Автор: Белопашенцева Светлана Ивановна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МАУ ДО "КДШИ" Населённый пункт: с. Казанское Наименование материала: рабочая программа Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по классу фортепиано Раздел: дополнительное образование
ул. К.Маркса, 5, с. Казанское, Казанский район, Тюменская обл. 627420, тел. 4-25-60
«
«Утверждаю»
Директор МАУ ДО «КДШИ»
Е.А.Бессонова/___________/
Приказ № ___ от
«____»__________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по классу фортепиано
преподавателя Белопашенцевой С.И.
Рассмотрено на заседании
методического объединения
протокол № ____от
«___»_______201_ г.
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия по предмету « Музыкальный инструмент» (Фортепиано) в детских
музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств проводятся в
объёме, определённом действующими учебными планами в соответствии с
Законом РФ « Об образовании». Программа рассчитана на срок обучения 3
(4)
или 8 (9) лет. Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать
обучение
в
подготовительном
классе.
Различные
сроки
обучения
дают
возможность
осуществлять
дифференцированный
подход
к
обучению
учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки
и другим индивидуальным особенностям. За время обучения педагог должен
научить
ученика
самостоятельно
разучивать
и
грамотно,
выразительно
исполнять
на
фортепиано
произведения
из
репертуара
ДМШ,
а
также
сформировать
у
него
навыки
чтения
нот
с
листа,
подбора
по
слуху,
транспонирования, игры в различных ансамблях. Основной формой учебной
и воспитательной работы в классе фортепиано является урок, проводимый в
форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако в первые годы
обучения ( подготовительная группа, 1-2 классы) наряду с традиционной
индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые
формы,
при
которых
время
урока
целиком
(или
какая
либо
часть)
используется на занятия с двумя-тремя учениками одновременно. Это даёт
возможность педагогу работать эффективнее и больше внимания уделять
развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху,
ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.
Данная программа предусматривает требования к занятиям не только по
предмету «Музыкальный инструмент» (фортепиано), но и фортепианному
ансамблю. Занятие фортепианным ансамблем возможно проводить как на
уроке фортепиано, так и вне его- в рамках «Предмета по выбору». Начинать
занятия
фортепианным
ансамблем
рекомендуется
после
получения
учащимися необходимых навыков игры на фортепиано, (не считая игры с
педагогом). Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое
для изучения в каждом классе, даётся в годовых требованиях. В работе над
репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности
исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них
должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в
классе, третьи - в порядке ознакомления. Всё это обязательно фиксируется в
индивидуальном
плане
ученика.
Для
каждого
класса
в
программе
даны
примерные
перечни
музыкальных
произведений
(различные
по
уровню
трудности) для исполнения на академических концертах в течение учебного
года. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к
обучению
учащихся,
отличающихся
по
уровню
общей
подготовки,
музыкальным способностям и другим индивидуальным данным. Различное
продвижение учеников, обучающихся 8 (9) лет или3 (4 ) года отражено в
примерных
выпускных
экзаменационных
программах
соответствующих
классов.
Контроль и учет успеваемости
У спеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных
выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а
также
на
открытых
концертах,
конкурсах,
прослушиваниях
к
ним
и
т.д.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в
выпускных классах (3 и 8) и в классе с профессиональной ориентацией (9).
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров
и
форм.
Экзаменационные
программы
в
классах
профессиональной
ориентации
составляют
в
соответствии
с
приёмными
требованиями
по
специальным
дисциплинам
для
поступающих
в
средние
специальные
учебные заведения искусств и культуры РФ. Помимо исполнения программы,
для учащихся классов профессиональной ориентации проводится проверка
самостоятельно подготовленного в течение часа музыкального произведения,
а также собеседование по этому произведению и исполняемой программе
(время проведения данного испытания определяется учебным заведением). В
течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на
прослушиваниях
с
исполнением
(
без
оценки)
произведений
выпускной
программы.
