Педагогический проект "Приятного аппетита или правила столового этикета"
Автор: Панарина Ирина Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 16" Населённый пункт: п. Увельский, Увельский район, Челябинская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Педагогический проект "Приятного аппетита или правила столового этикета" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Приятного аппетита или правила поведения за столом»
Актуальность
проекта: проект
обусловлен
возросшим
интересом
к
возрождению
культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых. Анализ
литературы, основных тенденций развития личности в отечественной педагогической
теории и практике, в теории и практике дошкольного образования позволил обнаружить
ряд противоречий, наличие которых затрудняет реализацию задач развития личности. К
числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между :
потребностью
общества
в
овладении
детьми
старшего
дошкольного
возраста
навыками столового этикета и отсутствием разработанных педагогических условий,
необходимых для их успешного формирования
объективно
существующими
возрастными
предпосылками
усвоения
детьми
дошкольного возраста норм и правил этикета и недостаточной ориентацией на них
воспитателей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Несоответствие
между
запросами
и
реалиями
современного
общества
и
умениями
дошкольников
в
области
столового
этикета,
а
также
стремление
разрешить
вышеназванные противоречия обусловили научную проблему нашего проекта: каковы
условия
формирования
навыков
столового
этикета
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Тип проекта:
По доминирующему методу: творческий, игровой.
По
характеру
содержания:
ребёнок
и
его
семья,
общество
и
его
культурные
ценности.
По характеру участия ребёнка в проекте: участник.
По характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей и социумом.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный
Цель проекта: Формирование навыков столового этикета.
Задачи:
Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом.
Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола.
Закреплять у детей навыки правильного поведения за столом.
Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в освоении у детей навыков
столового этикета.
Воспитывать аккуратность, вежливость, умение применять полученные знания на
практике.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
1.
Алямовская,
В.Г.,
Белая,
К.Ю.
Ребенок
за
столом:
методическое
пособие
по
формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.
2.
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей дет.
сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – с. 115-142.
3.
Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М.: Педагогика, 1989. –
144с.:ил.
4.
Виноградова, Н.Ф., Година,Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Просвещение, 1986.- С. 163-192.
5.
Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и
методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С.С., Воронеж: 2009. - 112с.
6.
Курочкина,
И.Н.
Этикет
для
дошкольников:
пособие
для
родителей
/
И.Н.
Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 72с.
7.
Николаева С.О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими
школьниками:
учеб.-метод.
Пособие
/
С.О.
Николаева.
–
М.:
Гуманитар.
изд.
центр
ВЛАДОС, 2007. – 79с.
8.
Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников:
Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб и доп – М.: Просвещение, 1990. 160с.
9.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа
и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –С. 39-55.
Материально-техническое:
1.
Презентация «Приятного аппетита или правила этикета»
2.
Прослушивание аудиозаписи: сказка «Федорино горе», «Медвежонок-невежа»,
«Песенка про этикет».
3.
Просмотр диафильмов и мультфильмов: «Жихарка», «Три медведя», «Приключение
Буратино».
Диагностико-дидактическое:
1.
Настольно-печатная игра «Этикет».
2.
Настольно-печатная игра «Азбука этикета»
3.
Настольно-печатная игра «Безопасные-опасные предметы»
4.
Викторина-игра ««Правила поведения для воспитанных детей»
5.
Дидактические игры: «Как вести себя за столом», «Задачки по этикету», «Накрой
стол», «Отгадай ребус», «Доскажи словечко».
План реализации проекта
I этап – подготовительный
1.
Наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за
столом, индивидуальные беседы с родителями о поведении детей вне детского сада.
2.
Подбор методической и художественной литературы.
3.
Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных,
дидактических, речевых, сюжетно-ролевых)
4.
Подбор видео-аудиоматериалов.
Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста
навыков столового этикета:
осуществление
формирования
навыков
столового
этикета
у
детей
будет
организованно в ходе цикла этических бесед и серии этических занятий;
закрепление навыков столового этикета у детей будет проходить в ходе организации
упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов;
оснащение предметно - пространственной среды предметами необходимыми для
организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.
