Автор: Николаева Александра Михайловна Должность: преподаватель вокально-хорового отделения Учебное заведение: МБОУ ДО "Верхоянская детская школа искусств" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Верхоянский район, город Верхоянск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Игровые формы работы на уроке сольфеджио Раздел: дополнительное образование
Преподаватель теоретических дисциплин
Николаева А.М.
ВДШИ.
2017 г
Цель: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного
использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике, с
использованием игровых моментов.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепить теоретические знания учащихся.
2.Способствовать
выработке
навыков
точного
интонирования
на
основе
упражнений.
3.Выработать
навыки
восприятия
и
воспроизведения
метроритмических
упражнений.
4.Выявление наиболее активных и музыкальных учеников.
Развивающие:
1.
Способствовать развитию образного и творческого потенциала учащихся
через игровую импровизацию.
2.
Стимулировать развитие музыкальных способностей детей.
3.
Способствовать развитию синтеза двигательных, зрительных и слуховых
навыков.
4.
Формировать психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
5.
Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
Воспитательные:
1.
Воспитывать любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
2.
Воспитывать эстетический вкус.
3.
Формировать коммуникативные качества.
Тип урока: Комбинированный.
Этапы урока:
1.Организационный
2.Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков).
3.Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, творческие задания).
4.Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение учащихся).
Используемые методы:
импровизационно-вариативный;
игровой;
информационно-рецептивный;
проблемный;
накопление знаний;
наблюдение;
контроль;
самоконтроль;
поиск;
стимулирование;
создание ситуации успеха.
В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной
работы (развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание
чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) все
большее внимание уделяется воспитанию творческих навыков, с применением игровых
ситуаций. Новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать
одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки
распространённому мнению о сольфеджио как о скучном, трудном и малоинтересном
занятии. И сегодня я, и мои любимые ученики покажем вам, как нам интересно
заниматься на уроке сольфеджио.
Ход урока:
Вступление, организационная часть.
Преподаватель: Добрый день, мои маленькие любители сольфеджио, сегодня у нас
открытый урок – урок повторения и закрепления учебного материала, мы вспомним, чему
вы научились за это время. А теперь давайте поздороваемся по-нашему, по музыкальному
Исполняется распевка «Приветствие»
Доб-рый день, ре- бя- та ! Доб- рый день!
Приветствие начинает преподаватель, обращаясь ко всем ученикам, которые отвечают ему
хором, затем каждый ученик может обратиться к определенному товарищу, пропев его
имя: Добрый день Марина, Егорка, Наташа и т.д., ответивший, передает приветствие
следующему ученику. Можно предложить спеть в пунктирном ритме, изменить мелодию
окончания. ( Здесь, на этом этапе, учащиеся сразу начинают импровизировать, что делает
урок творческим и интересным).
Игра на развитие внутреннего слуха. “Капризное радио” Учащиеся поют рус. нар.
песню «Блины». Когда радио включено – все поют, когда выключено – песня исполняется
про себя. Вначале “включение” и “выключение” соответствует фразам песни. Далее
задание усложняется: радио может “включиться” и “выключиться” в любой момент.
Внимание обостряется.
Анализ и запись недостающих тактов по памяти примера № а стр.56 сб. сольф.
Ю.Фроловой
1.Определение тональности
2.Размер
3.Сколько тактов
4.Особенности (повторность, поступенное, восходящее, нисходящее, скачкообразное
движение мелодии).
5.Нахождение интервалов
Ритмическая игра «Телефон» Учащиеся становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель
придумывает ритм. Пальцами он простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним
ребёнка. Тот передаёт «сообщение» следующему и т.д. Ученик, последним получивший
«по телефону» ритмический оборот, записывает его на доске. После этого вся группа
прохлопывает ритм.
Вокально – интонационная работа:
Сольфеджирование песни " Дубинушка" стр.88 сольфеджио. Ю. Фролова. Проверка
чистоты исполнения в игре " не разбуди". Наиболее продвинутого ученика просим
"заснуть", как только он слышит фальшь, он вскакивает и " плачет", как капризный
ребенок.
Верхний голос поют два ученика, Нижний голос один ученик с преподавателем. Первый
раз без сопровождения, второй раз с аккомпанементом педагога.
Творческое задание:
Ритмизация стихотворения «Эхо», в размере 4/4.
Эхо бродит по лесам, крику вторит эхо.
Засмеемся - эхо нам, отвечает смехом
И сочинение мелодии и аккомпанемента с использованием главных трезвучий лада T, S,
D, и их обращений, (предварительно напомнив, что после D, не может стоять S)
Подведение итогов урока.
Преподаватель: В завершении нашего урока мне хотелось бы выделить нескольких
учеников, которые активно участвовали на протяжении всего урока, и успевали помогать
другим учащимся вспомнить, и повторить пройденный материал. Всем большое спасибо
за прекрассную работу!
Используемая литература:
1.
Вахромеев, В.А., Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ / М.-
Музыка.- 1978.- 320с.
2.
Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио / М.- Музыка.- 1986.- 198с.
3.
Мелентьева Т.М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио
4.
Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио / М.- Музыка.- 1980.-
295с.
5.
Современные инновационные технологии в школьном образовании
6.
Филипповская М.Г Навыки точного интонирования на уроках сольфеджио в
младших классах ДМШ и ДШИ