преемственности сохраняется устойчивость целого как единство настоящего с прошедшим и будущим;  виды преемственности: преемственность на одном уровне (связанная с количественными изменениями) и преемственность на разных уровнях (связанная с качественными изменениями); поступательная преемственность и инволюционная преемственность. Несомненно, что наиболее краткое и емкое определение дал А.И. Зеленков. Он отмечает, что преемственность – это многомерное, полифункциональное отношение между качественно различными уровнями бытия любой развивающейся реальности. Преемственность может заключать в себе как положительные, так и отрицательные значимости. Например, как значимость положительная, преемственность является ценностью для человека, социальной группы и человеческого рода в целом, поскольку удовлетворяет потребности в передаче опыта и продолжении традиций. А как значимость отрицательная (которая может заключаться в «дурном» наследии) преемственность тоже имеет место быть (регрессивная, негативная и др.), и в этом случае – мы не сможем определять её как ценность. Полярности преемственности будут зависеть от оценки явлений, передаваемых по наследству. Объективный характер преемственности требует рассмотрения любых её проявлений как естественных с точки зрения процесса развития: инволюционная и негативная преемственность носит, как правило, временный и локальный
характер, поскольку характеризуется отсутствием ценностной составляющей и вследствие этого – отсутствием устойчивости. Преемственность должна быть нормой, которая обеспечивает стабильность развития и общественный прогресс, а осознанная необходимость следовать этой норме, безусловно, носит ценностный характер. При этом преемственность, как любая ценность, становится таковой в результате воспитания, при формировании ценностной системы человека. Проявления преемственности целе сообразно рассматривать на трёх уровнях: как природную, сущностную составляющую человека (биологический уровень); как ценность, приобретаемая в процессе воспитания (субъективный уровень); и, наконец, как норму, обеспечивающую существование и развитие человека (объективный уровень). Преемственность в развитии культуры может быть представлена, как единство трёх взаимообусловленных составляющих. Это: культурное наследие, связывающее прошлое, настоящее и будущее; культурные традиции, впитавшие позитивный наследуемый опыт и культурные ценности, пришедшие из прошлого, видоизменённые в настоящем (переоценка ценностей), или рождённые вновь, превращённые впоследствии в культурное наследие для новых поколений. Во многих культурах были попытки осуществления принципа постепенности и последовательности в образовательных системах, организации поступенности педагогического процесса. Важным шагом в решении проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием явилась разработанная концепция непрерывного образования, которая характеризует условия, направленные на реализацию самоценности данного периода развития ребёнка, обеспечение успешности его проживания и подготовки к следующему возрастному этапу. Взгляд на преемственность в образовании только как на последовательность и системность содержания образования представляется односторонним, не обеспечивающим решения проблем непрерывного образования. Традиционно проблема преемственности в образовании рассматривается в контексте подготовки к обучению на последующей ступени. Преемственность между ступенями образования (а также учебными заведениями разного уровня) означает, что «выход» низшей ступени образования должен естественным образом «стыковаться» с «входом» последующей ступени. Следовательно, необходимо определить, по каким параметрам «вертикальная» преемственность может быть осуществлена. Преемственность в другой важнейшей составляющей образовательной системы – в воспитании детей, личностном развитии и становлении, их культурном самоопределении зачастую ограничивается декларативным уровнем, так как отсутствуют сами условия для осуществления преемственности между личным опытом жизнедеятельности ребёнка, его интересами и устремлениями и собственно образовательным процессом с его целями и ценностями. Несомненно, что возможностьреализации преемственности в образовательной системе может быть реализована через:
 сохранение и передачу прогрессивных образовательных традиций, оптимальный баланс традиций и инноваций, создание новых ценностей образования и культуры в целом (культурно-историческая преемственность);  осуществление диалога между образовательными областями и субъектами образовательной деятельности в рамках создания единого образовательного пространства (преемственность как многомерный диалог);  обеспечение поступательного развития личности человека в рамках организации отношений между ступенями и звеньями образовательной системы (преемственность как непрерывность развития). Преемственность в музыкальном воспитании детей представляет собой систему полифункциональных отношений между ступенями образования («вертикаль» преемственности) и качественно различными уровнями музыкального развития детей на каждой образовательной ступени («горизонталь» преемственности). Дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат одной эпохе детства. Но, как правило, учитель музыки начинает музыкальное образование ребёнка с «чистого листа», редкие программы по музыке для начальной школы опираются на имеющийся музыкальный опыт ребёнка. Музыкальный опыт ребёнка, полученный в детском саду, оказывается, как правило, невостребованным в начальной школе. Комплексные программы, направленные непосредственно на преодоление разрыва в образовании и воспитании дошкольника и младшего школьника и предназначенные для работы с детьми 3-10 лет - «Преемственность» (Н.А.Федосова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова и др.), «Из детства в отрочество» (Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева и др.), «Золотой ключик» (Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова и др.) - строятся на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. Преемственность в музыкальном воспитании реализуется фрагментарно в системе дошкольного образования, не является фактором организации среды в школе как базовом звене образовательной системы, так как основной формой приобщения детей к музыкальным ценностям являются уроки музыки. Следовательно, для обеспечения преемственности в формировании музыкальной культуры следует уделять пристальное внимание переходным между образовательными ступенями этапам развития ребёнка, когда музыка может стать незаменимым помощником в профилактике негативных проявлений асоциального поведения в детской и подростковой среде. Литература
1.Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. – М., 1994. 2.Слепкина, Ю.В. Проблемы преемственности музыкального образования дошкольников и младших школьников: теоретико-методологические аспекты // Мир науки, культуры и образования: научный журнал. – Горно- Алтайск, 2009. – № 6. – С. 288–291. 3.Слепкина, Ю.В. Содержание и структура профессиональной готовности учителей музыки к реализации преемственности музыкального образования в системе «ДОУ – начальная школа» // Мир науки, культуры и образования: научный журнал. – Горно-Алтайск, 2010. – № 4, ч.1. – С. 241–244. 4.Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986.


В раздел образования