Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы
Автор: Дерюгина Светлана Леонидовна Должность: преподаватель Учебное заведение: ОБПОУ "КГПК" Населённый пункт: Курская область, г. Курск Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы Раздел: среднее профессиональное
Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы
Автор: С. Л. Дерюгина, преподаватель ОБПОУ «КГПК»
«Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит,
можно быть уверенными в развитии и становлении
нормального общества и сильной державы.
В этом заключается государственный подход каждого
педагога в деле воспитания молодежи».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей
стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения
к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что
потребовало
модернизации
российского
образования.
Патриотическое
воспитание
является
важной
составляющей
современного
образования.
Быть патриотом -
естественная
потребность
людей,
реализация
которой
выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения
гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной,
национальной
и
духовной
принадлежности
к
Родине
и
понимание
демократических перспектив ее развития в современном мире. Деятельность
такого социального института, как высшая школа - важная составляющая
процесса становления гражданской позиции личности, которая обеспечивает
подготовку
специа лист а,
обладающего
с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ю ,
ответственностью,
гражданским
мужеством,
социальной
активностью,
готового к защите не только собственных, но и государственных интересов.
Молодое поколение ответственно за будущее своей Родины, за сохранение и
преемственность культуры, истории, национального и духовного единства.
От
его
позиции
в
общественно-политической
жизни,
социальной
и
политической
активности
зависит
демократическое
и
социально-
экономическое будущее страны.
Каждый человек, живущий в России, должен знать, откуда он родом,
кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой и
чувствовать
себя
частицей
большого
государства.
Поэтому
проблема
п ат р и о т и ч е с ко го
в о с п и т а н и я
д о л ж н а
в ы й т и
н а
д о с т о й н ы й
уровень. Основная
цель
гражданского
и
патриотического
воспитания
заключается
в
ориентации
подрастающих
поколений
на
ценности
отечественной
культуры,
формировании
у
них
ценностного
отношения
к
Родине,
ее
культурно-историческому
прошлому. Важно
прививать
обучающимся чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение
к
Конституции,
государственной
символике,
родному
языку,
народным
традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную
гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
В
рамках
федеральных
государственных
требований
направление
гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация».
Участник образовательного процесса должен быть сориентирован на:
Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение
Отечеству;
Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость,
милосердие, честь, достоинство;
Гражданственность
–
служение
Отечеству,
правовое
государство,
гражданское
общество,
закон
и
правопорядок,
поликультурный
мир,
свобода совести и вероисповедание.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка
инновационных
подходов
к
патриотическому
воспитанию. От
активности
молодежи в общественно-политической, экономической жизни во многом
зависит
будущее
России.
Значительная
часть
современной
молодежи
обладает
позитивным
потенциалом
(инициативность,
мобильность,
восприимчивость к инновациям и т.п.), который позволит стране совершить
прорыв в различных сферах. Важнейшим условием реализации грандиозных
задач, стоящих перед нашей страной, является воспитание в подрастающем
поколении
преданности
Родине,
готовности
активно
трудиться
для
ее
процветания,
защищать
в
случае
угрозы.
Патриотическое
воспитание
молодежи является сегодня важнейшей задачей государства для успешной
реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации.
Ориентация
государственной
политики
на
формирование
патриотических
качеств
молодежи
подчеркивается
в
государственных
программах
патриотического
воспитания
граждан.
В
качестве
важнейших
условий
успешности
патриотического
воспитания
на
современном
этапе
отмечается
необходимость
системной
организации
этой
работы
с
привлечением
традиционных
ценностей
русской
культуры,
в
частности,
народной
педагогики.
Согласно
Национальной
доктрине
образования
в
Российской
Федерации
до
2025
года
система
образования
в
воспитании
патриотов
должна
обеспечить
историческую
преемственность
поколений,
сохранение и распространение национальной культуры, бережное отношение
к историческому и культурному наследию народов России.
