Напоминание

"Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"


Автор: Тимофеева Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 122 "Лучистый"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Педагогический проект

«Использование фольклора в работе с

детьми младшего дошкольного

возраста»
.
Подготовила и провела:

Воспитатель Тимофеева Ю.А.




Актуальность:
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
Г. С. Виноградов
, крупнейший исследователь детского фольклора. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Тип проекта:
творческий.
Срок реализации проекта
: долгосрочный.

Участники проекта:
дети младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели.
Цель проекта:
Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
1. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей. 2. Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий. 3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.
Ожидаемый результат.

В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся с устным народным творчеством (потешками, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой) и играми. 2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. 3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
Продукт проекта:
Картотека игр на основе детского фольклора. Фольклорный праздник
Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный
Подбор литературы по устному народному творчеству. Создание предметно–развивающей среды. Разработка перспективного плана. Составление картотеки детского фольклора. Составление картотеки русские народные, хороводные игры игр на основе детского фольклора.
II этап – основной

Разучивание подвижных игр:

«У медведя во бору», «Как у дедушки Трифона»;
физкультминутки
«Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»;
утренняя гимнастика
«Петушок, петушок… », «Ладушки».
Песенки, потешки, заклички.
«Пальчик-мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!…», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чики- чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…», «Травка- муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка- рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга- дуга…».
Игровые образовательные ситуации:
«Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки-Загадушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели», «Курочка-Рябушечка», «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Васькин поясок».
Пальчиковая гимнастика
: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки», «Пальчики».
Просмотр кукольных спектаклей:
«Заюшкина избушка », «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», "Курочка Ряба".
Беседы:
«Кто к нам в гости пришёл? », «Народная игрушка – матрёшка», «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Глиняный человечек». Беседа с детьми «Что такое сказка? », «Кто придумал эти сказки? ».
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр
(«Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова? », «Из какой сказки иллюстрация? » и т. д.) Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказкам в альбоме «Что за прелесть эти сказки». Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями) .
Работа с родителями.

Участие родителей в пополнении экспонатов для мини-музея «Русская народная игрушка». Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков- иллюстраций к русским народным сказкам.
Консультация для родителей:
«Как использовать произведения русского народного творчества дома».
Консультация для педагогов
«Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» Оформление папки-передвижки «Фольклор в детском саду».
III этап – заключительный
обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Заключение

В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы:
1. Увеличение словарного запаса. 2. Повысилась звуковая культура речи детей. 3. Улучшается связная речь и воображение.


В раздел образования