Активные формы реабилитационной работы по духовно-нравственному воспитанию
Автор: Чуракова Валентина ВладимировнаДолжность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУСО СРЦН "Причал надежды" - Центр по профилактике семейного неблагополучия"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Активные формы реабилитационной работы по духовно-нравственному воспитанию
Раздел: дополнительное образование
Назад
Доклад воспитателя группы девочек ОГКУСО СРЦН «Причал
надежды» в г. Ульяновске
Чураковой В.В.
Активные формы реабилитационной работы
по духовно-нравственному воспитанию в группе девочек.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было
беспощадно
настоящее.
И
дети,
как
правило,
ждут,
чтобы
взрослые
показали
им
путь,
который
определит
их
жизнь.
Мы
стараемся
построить в группе воспитательную работу
духовно- нравственной
направленности так, чтобы девочки принимали на себя ответственность
за свои поступки, жили в согласии с совестью, законом, с достоинством.
Хочу
отметить,
что
формы
духовно-
нравственного
воспитания
практически не отличаются от общих форм воспитания, меняется лишь
их направленность и содержание.
Хочу привести слова митрополита Санкт-Петербургского и
Ладожского Иоанна: « Надо твёрдо помнить, что всё пережитое нашим
народом
окажется
напрасным,
а
сами
мы
станем
предателями
и
изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов
из горького опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой».
Вот поэтому духовно- нравственное воспитание -
это прежде всего
воспитание гражданственности, патриотизма. Девочки в нашей группе
обычно
внимательно
и
трепетно
слушают
рассказы
воспитателей,
связанные
с
событиями
в
годы
Великой
отечественной
войны:
«
Маленькие герои большой войны», о днях воинской славы и памятных
датах России, « Земляки в годы войны» , « Снятие блокады Ленинграда»
и
др.
Обязательно
проводим
беседы
с
элементами
диалога
на
патриотическую
тематику:
«
Символы
государства»,
«Права
и
обязанности»,
«Конституция
глазами
сказочных
г е р о е в » ,
государственные
праздники,
«Россия
в
освоении
космоса»,
«Край,
в
котором ты живёшь», «История в архитектурных памятниках»…
Одним из аспектов воспитания духовности в нашей группе является
посещение
воскресной
школы,
сотрудничество
с
Храмом.
Здесь
и
доверительные
беседы,
разбор
житейских
ситуаций.
Участвуем
в
совместных
мероприятиях
и
праздниках.
Об
эффективности
таких
мероприятий говорит тот факт, что эти праздники иногда переносятся в
стены дворца культуры «Руслан» и собирают там зрителей.
В
рамках
духовно-нравственного
воспитания
прошло
участие
в
Межрегиональном конкурсе «Пасха радость нам несёт». Было подано 16
заявок по 15 номинациям. Все участники награждены грамотами, двое -
дипломами победителей. Грамотами
и благодарственными письмами
отмечены наши дети за участие во Всероссийском конкурсе «Возродим
Русь Святую».
Имеют место и познавательные воспитательские часы духовной
направленности:
«Дружба
познаётся
в
беде»,
«Семья
и
семейные
ценности», «Планета толерантных друзей» и др.
Как форма работы практикуется чтение литературы воспитателем
или кем-то из девочек ( у нас много духовных книг), рассматривание
репродукций, изготовление поделок к различным праздникам (причём
изготавливают девочки обязательно адресно, вкладывая свою душу),
участие
в
социальных
акциях,
организованных
взрослыми
,игры
с
ролевым акцентом.
Очень нравятся детям проводимые праздники «Масленица»,
«Рождество», «День матери» и др.
Полезная форма работы - игра, так как позволяет детям
переключиться , то есть отдохнуть. Используем игры: «Добрые игры»,
«Комплимент», «Пирамида любви», «Круг желаний», «Копилка добрых
дел» (эту игру полезно проводить после знакомства с притчей о добре и
зле), «Ласковое имя», «Тайный друг», «Вспомни сказку».
Цикл занятий «Уроки духовности», которые учат детей различать
добро и зло, призваны научить увидеть в себе движение к добру, а не злу,
делать
выбор
в
пользу
добра:
«Умение
договариваться»,
«Доброта
должна быть активной», «Милосердие и сочувствие», «Послушание и
непослушание», «Дружба мальчиков и девочек», «Законы моей жизни».
Так как у нас группа девочек, то очень важно знакомство с
духовно- нравственными традициями и укладом жизни в семье. Девочки
должны понимать своё место в семье, участие в домашних делах.
В форме познавательно - развлекательных мероприятий,
обучающих,
игровых
программ,
дидактических
игр,
творческих,
сюжетно-
ролевых
игр,
игровых
часов
проводим
занятия
на
темы:
«Земля, космос, природа», « Мир – наш дом». Времена года. Питание,
отдых,
здоровье,
болезни.
Они
помогают
открыть
девочкам
путь
к
нравственной
стороне
познания
окружающего
мира,
понимать
необходимость бережного отношения ко всему живому.
Контролируем и направляем детей не только в том, чтобы они
выучили слова этикета, но и соблюдали его. Важна каждая повседневная
мелочь.
Как результат своей работы мы прогнозируем изменение духовно –
нравственных ценностей воспитанниц в лучшую сторону; проявление
доброты, гуманизма, милосердия в поступках девочек; неспособность к
аморальным поступкам; устойчивость навыков поведения.
И в конце хочется сказать, что все воспитательные моменты не
дадут
результата
без
проявления
нами
(
воспитателями)
духовных
качеств:
великодушия,
доброжелательности,
уважительности,
тактичности, сопереживания, внимательности, совестливости не только
по отношению к детям, но и друг к другу.
В раздел образования