II этап – выполнение проекта
Планирование деятельности
с детьми
с родителями
с социумом
НОД
- «Сервировка стола»
- «Что такое этикет»
- Анкета для родителей
«Приятного
аппетита
или
правила
поведения
за столом»
-
участие
родителей
в
подборе
информационно-
познавательной
литературы,
художественной
литературы,
плакатов,
ф отом ат е р и а л о в
п о
о б у ч е н и ю
д е т е й
правильной
сервировки
стола
- Оформление салфеток
- Мастерская по пошиву
красивых атрибутов для
дежурства.
-
Консультации:
«Красота поведения»,
«Детский этикет»,
«Удивительные
салфетки», «Учимся
пользоваться столовыми
приборами»,
«Сервируем стол»
- Родительское собрание
«Обучение детей
правила поведения за
столом» с показом
игрового занятия с
детьми «Наш помощник
этикет»
- Презентация проекта
«Приятного аппетита
или правила этикета».
- Мастер-класс
«Оформление салфеток
для праздничного стола»
-
Литературная
викторина по стихам
Шалаевой А.Г.
«Правила поведения
для воспитанных детей»
в Увельской СОШ №2.
ОД в режимных моментах
Беседы:
- «Что такое этикет?»
-
« Ч т о
т а ко е
к у л ь т у р а
поведения?»
- «Как вести себя за столом»
- «Мы учимся дежурить»
-«Украшение праздничного
стола»
- «Что чем едят?»
- «Столовые приборы»
Дидактические игры:
-«Как вести себя за столом»
- «Задачки по этикету»
-«Накрой стол»
- «Отгадай ребус»
-«Доскажи словечко»
Сюжетно-ролевые игры:
-
«Кафе»
-«Семья».
Чтение художественной
литературы:
-
К.
Чуковского
«Федорино
горе»
-
.н.
с
«Жихарка»,
«Три
медведя»
- С.Маршак «В гостях»
-
А.Степанов
«Что такое
этикет?»
-
А . Г .
Ш а л а е в а
« С
нетерпением
в
гости
ждал»,
«Гости, фрукты и конфеты»,
« Е ж
и
к р о л и к
с е р ы й
хвостик», «Кот болтал с
набитым ртом», «Все поели,
поднялись»,
«Медвежонок
хлеб
жевал»,
«Поросенок
за
обедом», «За столом колючий
еж»,
«Зайка
завтракал
однажды»
-
Е . Б л а г и н и н а
« Р а я ,
Машенька и Женька»
- Н.Нищева «Машина каша»
Художественное
творчество/художественный
труд
-
Рисование «Красивая
скатерть», «Расписные
Чашки»
- «Оформление салфеток для
праздничного стола»
Игры-драматизации:
Придумывание и
обыгрывание сказки по теме:
- «Случай за столом»,
«Маша обедает»
- «Угощение»
III этап
Ожидаемые результаты:
Привитие навыков культурного поведения за столом;
Воспитание потребностей в соблюдении правил личной гигиены и в естественной
взаимопомощи детей в различной режимных процессах;
Формирование
желания
у
родителей,
обращать
внимание
на
этикет
детей
в
повседневной семейной жизни.
Результаты:
Викторина для детей «Знатоки столового этикета»
Детский праздник «В гостях у этикета»
Выставка детского творчества «Расписные чашки»
Картотека дидактических игр по формированию навыков столового этикета
Музыкальный спектакль
Консультации для родителей
Родительское собрание «Обучение детей правила поведения за столом»
Презентация «Приятного аппетита или правила этикета» для показа на
родительском собрании и размещения на сайте образовательной организации.
Оформлен альбом «Правила сервировки стола», который содержит фотографии,
картинки сервировки стола, кодекс правил поведения за столом
Перспективы развития:
Развитие самостоятельности, инициативы и интерес детей к познанию столового
этикета;
Умение применять полученные знания на практике;
Развитие семейных традиций.
