Напоминание

Педагогический проект "Приятного аппетита или правила столового этикета"


Автор: Панарина Ирина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 16"
Населённый пункт: п. Увельский, Увельский район, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический проект "Приятного аппетита или правила столового этикета"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект

Тема: «Приятного аппетита или правила поведения за столом»

Актуальность

проекта:
проект обусловлен возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых. Анализ литературы, основных тенденций развития личности в отечественной педагогической теории и практике, в теории и практике дошкольного образования позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет реализацию задач развития личности. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести
противоречия между
:  потребностью общества в овладении детьми старшего дошкольного возраста навыками столового этикета и отсутствием разработанных педагогических условий, необходимых для их успешного формирования  объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми дошкольного возраста норм и правил этикета и недостаточной ориентацией на них воспитателей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Несоответствие между запросами и реалиями современного общества и умениями дошкольников в области столового этикета, а также стремление разрешить вышеназванные противоречия обусловили научную
проблему
нашего проекта: каковы условия формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Тип проекта:
 По доминирующему методу: творческий, игровой.  По характеру содержания: ребёнок и его семья, общество и его культурные ценности.  По характеру участия ребёнка в проекте: участник.  По характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей и социумом.  По количеству участников: групповой.  По продолжительности: долгосрочный
Цель проекта:
Формирование навыков столового этикета.
Задачи:
 Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом.  Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола.  Закреплять у детей навыки правильного поведения за столом.  Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в освоении у детей навыков столового этикета.  Воспитывать аккуратность, вежливость, умение применять полученные знания на практике.
Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:
1. Алямовская, В.Г., Белая, К.Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с. 2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – с. 115-142. 3. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М.: Педагогика, 1989. – 144с.:ил. 4. Виноградова, Н.Ф., Година,Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- С. 163-192.
5. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С.С., Воронеж: 2009. - 112с. 6. Курочкина, И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 72с. 7. Николаева С.О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. Пособие / С.О. Николаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с. 8. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб и доп – М.: Просвещение, 1990. 160с. 9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –С. 39-55. 
Материально-техническое:
1. Презентация «Приятного аппетита или правила этикета» 2. Прослушивание аудиозаписи: сказка «Федорино горе», «Медвежонок-невежа», «Песенка про этикет». 3. Просмотр диафильмов и мультфильмов: «Жихарка», «Три медведя», «Приключение Буратино». 
Диагностико-дидактическое:
1. Настольно-печатная игра «Этикет». 2. Настольно-печатная игра «Азбука этикета» 3. Настольно-печатная игра «Безопасные-опасные предметы» 4. Викторина-игра ««Правила поведения для воспитанных детей» 5. Дидактические игры: «Как вести себя за столом», «Задачки по этикету», «Накрой стол», «Отгадай ребус», «Доскажи словечко».
План реализации проекта

I этап – подготовительный
1. Наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за столом, индивидуальные беседы с родителями о поведении детей вне детского сада. 2. Подбор методической и художественной литературы. 3. Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых) 4. Подбор видео-аудиоматериалов. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета:  осуществление формирования навыков столового этикета у детей будет организованно в ходе цикла этических бесед и серии этических занятий;  закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе организации упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов;  оснащение предметно - пространственной среды предметами необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.

II этап – выполнение проекта

Планирование деятельности

с детьми

с родителями

с социумом

НОД
- «Сервировка стола» - «Что такое этикет» - Анкета для родителей «Приятного аппетита или правила поведения за столом» - участие родителей в подборе информационно- познавательной литературы, художественной литературы, плакатов, ф отом ат е р и а л о в п о о б у ч е н и ю д е т е й правильной сервировки стола - Оформление салфеток - Мастерская по пошиву красивых атрибутов для дежурства. - Консультации: «Красота поведения», «Детский этикет», «Удивительные салфетки», «Учимся пользоваться столовыми приборами», «Сервируем стол» - Родительское собрание «Обучение детей правила поведения за столом» с показом игрового занятия с детьми «Наш помощник этикет» - Презентация проекта «Приятного аппетита или правила этикета». - Мастер-класс «Оформление салфеток для праздничного стола» - Литературная викторина по стихам Шалаевой А.Г. «Правила поведения для воспитанных детей» в Увельской СОШ №2.
ОД в режимных моментах

Беседы:
- «Что такое этикет?» - « Ч т о т а ко е к у л ь т у р а поведения?» - «Как вести себя за столом» - «Мы учимся дежурить» -«Украшение праздничного стола» - «Что чем едят?» - «Столовые приборы»
Дидактические игры:
-«Как вести себя за столом» - «Задачки по этикету» -«Накрой стол» - «Отгадай ребус» -«Доскажи словечко»
Сюжетно-ролевые игры:

-
«Кафе» -«Семья».
Чтение художественной

литературы:
- К. Чуковского «Федорино горе» - .н. с «Жихарка», «Три медведя» - С.Маршак «В гостях» - А.Степанов «Что такое этикет?» - А . Г . Ш а л а е в а « С нетерпением в гости ждал», «Гости, фрукты и конфеты», « Е ж и к р о л и к с е р ы й хвостик», «Кот болтал с набитым ртом», «Все поели, поднялись», «Медвежонок хлеб жевал», «Поросенок за обедом», «За столом колючий еж», «Зайка завтракал однажды» - Е . Б л а г и н и н а « Р а я , Машенька и Женька» - Н.Нищева «Машина каша»
Художественное

