Автор: Ломаева Марина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: Гольянский детский сад Населённый пункт: Удмуртская Республика Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Удмуртский язык в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Утверждаю
Педагогическим советом
Директор МБОУ «Гольянская СОШ»
групп дошкольного образования
___________________ Шиляева И.Г
Протокол от ___________№ __________
Приказ от ____________ № _______
Кружок
Ломаевой Марины Ивановны
На тему «Журчащий родник»
Группа: средняя
Гольянского детского сада
структурного подразделения
МБОУ «Гольянская СОШ»
с.Гольяны, 2017г.
ВВЕДЕНИЕ
Многоязычная
поликультурная
среда
в
Удмуртской
Республике
представлена
более
чем
100
этническими
общностями. Уникальность такой среды заключается в том, что вопросы языкового образования рассматриваются под
углом зрения межкультурной коммуникации. Они являются приоритетными в формировании личности в ходе изучения
языков и культур для достижения взаимопонимания.
В настоящее время остро стоит проблема сохранения удмуртского языка в среде самих удмуртов. Особую тревогу
вызывает то, что молодое поколение граждан республики в городах и пригородных населенных пунктах не знает
удмуртского языка. Это говорит о том, что в современных городских семьях удмурты на родном языке говорят крайне
мало или вообще не говорят.
Внимание к удмуртскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно
воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения
и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества.
Такое представление удмуртского языка интересно и детям других национальностей. Следовательно, уже в дошкольном
учреждении полиэтническая детская группа приобретает объективное представление о родных языках и культурах, и мы
с первых дней пребывания ребёнка в детском саду воспитываем у него уважение и интерес к удмуртскому языку как
второму государственному наравне с русским языком. Всё это создаёт естественную среду приобщения дошкольников к
культуре удмуртского народа, тем самым, исключая какой бы то ни было элемент принуждения в процессе обучения
языку как неродному.
Обучение
удмуртскому
языку
как
неродному
в
системе
дошкольного
образования
обладает
большими
потенциальными
возможностями.
Оно
позволяет
использовать
психофизиологические
особенности
ребёнка
дошкольного возраста, свидетельствующие о быстром усвоении неродного языка в данном возрасте. Раннее обучение
языкам
играет
положительную
роль
не
только
в
развитии
интеллектуальных
способностей
ребёнка,
но
и
даёт
возможность приобщения детей к национальному языку и культуре с целью воспитания у них уважения и толерантности
к носителям любой другой культуры.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
(дети 4-5 лет)
Содержание языкового материала определяется темой «Ребёнок и его ближайшее окружение».
Образовательные задачи
Формирование интереса к удмуртскому языку
Вызвать интерес к изучению удмуртского языка через социально-игровую мотивацию.
Создать условия для усвоения детьми удмуртского языка в различных видах деятельности.
Формировать пассивный и активный словарь на основе представлений детей о ближайшем окружении.
Показать детям простейшие способы и средства взаимодействия с окружающими людьми на удмуртском языке.
Обогащение словаря
Знакомить детей с удмуртскими словами, обозначающими ближайшее окружение ребёнка, объединёнными в группы
по смысловому признаку: «Шудонъёс» («Игрушки»), «Мынам семьяе» («Моя семья»), «Бакча» («Огород»), «Сиён-
юонъёс» («Продукты питания»), «Гурт пудоживотъёс» («Домашние животные»), «Гурт тылобурдоос» («Домашние
птицы»), «Дыськут» («Одежда»), «Пыдкутчан» («Обувь»).
Стимулировать понимание и использование указательных местоимений «тани» («вот»), «та» («это»), некоторых
глаголов повелительного наклонения: «султы» («встань»), «пуксьы» («садись»), «вай» («дай»), «ме» («на»), «басьты»
(«возьми») и др.
Учить детей пользоваться словом как средством речевой деятельности, использовать в речи личные местоимения:
«мон» («я»), «тон» («ты»), «со» («он», «она», «оно»).
Знакомить детей со словами, обозначающими цвет, величину, времена года и их признаки.
Учить соотносить предмет с его качественными характеристиками, напрмер: «лымы» ( «снег»), «тедьы» («белый»),
«кезьыт» («холодный»).