Одно из наиболее
надежных и эффективных средств формирования патриотизма – народная
педагогика, которая является предметом этнопедагогики. Средства народной
педагогики имеют ряд преимуществ по сравнению с современными:
1) они носят комплексный характер, воспитывая совершенную личность;
2)
влияние
на
становление
личности
осуществляется
гуманистично,
незаметно;
3) их содержание ориентировано на развитие лучших ментальных качеств
русского
народа:
доброжелательности,
соборности,
гостеприимства,
патриотизма.
Формы
патриотического
воспитания
молодежи
многообразны:
они
включают
то,
что
в
образовательных
учреждениях
используется
традиционно, и то, что порождает современная жизнь:
– построение курсов по социально гуманитарным дисциплинам,
расстановка соответствующих акцентов; обмен опытом по этой проблеме
на кафедрах и межкафедральных семинарах;
– специальное изучение правовых аспектов, связанных с будущей
избранной специальностью;
– выступления юрисконсульта перед студентами;
– мероприятия, приобщающие студентов к традициям колледжа, отрасли:
участие в праздновании памятных дат, связанных с историей колледжа,
отрасли; участие в сборе информации о выпускниках колледжа и их
деятельности; информирование студентов о состоянии отрасли;
– мероприятия, связанные с бытием студенчества как своеобразного слоя,
имеющего свои корпоративные интересы в российском обществе, в
гражданском обществе, формирующемся в стране: День посвящения в
студенты, вручение дипломов выпускникам, участие в митингах, акциях
протеста, других актах студенческой солидарности, празднование
Татьяниного дня и других студенческих праздников;
– мероприятия, связанные с официальными государственными
праздниками Российской Федерации (День примирения и согласия 7 ноября,
Новый год, День защитников отечества 23 февраля, Международный
женский день 8 марта, День Победы 9 мая);
– должны использоваться различные формы: конференции, собрания,
концерты, экскурсии, торжественные построения и т. д. с обязательным
привлечением к участию в подготовке сценариев самих студентов и
студенческих творческих коллективов; принцип проведения подобных
мероприятий – «Лучше меньше, да лучше».
Ц е л о с т н а я
х а р а к т е р и с т и к а
п ат р и о т и зм а о с н о в ы в а е т с я
н а
комплексном анализе его аспектов,
основанном
на
применении
метода
содержательного
обобщения и принципа
дополнительности.
При этом
патриотизм связывается не с отдельным политическим или нравственным
принципом и не с отдельным нравственным качеством личности, а с
интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как
социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть
социально-нравственной направленности личности.
О т р а ж а я
с о в о к у п н о с т ь
с о ц и а л ь н ы х
и нравственных
норм
конкретного общества,
патриотизм
составляет
необходимое условие
дальнейшего п р о г р е с с и в н о г о
р а з в и т и я
с т р а н ы ,
г о с у д а р с т в а .
Включая рациональный, эмоционально-психологический и деятельностный
компоненты,
патриотизм
выступает
как
побуждение,
«толчок»
к
патриотически
направленной
деятельности.
Причем
данное
побуждение
носит
относительно
устойчивый
характер,
что
позволяет
рассматривать
патриотизм
как
социально-нравственный
императив,
который
выражает
ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждает его к
патриотически направленной деятельности.
Задачи и содержание
патриотического воспитания
студентов вытекают
из
структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических
чувств,
формирование
на
основе
патриотических
знаний
взглядов
и
убеждений патриотического характера, расширение опыта и формирование
положительного
отношения
к
пат риотиче ской
д е я т е л ь н о с т и .
Цель и задачи патриотического воспитания обучающихся реализуются на
основе
совокупности
общепедагогических
и
специфических
принципов
организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и
принципы
целостного
педагогического
процесса
и
специфику
патриотического
воспитания
как
составной
его
части.