Модель компонентов, формирования навыков столового этикета у детей
старшего дошкольного возраста
Модель компонентов, формирования навыков столового этикета у детей старшего
дошкольного возраста разработана с учетом индивидуального подхода к воспитанникам,
обусловлена
возросшим
интересом
к
возрождению
культуры
поведения,
обучению
правилам хорошего тона и детей, и взрослых
и нашла отражение в плане – программе
«Приятного аппетита или правила этикета».
Компоненты
столового этикета
Культура
деятельности
Культура
общения
Культурно-
гигиенические
навыки
Этикетное поведение
Культура
сервировки
Основные направления
Плана-программы «Приятного аппетита или правила этикета»
Направления
программы
Содержание деятельности
Воспитатель, младший
воспитатель
Дети
Родители
Исследовательская
деятельность
Рассматривание
иллюстраций по теме
«Что, чем едят?»
Рассматривание
иллюстраций
«Скатерти»
Беседа с детьми
вне занятий
Рассматривание
иллюстраций
«Раскрасим блюда к
празднику»
Заучивание
стихотворения из книги
«Уроки этикета»
Умение
пользоваться
столовыми
приборами во
время приёма
разнообразной
пищи
Применение
своих знаний в
жизни
Закрепление
навыков правильно
накрывать стол
(завтрак, обед,
полдник)
Мини-опрос
«Нужен ли
дошкольнику
этикет»
Родительское
собрание «Обучение
детей правила
поведения за
столом» с показом
игрового занятия с
детьми «Наш
помощник этикет»
Анкета для
родителей
«Приятного
аппетита или
правила поведения
за столом»
Познавательная
деятельность
Занятие
«Сервировка стола»
Чтение книги
«Умные сказки»
Чтение сказок К.
Чуковского «Федорино
горе?»
Заучивание
стихотворения из книги
«Уроки этикета»
Заучивание
пословиц и загадок о
столовых приборах
Создание
проблемных ситуаций:
«покажи, расскажи»,
«За столом»
Цикл этических
бесед, занятий о
культуре еды: «Что
такое этикет», «Что
такое культура
поведения»,
«Украшение
праздничного стола»
Развивать
логическое
мышление, память,
фантазию в
оформлении блюда
Развивать
связную и
диалогическую
речь, зрительное
восприятие.
Рекомендации,
консультации по
формированию
навыков столового
этикета
Консультации:
«Красота
поведения»,
«Детский этикет»,
«Удивительные
салфетки», «Учимся
пользоваться
столовыми
приборами»,
«Сервируем стол»
Презентация
проекта «Приятного
аппетита или
правила этикета».
Подбор
информационно-
познавательной
литературы,
художественной
литературы,
плакатов,
фотоматериалов по
обучению детей
правильной
сервировки стола
Игровая
деятельность
Сюжетно-
ролевые игры «Кафе»,
«Семья».
Разыгрывание
игровых ситуаций по
теме «Вежливая
просьба»
Дид. настольная
игра «Этикет»
Цель: закрепление
правил использования
столовых приборов
Дид. игры: «Как
вести себя за столом»,
«Задачки по этикету»,
«Накрой стол»,
«Отгадай ребус»,
«Доскажи словечко».
Игры-
драматизации
П р и д у м ы в а н и е
и
обыгрывание
сказки
по
т е м е
« С л у ч а й
з а
столом» ,
« М а ш а
обедает», «Угощение»
Проявление
интереса к сюжету
игр
Применение
знаний и навыков
столового этикета в
накрывание на стол
Мастер-класс
«Оформление
салфеток для
праздничного
стола»
Мастер-класс
«Сервировка стола»
Изготовление
атрибутов для
сюжетно-ролевых
игр
Продуктивная
деятельность
Рисование
«Красивая скатерть»,
«Расписные Чашки»
Конкурс «Кто
лучше всех накроет стол
для гостей»
Воспитывать
аккуратность в
работе
Мастерская по
пошиву красивых
атрибутов для
дежурства.
Театрализованная
деятельность
Театрализованное
представление для детей
«Чаепитие у домовёнка
Кузи»
Литературная
викторина по стихам
Шалаевой А.Г. «Правила
поведения для
воспитанных детей»
Праздник «В
гостях у этикета»
Участие в
праздниках,
викторинах
Театрализованн
ое представление
Участие в
празднике