"Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Автор: Тимофеева Юлия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 122 "Лучистый" Населённый пункт: г.Брянск Наименование материала: Педагогический проект Тема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Актуальность:
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и
потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,
который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью,
который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской
народной массы. Это - детский фольклор».
Г. С. Виноградов ,
крупнейший исследователь детского фольклора.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый
устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура
этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает
познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое
внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и
другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные
произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его
чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет
неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками
правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм.
Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников,
театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при
знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми
музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому
процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное
душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой
они являются, гармонично формируются нравственные ценности:
представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в
наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки,
скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и
докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного
слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают,
активизируют словарный запас ребенка.
Тип проекта: творческий.
Срок реализации проекта : долгосрочный.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, музыкальный
руководитель, воспитатели.
Цель проекта:
Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
1. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение
словарного запаса детей.
2. Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых
действий.
3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в
процессе знакомства со сказками и потешками.
Ожидаемый результат.
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся с устным народным творчеством (потешками,
прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни
(хороводной, плясовой, игровой) и играми.
2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание
произведений детского фольклора.
3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать
своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные
отношения.
Продукт проекта:
Картотека игр на основе детского фольклора.
Фольклорный праздник
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Подбор литературы по устному народному творчеству.
Создание предметно–развивающей среды.
Разработка перспективного плана.
Составление картотеки детского фольклора.
Составление картотеки русские народные, хороводные игры игр на основе
детского фольклора.
II этап – основной
Разучивание подвижных игр:
«У медведя во бору», «Как у дедушки Трифона»;
физкультминутки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»;
утренняя гимнастика «Петушок, петушок… », «Ладушки».
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик…», «Заинька,
попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к
деду…», «Тили-бом! Тили-бом!…», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на
тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-
чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…», «Травка-
муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-
рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-
дуга…».
Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у
Бабушки-Загадушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Еле-еле, еле-еле,
завертелись карусели», «Курочка-Рябушечка», «Быстро скачет зайка, ты его
поймай-ка», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Васькин
поясок».
Пальчиковая гимнастика : «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза»,
«Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки», «Пальчики».
Просмотр кукольных спектаклей: «Заюшкина избушка », «Теремок»,
«Колобок», «Волк и семеро козлят», "Курочка Ряба".
Беседы: «Кто к нам в гости пришёл? », «Народная игрушка – матрёшка»,
«Народная игрушка – деревянная игрушка», «Глиняный человечек».
Беседа с детьми «Что такое сказка? », «Кто придумал эти сказки? ».
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр
(«Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки»,
«Чьи это слова? », «Из какой сказки иллюстрация? » и т. д.)
Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание
загадок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам в альбоме «Что за прелесть эти
сказки».
Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских
народных сказок (совместно с родителями) .
Работа с родителями.
Участие родителей в пополнении экспонатов для мини-музея «Русская
народная игрушка».
Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков-
иллюстраций к русским народным сказкам.
Консультация для родителей:
«Как использовать произведения русского народного творчества дома».
Консультация для педагогов
«Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Оформление папки-передвижки «Фольклор в детском саду».
III этап – заключительный
обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Заключение
В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы:
1. Увеличение словарного запаса.
2. Повысилась звуковая культура речи детей.
3. Улучшается связная речь и воображение.