Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования
Автор: Дерюгина Светлана Леонидовна Должность: преподаватель Учебное заведение: ОБПОУ "КГПК" Населённый пункт: Курская область, г. Курск Наименование материала: статья Тема: Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования Раздел: среднее профессиональное
Современные педагогические технологии как средство повышения
качества образования
Автор: С. Л. Дерюгина, преподаватель ОБПОУ «КГПК»
Тема повышения эффективности и качества образования представляет
обширное поле для изучения. Это обусловлено тем, что с развитием социума
происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники,
медицины и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности приводят к тому,
что нужно повышать качество образования. Безусловно, на ранней стадии
человеческого образования, например, детский сад или школа, закладываются
основы мышления, создается необходимый базис для дальнейшей жизни и
обучения. В средних и высших учебных заведениях закладываются более
глубокие
и
узкоспециальные
знания,
которые
помогают
стать
человеку
специалистом в той или иной области. Далее человек на протяжении всей
своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно
задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и
совершенствуешь свои знания.
Философское понимание качества образования – это то, что отличает
образование
от
других
систем,
видов
деятельности
(например,
здравоохранения, торговли, строительства, спорта). Фактически это синоним
термина
"образование",
и
речь
идет
о
его
сути.
Понятие
"качество
образования" в его философской интерпретации может быть применено и к
различным
моделям
образовательной
практики.
Например,
система
образования:
обычная,
классно-урочная
или
предметно-групповая:
преподавание
ведется
в
одной
параллели
не
в
классах,
а
в
группах
углубленного или обычного изучения - это варианты программы по каждому
предмету общего образование разного качества, причем без оценивания (что
хуже, что лучше - не фиксирует разное качество, разные свойства, так же, как
красное и синее, что не означает хорошее или плохое).
В
словаре
понятий
и
терминов
по
законодательству
Российской
Федерации об образовании (Полонский В.М. М., 1995. С. 20) "Качество
образования выпускников" трактуется как определенный уровень знаний и
умений,
умственного,
физического
и
нравственного
развития,
которых
достигли
выпускники
образовательного
учреждения
в
соответствии
с
планируемыми целями обучения и воспитания.
Положительным является то, что качество увязано с планируемыми
целями
(предположим,
что
автор
имел
в
виду
именно
операционально
заданные
цели,
имеется
в
виду,
что
при
формулировании
цели
всегда
существует (понятен, ясен) механизм (технология, способ), позволяющий
проверить соответствие результата поставленной цели. Отсюда следует, что
цель и результат должны быть представлены, измерены, охарактеризованы,
описаны в одних единицах, в одних параметрах). Точка зрения авторов этой
книги
такова:
под
"определённым
уровнем"
любых
показателей
берут
показатели, спрогнозированные в зоне потенциального развития конкретного
выпускника. В брошюре "Концепция управления качеством образования",
подготовленной
авторским
коллективом
управления
Пермской
области
и
выпущенной Департаментом образования и науки администрации Пермской
области
(1997.
—
С.
14)
дается
несколько
иная
трактовка
исследуемого
понятия: "Под качеством образования ученика будем понимать определенный
уровень
содержания
образования
(знаний,
способов
деятельности,
опыта
творческой
деятельности,
эмоционально-личностных
отношений),
физического, психического, и гражданского развития, которых он достигает
на
различных
этапах
образовательного
процесса
во
взаимосвязи
с
индивидуальными
возможностями,
стремлениями,
целями
воспитания
и
обучения". Можно сказать, что трактовка исследуемого понятия полная, но
небезупречная,
поскольку
требует
дополнительных
разъяснений
и
комментариев, "определенности" уровня.
В
"Управление
качеством
образования"
под.
ред.
доктора
педагогических наук М.М. Поташника предлагается определение, которое и
на мой взгляд отражает суть понятия "качество образования": "Речь пойдет о
представлении качества образования как соотношения цели и результата, как
меры достижения целей при том условии, что цели (результаты) заданы
только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития
обучающегося.
Иначе
говоря:
образование,
полученное
школьником,
признается
качественным,
если
его
результаты
соответ ствуют
операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального
развития
ученика.
При
этом
никогда
не
будем
забывать,
что
результаты
образования обязательно должны включать в себя и оценки того, какой ценой
(ценой каких потерь, затрат) эти результаты достигнуты. Речь идет или об
отсутствии,
или
сведении
к
минимуму
негативных
последствий
образовательного
процесса,
то
есть
во
всех
случаях
имеется
в
виду
достижение не любого хорошего, а именно наивысшего возможного при
минимально необходимых затратах сил, энергии, времени и т.п. результата,
иначе говоря — речь идет об оптимальных результатах."
Зададимся
вопросом:
"Что
же
мы
можем
делать
с
качеством
образования?"
1.Научиться
правильно
прогнозировать,
проектировать,
моделировать
те
качества
(свойства)
подготовки
выпускника,
которые
мы
предполагаем
получить
"на
выходе"
образовательного
процесса,
то
есть
определять
требуемое в будущем качество образования.
2.Обеспечивать,
поддерживать
достижение
требуемого
уровня
качества
образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него.
3.Повышать качество образования, приводя его в соответствие с растущими
требованиями
внешних
заказчиков.
Повышение
качества
образования,
появление его новых свойств возможно только через развитие образования
(то есть через инновационный процесс).
4.Выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие
требуемому, стандартам.
Что
есть
инновации
в
образовании
и
как
они
могут
повлиять
на
качество образования?
В
настоящее
время
в
нашей
стране
происходят
существенные
изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом
на
позиции
личностно-ориентированной
педагогики.
