Автор: Зенина Лариса Прокопьевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ гимназия 44 Населённый пункт: г Иркутск Иркутская обл Наименование материала: статья Тема: Массовое обучение плаванию детей начальной школы Раздел: среднее образование
Методика обучения плаванию детей школьного возраста
умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание
представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания,
благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания
дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших
специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о
низком проценте детей, умеющих плавать.
Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных
средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений
в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный
процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не
освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного
возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное
формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное
психическое новообразование – произвольность психических процессов и
поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и
двигательной деятельностью.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека
в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных
движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в
значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность
к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько
адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в
процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления
об изучаемом движении.
1.1 Плавание как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание
детей.
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы
здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в
здоровом образе жизни, здоровом досуге.( 3,15)
На наш взгляд среди многих массовых видов спорта, пожалуй только плавание
сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную
оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим
динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств
физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности. (8,2)
Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические
особенности воздействия плавания на детский организм связаны с
активными движениями в водной среде. При этом организм человека
подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических
упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой
выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение
для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга
на 90% состоят из воды), все жизненно важные процессы протекают в водной
среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма
происходят в водной среде.
Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его
гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное
питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Раннее физическое развитие – это целый комплекс упражнений, методов и
действий, направленных на физическое развитие малыша -
первых нескольких месяцев. Несомненно, раннее грудничковое плавание влияет
на улучшение физического развития ребенка. (3,17)
Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и
перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания,
которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает
значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный
аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика. (23,1)
Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации
кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние
невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-
сосудистую систему.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов
физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их
нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его
плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии
всего детского организма. (12,6)
^ 1.2 Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему
Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни
ребенка. Уже в 2–2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало
отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга
детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать
установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры
головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность
ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений. (3,8)
-
До 6 лет у ребенка в деятельности ЦНС процессы возбуждения еще
преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник
очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание
неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к
подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно
основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте
происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании
движений имеет большое значение.
Дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные
движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к
выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации
торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные
напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и
т.д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные,
неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц,
значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной
систем.
У детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро
устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с
частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей
больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности
движений. (23,17)
^ 1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического
воспитания
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы,
естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие
человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в
различные виды деятельности (такие как например труд и др.), безусловные
рефлексы, массаж.
-
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при
комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному
влияет на организм.
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена
помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.)
повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.
Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей
возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается
освоение этих упражнений и развитие физических качеств. (11,9)
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют
нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и
регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам
необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию
ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной
системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых
и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение
предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает
наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве.
Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек,
атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой
заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности,
дисциплинированности. (5,11)
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность
влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий
физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей
возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода,
увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех
органов и систем. Солнце, воздух и -
вода используются для закаливания организма, для повышения
приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В
результате упражняется терморегулирующий аппарат и организм человека
приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые
изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил
природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.
Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство.
Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и
сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека.
Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды),
способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные
лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека
от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее
целесообразно сочетая их. (8,13)
Физические упражнения – специфическое средство физического воспитания,
используемое для решения оздоровительных, образовательных и
воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в
разные периоды жизни человека.
Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают
положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная
осанка, а также дозировка физической нагрузки.
Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им
можно заниматься чуть ли не с рождения. И в то же время многие дети более
старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране или
вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая
достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.
Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное
влияние на ССС, способствуя увеличению ее мощности, -
экономичности, жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием
улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока,
укрепляются сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для
полноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при
достаточно верной технике плавания и правильном дыхании.) Умеренные
плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную
систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая работоспособность.
Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже
лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков
нарушений осанки и сутулости. Так. при плавании брассом происходит
выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем,
обычно отмечаются высокие темпы роста. (23,6)
^ 1.4 Обучение детей плаванию
Сейчас существует возможность массового обучение плаванию малышей
практически в каждой семье – в домашней ванне, причем круглогодично, без
перерывов. И эту возможность нужно использовать в полной мере. Ребенку 1–2
лет, не говоря уже о грудных детях, «домашнего бассейна» вполне достаточно
для того, чтобы он гармонично развивался физически, рос здоровым и
закаленным, дисциплинированным и приобрел необходимые навыки для
последующего освоения спортивного плавания в бассейне детского сада,
общеобразовательной школы или любом другом.
Но даже если по каким-либо причинам ребенка не обучали с грудного возраста,
то в годовалом возрасте это будет сделать сложнее, но всеже анатомические и
физиологические особенности ребенка способствуют освоению движений в
воде: его удельный вес меньше, чем у взрослого, поэтому он намного легче и
лучше (стабильнее) держится на воде; тело имеет хорошо обтекаемую форму;
подвижность суставов и связочного аппарата позволяет успешно осваивать
разнообразные движения. Ребенок -
начинает говорить – его словарный запас к двум годам составляет 220–400 слов,
понимает же он намного больше. Он уже свободно ползает, переворачивается со
спины на живот и наоборот, лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь
на руки, самостоятельно переходит из положения лежа в положение сидя и
наоборот, ходит на четвереньках, начинает ходить (сначала в боковом
направлении), лазает по лесенке на небольшую высоту, может самостоятельно
подползать под скамейку, пролезать в обруч. (19,7)
Активные движения укрепляют мышечную и сердечнососудистую системы
ребенка; более того, развитие движений находится в прямой зависимости от
внешней среды. Таким образом, занятия в воде и выполнение различных
движений, связанных с преодолением ее сопротивления, – важнейший фактор
гармоничного развития малыша. Горизонтальное положение, своеобразное
состояние водной невесомости, активизирует кровоток к работающим мышцам,
что способствует их развитию и укрепляет сердечно-сосудистую систему. Это
рабочая поза пловца, его исходное положение для последующего выполнения
плавательных движений.
Особо следует сказать о дыхании. В этом возрасте дыхание ребенка частое и
поверхностное, что объясняется большой потребностью организма в кислороде
и в связи с этим напряженной работой аппарата дыхания. Пребывание в воде,
выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время
погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания.
Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни
человека, и особенно ребенка, трудно переоценить. По данным специалистов,
дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно-
сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др. (17,3)
-
Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды,
постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие),
радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации
плоскостопия. Постоянное купание и плавание закаляют организм, формируют
стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным
заболеваниям. И здесь решающим является температурный фактор.
В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой ее
плотностью выполнение вдоха и выдоха во время плавания для новичка
затруднено, и ему приходится прилагать дополнительные усилия,
способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных
мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится
естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует
дальнейшей тренировке аппарата дыхания. (15,7)
При плавании спортивными способами выполняются движения с большой
амплитудой, с участием крупных мышечных групп и, как уже отмечалось, при
значительном сопротивлении воды. Таким образом, систематическое
выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений,
гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших
отрезков, а затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций
способствует развитию быстроты и выносливости. Цикличность движений,
свойственная плаванию как виду спорта, не только гармонично развивает
двигательный аппарат, но и формирует ритмичное глубокое дыхание.
Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 3–5 лет ребенок боится
воды и поэтому ему якобы необходим комплекс предварительных упражнений
для ликвидации водобоязни. По данным многолетних наблюдений автора, таких
детей в указанном возрасте совсем немного; опрос тренеров, работающих с
данным контингентом, показал, что их не более 5%. (10,9)