Модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности
Автор: Аванесян Сюзанна Сиамантоевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ д/с № 23 Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край Наименование материала: консультация для педагогов Тема: Модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности Раздел: дошкольное образование
Модель целостного развития ребенка как субъекта детской
деятельности
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека.
Именно
в
этот
период
начинается
процесс
социализации,
устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы,
предметным
миром.
Происходит
приобщение
к
культуре,
к
общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального
становления
лично сти,
формирования
о снов
само сознания
и
индивидуальности
ребенка.
Поэтому
необходимо
обогащенное
развитие
детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации
–
индивидуализации
личности
через
осознание
ребенком
своих
потребностей, возможностей и способностей.
Исходя из принципов гармоничности образования для органического
вхождения
ребенка
в
современный
мир
предусматривается
широкое
взаимодействие
дошкольников
с
различными
сферами
культуры:
с
изобразительным
искусством
и
музыкой,
детской
литературой
и
родным
языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное
содержание
становится
основой
для
развития
любознательности,
познавательных
способностей,
для
удовлетворения
индивидуальных
склонностей и интересов.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к
истокам народной культуры своей страны через уделение большого внимания
произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм,
народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству. Необходимо
делать акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как
важно,
чтобы
дошкольный
возраст
стал
временем,
когда
у
ребенка
пробуждается
чувство
своей
сопричастности
к
миру,
желание
совершать
добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
В
дошкольном
возрасте
процесс
познания
у
ребенка
происходит
эмоционально-практическим
путем.
Каждый
дошкольник
–
маленький
исследователь,
с
радостью
и
удивлением
открывающий
для
себя
окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не
дать этому стремлению угаснуть, способствовать его развитию. Чем полнее и
разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и
отвечает
его
природе,
тем
успешнее
идет
его
развитие,
реализуются
потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему
наиболее
близкие
и
естественные
для
ребенка-дошкольника
виды
деятельности
–
игра,
общение
со
взрослыми
и
сверстниками,
экспериментирование,
предметная,
изобразительная,
художественно-
театральная деятельность, детский труд занимают особое место.
Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком
позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-
личностное
развитие
и
свершается
естественное
вызревание
таких
перспективных
новообразований,
как
произвольность
поведения,
1
способность
к
логическому
мышлению,
самоконтролю,
творческому
воображению, что составляет важнейшую базу для начала обучения в школе.
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии
его
активного
взаимодействия
с
миром.
Эмоциональное
развитие
дошкольника подразумевает эмоционально-комфортное состояние ребенка в
референтных для него группах общения со сверстниками и взрослыми, а
также
гармонию
с
предметным
миром,
развитие
способности
к
эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к
проявлению
гуманного
отношения
в
детской
деятельности,
поведении,
поступках.
Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается
через усвоение детьми идеи единства всего живого. Воспитатель знакомит
детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и
проблемами
людей,
с
их
поступками,
эмоциональными
состояниями.
Благодаря
этому
дети
начинают
понимать,
какие
действия
и
поступки
приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от
возраста,
пола.
Так
постепенно
формируется
понятие
о
гуманном
и
негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы
и человека, сострадать человеку, животным, растениям.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через
приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство
эстетических
чувств
и
нравственных
переживаний
создает
основу
для
понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве
удивления и восхищения миром. Главная задача – способствовать развитию
познавательной
активно сти,
любознательно сти,
стремления
к
самостоятельному
познанию,
размышлению,
развитию
умственных
способностей и речи.
Сущность
данного
направления
предусматривает
последовательный
переход
от
представлений
об
объекте
к
выделению
сущностных
характеристик групп объектов, устанавлению связей и зависимостей между
объектами
и
явлениями,
формированию
способов
познания
(сенсорный
анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).
Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к
самостоятельному
решению
доступных
познавательных
задач,
умение
осознанно
использовать
разные
способы
и
приемы
познания,
интерес
к
экспериментированию, готовность к логическому познанию.
В
единстве
с
развитием
познания
и
чувств
осуществляется
линия
творчества. Задача программы – пробудить творческую активность детей,
стимулировать
воображение,
желание
включаться
в
творческую
деятельность.
Подразумевается многообразие проявлений детского творчества в играх,
ручном
труде,
конструировании,
изобразительной
и
музыкальной
деятельности.
2
Базой для реализации данной модели является осуществление задачи
укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования
основ двигательной и гигиенической культуры.
Предусматривается развитие представлений о здоровом образе жизни, о
важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его
укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания
о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных
ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти
сведения
становятся
важным
компонентом
личностной
культуры
и
социальной защищенности дошкольника.
Современный
детский
сад
–
это
место,
где
ребенок
получает
опыт
широкого
эмоционально-практического
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому
реализация
модели
требует
целесообразной
организации
развивающей
материальной
среды.
Воспитатель
наполняет
повседневную
жизнь
детей
интересными
делами,
проблемами,
идеями,
включает
каждого
ребенка
в
содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и
жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает
у
каждого
ребенка
стремление
к
проявлению
инициативы
и
самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода их различных
жизненных ситуаций.
Содержательные
связи
между
разными
направлениями
в
модели
позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении
воспитательно-образовательных
задач.
Так,
например,
расширяя
представления
детей
о
природе,
педагог
воспитывает
у
них
гуманное
отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с
природой,
решает
задачи
развития
речи,
овладения
соответствующими
практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о
природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания
о потребностях животных и растений становятся основой для овладения
способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве
познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Реализация
данной
модели
возможна
лишь
при
условии
тесного
взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют
свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание
благоприятных
условий.
Совместные
мероприятия
(дети,
родители,
педагоги),
организация
клубов
общения
способствуют
установлению
доверительных
отношений
с
родителями,
что
оказывает
положительное
влияние на состояние педагогического процесса.
Такова
модель
целостного
развития
ребенка
как
субъекта
детской
деятельности.
3