Напоминание

Коррекционно-развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками


Автор: Сибирко Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР - детский сад №13
Населённый пункт: город Россошь, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционно-развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад





Коррекционно – развивающие игры

в логопедической работе

с дошкольниками

Учитель-логопед МКДОУ ЦРР -

детский сад № 13 г. Россоши

Воронежской области



Сибирко Н.Н.



Развитие речи – её звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи - это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогиче- ским по своему характеру и коррекционно-развивающим – по своей направленности. При любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который ярко бросается в глаза. Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную на фор- мирование звуковой стороны речи, на развитие словаря, грамматического строя, раз- вёрнутой фразовой речи. Всё это необходимо как для общего психического развития ребёнка, так и для его последующего обучения в школе. Известно, что у детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или её несформирован- ность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определённых зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведёт к задержке темпа общего развития. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуци- рования речи. Из всего этого следует, что речь необходимо формировать не изолиро- ванно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта. Коррекционно-развивающие игры - одно из основных средств развития познава- тельных процессов, речи и мышления. Для логопеда коррекционно-развивающая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребёнка с целью коррекции её различных дефектов. С одной стороны, это эффективный речевой тренинг, который устраняет фонетическое неблагополучие у детей. С другой стороны, КРИ способствует успешной компенсации недоразвития фонематического слуха, развивает чувство ритма и рифмы, обогащает вербальную память и обеспечивает речевую сноровку у детей. Коррекционно-развивающие игры играют большую роль в активизации и развитии высших психических функций (восприятия, внимания, памяти) и мышления, в автома- тизации исправленных звуков, в формировании навыков связной речи, в формировании лексико-грамматических категорий. Коррекционно-развивающие игры используются логопедом как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Игры представляют собой варианты упражнений на автоматизацию или диффе- ренциацию звуков, осложнённые лексико-грамматическими и психологическими заданиями. У детей-логопатов преобладает наглядно-действенное восприятие, т.е. показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Поэтому в коррекционно-развивающих играх желательно использовать речевой материал в комплексе с картинным материалом. В современной коррекционной педагогике накоплен значительный материал по КРИ. Большой интерес представляют работы Смирновой Л.Н., Лопухиной И.С., Баскакиной И.В., Лынской М.И., Зуевой Л.Н., Костылёвой Н.Ю., Солошенко О.П. и др. Использование игр и игровых упражнений дает большие возможности для психорече- вой компенсации детей с речевой недостаточностью. Ниже приводятся коррекционно-развивающие игры, которые можно использовать на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях.
Автоматизация звука С К Р И «Что без чего не бывает?» На листе картона, разделённом на клетки, нарисованы (наклеены) картинки. Логопед задаёт вопрос: «Что без чего не бывает?» и показывает по очереди картинки. Дети отвечают: - Не бывает троллейбуса (без колёс). - Не бывает лисы (без хвоста). - Не бывает часов (без стрелок). - Не бывает стула (без спинки). - Не бывает капусты (без листьев). - Не бывает собаки (без носа). - Не бывает ласточки (без хвоста). - Не бывает сливы (без косточки). - Не бывает сома (без усов). - Не бывает сосны (без ствола). - Не бывает самолёта (без хвоста). К Р И «Что с чем?» - Кастрюля (с супом). - Краски (с кисточкой). - Скамейка (со спинкой). - Стакан (со смородиной). - Лиса (с хвостом). - Снеговик (с носом). - Сапоги (с рисунком). - Сливы (с косточкой). - Стакан (с соком). - Сахарница (с сахаром). - Самокат (с колёсами). - Лес (со снегом). К Р И «Что сделал Саня?» На листе картона подборка картинок (снеговик, носки, капуста, суп, сапоги, листы, колбаса, самолёт, скамейка). Задание: найти предмет, к которому подходит действие. - Что связал Саня? (Саня связал носки). - Что слепил (сварил, срезал, склеил, снял, съел, построил, сломал) Саня? К Р И «Съедобный - несъедобный » На листе картона картинки – предметы (съедобные и несъедобные): самокат, сок, капуста, стул, фасоль, стол, сахар, сметана, автобус, сумка, масло, куст, сапоги, сосиски, ананас, самолёт, снеговик, сливы,…) Рассказывать нужно так: капуста – съедобная сапоги – несъедобные и т.д.
