Напоминание

Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы


Автор: Дерюгина Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "КГПК"
Населённый пункт: Курская область, г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Патриотическое воспитание: традиционные и современные подходы

Автор: С. Л. Дерюгина, преподаватель ОБПОУ «КГПК»
«Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи». Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования. Патриотическое воспитание является важной составляющей современного образования. Быть патриотом - естественная потребность людей, реализация которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире. Деятельность такого социального института, как высшая школа - важная составляющая процесса становления гражданской позиции личности, которая обеспечивает подготовку специа лист а, обладающего с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ю , ответственностью, гражданским мужеством, социальной активностью, готового к защите не только собственных, но и государственных интересов. Молодое поколение ответственно за будущее своей Родины, за сохранение и преемственность культуры, истории, национального и духовного единства. От его позиции в общественно-политической жизни, социальной и политической активности зависит демократическое и социально- экономическое будущее страны. Каждый человек, живущий в России, должен знать, откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства. Поэтому проблема п ат р и о т и ч е с ко го в о с п и т а н и я д о л ж н а в ы й т и н а д о с т о й н ы й уровень. Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать обучающимся чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации. В рамках федеральных государственных требований направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация». Участник образовательного процесса должен быть сориентирован на:
 Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;  Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;  Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. От активности молодежи в общественно-политической, экономической жизни во многом зависит будущее России. Значительная часть современной молодежи обладает позитивным потенциалом (инициативность, мобильность, восприимчивость к инновациям и т.п.), который позволит стране совершить прорыв в различных сферах. Важнейшим условием реализации грандиозных задач, стоящих перед нашей страной, является воспитание в подрастающем поколении преданности Родине, готовности активно трудиться для ее процветания, защищать в случае угрозы. Патриотическое воспитание молодежи является сегодня важнейшей задачей государства для успешной реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Ориентация государственной политики на формирование патриотических качеств молодежи подчеркивается в государственных программах патриотического воспитания граждан. В качестве важнейших условий успешности патриотического воспитания на современном этапе отмечается необходимость системной организации этой работы с привлечением традиционных ценностей русской культуры, в частности, народной педагогики. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года система образования в воспитании патриотов должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение и распространение национальной культуры, бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России. Одно из наиболее надежных и эффективных средств формирования патриотизма – народная педагогика, которая является предметом этнопедагогики. Средства народной педагогики имеют ряд преимуществ по сравнению с современными: 1) они носят комплексный характер, воспитывая совершенную личность; 2) влияние на становление личности осуществляется гуманистично, незаметно; 3) их содержание ориентировано на развитие лучших ментальных качеств русского народа: доброжелательности, соборности, гостеприимства, патриотизма.
Формы патриотического воспитания молодежи многообразны: они включают то, что в образовательных учреждениях используется традиционно, и то, что порождает современная жизнь: – построение курсов по социально гуманитарным дисциплинам, расстановка соответствующих акцентов; обмен опытом по этой проблеме на кафедрах и межкафедральных семинарах; – специальное изучение правовых аспектов, связанных с будущей избранной специальностью; – выступления юрисконсульта перед студентами; – мероприятия, приобщающие студентов к традициям колледжа, отрасли: участие в праздновании памятных дат, связанных с историей колледжа, отрасли; участие в сборе информации о выпускниках колледжа и их деятельности; информирование студентов о состоянии отрасли; – мероприятия, связанные с бытием студенчества как своеобразного слоя, имеющего свои корпоративные интересы в российском обществе, в гражданском обществе, формирующемся в стране: День посвящения в студенты, вручение дипломов выпускникам, участие в митингах, акциях протеста, других актах студенческой солидарности, празднование Татьяниного дня и других студенческих праздников; – мероприятия, связанные с официальными государственными праздниками Российской Федерации (День примирения и согласия 7 ноября, Новый год, День защитников отечества 23 февраля, Международный женский день 8 марта, День Победы 9 мая); – должны использоваться