В
остальных
классах
учащиеся,
как
правило,
выступают
на
академических концертах. За учебный год педагог должен подготовить с
учеником 3-4 произведения, различных по жанру и форме ( в том числе
возможны ансамблевые), для показа на академических концертах, которые
проводятся по мере готовности ученика. Подвинутым и профессионально
ориентированным
учащимся
рекомендуется
в
течение
учебного
года
выступить
не
менее
3
раз
на
академических
концертах
с
исполнением
произведений различных жанров и форм ( сольных и ансамблевых), при этом
количество
исполняемых
произведений
не
ограничивается.
Участие
в
отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к
выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки
учащихся,
а
также
умения
читать
ноты
с
листа,
музыкально
грамотно
рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по
слуху, транспонированию на доступном для ученика уровне осуществляется
педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения
и на контрольном уроке в течение учебного года в классе в присутствии 1-2-х
педагогов
отдела
(
для
устранения
перенагрузки
учащихся
проверку
указанных
навыков
возможно
проводить
на
двух
контрольных
уроках).
Контрольные
уроки
по
проверке
технической
подготовки
учащихся
проводятся
с
4
класса,
по
проверке
остальных
(перечисленных
выше)
навыков и умений – с 3-го класса (рекомендуется в форме конкурсов). На
контрольный урок выносятся одна мажорная и одна минорная гаммы со
всеми изучаемыми в данном классе техническими формулами. Контрольные
уроки, а также другие выступления учащихся в течение года оцениваются
словесной
характеристикой;
при
этом
кратко
отмечаются
достигнутые
учеником
успехи
и
имеющиеся
недостатки.
Оценка
на
академических
концертах выставляется только за одно ( любое) выступление ученика в году.
Исполнение
самостоятельно
подготовленных
произведений,
с
целью
повышения ответственности за эту форму работы, целесообразно выносить
на
классные
собрания
(начиная
с
3
класса).
При
выведении
итоговой
(
п е р е в о д н о й )
о ц е н к и
у ч и т ы в а е т с я
с л е д у ю щ е е :
а) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
б)
оценка
ученика
за
выступление
его
на
академическом
концерте
или
э к з а м е н е ,
а
т а к ж е
р е з у л ь т а т ы
к о н т р о л ь н ы х
у р о к о в ;
в) другие выступления ученика в течение учебного года.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ
Первый класс.
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30
музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и
танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли,
а также ( для более подвинутых учащихся)- лёгкие сонатины и вариации.
2. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок, а затем, на
протяжении всего года- песен (типа « Во поле берёза стояла»). Освоение
нотной грамоты; простейшие упражнения в чтении нот с листа. Приобщении
ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с педагогом
простейших пьес в четыре руки). Вовлечение ребёнка в область
художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей.
В течение всех лет обучения педагог должен:
- ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи
произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля; с
музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;
- развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе
музыкальные произведения.
3. Упражнения в виде различных последований пальцев (нон легато, затем
легато) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по
октавам. Мажорные гаммы ( 2-3) по выбору в две октавы каждой рукой
отдельно, в противоположном движении двумя руками (от данного звука) при
симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по три звука
без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях.
Второй класс
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-20
различных музыкальных произведений:
1(2) полифонических произведения;
1-( 2 ) произведения крупной формы ;
8-(9) пьес ( включая 3-4 ансамбля);
4-7 этюдов .
2. Чтение с листа мелодий песенного характера с несложным
сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу. Игра с педагогом в
четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров. Подбор по слуху
песенных мелодий (типа «Заинька, попляши», « Маленькой ёлочке») с
простейшим сопровождением. Транспонирование песенных мелодий
(например, « Как пошли наши подружки») из До мажора в ближайшие
тональности. Опыты сочинения музыки ( возможно на заданное
стихотворение), изображение звуками на инструменте сказочного образа и
др.; досочинение мелодии, например, ответных предложений.
3. Работа над пальцевой техникой на различного вида упражнениях ( в том
числе типа мордента, группетто), а также над развитием навыков свободных
кистевых движений путём игры интервалов.
Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми в прямом и противоположном
движении двумя руками в две октавы; Фа мажор двумя руками в прямом
движении; минорные гаммы ля, ми, ре, ( в натуральном, гармоническом и
мелодическом виде) каждой рукой отдельно в две октавы; тонические
тезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно в
пройденных тональностях.
