Напоминание

Содержание, формы и методы формирования у детей дошкольного возраста основ правовой культуры


Автор: Смирнова Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №216
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Содержание, формы и методы формирования у детей дошкольного возраста основ правовой культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад





Содержание,

формы

и

методы

формирования

у

детей

дошкольного

возраста основ правовой культуры
Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию сопряжено с международными правовыми документами - "Всеобщей декларацией прав человека", "Конвенцией о правах ребенка", - которыми провозглашаются уважение каждой личности, защита ее интересов, достоинства. При отборе ее содержания правового воспитания необходимо руководствоваться положением, выдвинутым С.А. Козловой об информативном, эмоциогенном и регуляторном характере знаний. Право, правовые ценности - равенство, свобода, достоинство - признаются частью культуры. Поэтому содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано, прежде всего, на формирование у детей общекультурных представлений. Особо внимание следует обращать не столько на сообщение детям основных знаний о правах и свободах, сколько на осознание ими основных правовых ценностей, воспитание у них готовности к правотворчеству, защите собственных прав. Важно развивать в детях способности усваивать элементарные нравственно-правовые модели поведения, под которыми мы понимаем умения дошкольника выполнять установленные правила, позитивно решать возникающие конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, выполняя коллективную работу. Система работы по формированию н р а вс т ве н н о - п р а во в ы х представлений у детей дошкольного возраста направлена на знакомство с основными правами и свободами человека и предполагает работу по трем линиям: - знакомство с личными правами человека; - знакомство с гражданскими правами человека; - знакомство с социальными и культурными правами человека.
Организация образовательной деятельности по формированию нравственно-правовых представлений у детей дошкольного возраста имеет интегрированный характер и охватывает различные виды детской деятельности в дошкольном учреждении. Так, в образовательной деятельности детям сообщают элементарные сведения о правах и свободах человека. Например, воспитатель сообщает детям о том, что у каждого человека есть право быть гражданином страны. Воспитатель объясняет, что они являются гражданами России. Это значит, что они живут в нашей стране, уважают ее законы, гордятся ее достижениями и культурой, стараются совершать полезные поступки. В беседах воспитатель подчеркивает мысль о том, что каждый гражданин пользуется правом путешествовать по своей стране и в другие страны и возвращаться обратно и т.п. Также воспитатель побуждает детей высказывать собственные суждения и мнения о событиях, поступках людей, используя серии репродуктивных и поисковых вопросов, например: "Какие страны ты знаешь? Какие существуют границы?", "Что полезного можешь совершить ты?" и т.д. Воспитатель использует и воспитывающие ситуации на нравственно-правовую тематику: "Вы с приятелем решаете, какую игру выбрать. Кто должен принять решение? С чьим мнением ты согласишься?" Большое значение в педагогическом процессе воспитания правовой культуры отводится игровой деятельности. В игре дети в увлекательной форме закрепляют систему элементарных правил и обязанностей детей в группе: право каждого на участие в игре, право каждого иметь собственное мнение в игре, обязанность каждого выполнять игровые правила. Необходимо использовать ресурсы творческих игр, дидактических игр ( с правилами, настольно-печатные, словесно-логические) музыкальные и подвижные игры. Особым ресурсом в формировании основ правовой культуры обладают игры- драматизации, сюжетно-ролевые игры по мотивам литературных произведений, в целом, театрально-игровая деятельность и, конечно, народные игры.
Работа по приобщению старших дошкольников к правовой культуре основывается на использовании произведений устного народного творчества, прежде всего, сказок. Особенностью использования сказок в этом возрасте является их фрагментарность, позволяющая воспроизводить лишь отдельные сюжетные линии, поступки персонажей. Для облегчения понимания детьми сложных правовых понятий педагог может использовать словарик, в котором даёт их толкование.
Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Для ознакомления с правами человека в этих группах активно используются ресурсы такого блока педагогического процесса, как совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми. Широко задействованы утренние и вечерние отрезки времени, которые наполнены игрой, чтением, беседами, театрализованной деятельностью. Возможно и использование элементов самостоятельной деятельности детей, при условии, что педагог предложит занимательные пособия, атрибуты, отражающие правовую тематику.
Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста
1. Цикл образовательной деятельности - содержит специально разработанный тематический блок "Город прав человека", направленный на элементарное ознакомление дошкольников с правом, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Тематический блок включает беседы-размышления, игры – путешествия, дидактические игры и игровые упражнения. 2. Фрагменты образовательной деятельности: наблюдений, прогулок, игр, досуговой деятельности. Предполагает использование фрагментов
образовательной деятельности с целью развития и уточнения нравственно- правовых представлений детей. 3. Совместная деятельность педагогов и детей. Предусматривается использование совместной деятельности педагогов и детей в утренние и вечерние отрезки времени, ориентированные на закрепление и уточнение нравственно-правовых представлений. 4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей. Обращается внимание на организацию совместных проектов, направленных на исследование семьи, ее типов, общих занятий, традиций, правил и т.п. Приобщение к истории возникновения права, правовым традициям разных народов является содержанием деятельности семейных клубов. 5. Самостоятельная деятельность детей. При организации этой формы работы педагоги предоставляют дошкольникам возможность самостоятельно закрепить полученные нравственно-правовые представления (игровая, художественно-творческая, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, общение, наблюдение). Содержание работы с детьми по правовому воспитанию состоит из трех блоков: 1. Права и свободы человека как общечеловеческая ценность. 2. Права и свободы как условие жизнедеятельности человека. 3. Права и свободы человека как регуляторы общественного поведения. Задачи первого блока: -формировать у детей первоначальные представления о многообразии и многочисленности проживающих на Земле народов, об изменениях, происходящих с человеком в течение жизни;
-формировать представления о личных правах человека: право на равенство, свободу, достоинство, защиту от физического и психологического насилия, грубого обращения; -формировать представления детей о гражданских правах человека: право быть гражданином страны, путешествовать по разным странам и возвращаться обратно; - формировать представления детей об элементарной системе общественного устройства страны, существовании законов и правил, регламентирующих жизнедеятельность общества; - формировать представления детей о социальных и культурных правах человека: право на труд и отдых, право на получение образования и медицинское лечение; - формировать представления детей о группе как первой модели общественного устройства, знакомить с системой правил и обязанностей в группе; - формировать представления детей о необходимости и возможности изменять устаревшие правила поведения. Задачи второго блока: - развивать стремление детей к пониманию эмоциональных состояний других людей, видеть их влияние на поведение людей; - развивать у детей понимание того, что каждый человек уникален, индивидуален, неповторим, обладает равными правами и свободами, способен пользоваться ими; - подвести детей к осознанию принадлежности к человеческому роду, своей семье, родному дому, стране;
- вызывать у детей чувство единства и общности со своей семьей, с народом нашей страны, их интересами, заботами; - воспитывать у детей уважительное отношение к праву как общечеловеческой ценности; - воспитывать уважение к правам других людей и способность замечать нарушения их прав; - воспитывать осознание собственных прав, готовность встать на защиту своих прав, прав других людей; - развивать способность высказывать суждения об окружающих событиях, людях, не унижая их достоинства; - формировать ценностные ориентации поступков детей; - развивать у детей готовность следовать существующим правилам; - развивать способность замечать устаревшие правила и желание участвовать в создании новых правил. Задачи третьего блока: - формировать у детей элементарные социальные умения и навыки ответственного и самостоятельного поведения; - формировать такое социальное свойство личности, как толерантность; - принимать людей такими, какие они есть; - позитивно взаимодействовать с окружающими; - следовать принятым моделям поведения, выполняя общепринятые правила; - замечать проблемы во взаимоотношениях с окружающими и конструктивно их решать;
- действовать в коллективе сверстников, оказывать взаимопомощь; - проявлять навыки уважительного отношения к людям независимо от их возраста, пола, расовой и национальной принадлежно сти, вероисповедания, социального положения; - вносить коррективы в действующие правила, изменять устаревшие правила поведения; - развивать у детей желание радовать близких, выполняя их просьбы и совершая добрые и полезные поступки.


В раздел образования