Напоминание

Игровые формы работы на уроке сольфеджио


Автор: Николаева Александра Михайловна
Должность: преподаватель вокально-хорового отделения
Учебное заведение: МБОУ ДО "Верхоянская детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Верхоянский район, город Верхоянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровые формы работы на уроке сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад





Открытый урок по сольфеджио 2 класс ОНИ, ОФ.

«Игровые формы работы на уроке сольфеджио».


Преподаватель теоретических дисциплин Николаева А.М. ВДШИ. 2017 г

Цель:
Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике, с использованием игровых моментов.
Задачи:

Образовательные:
1.Закрепить теоретические знания учащихся. 2.Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений. 3.Выработать навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений. 4.Выявление наиболее активных и музыкальных учеников. 
Развивающие:
1. Способствовать развитию образного и творческого потенциала учащихся через игровую импровизацию. 2. Стимулировать развитие музыкальных способностей детей. 3. Способствовать развитию синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков. 4. Формировать психологическое раскрепощение и коммуникабельность. 5. Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио». 
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом. 2. Воспитывать эстетический вкус. 3. Формировать коммуникативные качества.
Тип урока: Комбинированный.

Этапы урока:
1.Организационный 2.Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков). 3.Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, творческие задания). 4.Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение учащихся).
Используемые методы:
 импровизационно-вариативный;  игровой;  информационно-рецептивный;  проблемный;  накопление знаний;  наблюдение;
 контроль;  самоконтроль;  поиск;  стимулирование;  создание ситуации успеха. В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) все большее внимание уделяется воспитанию творческих навыков, с применением игровых ситуаций. Новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки распространённому мнению о сольфеджио как о скучном, трудном и малоинтересном занятии. И сегодня я, и мои любимые ученики покажем вам, как нам интересно заниматься на уроке сольфеджио.


Ход урока:

Вступление, организационная часть.

Преподаватель:
Добрый день, мои маленькие любители сольфеджио, сегодня у нас открытый урок – урок повторения и закрепления учебного материала, мы вспомним, чему вы научились за это время. А теперь давайте поздороваемся по-нашему, по музыкальному Исполняется распевка «Приветствие» Доб-рый день, ре- бя- та ! Доб- рый день! Приветствие начинает преподаватель, обращаясь ко всем ученикам, которые отвечают ему хором, затем каждый ученик может обратиться к определенному товарищу, пропев его имя: Добрый день Марина, Егорка, Наташа и т.д., ответивший, передает приветствие следующему ученику. Можно предложить спеть в пунктирном ритме, изменить мелодию окончания. ( Здесь, на этом этапе, учащиеся сразу начинают импровизировать, что делает урок творческим и интересным).
Игра на развитие внутреннего слуха.
“Капризное радио” Учащиеся поют рус. нар. песню «Блины». Когда радио включено – все поют, когда выключено – песня исполняется про себя. Вначале “включение” и “выключение” соответствует фразам песни. Далее задание усложняется: радио может “включиться” и “выключиться” в любой момент. Внимание обостряется.

Анализ и запись недостающих тактов по памяти
примера № а стр.56 сб. сольф. Ю.Фроловой 1.Определение тональности 2.Размер 3.Сколько тактов 4.Особенности (повторность, поступенное, восходящее, нисходящее, скачкообразное движение мелодии). 5.Нахождение интервалов
Ритмическая игра «Телефон»
Учащиеся становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель придумывает ритм. Пальцами он простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ребёнка. Тот передаёт «сообщение» следующему и т.д. Ученик, последним получивший «по телефону» ритмический оборот, записывает его на доске. После этого вся группа прохлопывает ритм.
Вокально – интонационная работа:
Сольфеджирование песни " Дубинушка" стр.88 сольфеджио. Ю. Фролова. Проверка чистоты исполнения в игре " не разбуди". Наиболее продвинутого ученика просим "заснуть", как только он слышит фальшь, он вскакивает и " плачет", как капризный ребенок. Верхний голос поют два ученика, Нижний голос один ученик с преподавателем. Первый раз без сопровождения, второй раз с аккомпанементом педагога.
Творческое задание:
Ритмизация стихотворения «Эхо», в размере 4/4. Эхо бродит по лесам, крику вторит эхо. Засмеемся - эхо нам, отвечает смехом И сочинение мелодии и аккомпанемента с использованием главных трезвучий лада T, S, D, и их обращений, (предварительно напомнив, что после D, не может стоять S) Подведение итогов урока. Преподаватель: В завершении нашего урока мне хотелось бы выделить нескольких учеников, которые активно участвовали на протяжении всего урока, и успевали помогать другим учащимся вспомнить, и повторить пройденный материал. Всем большое спасибо за прекрассную работу!
Используемая литература:


1.
Вахромеев, В.А., Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ / М.- Музыка.- 1978.- 320с. 2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио / М.- Музыка.- 1986.- 198с. 3. Мелентьева Т.М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио 4. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио / М.- Музыка.- 1980.- 295с. 5. Современные инновационные технологии в школьном образовании 6. Филипповская М.Г Навыки точного интонирования на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ и ДШИ


В раздел образования