Оптимизация взаимодействия учителя-дефектолога с родителями воспитанников через использование ИКТ
Автор: Алексеева Людмила Васильевна Должность: учитель - дефектолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 199" Населённый пункт: г. Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Оптимизация взаимодействия учителя-дефектолога с родителями воспитанников через использование ИКТ Раздел: дошкольное образование
"Оптимизация взаимодействия учителя –дефектолога с
родителями воспитанников через использование ИКТ"
учитель – дефектолог
Алексеева Людмила Васильевна
МБДОУ "Детский сад № 199"
Г. Нижний Новгород
Актуальность
работы
в
данном
направлении
продиктована
самим
временем.
Практически
все
исследователи
вопросов
информатизации
образования (А. А. Андреев, Б. С. Гершунский, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик,
Е. И. Машбиц, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) приходят к
единому выводу о высокой эффективности использования ИКТ в работе с
детьми и родителями.
Компьютерные
телекоммуникации
создают
уникальную
среду
интерактивного взаимодействия различных групп пользователей независимо
от их места нахождения.
Можно
сказать,
что
компьютерные
технологии
способны
стать
серьезным помощником педагогов в организации диалога с родителями.
Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию
и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе.
Компьютер
входит
в
жизнь
ребенка
с
ранних
лет,
оказывая
как
положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности.
По силе воздействия на детскую психику современные информационные
технологии несравнимы с другими средствами.
Сегодня педагоги и психологи отмечают, что современные дети
отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью осваивают сложную
техническую игрушку или игрушку - трансформер, но с трудом решают
логическую
задачу.
Они
долго
могут
играть
в
«многоуровневые»
компьютерные игры с неведомыми существами, но при этом придумать свою
сказочную историю для них -
непосильный труд. Что это? Изменение
потенциальных психических и интеллектуальных возможностей детей? А,
может быть, это новое поколение детей технократического общества? И что
делать нам, педагогам-дошкольникам?
Сегодня отношение педагогической общественности к использованию
ИКТ в работе в дошкольном учреждении полярно противоположное. Одни
утверждают,
что
в
дошкольном
возрасте
вообще
не
надо
использовать
информационные
технологии;
другие,
наоборот,
создают
для
детей
полностью
открытое
информационное
пространство,
практически
без
ограничений.
Но обе позиции не решают проблему современного ребенка. Они
оставляют его одного, предоставляя самому определяться в безграничном
мире информаций и технологий. Поэтому, перед современными педагогами
стоит
насущная
задача
-
стать
для
ребенка
проводником
в
мир
новых
технологий, наставником в выборе компьютерных программ.
Сама жизнь диктует качественно новые требования к организации
коррекционно
-
педагогического
процесса
в
детском
учреждении.
Одними из основных участников воспитательно-образовательного процесса
являются
родители
воспитанников.
Сотрудничество
с
семьей
ребенка
в
вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных
игр, является важным направлением работы ДОУ.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение
количества детей с нарушениями развития познавательной сферы. Работа
учителя – дефектолога с дошкольниками предполагает активное включение
родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых
знаний, умений и навыков. Многие современные родители имеют слабые
психолого-педагогические знания, поэтому успех в воспитании и обучении
детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое
просвещение родителей. Беда многих современных семей – отстранённость
от
педагогического
процесса
ДОУ,
причины
которой,
прежде
всего,
в
недостаточности
элементарных
психолого-педагогических з н а н и й
и
нежелании
родителей
разобраться
в
сложном
мире
ребёнка.
Значимость
использования
разнообразных
форм
работы
с
родителями
трудно
переоценить.
Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных
характеристиках, имеют объективные трудности. Это:
-ограниченное
количество
времени
у
родителей,
как
для
посещения
родительских собраний, так и для консультаций;
-
малая
осведомленность
родителей
в
вопросах
коррекции
нарушений
познавательной сферы.
Определение направлений работы, выбор формы и тематика
мероприятий зависит от структуры и механизмов нарушений, от запросов
самих родителей, от характера проблем, связанных с воспитанием, обучением
и
развитием
детей,
которым
оказывается
коррекционно-логопедическая
помощь.
Отсюда
возникает
проблема:
каково
содержание,
формы
и
методы
применения
современных
компьютерных
технологий
в
процессе
взаимодействия учителя - дефектолога ДОУ с родителями воспитанников?
Информационно-просветительские формы работы, а именно
родительские
собрания,
индивидуальные
беседы,
консультирование,
анкетирование, несомненно, завоевали свое место в системе педагогической
работы,
так
как
осуществляют
свою
главную
задачу
–
повышение
педагогической
компетенции
через
рассмотрение
проблем,
но
не
дают
полного представления о ходе коррекционно-развивающего процесса.
И здесь на помощь приходят практические формы работы с родителями:
- проведение практических занятий с участием родителей;
- использование информации на флэш-носителе;
- использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в
том числе, мультимедийных презентаций;
- обмен информацией через электронную почту;
- консультации, занятия с помощью программы «Skype».
Средства
ИКТ
дают
возможность
учителю-дефектологу
представить
и
раскрыть теоретические и практические аспекты работы для родителей. А так
же могут послужить инструментом родителям, не имеющим возможности
посещать
консультации,
собрания,
всегда
быть
проинформированными
в
вопросах, рассматривающихся на них.
Применение ИКТ в коррекционной работе учителя-дефектолога
позволяет сделать следующие выводы:
– компьютер стал необходимым средством обучения детей с нарушениями
познавательной сферы;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к
занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
- способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);
–повышает
компетентность
родителей
в
коррекционно-воспитательной
работе,
что
является
необходимым
условием
успешного
воздействия
на
ребенка.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в
образовательном
процессе
–
это
одно
из
приоритетных
направлений
модернизации образования, которое позволяет повысить качество обучения
и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса
на всех этапах педагогической деятельности.