Напоминание

Модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности


Автор: Аванесян Сюзанна Сиамантоевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 23
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад





Модель целостного развития ребенка как субъекта детской

деятельности
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления лично сти, формирования о снов само сознания и индивидуальности ребенка. Поэтому необходимо обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир предусматривается широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны через уделение большого внимания произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству. Необходимо делать акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд занимают особое место. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально- личностное развитие и свершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, 1
способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала обучения в школе. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Эмоциональное развитие дошкольника подразумевает эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со сверстниками и взрослыми, а также гармонию с предметным миром, развитие способности к эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается через усвоение детьми идеи единства всего живого. Воспитатель знакомит детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Главная задача – способствовать развитию познавательной активно сти, любознательно сти, стремления к самостоятельному познанию, размышлению, развитию умственных способностей и речи. Сущность данного направления предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, устанавлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.). Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется линия творчества. Задача программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Подразумевается многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности. 2
Базой для реализации данной модели является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Предусматривается развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация модели требует целесообразной организации развивающей материальной среды. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода их различных жизненных ситуаций. Содержательные связи между разными направлениями в модели позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Реализация данной модели возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. Такова модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. 3


В раздел образования