В
качестве
общепедагогических
принципов,
составляющих
основу
патриотического
воспитания,
выступают:
принцип
гуманистической
направленности;
научности;
ориентированности
на
формирование
в
единстве
знаний
и
умений,
сознания
и
поведения;
преемственности,
последовательности
и
систематичности;
наглядности;
сочетания
педагогического
управления
с
развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности
и
активности;
согласованности
требований
субъектов
педагогического
взаимодействия;
связи
теории
с
практикой;
единства
образовательных,
воспитательных и развивающих результатов педагогического взаимодействия
и др.
Исходным принципом настоящей концепции патриотического воспитания
студентов
является
понимание образования
как
процесса
приобретения
знаний
и
формирования
базовых
основ
патриотического
воспитания
в
соответствии
с
мировыми
стандартами.
Патриотическое
воспитание
осуществляется как деятельное саморазвитие личности, которое реализуется
при
патриотическом
взаимодействии
студентов
и
преподавателей.
Среди основных принципов патриотического воспитания следует выделить
следующие:
-
формирование национального сознания
у студенческой молодежи как
одного из основных условий
ж и з н е с п о с о б н о с т и молодого поколения,
обеспечивающего целостность России:
-
с т а н о в л е н и е России как великой
д е р ж а в ы , занимающей одно из
ведущих мест в мировом сообществе;
-
с в я з ь между поколениями, освоение
и приумножение культуры во
всех её проявлениях, воспитание
г р а ж д а н с к и х качеств и социальной
ответственности за благополучие своей страны
К
с п е ц и ф и ч е с к и м принципам,
отражающим
о с о б е н н о с т и
патриотического в о с п и т а н и я ,
от н о с я т с я п р и н ц и п ы :
н а р о д н о с т и ,
интегративности, вариативности и гибкости.
Принцип
народности
в патриотическом
воспитании
предполагает
использование
в
учебно-воспитательном
процессе
огромного
опыта
патриотического воспитания молодого поколения, накопленного российской
педагогикой; знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании
детей; историей родного края и т.д.
Принцип
интегративности
реализуется
в
нескольких
аспектах:
структурном,
содержательном,
организационном.
В
с т ру кту р е
образовательного
процесса
данный
принцип
предполагает
интеграцию
процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом
процессе.
В
содержательном
плане
данный
принцип
реализуется
при
обеспечении
единства
методологических,
теоретических
и
прикладных
аспектов рассматриваемого процесса, а также при его интеграции с другими
направлениями воспитательной работы. В организационном аспекте данный
принцип
предполагает
использование
органического
единства
и
оптимального
сочетания
различных
форм
и
методов
организации
педагогического взаимодействия.
Изменения, происходящие в современном обществе, обусловливают
необходимость выделения
п р и н ц и п а
г и б к о с т и
и вариативности
в патриотическом воспитании.
Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-
педагогической ситуации, а второе - использование разнообразных сочетаний
форм
и
методов
педагогического
взаимодействия
с
учетом
особенностей
контингента
воспитанников,
что
обусловлено
процессами
гуманизации
системы
образования,
направленностью
педагогического
процесса
на
создание
условий
для
развития
лично сти
каждого
с т уд е н т а .
Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных
и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание
служения Отечеству, существующего в современном российском обществе.
Они
выражают
основополагающие
требования,
касающиеся
сущности
служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива,
характера
взаимоотношений
между
людьми
в
обществе,
государстве,
определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе
частных,
конкретных
норм
поведения.
В
этом
отношении
они
служат
критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности .
Конечно, форм работы по патриотическому воспитанию много. Трудно
назвать все, но каждая играет определённую роль. Главное, чтобы они не
носили
разовый
характер,
а
выстраивались
в
четкую
систему,
чтобы
и
содержание, и форма соответствовали задачам проводимого мероприятия,
вызывали интерес, понимание его значимости, важности, чтобы молодые
люди принимали непосредственное участие в подготовке этих мероприятий.
Только тогда у них появится чувство любви к семье, близким, к родному
краю, а затем и чувство любви и гордости к своей Отчизне. А это и есть
главная задача патриотического и гражданского воспитания детей.