Напоминание

"Системы работы по формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников"


Автор: Соловьева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: п. Майский
Наименование материала: Статья
Тема: "Системы работы по формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»
Системы работы по формирование основ здорового образа жизни у

старших дошкольников
Автор: Соловьева Ольга Николаевна, воспитатель п. Майский 2017
Охрана и укрепление физического, психического и эмоционального благополучия одна из основных задач дошкольного образования, на решение которой нацелен Федеральный государственный образовательный стандарт. Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловлено различными факторами: на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и, примерно, на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт, а также формирование навыков здорового образа жизни. У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни: - активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности; - заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку; - дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности. Чтобы активизировать работу в данном направлении в старшей группе была поставлена цель – приобщить старших дошкольников к осознанному выполнению правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Дляреализации поставленной цели были определены задачи: 1. Проанализировать состояние здоровья детей. 2. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни. 3. Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре. 4. Обогащать и углублять представления детей о том, как можно поддержать, укрепить и сохранить здоровье. 5. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня детского сада и в повседневной жизни. Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. В каждой возрастной группе решаются конкретные задачи по формированию навыков ЗОЖ. В старшем возрасте это: - Расширение знаний ребенка о себе, своем возрасте, особенностях организма, телосложения, реакции на некоторые продукты питания; - Развитие в детях гендерной принадлежности; - Обучение бережному отношению к своему организму, осознанию назначения отдельных органов, условий их нормального функционирования. - Знакомство с разными видами закаливания, дыхательной гимнастикой (когда на примерах литературных героев педагог показывает их заботу о своем здоровье, беседует о режиме активности и отдыха, о необходимости планировании своего время, о прогулке при любых погодных условиях; 1
- Обучение осознанному выполнению физических упражнений, понимая их значимость для здоровья; - Расширение представлений о способах безопасного поведения в разных жизненных ситуациях; 5.Знакомство с правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. На первом этапе работы по формированию навыков ЗОЖ были проанализированы карты здоровья детей. Далее была проведена диагностика по образовательным областям: «Физическая развитие», «Социально-коммункативное развитие», так как эти области направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и интегрируются между собой. Данный мониторинг показал среднее значение по группе 3,8 балла, что соответствует возрастной норме. Но, в тоже время у многих детей были выявлены значения от 3,2 до 3,4 балла, что свидетельствует о невысоком уровне. Эти дети слабо контролировали выполнение своих движений, допускали нарушение правил в подвижных и спортивных играх; затруднялись в объяснении игровых правил другим; выполняли доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарные правила здорового образа жизни только при напоминании взрослого; часто вели себя неосторожно по отношению к сверстникам; не соблюдали правила безопасного поведения в быту и на улице. Также для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни был проведен мониторинг в форме беседы «Расти здоровым», в которую были включены следующие вопросы: 1. Что такое «здоровье человека»? 2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»? 3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни? 4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым? 5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку? 6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры? 7. Умеешь ли ты плавать? 8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках? 9. Что такое труд? 10. Любишь ли ты трудиться? 11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность? 12. Как ты трудишься? 13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»? 14.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек? 15. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни? 16.Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни? Данное анкетирование показало, что 60% детей имеют слабое представление о понятии «здоровый образ жизни»; мало знают о вредных привычках; не всегда стремятся «настроить себя» на здоровый образ жизни. И всего 40 % детей имеют четкое представление о понятии «здоровый 2
