Напоминание

"Досуг - это состояние ума и души".


Автор: Пискунова Любовь Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Бугульминская детская школа искусств
Населённый пункт: Республика Татарстан г. Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: "Досуг - это состояние ума и души".
Раздел: дополнительное образование





Назад





Досуг - это состояние ума и души.
«Детей надо готовить ко встречи с миром… К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от мира надо готовить детей, в них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своём, способность сохранить веру среди неверия, чистоту среди грязи и греха» Глеб Каледа Мы живём в мире, где культуре отведено далеко не первое место, где социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов. Следствием этого в сфере духовной жизни наблюдается утрата духовно- нравственных ориентиров, становится явным отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенно сокращается финансовая обеспеченность учреждений культуры, в том числе и деятельность учреждений дополнительного образования. Одной из актуальных проблем деятельности детских школ искусств и является привлечение детей и подрастающего поколения к эстетическому и нравственному воспитанию и организация их досуга. Практика детского и подросткового досуга показывает, что наиболее привлекательными формами являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно - досуговые центры способны удовлетворить современные потребности молодёжи. В век тотальной информатизации нужно не только знать сегодняшние культурные запросы детей и подростков, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. Определение досуга распадается на четыре основных группы. - Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что- либо. - Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации. - Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью. - Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих
человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени. Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей и подростков: Он: - имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты; - основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; - предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; - формирует и развивает личность; - способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; - стимулирует творческую инициативу ; - есть сфера удовлетворения потребностей личности; - способствует формированию ценностных ориентаций; - формирует позитивную «Я - концепцию»; - обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие; - способствует самовоспитанию личности; Всё вышеперечисленное имеет место в деятельности музыкальных и детских школ искусств. На музыкальную школу в небольшом провинциальном городе, где нет филармонии, нет музыкального колледжа и других высших учебных заведений культуры возложена большая ответственность и сверхзадача: приобщить детей и подростков к замечательному музыкальному искусству. Совместная деятельность педагогов и учащихся, их общее времяпрепровождение помогает подросткам по-новому уз н ат ь сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Особенность воспитательного процесса в школах эстетического образования состоит в том, что в художественной педагогике, более чем в какой-либо другой, в силу синтетического характера самой художественной деятельности образование и воспитание представляют не расчленимое единство. В таких школах больше всего воспитывает само общение и искусством и учениками. В Бугульминской детской школе искусств педагогическому коллективу удалось создать благоприятную микросреду, в которой занимаются и развиваются наши ученики разных возрастов. Наша школа является своеобразной филармонией, дети и педагоги дают большое количество концертов в городе и районе. Поэтому помимо профессиональных задач, школа выполняет просветительскую деятельность. Для детей, особенно подростков возможность продемонстрировать свои достижения в музыцировании на разных концертных площадках города
повышает их самооценку, вселяет уверенность, актуализирует их творческой потенции. Большинство педагогов нашей школы в хорошей исполнительской форме также часто выступают на концертах, фестивалях, конкурсах, создали профессиональные коллективы, вокальные ансамбли, трио, фортепианные дуэты, ансамбль народных инструментов. Ни один концерт в городе не обходится без этих известных коллективов. Очень важно, когда педагог является исполнителем, это является стимулом для творческого роста его учеников и способствует более тесному личностному контакту между учителем и учеником. Во время совместных выступлений у учеников возникает чувство сопереживания, особой солидарности, взаимной поддержки. Детям и подросткам мы стараемся давать полную картину музыкальной жизни, учим их выбирать из потока низкопробной продукции, музыку, заслуживающую внимание, учим их анализировать, думать и ещё раз слушать и слышать. Музыка раскрывает каждому самого себя, она путь к себе, она , как вселенная – бесконечна. Таким образом, детская школа искусств приобщает детей и подростков к фундаментальным ценностям культуры и решает актуальную проблему досуга.


В раздел образования