Напоминание

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования


Автор: Дерюгина Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "КГПК"
Населённый пункт: Курская область, г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Современные педагогические технологии как средство повышения

качества образования

Автор: С. Л. Дерюгина, преподаватель ОБПОУ «КГПК»
Тема повышения эффективности и качества образования представляет обширное поле для изучения. Это обусловлено тем, что с развитием социума происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности приводят к тому, что нужно повышать качество образования. Безусловно, на ранней стадии человеческого образования, например, детский сад или школа, закладываются основы мышления, создается необходимый базис для дальнейшей жизни и обучения. В средних и высших учебных заведениях закладываются более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают стать человеку специалистом в той или иной области. Далее человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания. Философское понимание качества образования – это то, что отличает образование от других систем, видов деятельности (например, здравоохранения, торговли, строительства, спорта). Фактически это синоним термина "образование", и речь идет о его сути. Понятие "качество образования" в его философской интерпретации может быть применено и к различным моделям образовательной практики. Например, система образования: обычная, классно-урочная или предметно-групповая: преподавание ведется в одной параллели не в классах, а в группах углубленного или обычного изучения - это варианты программы по каждому предмету общего образование разного качества, причем без оценивания (что хуже, что лучше - не фиксирует разное качество, разные свойства, так же, как красное и синее, что не означает хорошее или плохое). В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании (Полонский В.М. М., 1995. С. 20) "Качество образования выпускников" трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которых достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. Положительным является то, что качество увязано с планируемыми целями (предположим, что автор имел в виду именно операционально заданные цели, имеется в виду, что при формулировании цели всегда существует (понятен, ясен) механизм (технология, способ), позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели. Отсюда следует, что цель и результат должны быть представлены, измерены, охарактеризованы, описаны в одних единицах, в одних параметрах). Точка зрения авторов этой книги такова: под "определённым уровнем" любых показателей берут показатели, спрогнозированные в зоне потенциального развития конкретного выпускника. В брошюре "Концепция управления качеством образования",
подготовленной авторским коллективом управления Пермской области и выпущенной Департаментом образования и науки администрации Пермской области (1997. — С. 14) дается несколько иная трактовка исследуемого понятия: "Под качеством образования ученика будем понимать определенный уровень содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-личностных отношений), физического, психического, и гражданского развития, которых он достигает на различных этапах образовательного процесса во взаимосвязи с индивидуальными возможностями, стремлениями, целями воспитания и обучения". Можно сказать, что трактовка исследуемого понятия полная, но небезупречная, поскольку требует дополнительных разъяснений и комментариев, "определенности" уровня. В "Управление качеством образования" под. ред. доктора педагогических наук М.М. Поташника предлагается определение, которое и на мой взгляд отражает суть понятия "качество образования": "Речь пойдет о представлении качества образования как соотношения цели и результата, как меры достижения целей при том условии, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучающегося. Иначе говоря: образование, полученное школьником, признается качественным, если его результаты соответ ствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. При этом никогда не будем забывать, что результаты образования обязательно должны включать в себя и оценки того, какой ценой (ценой каких потерь, затрат) эти результаты достигнуты. Речь идет или об отсутствии, или сведении к минимуму негативных последствий образовательного процесса, то есть во всех случаях имеется в виду достижение не любого хорошего, а именно наивысшего возможного при минимально необходимых затратах сил, энергии, времени и т.п. результата, иначе говоря — речь идет об оптимальных результатах." Зададимся вопросом: "Что же мы можем делать с качеством образования?" 1.Научиться правильно прогнозировать, проектировать, моделировать те качества (свойства) подготовки выпускника, которые мы предполагаем получить "на выходе" образовательного процесса, то есть определять требуемое в будущем качество образования. 2.Обеспечивать, поддерживать достижение требуемого уровня качества образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него. 3.Повышать качество образования, приводя его в соответствие с растущими требованиями внешних заказчиков. Повышение качества образования, появление его новых свойств возможно только через развитие образования (то есть через инновационный процесс). 4.Выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие требуемому, стандартам. Что есть инновации в образовании и как они могут повлиять на качество образования?
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. "Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный". Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих "готовность к жизни", в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как "новое", "новшество", "инновация", "инновационный процесс", которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд. В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик и н н о в а ц и о н н ы х и з м е н е н и й в о в с е х с ф е р а х о б щ е с т в е н н о й жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др. Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.
По сути, именно в этом и состоит главный ответ на вопрос: Что же такое сегодня "инновационное образование"? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное — методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире. Поэтому каждому преподавателю и обучающемуся для овладения процессами "преподавания" и "учения" "желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии", рассматривая их как основы профессиональной деятельности. Используя в своей работе ту или иную технологию, преподаватель применяет различные методы обучения. В современной классификации первая группа методов – пассивные (или традиционные) являются самыми распространенными. Они представляют собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль – оценка. В настоящее время пассивные методы (традиционное обучение) постепенно вытесняются другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма образования: учитель - учебник - ученик, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала. Она должна быть заменена на новую: ученик - учебник - учитель. Технология индивидуализации и дифференциации обучения – в рамках урока 75-80% времени индивидуальная работа преподавателя со студентами и группой. Педагогические средства – обучение всех и индивидуальная работа с отдельными студентами, группами (ассистенты преподавателя, инструкторы из числа детей). Этим достигается формирование общеучебных умений и навыков по предмету и личное совершенствование каждого учащегося – выявляет и максимально развивает их способности, учитывает уровень умственного развития, психологические особенности, абстрактно- логический тип мышления, индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы. Проектная технология – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. Окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания, самообучения и взаимообучения. Проектная деятельность - проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором
обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов. Технология проблемного обучения Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность обучающихся, активизируется мышление. В результате применения данных технологий формируются: - умения разрешать задачи-ситуации; - коммуникативные навыки социализации; -умения и навыки мировоззренческой ориентировки; -навыки адаптации к условиям среды; -знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально- трудовой сферах; -духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост студентов. В названных выше технологиях, в зависимости от возрастных особенностей обучающихся, используются объяснительно-иллюстративная, поисковая и исследовательская модели обучения с применением активных и интерактивных методов обучения. Они позволяют накапливать умения и навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или совместно друг с другом, с преподавателем. И в заключение важно отметить, что инновации требуют огромной затраты сил и времени, но это то, что делает нас современными. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными преподаватели, значит и наши студенты тоже будут успешными, идущими в ногу со временем.


В раздел образования