образ жизни»; отрицательно относятся к вредным привычкам. Третий этап заключался в реализации системы работы с детьми по формированию навыков здорового образа жизни, включающую разнообразные игры, беседы, упражнения, различные образовательные ситуации которые соответствовали программе и возрасту детей. В такой работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей. В первую очередь, были создали условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, развития их физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в двигательной активности . В группе была оборудованазона двигательной активности, включающая все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных, спортивных игр, гимнастики после сна. Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья в «Уголках здоровья» был накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. При проведении физкультурных занятий и организации двигательной деятельно сти стал широко использоваться и н д и в и д уа л ь н о - дифференцированный подход к детям. Он заключался в том, что учитывалось состояние здоровья детей, группа здоровья, уровень двигательной активности (гиперактивные, малоподвижные, дети с нормой), уровень физического развития, пол, коммуникативные свойства (общительность, замкнутость), индивидуальные особенности психического состояния (тревожность, агрессия). Все это позволяет выбрать стиль общения, регулировать темп, объем физической нагрузки в ходе занятия. Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являлись: разрешение проблемно- практических ситуаций; игры-драматизации; подвижные игры; чтение и анализ сказок; беседы; творческие игры; сочинение сказок; коллективный радостный труд. В совместно образовательной деятельности использовались различные практические ситуации по формированию ценностного отношения к своему здоровью. Например, «Как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги?», «Как можно заботиться о коже?». Большое место в работе по формированию здорового образа жизни старших дошкольников играет проектная деятельность. В группе был реализован проект «Создаем азбуку здоровья», в ходе которого педагог с детьми и родителями искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, 3
рецепт «Салата здоровья», рисовали плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», «Безопасность на дорогах». На заключительном этапе реализации проекта были созданы: «Энциклопедия безопасных ситуаций», книга полезных советов «Как правильно себя вести на улице, в лесу, у водоема». Также совместно с родителями были созданы дидактические игры здоровьесберегающего содержания: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки», «Парные картинки», где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а на другой – нет. Главная цель данных игр – вызвать у детей желание выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто - не нравится и почему. В ходе занятий, развлечений дети разучивали стихи, пословицы, поговорки о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Воспитанники знакомились с литературными произведениями соответствующей тематики, например, А. Барто «Наступили холода», А. Акулин «Ледоеды», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», С. Прокофьев «Силач», В. Голявкин «Про Вовкину тренировку». Для активизации творческой активности детям предлагалось нарисовать или придумать загадки на тему здоровья. В течении учебного года были организованы встречи детей сродителями, чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья: медсестра, тренер, врач. Большое место в формировании навыков здорового образа жизни, воспитании двигательной активности старших дошкольников отводится прогулкам. Каждая прогулка в системе работы имела определенное содержание, включающее ряд подвижных игр, соревнования, эстафеты, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, и т.д. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому в образовательный процесс включалось больше мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, музыки, смехотеропии, сказкотерапии. Нужно отметить, что если воспитателей образовательный стандарт обязывает активно участвовать в здоровьесбережении детей, то родители часто игнорируют советы педагога, предпочитая более легкий путь (дать витаминку, лекарство). Поэтому, в целях теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования здорового образа жизни и х детей, в группе был проведен конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи». В родительском у г о л к е систематически размещались консультации, рекомендации. Совместно с родителями были проведены мероприятия «Веселые старты», «Мама, пап, я - спортивная семья». Большое значение для формирования навыков здорового образа жизни имеет труд, поэтому в работе с родителями: - было рекомендовано чтение детям произведений о труде: В. Осеева «Труд согревает», «Что легче?», «Простое дело»; - давались задания совместного создания атрибутов к подвижным играм; 4
Конечно, не нужно забывать, что в процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример педагога. Воспитательное действие его основано на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения с взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни. Таким образом, воспитатель имеет широкие возможности для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Система работы по формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста дала свои результаты. В повседневной жизни дети стали самостоятельны в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек здорового образа жизни, правил безопасного поведения. Проведенный в конце года мониторинг показал, что у детей возрос устойчивый интерес к нормам и правилам здорового образа жизни, здоровьесберегающего поведения, 80% детей показали высокий уровень представлений о здоровом образе жизни; вредных и полезных для здоровья привычках. Мониторинг заболеваемости выявил снижения его уровня на конец учебного года на 0,7 , д/д (с 12,2 д/д до 11, 5 д/д). Но, главное в работе педагога заключается в том, что не нужно останавливаться на достигнутом и стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка интерес и стремление выполнять нормы и правила здорового образа жизни переросли в устойчивую привычку. 5


В раздел образования