Автор: Блохина Ирина Борисовна Должность: воспитатель группы продленного дня Учебное заведение: ГБОУ гимназия 295 Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: "Сказка за сказкой" Раздел: начальное образование
Сказка за сказкой
Испокон века книга растит человека.
Русская пословица
Сказки – один из инструментов социализации человека в обществе. Многие счита -
ют, что сказки рассказываются детям для того, чтобы их развлечь или же научить их пра -
вилам поведения в обществе. Это верное мнение, но оно является неполным: сказки также
учат нас культурно-символическому коду данного общества, то есть сказки формируют
наши представления о трактовке тех символов, которыми наполнена культура.
С
раннего
детства
люди
знакомятся
с
произведениями
различных
писателей
(А.Барто, С.Маршак, К.Чуковский), и они так или иначе сопровождают нас всю нашу
жизнь. Тем не менее, дети знают только ограниченное количество произведений того или
иного автора. Наша первоочередная задача состоит в том, чтобы мотивировать школьни-
ков читать те произведения авторов, с которыми они не знакомы.
Представленная ниже викторина направлена на развитие интереса у детей к произ-
ведениям К.Чуковского; ее целью является вызывание у ребенка интереса к этому автору.
Расширение литературного кругозора детей, являющееся итоговой целью данной виктори-
ны, предполагает развитие литературного вкуса школьников уже в начальной школе. По-
средством взаимодействия с текстами К.Чуковского в игровом и соревновательном форма-
те, учащиеся получают возможность не только проверить свои знания об уже прочитанной
литературе, но и приобрести мотивацию к дальнейшему чтению. Схожий принцип по -
строения клубного часа (викторина) может быть применен и к занятиям, посвящённым
другим авторам.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Викторина «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД СКАЗОК К.И.ЧУКОВСКОГО»
Цель. Формирование у детей интереса к чтению.
Задачи.
1.
Закрепление знаний детей о прочитанных сказках К.Чуковского.
2.
Совершенствование навыков чтения.
3.
Вызвать у детей положительные эмоции.
4.
Развивать фантазию, воображение.
5.
Дать понятие о жанровых особенностях сказки.
6.
Познакомить с разными формами викторин.
Оборудование. Проектор, электронный носитель с портретом писателя и с запи-
сью мультфильма, песни, книги, бумага, краски.
Ход мероприятия.
Ведущий. Ребята! Вы все любите читать. Представьте сейчас, что мы пассажиры
волшебного поезда «Книголюбы». Сегодня мы на этом поезде совершим интересное путе -
шествие в город сказок. Поехали! (звучит песня «Голубой вагон»). Под музыку ребята вы -
полняют физические упражнения, напоминающие движение поезда (физкультминутка).
Музыка прекратилась.
Ведущий. Ребята! Мы прибыли на станцию. Узнать ее название нам поможет книж -
ка (В руках у ведущего книга «Телефон». Название книги закрыто.). Ребята! Посмотрите,
какая у нее красивая и яркая обложка. Рассмотрев рисунки на обложке, вы угадаете сказку.
Ребята. «Телефон»?
Ведущий. Молодцы! Правильно. Машинист, горит зеленый свет, мы можем дви-
гаться дальше? Нет А почему?
Машинист. Ребята еще должны ответить на вопросы викторины.
Ведущий.
1.
Кто проглотил морского ежа? Морж
2.
Что просили прислать цапли? Капли.
3.
Кто позвонил последним? Носорог
4.
Кто провалился в болото? Бегемот
5.
Что просил прислать слон? Шоколад
6.
Кто хотел спеть соловьем? Свинья
7.
Лакомство крокодилов? Калоши
8.
Кто звонил после зайчишек? Мартышки
Ведущий сопровождает ответы ребят чтение отрывков из сказки.
Молодцы! Вы ответили на все вопросы и можем продолжать наше путешествие.
Звучит песня «Голубой вагон». Физкультминутка. Музыка прекратилась.
Ведущий. Наш поезд «Книголюбы» прибыл на следующую станцию. Узнать ее
название нам поможет эта книга. (В руках у ведущего книга. Название книги за -
крыто). Ребята рассматривают обложку книги.
Ребята. «Краденое солнце».
Ведущий. Машинист, мы можем продолжать наше путешествие?
Машинист. Нет. Ребята должны ответить на вопросы викторины.
Ведущий. Ребята! Вы должны выбрать правильный ответ.
1.
Водоем, в котором прятался похититель солнца: море, пруд, РЕКА?
2.
В ворота стучали: петухи, улитки, БАРАНЫ?
3.
Темноты не испугались черные: киты, СОВЫ, мыши?
4.
На лужайке плакали: олени, ЗАЙКИ, бобры?
5.
Без солнышка не мог найти даже зёрнышка: ВОРОБЕЙ, тетерев, попугай?
6.
Солнце освободил: верблюд, носорог, МЕДВЕДЬ?
7.
По земле во мраке лазали пучеглазые: жабы, РАКИ, овцы?
8.
Одним из первых от сорок узнали, что солнце в беде: ЖУРАВЛИ, кукушки,
снегири?
Ведущий сопровождает ответы ребят чтение отрывков из сказки.
Молодцы! Вы ответили на все вопросы и можем продолжать наше путешествие.
Звучит песня «Голубой вагон». Физкультминутка. Музыка прекратилась.
Ведущий. Наш поезд «Книголюбы» прибыл на следующую станцию. Узнать ее на-
звание нам поможет эта книга. (В руках у ведущего книга. Название книги закрыто). Ребя-
та рассматривают обложку книги.
Ребята. «Тараканище».
Ведущий. Правильно, но на этой станции нас ждет самое сложное задание.
1.
И сказал……..(гиппопотам)
Крокодилам и китам:
«Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится.
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!
2.
А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо.
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного…(слона)
Кубарем упала.
3.
(Жабы) на метле…
Едут и смеются,
Пряники жуют.
4.
Ехали …(медведи)
На велосипеде
5.
……..
(Зайчики)
В трамвайчике.
Ведущий. Ребята, а кто же победил ТАРАКАНИЩЕ?
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана.
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.
Звучит музыка.
Ведущий. Ребята! Наш поезд прибыл в волшебный город – СКАЗКИ К.И.ЧУКОВСКОГО
(портрет писателя на экране). В этом волшебном городе живут герои его сказок. 1 апреля
2017 г. К.И.Чуковскому исполнилось бы 135 лет. Он родился в Петербурге в 1882 г., но по -
чти всю жизнь жил и творил под Москвой.
Сказка учит нас добру и справедливости, учит понимать чужую беду, противосто -
ять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказки бывают разные: о волшебных превращени-
ях, про мужиков, солдат и сирот. Ребята, а кто главные герои сказок, упомянутых выше.
Ребята. Звери.
Ведущий. Правильно. Храбрый воробей и медведь, трусливый бегемот и крокодил.
Дети называют примеры из сказок.
Ребята, а какие сказки К.Чуковского вы знаете?
Ребята. «Бармалей», «Тараканище», «Федорино горе» и т.д.
Ведущий. Сейчас мы посмотрим мультфильм по произведению К.И.Чуковского «Чудо-
дерево».