Одной
из
задач
современного
образования
становится
раскрытие
потенциала
всех
участников
педагогического
процесса,
предоставление
им
возможностей
проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без
осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем
появляются
различные
инновационные
типы
и
виды
образовательных
учреждений,
которые
требуют
глубокого
научного
и
практического
осмысления.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть
инновационных процессов. "Из социально пассивного, рутинизированного,
совершающегося
в
традиционных
социальных
институтах,
образование
становится
активным.
Актуализируется
образовательный
потенциал,
как
социальных
институтов,
так
и
личностный".
Раньше
безусловными
ориентирами
образования
были
формирование
знаний,
навыков,
информационных
и
социальных
умений
(качеств),
обеспечивающих
"готовность
к
жизни",
в
свою
очередь,
понимаемую
как
способность
приспособления
личности
к
общественным
обстоятельствам.
Теперь
образование
все
более
ориентируется
на
создание
таких
технологий
и
способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между
социальными
и
индивидуальными
потребностями,
и,
которые,
запуская
механизм
саморазвития
(самосовершенствования,
самообразования),
обеспечивают
готовность
личности
к
реализации
собственной
индивидуальности
и
изменениям
общества.
Многие
образовательные
учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность,
но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между
имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это
делать.
Чтобы
научиться
грамотно
развивать
школу,
нужно
свободно
ориентироваться в таких понятиях, как "новое", "новшество", "инновация",
"инновационный процесс", которые отнюдь не так просты и однозначны, как
это может показаться на первый взгляд.
В
отечественной
литературе
проблема
инноваций
долгое
время
рассматривалась
в
системе
экономических
исследований.
Однако
со
временем
встала
проблема
оценки
качественных
характеристик
и н н о в а ц и о н н ы х
и з м е н е н и й
в о
в с е х
с ф е р а х
о б щ е с т в е н н о й
жизнедеятельности,
но
определить
эти
изменения
только
в
рамках
экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию
инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в
себя использование современных достижений не только в области науки и
техники, но и в сферах управления, образования, права и др.
Поиски
решения
педагогических
проблем
инноватики
связаны
с
анализом
имеющихся
результатов
исследования
сущности,
структуры,
классификации
и
особенностей
протекания
инновационных
процессов
в
сфере образования.
По сути, именно в этом и состоит главный ответ на вопрос: Что же
такое
сегодня
"инновационное
образование"?
-
Это
такое
образование,
которое
способно
к
саморазвитию
и
которое
создает
условия
для
полноценного
развития
всех
своих
участников;
отсюда
главный
тезис;
инновационное
образование
-
это
развивающее
и
развивающееся
образование.
Идея
непрерывного
образования
может
быть
реализована
в
современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут
эффективно
решить
задачи
по
передаче
накопленного
опыта
молодому
поколению:
обучить
методам
работы
с
информацией,
методам
создания
новых знаний, а самое важное — методам поддержания необходимого уровня
знаний
о
развивающемся
мире.
Поэтому
каждому
преподавателю
и
обучающемуся
для
овладения
процессами
"преподавания"
и
"учения"
"желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком
технологии", рассматривая их как основы профессиональной деятельности.
Используя в своей работе ту или иную технологию, преподаватель
применяет
различные
методы
обучения.
В
современной
классификации
первая группа методов – пассивные (или традиционные) являются самыми
распространенными. Они представляют собой обучение знаниям, умениям и
навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль – оценка. В
настоящее время пассивные методы (традиционное обучение) постепенно
вытесняются другими видами обучения, т.к. определяются другие требования
к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя
образовательная
парадигма
образования:
учитель
-
учебник
-
ученик,
основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной
жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.
Она должна быть заменена на новую: ученик - учебник - учитель.
Технология индивидуализации и дифференциации обучения – в рамках урока
75-80%
времени
индивидуальная
работа
преподавателя
со
студентами
и
группой. Педагогические средства – обучение всех и индивидуальная работа
с
отдельными
студентами,
группами
(ассистенты
преподавателя,
инструкторы из числа детей). Этим достигается формирование общеучебных
умений
и
навыков
по
предмету
и
личное
совершенствование
каждого
учащегося – выявляет и максимально развивает их способности, учитывает
уровень умственного развития, психологические особенности, абстрактно-
логический
тип
мышления,
индивидуальные
запросы
личности,
её
возможности и интересы.
Проектная технология – это образовательная технология, нацеленная на
приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью,
формирование у них специальных умений и навыков.
Окружающая
жизнь
–
лаборатория,
в
которой
происходит
процесс
познания, самообучения и взаимообучения.
Проектная деятельность - проектный метод основывается на концепции
деятельностного
подхода
и
позволяет
организовать
обучение,
в
котором
обучающиеся
получают
знания
в
процессе
планирования
и
выполнения
творческих заданий – проектов.
Технология проблемного обучения
Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью
которого пробуждается мысль, познавательная потребность обучающихся,
активизируется мышление.
В результате применения данных технологий формируются:
- умения разрешать задачи-ситуации;
- коммуникативные навыки социализации;
-умения и навыки мировоззренческой ориентировки;
-навыки адаптации к условиям среды;
-знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-
трудовой сферах;
-духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост студентов.
В
названных
выше
технологиях,
в
зависимости
от
возрастных
особенностей обучающихся, используются объяснительно-иллюстративная,
поисковая и исследовательская модели обучения с применением активных и
интерактивных
методов
обучения.
Они
позволяют
накапливать
умения
и
навыки
работы
с
инструментом
и
оборудованием,
самостоятельно
организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу
и искать пути её решения индивидуально или совместно друг с другом, с
преподавателем.
И в заключение важно отметить, что инновации требуют огромной
затраты
сил
и
времени,
но
это
то,
что
делает
нас
современными.
Мы
стремимся к успеху. И если будут успешными преподаватели, значит и наши
студенты тоже будут успешными, идущими в ногу со временем.