Автор: Михеева Марина Владимировна Должность: педагог- психолог Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32" Населённый пункт: г Петрозаводск Наименование материала: Система занятий с детьми раннего возраста Тема: Игры с песком Раздел: дошкольное образование
Совместная деятельность педагога-психолога с детьми.
Организация игр с песком с детьми раннего возраста .
Система занятий с песком объединяет рад упражнений, направленных на общую
релаксацию, на концентрацию внимания, развитие речи. В системе эти упражнения
стабилизируют эмоциональное состояние детей, развивают тактильно-кинестетическую
чувствительность, мелкую моторику.
Использование игр с песком помогает педагогу - психологу в решении одной из
важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной деятельности –
экспериментированию с различными, подходящими для этого предметами и природными
материалами. Организовывая игры с песком, педагог-психолог не только знакомит детей со
свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о
форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.
Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из
совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом
разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком самые устойчивые и
целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом
конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с песком создают условия
для стабилизации эмоционального состояния, побуждают к развитию познавательного
интереса, активизируют речь.
Данный материал может быть использован в работе с детьми раннего возраста
педагогами – психологами, воспитателями, родителями.
Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:
1)
совершение
определенных
манипуляций
с
песочной
поверхностью
(дети
заполняют
песком
формочки,
рисуют
на
песчаной
поверхности,
делают
отпечатки,
собирают песок в комочки и создают горки);
2)
проникновение
в
толщу
песка,
рытье
ямок
и
тоннелей,
прятанье
в
песок
предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюже
тов, создание композиции.
Вариант комплектации.
Для игр с песком необходимы совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для
закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров),
палочки, грабельки.
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и
порезов на руках.
Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру
воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки
Игры с «живым» песком
Игры на поверхности сухого песка
Тема
Задачи
1
Пересыпание , перекладывание
Знакомство со свойствами песка
2
Куличики .
знакомство со свойствами песка, развитие
моторики, координации движений.
3
Горка для зайчиков.
знакомство с качеством предметов – размером,
формой.
4
Нарисуем травку для домашних
животных
Побуждать выполнять рисунок на песке ,
обыгрывать его и называть
5
Дорожки для разных машинок.
Вызвать радость от игры с песком,
побуждать выполнять рисунок на песке
6
Загончик для домашних животных
Вызвать интерес к игре с мелкими
игрушками
9
Наши ладошки
Побуждать детей играть в паре
10
Следы диких животных
Побуждать к активизации речи
11
Волны на песке. Рыбки большие и
маленькие
Развивать восприятие у детей.
Активизировать речть
12
Ракушки на песке
Закрепить интерес к игре с песком и
природными материалами. Развивать мелкую
моторику
13
Солнышко и лучики
Игры и упражнений с погружением рук в песок
1
Песочные прятки
Найди шарик.
знакомство с качеством предметов – размером,
формой.
2
Гараж, тоннель для машинок
Способствовать развитию игровой
деятельности
3
Спрячем игрушки и найдем их
Вызвать радость от игры, формировать
исследовательский интерес
Дидактические игры-упражнения
1
Сказка «Колобок» на песке
Создавать условия для развития речи
2
Сказка «Теремок«»
Создавать условия для развития речи
3
отпечатки
Угодой на ощупь