Содержание, формы и методы формирования у детей дошкольного возраста основ правовой культуры
Автор: Смирнова Юлия Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №216 Населённый пункт: Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Содержание, формы и методы формирования у детей дошкольного возраста основ правовой культуры Раздел: дошкольное образование
возраста основ правовой культуры
Содержание
образовательной
деятельности
с
детьми
по
правовому
воспитанию
сопряжено
с
международными
правовыми
документами
-
"Всеобщей декларацией прав человека", "Конвенцией о правах ребенка", -
которыми провозглашаются уважение каждой личности, защита ее интересов,
достоинства. При отборе ее содержания правового воспитания необходимо
руководствоваться
положением,
выдвинутым
С.А.
Козловой
об
информативном,
эмоциогенном
и
регуляторном
характере
знаний.
Право,
правовые ценности - равенство, свобода, достоинство - признаются частью
культуры.
Поэтому
содержание
работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
ориентировано,
прежде
всего,
на
формирование
у
детей
общекультурных
представлений.
Особо
внимание
следует
обращать
не
столько на сообщение детям основных знаний о правах и свободах, сколько
на
осознание
ими
основных
правовых
ценностей,
воспитание
у
них
готовности к правотворчеству, защите собственных прав. Важно развивать в
детях способности усваивать элементарные нравственно-правовые модели
поведения,
под
которыми
мы
понимаем
умения
дошкольника
выполнять
установленные
правила,
позитивно
решать
возникающие
конфликтные
ситуации,
взаимодействовать
со
сверстниками,
выполняя
коллективную
работу.
Система
работы
по
формированию
н р а вс т ве н н о - п р а во в ы х
представлений у детей дошкольного возраста направлена на знакомство с
основными правами и свободами человека и предполагает работу по трем
линиям:
- знакомство с личными правами человека;
- знакомство с гражданскими правами человека;
- знакомство с социальными и культурными правами человека.
Организация
образовательной
деятельности
по
формированию
нравственно-правовых представлений у детей дошкольного возраста имеет
интегрированный
характер
и
охватывает
различные
виды
детской
деятельности
в
дошкольном
учреждении.
Так,
в
образовательной
деятельности детям сообщают элементарные сведения о правах и свободах
человека. Например,
воспитатель сообщает детям о том, что у каждого
человека есть право быть гражданином страны. Воспитатель объясняет, что
они являются гражданами России. Это значит, что они живут в нашей стране,
уважают
ее
законы,
гордятся
ее
достижениями
и
культурой,
стараются
совершать полезные поступки. В беседах воспитатель подчеркивает мысль о
том, что каждый гражданин пользуется правом путешествовать по своей
стране и в другие страны и возвращаться обратно и т.п. Также воспитатель
побуждает детей высказывать собственные суждения и мнения о событиях,
поступках людей, используя серии репродуктивных и поисковых вопросов,
например: "Какие страны ты знаешь? Какие существуют границы?", "Что
полезного
можешь
совершить
ты?"
и
т.д.
Воспитатель
использует
и
воспитывающие
ситуации
на
нравственно-правовую
тематику:
"Вы
с
приятелем решаете, какую игру выбрать. Кто должен принять решение? С
чьим мнением ты согласишься?"
Большое
значение
в
педагогическом
процессе
воспитания
правовой
культуры
отводится
игровой
деятельности.
В
игре
дети
в
увлекательной
форме закрепляют систему элементарных правил и обязанностей детей в
группе: право каждого на участие в игре, право каждого иметь собственное
мнение
в
игре,
обязанность
каждого
выполнять
игровые
правила.
Необходимо использовать ресурсы творческих игр, дидактических игр ( с
правилами,
настольно-печатные,
словесно-логические)
музыкальные
и
подвижные
игры.
Особым
ресурсом
в
формировании
основ
правовой
культуры обладают игры- драматизации, сюжетно-ролевые игры по мотивам
литературных произведений,
в целом, театрально-игровая деятельность и,
конечно, народные игры.
Работа по приобщению старших дошкольников к правовой культуре
основывается на использовании произведений устного народного творчества,
прежде всего, сказок. Особенностью использования сказок в этом возрасте
является их фрагментарность, позволяющая воспроизводить лишь отдельные
сюжетные линии, поступки персонажей. Для облегчения понимания детьми
сложных правовых понятий педагог может использовать словарик, в котором
даёт их толкование.
Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим
видом деятельности для них является игра.
Для ознакомления с правами человека в этих группах активно
используются
ресурсы
такого
блока
педагогического
процесса,
как
совместная
образовательная
деятельность
воспитателя
с
детьми.
Широко
задействованы утренние и вечерние отрезки времени, которые наполнены
игрой,
чтением,
беседами,
театрализованной
деятельностью.