Третий класс
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-18
различных музыкальных произведений, в том числе в порядке ознакомления:
2-4 полифонических произведения;
2 произведения крупной формы;
5-6 пьес ( включая 2-3 ансамбля);
5-6 этюдов.
Кроме того самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на два
класса ниже).
2. Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности 1 класса).
Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках
простейшее аккордовое сопровождение. Транспонирование, наряду с
пьесами из репертуара 1 класса, этюдов с фигурационным изложением в
пределах позиции руки ( типа первых этюдов К.Черни под редакцией Г.
Гермера) в 2-3 тональности с сохранением аппликатуры оригинала. Учитывая
индивидуальные возможности ученика, целесообразно сочинение лёгких
пьес различных жанров в форме периода, сочинение подголоска к песенным
мелодиям.
3. Упражнения в виде различных позиционных фигур, коротких трелей и
других мелизмов, репетиций интервалами ( с перемещениями через октаву
или секвенционно).
Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль в прямом движении;
в противоположном движении- гаммы с симметричной аппликатурой;
минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) ля, ми ,ре,
соль- в прямом движении двумя руками в две октавы; простейшие кадансы к
нескольким мажорным и минорным гаммам: тоника - субдоминанта – тоника;
тоника – доминанта - тоника ; хроматические гаммы каждой рукой отдельно
от всех клавиш; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три
звука в пройденных тональностях двумя руками; арпеджио короткие по
четыре звука каждой рукой отдельно.
Четвёртый класс
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-19
различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления:
2-3 полифонических произведения;
1-2 и произведения крупной формы;
5-7 пьес ( включая 2-3 ансамбля);
5-7 этюдов .
Кроме того , самостоятельно подготовить 1-2 пьесы ( по трудности на два
класса ниже).
2. 4,5 и 6 классы: чтение с листа постепенно усложняющихся произведений
различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно
на два класса ниже изучаемых учеником); дальнейшее освоение навыков
игры в ансамбле, легких переложений отрывков из оперной, балетной и
симфонической музыки; подбор по слуху знакомых произведений с
гармоническим и фактурным оформлением, близким к оригиналу;
транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов;
возможны сочинения пьес на заданный текст, сопровождения к различного
типа мелодиям; возможно сочинение небольших пьес в разных жанрах.
Начинается и продолжается в течение последующих лет обучения работа
над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля,
формы исполняемых музыкальных произведений.
3. 4,5 и 6 классы: работа над развитием беглости пальцев на материале
разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учётом
индивидуальных потребностей и возможностей ученика; постепенный
переход к работе над октавами для развития кистевой техники ( упражнения
секстами).
4. 4 класс: мажорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом
движении (в противоположном движении – гаммы с симметричной
аппликатурой) в четыре октавы; минорные гаммы ( натуральные,
гармонические и мелодические) ля, ми, си, ре, соль, до, фа – двумя руками в
прямом движении в четыре октавы; хроматические гаммы двумя руками в
прямом движении от 2 - 3-х клавиш; в противоположном – от ре и соль
диез; простейшие кадансы ко всем пройденным гаммам; тонические
трезвучия с обращениями аккордами по три или четыре звука ( в
зависимости от величины рук) в этих же тональностях; арпеджио короткие
двумя руками; арпеджио длинные без обращений каждой рукой отдельно в
трёх – четырёх гаммах от белых клавиш.
Пятый класс
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14 – 19
различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления:
2 – 3 полифонических произведения;
1 – 2 произведения крупной формы;
5 – 6 пьес ( включая 1 ансамбль);
5 – 6 этюдов;
1 несложный аккомпанемент.
Кроме того, самостоятельно подготовить 1 – 2 пьесы ( по трудности на 2
класса ниже).
2. См. соответствующий пункт требований 4 класса.
3. Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре
октавы; 2 – 3 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении;
минорные гаммы до 4-х знаков включительно ( натуральные, гармонические
и мелодические), в прямом движении двумя руками на четыре октавы ;
кадансы ко всем пройденным гаммам ( тоника – субдоминанта – доминанта –
тоника); хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех
звуков, в противоположном – от ре и соль диез; тонические трезвучия с
обращениями по три или четыре звука ( в зависимости от величины рук) ;
арпеджио короткие двумя руками; арпеджио ломаные каждой рукой
отдельно; арпеджио длинные каждой рукой отдельно, двумя руками в 2- 3-х
тональностях; доминантсептаккорд – построение и разрешение, арпеджио
каждой рукой отдельно от белых клавиш; уменьшенный септаккорд –
построение и разрешение, арпеджио каждой рукой отдельно во всех
пройденных тональностях.
Шестой класс
1.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 11 - 17
произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
2 - 3 полифонических произведения;
1 – 2 произведения крупной формы ;
3 – 5 пьес ( включая 1 ансамбль);
4 – 6 этюдов ;
1 аккомпанемент.
Кроме того, самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса
ниже).
2. См. соответствующий пункт 4 класса .
3. Все мажорные и минорные гаммы; мажорные – в прямом и
противоположном движении в четыре октавы; несколько гамм в терцию и
дециму; минорные (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом
движении в четыре октавы; 1 – 2 гаммы (гармонические и мелодические) с
симметричной аппликатурой в противоположном движении; кадансы ко всем
пройденным гаммам; хроматические гаммы в прямом движении от всех
звуков, в противоположном - от ре и соль диез; тонические трезвучия с
обращениями аккордами по четыре звука; арпеджио короткие, ломаные
обеими руками во всех тональностях; арпеджио длинные обеими руками от
белых клавиш; доминантсептаккорд длинными арпеджио двумя руками от
белых клавиш; уменьшенный септаккорд короткими арпеджио двумя руками
во всех тональностях, длинными арпеджио – от белых клавиш.
Седьмой класс
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 – 15
различных музыкальных произведений, в том числе несколько – в порядке
ознакомления:
1 – 2 полифонических произведения;
1 – 2 произведения крупной формы;
4 – 5 ( включая один ансамбль ) ;
3 – 5 этюдов;
аккомпанемент.
Кроме того, подготовить одну пьесу (уровень трудности на два класса ниже).
2. 7 и 8 классы: продолжение занятий по чтению с листа, подбору по слуху и
транспонирование постепенно усложняющегося материала.
3. Учащиеся, готовящиеся к поступлению в колледжи искусств на
фортепианное отделение, должны совершенствовать техническую
подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических
формул более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения, расширяя
требования, указанные в VI классе, п.3 (гаммы в сексту, 11 видов длинных
арпеджио и др.). Остальные учащиеся могут повторять гаммы в объёме
требований 6 класса, добиваясь более высокого технического уровня
исполнения.
Восьмой класс
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12 – 15
различных музыкальных произведений, в том числе несколько – в порядке
ознакомления:
2 полифонических произведения;
2 произведения крупной формы;
4 – 6 пьес (включая аккомпанемент или ансамбль);
4 – 5 этюдов.
2,3. См. соответствующие пункты требований 7 класса.
Девятый класс
1.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником тот объём
программы, который требуется для поступления учащегося в средние
музыкальные учебные заведения по отделению «Фортепиано».
1 полифоническое произведение;
1 произведение крупной формы;
3 пьесы ( включая 1 ансамбль);
2 этюда ( в том числе один октавный).
Гаммы: все мажорные и минорные гаммы, все технические формулы к
ним, доминантсептаккорды с обращениями длинными арпеджио,
уменьшенные септаккорды короткие и длинные арпеджио . 11 арпеджио от
звука До. Читка с листа более сложных произведений, транспонирование на
большую секунду вверх и вниз несложных романсов, например Гурилёва,
Даргомыжского, Варламова.
Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения в течение учебного года на академических концертах
подготовительная группа
1. Гнесина «Этюд» № 25 , 26
Лонгшамп – Друшкевич « На катке»
2.Сароян « Кукле»
Кабалевский « Ёжик»
3. Степаненко « Обидели»
Русская народная песня « Калинка»
4*. Шитте Л. Соч. 160 этюд № 1
Гедике А. Соч. 46 Ригодон
Первый класс
1. Гнесина Е. Маленькие Этюды: № 11
Моцарт Л. Менуэт ре минор
Гаджибеков У. « Вечер настал»
Дюбюк А. Русская песня с вариацией
2. Кригер И. Менуэт ля минор
Шитте Л. Соч. 160 Этюд № 22
Моцарт В. Аллегро Си – бемоль мажор
Штейбельт Д. Соч. 33 Адажио
3. Гедике А. Соч. 32 Этюд № 24
Моцарт Л. Бурре ми минор
Беркович И. Вариации на тему « Во саду ли в огороде»
Кабалевский Д. Песенка Соч. 27 № 2
4*. Рамо. Ф. Ригодон ми минор
Черни К – Гермер Г. Этюд № 15
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор Ч. 1
Гречанинов А. Соч. 98 Необычайное происшествие
Второй класс
1. Перселл Г. Ария ре минор
Гедике А. Соч. 32 Этюд № 7
Майкапар С. Соч. 28 Мотылёк
Гедике А. Соч. 36 Сонатина До мажор
2. Бах И. С. Нотная тетрадь Анны – Магдалины Бах: Менуэт ре минор
Лемуан А. Соч. 37 Этюд № 17
Благой Д. Маленькие вариации соль минор
Дварионас Б. Прелюдия
3. Гендель Г. Сарабанда ре минор
Беренс Г. Соч. 70 Этюд № 33
Моцарт В. Вариации на тему из оперы « Волшебная флейта»
Чайковский П. Детский альбом: Старинная французская песенка
4*. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь 1: Маленькая прелюдия До мажор
№ 2
Черни К. – Гермер Г. Этюд № 28 ( или 29)
Клементи М. Соч. 36 Сонатина соль мажор Ч. 1
Хачатурян А. Андантино
Третий класс
1. Арман Фугетта До мажор
Черни К. – Гермер Г. Этюд № 17
Шуман Р. Соч. 68 . Альбом для юношества: Весёлый крестьянин
Мелартин Э. Сонатина соль минор
2. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны - Магдалины Бах: Менуэт до - минор
Лешгорн А. Соч. 65 Этюд № 15
Бетховен Л. Сонатина До мажор Ч. 1
Глинка М. Чувство
3. Бах И. С. Менуэт – трио соль минор (маленькая прелюдия № 10 из
«Маленьких прелюдий и фуг». Тетрадь 1)
Черни К.- Гермер Г. Этюд № 41
Кулау Ф. Вариации Соль мажор
Голубев Е. Соч. 27 Заморозки
4*. Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь 2: Маленькая прелюдия
ре минор
Лемуан А. Соч. 37 Этюд № 29
Дусик Я. ( Дюссек Я.) Соч. 20 Финал из сонатины № 5 До мажор
Парфёнов И. Белочка
Четвёртый класс
1. Циполи Д. Фугетта ми минор
Шитте Л. Соч. 68 Этюд № 3
Гайдн Й. Соната Соль мажор Ч. 2, 3 (Хрестоматия педагогического
репертуара, 4 класс ДМШ
Иванов Аз. Родные поля
2. Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги Тетрадь 2 Прелюдия
До мажор №1
Беренс Г. 32 избранных этюда: № 23
Чимароза Д. Соната соль минор
Шуман Р. Соч. 68 Маленький романс
3. Гендель Г. Куранта Фа мажор
Бертини А. 28 избранных этюдов
Шуман Р. Детская соната Ч. 1
Барток Б. Вечер у секейев (Вечер в деревне)
4*. Мясковский Н. Соч. 43 В старинном стиле (Фуга)