К Р И «Накрываем стол» Соня накрывает на стол. - Что куда положила Соня? (по картинкам). - Салат – в салатник. – Сахар – в сахарницу. - Масло – в маслёнку. – Салфетки – в салфетницу. - Соль – в солонку. – Суп – в супницу. - Соус – в соусник. – Селёдку - в селёдочницу. -Сухари – в сухарницу. К Р И «Четвёртый лишний» Картинки расположены рядами или в нарисованных домиках. - Какая картинка лишняя? Почему? Самолёт, автобус, пистолет, самокат. Страус, собака, лиса, свинья. Кастрюля, самовар, сковорода, колбаса. Сарафан, сапоги, носки, свитер. Стол, кресло, слива, стул. К Р И «Что не бывает красным» На листе картона нарисованы предметы простым карандашом. Среди них (ананас, слон, носки, пылесос, коляска, сумка, глобус, собака, бусы, сова, стакан, сарафан, кастрюля, кактус, снеговик, лист, совок, сыр, …) - Скажи, какие из предметов никогда не бывают красными … (сова, собака, глобус, …) - А теперь назови предметы, про которые можно сказать: красная … (сумка), …красный … (сарафан), … красные … (бусы), … Автоматизация шипящих звуков К Р И «Маша шла» (рифмованная миниатюра) На листе картона в клеточках предметные картинки (кошка, матрёшка, шишка, …) Дети повторяют (по картинкам): - Маша шла, шла, шла И игрушки нашла: Кошку, матрёшку, шишку, мартышку, Мышку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, катушку, лягушек – Кто потерял много игрушек? К Р И «Измени слово» Назвать картинку так, чтобы появился звук Ш. Скворец … (скворушка) гнездо … (гнёздышко) домик … (домишко) заяц … (зайчишка) хлеб … (хлебушек) горох … (горошек) петух … (петушок) корова … (коровушка) орехи … (орешки) рыба … (рыбёшка) солнце … (солнышко) воробей … (воробышек)
мальчик …(мальчишка) камень …(камешек) К Р И «Подбери шарики » В нарисованных шарах картинки на звук Ш Задание: помоги мартышке, петушку, кошке и кукушке найти шарики, которые подходят им по рифме: кукушка – подушка, погремушка, катушка, кормушка; кошка – гармошка, ладошка, картошка, матрёшка; петушок – мешок, горшок; мартышка – мышка, шишка. К Р И «Живое - неживое» На листе картона предметные картинки (кошка, ёжик, жёлудь, пижама, жираф, матрёшка, шляпа, жук, машина, флажок, лошадь, жаба, лыжи, шуба, ужи, шкаф, дедушка, ружьё, журавль, шишка) Задание: что живое? что неживое? Например: Кошка – живая. Жёлудь – неживой. и т.д. К Р И «Назови профессию » На картинках – люди выполняют разную работу. - Кто прыгает с парашютом? (парашютист) - Прокладывает курс самолёту? (штурман ) - Добывает уголь? (шахтёр) - Шьёт? (швея) - Печатает на пишущей машинке? (машинистка) - Водит поезд? (машинист) - Поднимает штангу? (штангист) - Играет в шахматы ? (шахматист) К Р И «Чего не хватает ?» Предметы нарисованы без какой -либо детали. Задание: предметы, которых не хватает, нужно называть ласково: лошадь … (без ножки) шмель … (без крылышек) жираф … (без пятнышек) петушок … (без гребешка) жёлудь … (без шляпки) домик … (без окошка) мышка … (без ушка) рубашка … (без манжетки) К Р И «Что больше?» На листе картона парами нарисованы предметы одинакового размера, а на самом деле это не так. Задание: какой предмет больше, а какой меньше? журавль – петушок (Журавль больше петушка. Петушок меньше журавля.) кружка – кувшин шмель – мошка дедушка – малыш лукошко – кадушка мышка – кошка пушка – ружьё шкаф – шкатулка
К Р И «Путаница » Исправь ошибки (с помощью картинок). - У мышки в лапах кошка. - Маша надела голову на шапку. - Шлем надел Женю. - У шеи шарфик на мишке. - Пожар тушит пожарника. - Паша обводит лягушкой карандаш. Автоматизация звука Л К Р И «Цветные карандаши » Предметы нарисованы простым карандашом. Ребёнок называет картинку и говорит, какого цвета может быть этот предмет. Например: Это волны, они голубые. Это яблоко, оно жёлтое. ( колокольчик, пчела, глаза, голубь, солнышко, подсолнух, масло, колосья). К Р И «Лада - растеряша » У Лады потерялись вещи. Найдите их. Расскажите, где лежат эти вещи и откуда их нужно взять. Например: лопатка за куклой, нужно