Возможно
и
использование элементов самостоятельной деятельности детей, при условии,
что
педагог
предложит
занимательные
пособия,
атрибуты,
отражающие
правовую тематику.
Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста
1.
Цикл
образовательной
деятельности
-
содержит
специально
разработанный тематический блок "Город прав человека", направленный на
элементарное ознакомление дошкольников с правом, как общечеловеческой
ценностью,
условием
жизнедеятельности
и
регулятором
общественных
отношений.
Тематический
блок
включает
беседы-размышления,
игры
–
путешествия, дидактические игры и игровые упражнения.
2. Фрагменты образовательной деятельности: наблюдений, прогулок,
игр,
досуговой
деятельности.
Предполагает
использование
фрагментов
образовательной деятельности с целью развития и уточнения нравственно-
правовых представлений детей.
3.
Совместная деятельность педагогов и детей. Предусматривается
использование совместной деятельности педагогов и детей в утренние и
вечерние отрезки времени, ориентированные на закрепление и уточнение
нравственно-правовых представлений.
4.
Совместная
деятельность
педагогов,
детей
и
их
родителей.
Обращается внимание на организацию совместных проектов, направленных
на исследование семьи, ее типов, общих занятий, традиций, правил и т.п.
Приобщение к истории возникновения права, правовым традициям разных
народов является содержанием деятельности семейных клубов.
5. Самостоятельная деятельность детей. При организации этой формы
работы педагоги предоставляют дошкольникам возможность самостоятельно
закрепить
полученные
нравственно-правовые
представления
(игровая,
художественно-творческая,
музыкальная
деятельность,
трудовая
деятельность, общение, наблюдение).
Содержание работы с детьми по правовому воспитанию состоит из трех
блоков:
1. Права и свободы человека как общечеловеческая ценность.
2. Права и свободы как условие жизнедеятельности человека.
3. Права и свободы человека как регуляторы общественного поведения.
Задачи первого блока:
-формировать у детей первоначальные представления о многообразии и
многочисленности
проживающих
на
Земле
народов,
об
изменениях,
происходящих с человеком в течение жизни;
-формировать
представления
о
личных
правах
человека:
право
на
равенство, свободу, достоинство, защиту от физического и психологического
насилия, грубого обращения;
-формировать
представления
детей
о
гражданских
правах
человека:
право
быть
гражданином
страны,
путешествовать
по
разным
странам
и
возвращаться обратно;
-
формировать
представления
детей
об
элементарной
системе
общественного
устройства
страны,
существовании
законов
и
правил,
регламентирующих жизнедеятельность общества;
- формировать представления детей о социальных и культурных правах
человека:
право
на
труд
и
отдых,
право
на
получение
образования
и
медицинское лечение;
-
формировать
представления
детей
о
группе
как
первой
модели
общественного устройства, знакомить с системой правил и обязанностей в
группе;
-
формировать представления детей о необходимости и возможности
изменять устаревшие правила поведения.
Задачи второго блока:
- развивать стремление детей к пониманию эмоциональных состояний
других людей, видеть их влияние на поведение людей;
- развивать у детей понимание того, что каждый человек уникален,
индивидуален,
неповторим,
обладает
равными
правами
и
свободами,
способен пользоваться ими;
- подвести детей к осознанию принадлежности к человеческому роду,
своей семье, родному дому, стране;
-
вызывать у детей чувство единства и общности со своей семьей, с
народом нашей страны, их интересами, заботами;
-
воспитывать
у
детей
уважительное
отношение
к
праву
как
общечеловеческой ценности;
- воспитывать уважение к правам других людей и способность замечать
нарушения их прав;
-
воспитывать
осознание
собственных
прав,
готовность
встать
на
защиту своих прав, прав других людей;
-
развивать
способность
высказывать
суждения
об
окружающих
событиях, людях, не унижая их достоинства;
- формировать ценностные ориентации поступков детей;
- развивать у детей готовность следовать существующим правилам;
-
развивать
способность
замечать
устаревшие
правила
и
желание
участвовать в создании новых правил.
Задачи третьего блока:
-
формировать
у
детей
элементарные
социальные
умения
и
навыки
ответственного и самостоятельного поведения;
- формировать такое социальное свойство личности, как толерантность;
- принимать людей такими, какие они есть;
- позитивно взаимодействовать с окружающими;
-
следовать принятым моделям поведения, выполняя общепринятые
правила;
-
замечать
проблемы
во
взаимоотношениях
с
окружающими
и
конструктивно их решать;
- действовать в коллективе сверстников, оказывать взаимопомощь;
- проявлять навыки уважительного отношения к людям независимо от
их
возраста,
пола,
расовой
и
национальной
принадлежно сти,
вероисповедания, социального положения;
-
вносить коррективы в действующие правила, изменять устаревшие
правила поведения;
- развивать у детей желание радовать близких, выполняя их просьбы и
совершая добрые и полезные поступки.