Обогащать словарь, вводя слова, обозначающие действия (деятельность и действия людей, движения животных.
Поощрять стремление детей использовать определения (характеристику предметов, явлений, внешний вид людей и
животных, их эмоциональное состояние).
Развитие звуковой культуры речи
Формировать у детей правильное произношение отличительных звуков удмуртского языка, как изолированно, так и в
слогах, словах, словосочетаниях.
Развивать речевое внимание и фонематический слух.
Упражнять речевой аппарат для закрепления правильного звукопроизношения.
Развитие грамматического строя речи
Упражнять в употреблении имён существительных в единственном и во множественном числе.
Учить детей называть себя при знакомстве, членов семьи: «Кызьы тынад нимыд?» («Как тебя зовут?») – «Мынам
нимы Мани» («Меня зовут Маша»); «Кызьы нимыз анаедлэн?» («Как зовут твою маму?») – «Анаелэн нимыз Валя»
(«Мою маму зовут Валентина»).
Учить видоизменять слова в зависимости от построения предложения: «Лымы» («Снег»), «(Куазь) лымыя» («Снег
идёт»).
Учить формулировать просьбу: «Коля, вай туп» («Коля, дай мяч»).
Формировать умение образовывать слова, обозначающие детёнышей животных: «гондыр» («гондырпи»), «коџыш»
(«коџышпи») и др.
Учить составлять предложения с однородными членами.
Развитие связной речи
Формирвать умение вести диалог с педагогом, отвечать на вопросы: «Кин та?» («Кто это?»), «Ма та?» («Что это?»),
«Кызьы тынад нимыд?»(«Как тебя зовут?»), «Кинлэн та мунёез?» («Чья эта кукла?»), «Мунё кыџе?» («Кукла какая?») и
т.д.
Учить детей составлять несложные фразы, например: «Та мунё (лудкечпи, гондырпи)» («Это кукла (зайчик,
медвежонок)»).
Учить детей употреблять в речи утвердительные и отрицательные конструкции: «Чия пичи-а?» («Вишня
маленькая?») – «Бен, чия пичи» («Да, вишня маленькая»). «Яблок бадњым-а?» («Яблоко большое?») – «Бен (ќвќл),
яблок бадњым (ќвќл)».
Упражнять детей в составлении простых предложений.
Упражнять детей в составлении вопросительных предложений и ответов на них.
Приобщение к удмуртской культуре
Знакомить детей с устным народным творчеством, авторскими художественными произведениями.
Побуждать к заучиванию удмуртских детских фольклорных произведений, обыгрывать их в театрализации.
Дать детям представление о ценностях удмуртского народа: доброте и трудолюбии, уважении к старшим, верности
семье.
Знакомить детей с особенностями национальной одежды удмуртов, её орнаментом и украшениями.
Знакомить детей с удмуртской культурой, формировать знания о традициях, обычаях.
Примерное комплексно-тематическое планирование
работы с детьми
Сентябрь. 4 зянятия
Тема 1. «Тодматскиськом» («Знакомимся»)
Лексический материал: ныл «девочка», пи «мальчик», нылпи (пинал) «ребёнок», мон «я», тон «ты», со «он, она, оно», та
«это», ним «имя», мыныны «идти», лыктыны «прийти», султыны «встать», пуксьыны «сесть», татчы «сюда», њечбур!
«здравствуй!», њечбуресь! «здравствуйте!».
Грамматический строй речи:
Мын «иди».
Мынэлэ «Идите».
Лык «иди (сюда)» – Лык татчы «Иди сюда».
Лыктэлэ «Придите».
Лыктэлэ татчы «Идите сюда».
Султы «встань».
Султэлэ «Встаньте».
Пуксьы «Садись».
Пукселэ «Садитесь».
Њечбур, Лена! «Здравствуй, Лена!»
Њечбуресь, пиналъёс! «Здравствуйте, дети!»
Кызьы тынад нимыд? «Как тебя зовут?» – Мынам нимы Петя «Меня зовут Петя».
Непосредственно образовательная деятельность:
1. Кыл шыкыс «Сундучок со словами».
2. Ми дорын куноын Петрушка «У нас в гостях Петрушка».
3. Тодматскиськом нылпи садысь ужасьёсын «Знакомимся с сотрудниками детского сада».