Лешгорн А. Соч. 66 Этюд № 5 ( или Черни К. Соч. 299 Этюд № 1)
Бетховен Л. Сонатина ( Лёгкая соната) До маор Ч. 1
Глиэр Р. Соч. 31 № 11 Листок из альбома
Пятый класс
1. Гендель Г. Алеманда ре минор
Шитте Л. Соч. 68 Этюд № 5
Клементи Л. Соч. 36 Сонатина № 6 Ре мажор Ч. 1
Шостакович Д. Романс
2. Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги Тетрадь 2: Маленькая прелюдия Ре
мажор
Лешгорн А. Соч. 66 Этюд № 4
Кабалевский Д. Вариации на словацкую тему
Григ Э. Соч. 37 Вальс ми минор
3. Бах И. С. 2–х - голосная инвенция ля минор № 13
Черни К. – Гермер Г. Этюд № 18 (из части 2)
Дусик Я. ( Дюссек Я.) Соч. 20 Сонатина ми бемоль мажор
Мендельсон Ф. Соч. 72 6 детских пьес: № 4 Ре мажор
4*. Бах И. С. Алеманда из французской сюиты си минор
Черни К. Соч. 299 Этюд № 11
Моцарт В. Соната № 15 До мажор Ч. 1 ( № 16 К. 545)
Лядов А. Соч. 26 Маленький вальс
Шестой класс
1.Телеман Г. Фантазия си минор
Беренс Г. 32 избранных этюда: № 26
Кабалевский Д. Соч. 40 № 1 Лёгкие вариации Ре мажор
Гречанинов А. Соч. 37 № 2 Прелюдия си бемоль минор
2. Бах И. С. Сарабанда из французской сюиты до минор
Лешгорн А. Соч. 66 Этюд № 17
Гайдн Й. Соната Соль мажор № 12 Ч.1
Шуман Р. Соч. 68 Альбом для юношества: Воспоминание ( или Щедрин Р.
Танец Царя Гороха - фрагмент из балета)
3. Бах И. С. Фуга До мажор № 4 (маленькие прелюдии и фуги)
Черни К. Соч. 636 Этюд № 12
Моцарт В. Рондо из сонаты До мажор № 15
Чайковский П. Соч. 37 Времена года: Подснежник
4*. Бах И. С. 3–х–голосная инвенция № 2 до минор
Крамер И. 60 избранных этюдов: № 10
Бетховен Л. Шесть маленьких вариаций Соль мажор ( на 2/4)
Мендельсон Ф. Песня без слов № 20 Ми бемоль мажор
Караев К. 24 прелюдии: № 6 ре минор
Седьмой класс
1. Бах И. С. 3–х–голосная инвенция № 6 Ми мажор
Крамер И. Соч. 60 Избранные этюды: № 1
Бетховен Л. 6 лёгких сонат: Лёгкая соната Ре мажор (финал)
Аренский А. Соч. 53 Романс Фа мажор
2. Бах И. С. – Кабалевский Д.
Маленькая органная прелюдия и фуга соль минор
Мошковский М. Соч. 18 Этюд № 3 Соль мажор
Глинка М. Вариации на тему «Среди долины ровныя»
Чеботарян Г. Прелюдия си – бемоль минор
3. Бах И. С. 3–х–голосная инвенция № 7 ми минор
Черни К. Соч. 299 Этюд № 21
Этюд № 25
Моцарт В. Соната Фа мажор № 19 Ч. 1 ( № 17 К. 547 а)
Прокофьев С. Соч. 22 Две мимолетности № 1 , 10
Кабалевский Д. Соч. 13 Сонатина № 1 До мажор Ч. 1
Мендельсон Ф. Песня без слов № 22 Фа мажор
4*. Бах И. С. З–х–голосная инвенция № 4 ре минор
Лешгорн А. Соч. 66
Восьмой класс
1. Бах И. С. 3–х–голосная инвенция № 3 Ре мажор
Лешгорн А. Соч. 136 Этюд № 17
Моцарт В. Соната № 5 Соль мажор Ч. 1 ( 17 К. 547 а)
Лядов А. Соч. 19 Прелюдия Ре – бемоль мажор
2. Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги: Прелюдия и 4-х –голосная фуга
№ 8 ля минор
Мошелес М. Соч. 70 Избранные : № 4
Гайдн Й. Соната № 6 до диез минор . Ч. 1
Григ Э. Соч. 54 Ноктюрн До мажор (или Гедике А. Соч. 9 Прелюдия фа
