Использование образовательных технологий для повышения мотивации к изучению физики
Автор: Дакуева Татьяна Гавриловна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ Забитуйская СОШ Населённый пункт: п. Забитуй, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Использование образовательных технологий для повышения мотивации к изучению физики Раздел: среднее образование
«Использование современных образовательных технологий для
повышения мотивации к изучению предмета на уроках физики»
(Дакуева Т.Г. , учитель физики 1 квалификационной категории.)
За последние годы объем информации на ученика все
возрастает по всем предметам, не исключается и физика. Если
учение не имеет
достаточных навыков обработки получаемой им
объемной информации, он испытывает колоссальные трудности и
теряет интерес как процессу учения и обучения, так и к самому
предмету. И как следствие всего этого понижается мотивация к
изучению
предмета.
Поэтому
передо
мной
возникла
проблема-
проблема информационной адаптации.
Для решения проблемы я поставила следующую цель: повысить
мотивацию
к
учебной
деятельности
обучающихся
на
основе
внедрения современных технологий.
Для осуществления данной цели я поставила следующие
задачи:
1.Создать оптимальные условия для реализации творческих
За последние годы объем информации на ученика все возрастает по
всем предметам, не исключается и физика. Если учение не имеет
способностей обучающихся.
2.Формировать устойчивый интерес к изучению предмета.
Для решения этих задач использую следующие технологии:.
1. Технологию проблемного обучения. Проблемная ситуация
может быть представлена по разному:
-Фронтальный эксперимент позволяет включить в поиски
решения задачи одновременно весь класс, что в значительной
степени
активизирует
мыслительную
деятельность
учащихся.
Например,
при
изучении
темы
«Преломление
с в е т а »
демонстрирую опыт исчезновения стакана внутри сосуда. Задаю
вопрос классу: почему такое происходит?
Этот опыт вызывает интерес у обучающихся и заставляет думать.
- Лабораторные исследовательские работы:
А) выполнение работы традиционное, по описанию в учебнике, но в
конце-
дополнительное
задание
поискового
характера:
оценить
результат, сделав вывод о его достоверности;
Б)
в
начале
урока
перед
обучающимися
сообщается
цель
исследования,
выдается
оборудование,
но
не
описывается
ход
работы;
В) в начале урока ставится цель работы, но не дается описание хода
работы
и
перечень
необходимого
оборудования,
обучающиеся
должны сами определить их.
- Система творческих заданий: составление задач физического
содержания, кроссвордов, написание рефератов, сообщений и др.
Именно такие работы развивают обучающихся: расширяют
кругозор, способствуют повышению интереса к физике, углубляют
знания и умения, позволяют поверить в себя, в свои силы, повысить
самооценку. Ученики начинают видеть в окружающей их жизни.
2 .Для повышения интереса к изучению нового материала в 7-9
классах использую технология Зайцева.
Например, при изучении силы тяжести, силы упругости, силы
трения,
веса
для
быстрого
запоминания
помогают
слайд-
шоу,
рисунки с изображением сил, действующих на тело, находящееся в
покое или движущееся по поверхности.
При фронтальной работе применяю карточки с обозначением
физических величин, их единиц измерений. (Ученики изготавливают
карточки с обозначениями физических величин размером восемь на
восемь).
3. Адаптивная технология обучения позволяет адаптировать
учебный
процесс
к
индивидуальным
особенностям
обучающихся.
Разноуровневая
учебная
мотивация,
разная
образовательная
потребность
обучающихся
требует
порой
полярного
подхода
к
обучению
контингента
разных
групп
учеников.
В
обучении
высокомотивированных
детей
успешно
применяю
метод
опережающего обучения и метод обучения на повышенном уровне
сложности.
Для
них
подбираются
более
сложные
задания.
Кардинального подхода требует организация урочной деятельности
с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию, то есть
низкого
уровня
индивидуальных
функциональных
возможностей
организма к восприятию современной физики. Здесь даю задания,
посильные для данных детей.
При решении задач также использую дифференциальное и
индивидуальное обучение. На доске записываю перечень номеров
заданий. Какие- то задания решаем вместе, разбирая их решение на
доске. При такой форме
работы, я назначаю учеников, которые
решают
у
доски,
и
учащихся,
которые
проверяют
решение.