Освоение удмуртского языка по теме в разных видах деятельности:
Вид деятельности
Содержание
Игровая
Д\и «Кто к нам пришел?» Ролевая игра по мотивам сказки
«Три медведя».
Коммуникативная
Ситуация знакомства: Зечбур! Кызьы тынад нимыд ? –
Мынам нимы Оля.
Познавательно-исследовательская
Беседа «Люди говорят на разных языках»
Беседа
о
том,
что
в
мире
живут
люди
разных
национальностей, с разным цветом кожи.
Восприятие худ. литературы и фольклора
А Уваров «Топ – топ..»
Элементарная трудовая деятельность
Хозяйственно-бытовые
поручения
(
на
закрепление
глаголов повелительного наклонения.)
Продуктивная
Работа с книжками раскрасками ( закрепление слов «ныл»
и «пи»).
Музыкальная
- Удмуртские народные инструменты: арган «гармонь» ,
крезь «гусли».
-
слушание
русской,
татарской
и
удмуртской
народных
мелодий.
- музыкальные игры «Небыльток» (растяпа) , «Капка улти
потаса» (Ворота)
Двигательная
Игра в кругу «Кызьы тынад нимыд?» (Как тебя зовут?)
Октябрь 4 занятия
Тема 2. Шудонъёс «Игрушки»
Лексический материал: шудон «игрушка», коџыш «кошка», шыр «мышь, мышка», џушъял «ёж, ёжик», мунё
«кукла», кин? «кто?», ма(р) «что?»
Грамматический строй речи:
Коџыш «кошка» – коџышпи «котёнок».
Кин та? «Кто это?» – Та мунё «Это кукла».
Та шыр-а? «Это мышка?» – Бен, та шыр «Да, это мышь».
Непосредственно образовательная деятельность:
1. Шудонъёсмес улњытом «Оживим наши игрушки».
2. Мунёен тодматскон «Знакомство с куклой».
3. Вордскем нуналлы кузьымъёс «Подарки ко дню рождения».
Освоение удмуртского языка по теме в разных видах деятельности:
Вид деятельности
Содержание
Игровая
1. Дидактические игры с куклой:
2. куклу моем (звуки воды, воспроизведение их на русском
и удмуртском языках);
3. куклу одеваем (названия частей тела, удмуртской
одежды, украшений);
4. куклу обуваем (названия обуви;);
5. куклу угощаем (ласковые слова);
6. куклу учим ходить (звуки, издаваемые ножками при
ходьбе и беге, воспроизведение их на русском и
удмуртском языках);
7. с куклой танцуем (звуки, издаваемых ножками во время
танцев, воспроизведение их на русском и удмуртском
языках);
8. куклу знакомим с музыкальными инструментами
(названия музыкальных инструментов; звуки, издаваемые
музыкальными инструментами; загадки; с куклой играем в
прятки (считалки);
9. куклу укладываем спать (колыбельная песня).
10. Сюжетно ролевая игра «Покормим кошечку и собач-
ку».
11. Словесная игра «Назови ласково».
12. Путешествие на поезде (имитация сигналам паровоза
,стуку колес)
Коммуникативная
Индивидуальные беседы об игрушках, рассматривание
удмуртской куклы
Познавательно-исследовательская
Беседа на тему «Кто какие звуки издает?»
Речевое обыгрывание «Как расставить игрушки на
полочке?»
Восприятие худ. литературы и фольклора.
Чтение стихотворения В. Н. Ившина «Писэе-чисые», «Вера
али» , В.Г Кириллова «Чебер муне», А. Уварова «Вик вак
арганэ
Заучивание считалки «1,2,3,….»
Элементарная трудовая деятельность.
Поручение «Расставь игрушки по полочкам»
Продуктивная
Рисование любимой игрушки
Лепка «Угощение для игрушек»
Музыкальная
Слушание произведений И.П Чайковского «Болезнь
куклы», «Новая кукла».
Разучивание песен «Поезд» (сл. А. Уварова, муз П.
Кузнецова), «Кырзаса эктон» (Танец парами)
Двигательная
Удмуртская народная игра «Кечпи но пуныос» (Козленок и
собаки)
Ноябрь- 4 занятия