творчество/художественный


труд

-
Рисование «Красивая скатерть», «Расписные Чашки» - «Оформление салфеток для праздничного стола»
Игры-драматизации:
Придумывание и обыгрывание сказки по теме: - «Случай за столом», «Маша обедает» - «Угощение»
III этап

Ожидаемые результаты:
 Привитие навыков культурного поведения за столом;  Воспитание потребностей в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах;  Формирование желания у родителей, обращать внимание на этикет детей в повседневной семейной жизни.
Результаты:
 Викторина для детей «Знатоки столового этикета»  Детский праздник «В гостях у этикета»  Выставка детского творчества «Расписные чашки»  Картотека дидактических игр по формированию навыков столового этикета  Музыкальный спектакль  Консультации для родителей  Родительское собрание «Обучение детей правила поведения за столом»  Презентация «Приятного аппетита или правила этикета» для показа на родительском собрании и размещения на сайте образовательной организации.  Оформлен альбом «Правила сервировки стола», который содержит фотографии, картинки сервировки стола, кодекс правил поведения за столом
Перспективы развития:
 Развитие самостоятельности, инициативы и интерес детей к познанию столового этикета;  Умение применять полученные знания на практике;  Развитие семейных традиций.
Модель компонентов, формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста Модель компонентов, формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом индивидуального подхода к воспитанникам, обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых и нашла отражение в плане – программе «Приятного аппетита или правила этикета».
Компоненты

столового этикета

Культура

деятельности

Культура

общения

Культурно-

гигиенические

навыки

Этикетное поведение

Культура

сервировки


Основные направления

Плана-программы «Приятного аппетита или правила этикета»
Направления программы Содержание деятельности Воспитатель, младший воспитатель Дети Родители Исследовательская деятельность  Рассматривание иллюстраций по теме «Что, чем едят?»  Рассматривание иллюстраций «Скатерти»  Беседа с детьми вне занятий  Рассматривание иллюстраций «Раскрасим блюда к празднику»  Заучивание стихотворения из книги «Уроки этикета»  Умение пользоваться столовыми приборами во время приёма разнообразной пищи  Применение своих знаний в жизни  Закрепление навыков правильно накрывать стол (завтрак, обед, полдник)  Мини-опрос «Нужен ли дошкольнику этикет»  Родительское собрание «Обучение детей правила поведения за столом» с показом игрового занятия с детьми «Наш помощник этикет»  Анкета для родителей «Приятного аппетита или правила поведения за столом» Познавательная деятельность  Занятие «Сервировка стола»  Чтение книги «Умные сказки»  Чтение сказок К. Чуковского «Федорино горе?»  Заучивание стихотворения из книги «Уроки этикета»  Заучивание пословиц и загадок о столовых приборах  Создание проблемных ситуаций: «покажи, расскажи», «За столом»  Цикл этических бесед, занятий о культуре еды: «Что такое этикет», «Что такое культура поведения», «Украшение праздничного стола»  Развивать логическое мышление, память, фантазию в оформлении блюда  Развивать связную и диалогическую речь, зрительное восприятие.  Рекомендации, консультации по формированию навыков столового этикета  Консультации: «Красота поведения», «Детский этикет», «Удивительные салфетки», «Учимся пользоваться столовыми приборами», «Сервируем стол»  Презентация проекта «Приятного аппетита или правила этикета».  Подбор информационно- познавательной литературы, художественной литературы,
плакатов, фотоматериалов по обучению детей правильной сервировки стола Игровая деятельность  Сюжетно- ролевые игры «Кафе», «Семья».  Разыгрывание игровых ситуаций по теме «Вежливая просьба»  Дид. настольная игра «Этикет» Цель: закрепление правил использования столовых приборов  Дид. игры: «Как вести себя за столом», «Задачки по этикету», «Накрой стол», «Отгадай ребус», «Доскажи словечко».  Игры- драматизации П р и д у м ы в а н и е и обыгрывание сказки по т е м е « С л у ч а й з а столом» , « М а ш а обедает», «Угощение»  Проявление интереса к сюжету игр  Применение знаний и навыков столового этикета в накрывание на стол  Мастер-класс «Оформление салфеток для праздничного стола»  Мастер-класс «Сервировка стола»  Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр Продуктивная деятельность  Рисование «Красивая скатерть», «Расписные Чашки»  Конкурс «Кто лучше всех накроет стол для гостей»  Воспитывать аккуратность в работе  Мастерская по пошиву красивых атрибутов для дежурства. Театрализованная деятельность  Театрализованное представление для детей «Чаепитие у домовёнка Кузи»  Литературная викторина по стихам Шалаевой А.Г. «Правила поведения для воспитанных детей»  Праздник «В гостях у этикета»  Участие в праздниках, викторинах  Театрализованн ое представление  Участие в празднике


В раздел образования