Автор: Пискунова Любовь Николаевна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Бугульминская детская школа искусств Населённый пункт: Республика Татарстан г. Бугульма Наименование материала: статья Тема: "Досуг - это состояние ума и души". Раздел: дополнительное образование
Досуг - это состояние ума и души.
«Детей надо готовить ко встречи с миром…
К неприятию зла мира, его страстей и
соблазнов, а не к уходу от мира надо
готовить детей, в них нужно воспитывать
способность противостоять миру в сердце
своём, способность сохранить веру
среди неверия, чистоту среди грязи и
греха»
Глеб Каледа
Мы живём в мире, где культуре отведено далеко не первое место, где
социокультурная
ситуация
характеризуется
целым
рядом
негативных
процессов. Следствием этого в сфере духовной жизни наблюдается утрата
духовно-
нравственных
ориентиров,
становится
явным
отчуждение
от
культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенно сокращается
финансовая
обеспеченность
учреждений
культуры,
в
том
числе
и
деятельность учреждений дополнительного образования.
Одной из актуальных проблем деятельности детских школ искусств и
является привлечение детей и подрастающего поколения к эстетическому и
нравственному воспитанию и организация их досуга.
Практика детского и подросткового досуга показывает, что наиболее
привлекательными формами являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН,
однако, не всегда культурно - досуговые центры способны удовлетворить
современные
потребности
молодёжи.
В
век
тотальной
информатизации
нужно не только знать сегодняшние культурные запросы детей и подростков,
предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь
предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Определение досуга распадается на четыре основных группы.
-
Досуг
как
созерцание,
связанное
с
высоким
уровнем
культуры
и
интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно
рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-
либо.
- Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность, не
связанная
с
работой.
Это
определение
досуга
включает
ценности
самореализации.
- Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть
использовано различным образом, причем оно может быть использовано для
деятельности
связанной
с
работой
или
не
связанно
с
ней.
Досуг
рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его
обязанностью.
- Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между
«работой»
и
«не
работой»
и
оценивает
досуг
в
терминах
описывающих
человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к
времени.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей и
подростков: Он:
-
имеет
ярко
выраженные
физиологические,
психологические
и
социальные аспекты;
-
основан
на
добровольности
при
выборе
рода
занятий
и
степени
активности;
-
предполагает
не
регламентированную,
а
свободную
творческую
деятельность;
- формирует и развивает личность;
-
способствует
самовыражению,
самоутверждению
и
саморазвитию
личности через свободно выбранные действия;
- стимулирует творческую инициативу ;
- есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- способствует формированию ценностных ориентаций;
- формирует позитивную «Я - концепцию»;
-
обеспечивает
удовлетворение,
веселое
настроение
и
персональное
удовольствие;
- способствует самовоспитанию личности;
Всё вышеперечисленное имеет место в деятельности музыкальных и
детских
школ
искусств.
На
музыкальную
школу
в
небольшом
провинциальном городе, где нет филармонии, нет музыкального колледжа и
других
высших
учебных
заведений
культуры
возложена
большая
ответственность
и
сверхзадача:
приобщить
детей
и
подростков
к
замечательному музыкальному искусству.
Совместная
деятельность
педагогов
и
учащихся,
их
общее
времяпрепровождение
помогает
подросткам
по-новому
уз н ат ь
сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие
эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
Особенность
воспитательного
процесса
в
школах
эстетического
образования состоит в том, что в художественной педагогике, более чем в
какой-либо другой, в силу синтетического характера самой художественной
деятельности
образование
и
воспитание
представляют
не
расчленимое
единство.
В
таких
школах
больше
всего
воспитывает
само
общение
и
искусством и учениками.
В Бугульминской детской школе искусств педагогическому коллективу
удалось
создать
благоприятную
микросреду,
в
которой
занимаются
и
развиваются
наши
ученики
разных
возрастов.
Наша
школа
является
своеобразной
филармонией,
дети
и
педагоги
дают
большое
количество
концертов в городе и районе. Поэтому помимо профессиональных задач,
школа выполняет просветительскую деятельность.
Для детей, особенно подростков возможность продемонстрировать свои
достижения
в
музыцировании
на
разных
концертных
площадках
города
повышает их самооценку, вселяет уверенность, актуализирует их творческой
потенции.
Большинство
педагогов
нашей
школы
в
хорошей
исполнительской
форме также часто выступают на концертах, фестивалях, конкурсах, создали
профессиональные коллективы, вокальные ансамбли, трио, фортепианные
дуэты,
ансамбль
народных
инструментов.
Ни
один
концерт
в
городе
не
обходится
без
этих
известных
коллективов.
Очень
важно,
когда
педагог
является исполнителем, это является стимулом для творческого роста его
учеников
и
способствует
более
тесному
личностному
контакту
между
учителем
и
учеником.
Во
время
совместных
выступлений
у
учеников
возникает
чувство
сопереживания,
особой
солидарности,
взаимной
поддержки.
Детям и подросткам мы стараемся давать полную картину музыкальной
жизни,
учим
их
выбирать
из
потока
низкопробной
продукции,
музыку,
заслуживающую внимание, учим их анализировать, думать и ещё раз слушать
и слышать. Музыка раскрывает каждому самого себя, она путь к себе, она ,
как вселенная – бесконечна.
Таким образом, детская школа искусств приобщает детей и подростков к
фундаментальным
ценностям
культуры
и
решает
актуальную
проблему
досуга.