Обязательно
задают
теоретические
вопросы
по
текущей
теме
и
оценивают,
то
есть
ученики
работают
в
паре
(отвечающий
и
контролер).
Большую часть заданий школьники решают самостоятельно,
причем
каждый
ученик
сам
должен
оценить
сложность
предъявленных заданий и решать те из них, которые вызывают
затруднения, чтобы повысить уровень своего развития.
Для разнообразия формы работы я организую работу в
статических парах (вместе работают сидящие за одной партой) и в
динамических парах (объединяются в группу сидящие за соседними
партами).
Каждому
ребенку
помогаю
преодолеть
себя,
ощутив
радость успеха и личной победы, пусть даже на первых порах и
небольшой, но очень значимой для него.
Результатом данного подхода к обучению является
положительная динамика успеваемости по предмету. По глубокому
убеждению
рассматриваю
оценку
как
фактор,
стимулирующий
обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
4. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета,
представляет
собой
благоприятную
сферу
для
применения
информационно_ коммуникационных технологий.
Использую компьютерные презентации, при объяснении,
повторении
нового
материала,
в
демонстрации
опытов
при
отсутствии
приборов
в
кабинете.
В
приготовлении
презентаций
привлекаю учащихся сташих классов.
Плюсы презентаций: 1. Урок становится наглядным. 2.
Информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро
и легко. 3. Повышается качество обучения.
Также важно использование Интернет- ресурсов при подготовке
к ЕГЭ по физике, которыми я систематически пользуюсь. Считаю,
что
применение
в
своей
практике
ИКТ,
особенно
эффективно
в
период
перехода
к
ЕГЭ,
который
предусматривает
в
основном
тестовую
форму
проверки
знаний
выпускников.
Тестирование
способствует
безболезненной
адаптации
к
сдаче
ЕГЭ.
Для
этих
целей в своей работе сайт «Репетитор по физике. Подготовка к
ЕГЭ», с помощь которого обучающиеся могут проверить свои знания
в тестовой форме и получить оценку, выявить пробелы в знаниях и
исправить свои ошибки.
5. С целью реализации здоровьесберегающих технологий
сочетаю фронтальные, индивидуальные групповые формы работы с
ученическим
коллективом,
что
позволяет
дифференцировать
и
индивидуализировать
нагрузку
на
ученика,
полнее
и
посильно
использовать урочное время.
Для сохранения хорошей работоспособности, исключения
снижения переутомления школьников чередую виды деятельности,
слежу
за
осанкой
учеников,
за
выполнением
санитарно-
гигиенических норм, что в конечном итоге благотворно влияет как на
организм, так и обучение в целом.
Нормирую домашние задания, не допускаю перегрузок.
Большое значение имеет благоприятный эмоциональный
настрой и атмосфера успеха на уроке. Для снятия напряжения на
уроках
использую
психологическую
разгрузку,
побуждая
к
активизации
самостоятельной
познавательной
деятельности
учеников. Например, 7-8 классах «паспорта сил», «кроссворды» в
старших
классах
при
обобщении
материала
использую
рекламы
закона,
явления
и
т.д.
При
изучении
темы
«Строение
атома»
применяю
стихи
Брюсова
«Мир
электрона»,
здесь
у
учащихся
создается благоприятный эмоциональный настрой и в то же время,
они участвуют в активной познавательной деятельности.
Таким образом, создавая на своих уроках благоприятный
морально-
психологический
климат
в
ученическом
коллективе,
мотивируя на достижение результатов.
Внедрение в образовательный процесс современных
образовательных и информационных технологий в образовательный
процесс позволяет учителю:
1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и
навыки в различных областях деятельности;
2)развивать
технологическое
мышление,
умения
самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную
деятельность;
3)воспитывать привычки чёткого следования требованиям
технологической
дисциплины
в
организации
учебных
занятий.
Итак, использование широкого спектра педагогических
технологий
дает
возможность
мне,
как
учителю,
продуктивно
использовать
учебное
время
и
добиваться
высоких
результатов
о б у ч е н н о с т и
м о и х
у ч е н и к о в .