взять лопатку из – за куклы. (Вилка под стулом, булавки в шкатулке, половник под столом, юла на полке, плов в пиале, бокал на полке). Можно предложить ребёнку назвать всю посуду; все игрушки; мебель на картинке. К Р И «Что из чего сделано?» На листе картона нарисованы(наклеены) картинки (вилка, бутылка, булавка, солонка, лопата, вилы, лампочка, иголка, салатник, ложка, бокал, пила, лупа, половник, флакон). Задание: рассмотреть картинки и сказать, что сделано из металла, а что – из стекла. Например: Лопата сделана из металла. Флакон сделан из стекла. К Р И «Путаница» Исправить предложения. - На луне небо. - Мама сделала свёклу из салата. - Холодильник в колбасе. - На платке голова. - Калач съел Славу. - Яблоко выжало сок из Милы. - Волны плывут по лодке. К Р И «Что около чего?» Картинки расположены рядами по три. -Что около куклы? Что около ёлки? Что около юлы? и т.д.
К Р И «Скажи наоборот» ( по картинкам ) Молоко бывает горячее, а бывает … (холодное). Волшебник бывает добрый, а бывает … (злой). Волк бывает сытый, а бывает … (голодный). Лошадь бывает чёрная, а бывает … (белая). Бокал бывает пустой, а бывает … (полный). Волосы бывают тёмные, а бывают … (светлые). Человек бывает пожилой, а бывает … (молодой). Автоматизация звука Р К Р И «Что без чего?» На листе картона нарисованы предметы, у которых отсутствует какая-то часть. - Какие детали забыл нарисовать художник? Что без чего? самовар … (без крана) корова … (без рогов) Буратино … (без рта) Дед Мороз … (без бороды) боксёр … (без перчаток) ведро … (без ручки) куртка … (без рукава) штора … (без карниза) К Р И «Подбери пары» Картинки расположены вразброс. Задание: Найти среди них те, что подходят друг другу по рифме: врач – грач гармошка – картошка крыша – крыса ромашка – рубашка корзина – картина крот – рот дрова – трава баран – барабан корона – ворона воробей - муравей К Р И «Рифмованная миниатюра» ( по картинкам ) Вот со звуком Р игра, Нам играть в неё пора: Виноград, трамвай, топор, Шар, крапива, помидор, Сковородка, ранец, груша, Крыша, радуга, Каркуша, Рыба, курочка, тетрадка, Крот, смородина, кроватка, Груши, грузовик, Петрушка, Виноград, трамвай, пеструшка. К Р И «Смешилки» Ребёнок на слух или с помощью картинки должен исправить ошибку. - Дровами рубят топор. - На радуге небо. - Сахар грызёт Иру.
- Дорога едет по грузовику. - Горшок растёт в розе. - Градусник несёт врача. - Крышка накрыта ведром. - Пассажиры везут трамвай. - Забор красит Рому. К Р И «Красное и чёрное» На листе картона нарисованы предметы простым карандашом. - Злой волшебник заколдовал картинки, смыл с них цвета. Назвать сначала то, что бывает чёрным, а затем то, что бывает красным. Например: чёрный крот, … красная роза, … (грач, помидор, роза, пантера, крот, мухомор, кирпич, рот, редька, арбуз, корова…) К Р И «Что лишнее?» Картинки располагаются по четыре в рядах. Что лишнее? Почему? Помидор, виноград, горох, картошка. Арбуз, персик, гранат, мухомор. Ворона, сорока, корова, воробей. Рубашка, рукав, воротник, карман. Рубанок, гармошка, топор, отвёртка. Грузовик, маршрутка, шофёр, трамвай. К Р И «Скажи наоборот» - Кровать бывает узкая, а бывает … (широкая). - Настроение бывает весёлое, а бывает … (грустное). - Рубашка бывает сухая, а бывает … (мокрая). - Сарафан бывает длинный, а бывает … (короткий). - Петрушка бывает больной, а бывает … (здоровый). - Карандаш бывает белый, а бывает … (чёрный). Таким образом, опыт работы с использованием коррекционно-развивающих игр позволяет сделать следующие выводы… Коррекционно-развивающие игры дают возможность: - обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей во время занятий; - повысить речевую мотивацию; - компенсировать недостаточность фонематического слуха; - повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование; - активизировать и восстанавливать высшие психические функции; - автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания и повторения большого количества речевого материала.
Использованная литература 1. «Коррекционно – развивающие игры» ж/л Д/В № 3 – 2001г. 2. Зуева Л.Н., Костылёва Н.Ю., Солошенко О.П. «Логопедия для дошкольников» Альбомы №1, 2, 3. М. – 2001г. Астрель 3. Баскакина И.В., Лынская М.И. «Логопедические игры» М.: Айрис – пресс 2007г. 4. Смирнова Л.Н. «Логопедия. Играем со звуками» М.: «Мозаика-синтез» 2006 г. 5. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми» М.: Просвещение, 1987 г.


В раздел образования