минор)
3. Бах И. С. Хорошо темперированный клавир. Т. 1: Прелюдия и фуга ре
минор
Мошковский М., Соч. 72 Этюд соль минор № 2
Мошелес И. Соч. 70 Избранные Этюды: № 5 (октавный)
Бетховен Л. 9 вариаций Ля мажор
Лядов А. Соч. 30 Багатель Ля – бемоль мажор (или Прокофьев С. Соч.12
Прелюдия До мажор)
4*.Бах И. С. Хорошо темперированный клавир Т.1: Прелюдия и фуга
до минор
Мошковский М. Соч. 72 Этюд № 5
Черни К. Соч. 299 № 38
Бетховен Л. Соната № 5 до минор Ч. 1 ( или Рахманинов С. Соч. 3 Мелодия
Ми мажор
Александров Ан. Соч. 33 Маленькая сюита: Шутка
Девятый класс
Примерные экзаменационные программы
(даны в порядке возрастания трудности)
1. Бах И. С. Трёхголосная инвенция № 12 Ля мажор
Крамер И. 60 избранных этюдов № 4
Моцарт В. Соната № 12 Фа мажор . Ч. 1 (№ 12 К 332)
Раков И. Легенда ре минор из «Акварелей»
2. Глинка М. Фуга ля минор
Лешгорн А. Соч. 136 Этюд № 15
Гайдн Й. Соната № 2 ми минор Ч. 1
Шостакович Д. Соч. 34 Прелюдия № 14 ми – бемоль минор
( или Григ Э. Соч. 43 «Весной»)
3. Мясковский Н. Соч. 78 № 4 Фуга си минор
Черни К. Соч. 299 Этюд № 20
Гайдн Й. Соната № 38 си минор Ч. 1
Шуберт Ф. Соч. 142 Экспромт Ля – бемоль мажор
4*. Бах И. С. Хорошо темперированный клавир. Т 1: Прелюдия и фуга соль
минор
Мошковский М. Соч. 72 Этюд № 6
Бетховен Л. Соната № 6 Фа мажор . Ч. 1
Чайковский П. Соч. 19 №4 Ноктюрн до – диез минор
Для учащихся, рекомендованных к поступлению в музыкальные
училища по специальности «ФОРТЕПИАНО»
5. Бах И. С. Хорошо темперированный клавир Т. 2. Прелюдия и фуга фа
минор Клементи М. – Таузиг К. Этюд № 13 Фа – мажор
Кобылянский А. Октавный Этюд № 1 фа минор
Бетховен Л. Соната № 9 Ми - мажор Ч. 2,3
Тактакишвили О. Поэма
6. Бах И. С. Хорошо темперированный клавир. Т.2: Прелюдия и фуга до
минор
Черни К. Соч. 740 Этюд № 17 (или Мошковский М. Соч. 72 Этюд № 1 Ми
мажор)
Зиринг В. Соч. 10 Октавный этюд № 3 Ре – бемоль мажор
Моцарт В. Соната № 9 Ре мажор. Ч. 1 ( № 9 К. 311)
Шопен Ф. Ноктюрн Ми – бемоль мажор № 2
Прокофьев С. Ромео и Джульетта: Меркуцио
Примерные экзаменационные программы для учащихся по учебному
плану со сроком обучения 3(4) года (общеэстетического развития)
Третий класс
1. Павлюченко «Фугетта» ми минор
Клементи Сонатина До мажор
Черни К.– Гермер Г. Избранные фортепианные этюды. Этюд № 28
Жилинский А. « Мышки»
2. Бах И. С. Маленькая прелюдия До мажор
Жилинский А. Сонатина Ми мажор Ч. 1
Шуман Р. Соч. 68 № 16 « Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
Черни К – Гермер Г. Избранные фортепианные этюды. Этюд № 23.
Четвертый класс
1. Щуровский Ю. Рассказ
Кабалевский Д. Легкие вариации на тему русской народной песни «На горе
то калина»
Парфенов И. «Белочка»
Хаджиев Т. Этюд ля минор
2. Бах И. С. Маленькие прелюдии № 3 до минор
Кабалевский Д. Рондо – токката ля минор
Чайковский П. Детский альбом «Новая кукла» или «Полька»
Черни К. – Гермер Г. 50 маленьких этюдов Ч.1 № 38 До мажор.