различные формы: конференции, собрания, концерты, экскурсии, торжественные построения и т. д. с обязательным привлечением к участию в подготовке сценариев самих студентов и студенческих творческих коллективов; принцип проведения подобных мероприятий – «Лучше меньше, да лучше». Ц е л о с т н а я х а р а к т е р и с т и к а п ат р и о т и зм а о с н о в ы в а е т с я н а комплексном анализе его аспектов, основанном на применении метода содержательного обобщения и принципа дополнительности. При этом патриотизм связывается не с отдельным политическим или нравственным принципом и не с отдельным нравственным качеством личности, а с интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности. О т р а ж а я с о в о к у п н о с т ь с о ц и а л ь н ы х и нравственных норм конкретного общества, патриотизм составляет необходимое условие дальнейшего п р о г р е с с и в н о г о р а з в и т и я с т р а н ы , г о с у д а р с т в а . Включая рациональный, эмоционально-психологический и деятельностный компоненты, патриотизм выступает как побуждение, «толчок» к патриотически направленной деятельности. Причем данное побуждение носит относительно устойчивый характер, что позволяет рассматривать патриотизм как социально-нравственный императив, который выражает
ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждает его к патриотически направленной деятельности. Задачи и содержание патриотического воспитания студентов вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера, расширение опыта и формирование положительного отношения к пат риотиче ской д е я т е л ь н о с т и . Цель и задачи патриотического воспитания обучающихся реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания как составной его части. В качестве общепедагогических принципов, составляющих основу патриотического воспитания, выступают: принцип гуманистической направленности; научности; ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности; согласованности требований субъектов педагогического взаимодействия; связи теории с практикой; единства образовательных, воспитательных и развивающих результатов педагогического взаимодействия и др. Исходным принципом настоящей концепции патриотического воспитания студентов является понимание образования как процесса приобретения знаний и формирования базовых основ патриотического воспитания в соответствии с мировыми стандартами. Патриотическое воспитание осуществляется как деятельное саморазвитие личности, которое реализуется при патриотическом взаимодействии студентов и преподавателей. Среди основных принципов патриотического воспитания следует выделить следующие: - формирование национального сознания у студенческой молодежи как одного из основных условий ж и з н е с п о с о б н о с т и молодого поколения, обеспечивающего целостность России: - с т а н о в л е н и е России как великой д е р ж а в ы , занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе; - с в я з ь между поколениями, освоение и приумножение культуры во всех её проявлениях, воспитание г р а ж д а н с к и х качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны К с п е ц и ф и ч е с к и м принципам, отражающим о с о б е н н о с т и патриотического в о с п и т а н и я , от н о с я т с я п р и н ц и п ы : н а р о д н о с т и , интегративности, вариативности и гибкости. Принцип народности в патриотическом воспитании предполагает использование в учебно-воспитательном процессе огромного опыта патриотического воспитания молодого поколения, накопленного российской
педагогикой; знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании детей; историей родного края и т.д. Принцип интегративности реализуется в нескольких аспектах: структурном, содержательном, организационном. В с т ру кту р е образовательного процесса данный принцип предполагает интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе. В содержательном плане данный принцип реализуется при обеспечении единства методологических, теоретических и прикладных аспектов рассматриваемого процесса, а также при его интеграции с другими направлениями воспитательной работы. В организационном аспекте данный принцип предполагает использование органического единства и оптимального сочетания различных форм и методов организации педагогического взаимодействия. Изменения, происходящие в современном обществе, обусловливают необходимость выделения п р и н ц и п а г и б к о с т и и вариативности в патриотическом воспитании. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально- педагогической ситуации, а второе - использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития лично сти каждого с т уд е н т а . Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности . Конечно, форм работы по патриотическому воспитанию много. Трудно назвать все, но каждая играет определённую роль. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему, чтобы и содержание, и форма соответствовали задачам проводимого мероприятия, вызывали интерес, понимание его значимости, важности, чтобы молодые люди принимали непосредственное участие в подготовке этих мероприятий. Только тогда у них появится чувство любви к семье, близким, к родному краю, а затем и чувство любви и гордости к своей Отчизне. А это и есть главная задача патриотического и гражданского воспитания детей.


В раздел образования