Автор: Гринь Елена Леонтьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 208" общеразвивающего вида Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край Наименование материала: Статья Тема: Организация Консультационного пункта в ДОУ Раздел: дошкольное образование
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к Положению о проведении
краевого конкурса среди
консультационных центров на
лучшую программу оказания
консультативной
поддержки детям раннего
дошкольного возраста и родителям
по актуальным направлениям
дошкольного образования
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
1 . Работа в рамках Консультационного пункта осуществляется в
МБДОУ «Детский сад №208» общеразвивающего вида с детьми от 2-х
месяцев до 7 лет, в том числе для детей с ограниченными особенностями
здоровья,
их
родителями
с
2013
года.
Наиболее
актуальным
направлением
на
тот
период
являлось
оказание
психолого-
педагогической
поддержки
родителей
детей,
не
попавших
в
ДОУ
в
возраста 2-3 года. Данная поддержка осуществлялась в форме разовых
консультаций,
диагностических
обследований.
На
следующем
этапе
работы, исходя из анализа детско-родительских проблем воспитанников,
посещающих наше ДОУ, также в связи с появлением в штате педагога-
психолога,
решили
уделить
внимание
проблеме
оказания
психолого-
педагогической
поддержки
семей
в
ожидании
ребёнка,
с
целью
повышения компетентности в вопросах детского развития и организации
развивающего пространства.
В качестве рекламы для будущих
родителей
мы
связались
с
медицинской
службой
сопровождения
беременности, ознакомив их с тематическим планом работы клуба. В
период, когда будущие мамы вставали на учёт в медицинскую службу,
им
предлагался
вариант
психолого-педагогического
сопровождения
в
форме работы клуба «Здравствуй малыш».
При организации работы клуба знакомились с опытом работы в
данном
направлении
в
Алтайском
крае,
через
Интернет-ресурсы,
с
организацией в других региона, а также научными публикациями по
данному направлению.
На следующем этапе работы, исходя из запросов, также стало
актуальным
организация
работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста, не охваченных службой дошкольного образования. Данная
работа стала осуществляться в форме разовых консультаций родителей,
психолого-педагогического
обследования
детей
5-7
лет.
Далее
организовалась
группа
детей
5-7
лет,
которым
была
предложена
программа
психологической
готовности
к
обучению
в
школе
«Почемучка». Также будущие родители первого года посещения клуба
«Здравствуй
малыш»
продолжили
обращаться
за
помощью
в
организации
детского
досуга,
консультативной
помощи
в
вопросах
адаптации ребёнка к условиям ДОУ. В 2015 году разрабатывается и
апробируется
рабочая
программа
«Развиваемся,
игра»
для
детей
младшего дошкольного возраста и их родителей.
На
данном
этапе,
систематизировав
работу
в
рамках
Консультационного
пункта,
определили
наиболее
актуальные
направления и формы работы.
Диагностическое:
- выявление актуального уровня развития ребёнка;
- диагностика уровня готовности к школьному обучению;
выявление проблемных зон детского развития;
- социальная адаптация;
- диагностика детско-родительских отношений.
Развивающие:
- образовательная деятельность с детьми с года до двух лет по
программе «Развиваемся, играя» (программа прилагается);
-
образовательная
деятельность
с
детьми
пяти
-
семи
лет
по
программе «Почемучка» (программа прилагается);
- участие в детских тематических мероприятиях (День открытых
дверей, праздники, досуги);
- мастер-классы по совместной продуктивной деятельности.
Консультационно-просветительные:
- организация клуба для будущих родителей «Здравствуй малыш»
(программа прилагается);
-
индивидуальные
и
групповые
консультации,
направление
на
формирование положительных взаимоотношений в семье, выработку
единых требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов
семьи,
просвещение
родителей
(законных
представителей)
по
предотвращению
возникающих
семейных
проблем,
формированию
педагогической культуры;
-
дистанционное
консультирование
через
сайт
ДОУ
в
режиме
«Обратная связь»;
-
выпуск
информационных
листовок,
буклетов,
размещение
актуальной информации на сайте ДОУ.
Анализируя работу в данном направлении, отмечаем повышение
интереса
к
работе
Консультационного
пункта
(увеличение
числа
обращений). По отзывам родителей, положительно оценивается работа
педагогов,
отмечается
рост
знаний
практической
психологии
и
педагогики,
умений
в
организации
детского
досуга,
игрового
пространства для детей, появление нового позитивного опыта детско-
родительского
взаимодействия,
ощущение
большой
эмоциональной
близости
с
ребёнком.
Таким
образом,
на
основании
полученных
результатов
можно
сделать
вывод,
что
работа
в
р а м ка х
Консультационного пункта является средством содействия повышению
социально – педагогической компетенции родителей. За текущий год
было 2 обращения родителей детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Они
перенаправлялись
в
Консультационные
центры
специализированных ДОУ (МБДОУ «Детский сад №50». «Детский сад
№107»).
При
этом
родители
обращали
внимание
на
большую
удалённость
предложенных
Центров,
выражали
желание
получать
услуги в нашем образовательном учреждении. С целью удовлетворения
потребностей данной категории родителей, в перспективе планируется
усилить направление работы с детьми с особыми образовательными
потребностями
(курсы
повышения
квалификации,
приобретение
соответствующей
литературы,
привлечение
логопедиче ской,
медицинской
служб,
насыщение
развивающей
среды,
составление
программ).
В организации работы Консультационного пункта ведётся учет
детей
дошкольного
возраста,
не
охваченных
услугами
дошкольного
образования
через
сотрудничество
с
медицинскими
службами.
В
дальнейшем
осуществляется
оповещение
данных
семей
через
рекламные
буклеты.
Так
как
учреждение
находится
в
сельской
местности, и жители хорошо знают друг друга, адресно разносятся
сотрудниками либо информация сообщается по телефону.
В материально – техническом плане работа Консультационного
пункта
осуществляется
в
методическом
кабинете,
который
оснащён
техническими
средствами
(ноутбук,
музыкальный
центр),
имеется
психолого-педагогическая
литература,
раздаточный,
диагностический
материал, документация по консультативному пункту.
В работе Консультационного пункта МБДОУ «Детский сад №208»
общеразвивающего
вида
участвуют
старший
воспитатель,
педагог-
психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, заведующий.
В
обязанности
заведующего
входит
своевременное
знакомство
родителей с законодательными и другими нормативными правовыми
актами,
регламентирующими
деятельность
ДОУ,
организует
работу
среди родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и
обучения
детей
в
семье,
способствует
пропаганде
педагогических
знаний.
Старший
воспитатель
организует
педагогическое
просвещение,
направленное на их обучение организации воспитательного процесса в
условиях семьи, разрабатывает методические рекомендации и проводит
консультации.
Педагог-психолог
организует
консультативно-просветительскую
работу по вопросам детского развития, адаптации к условиям детского
сада, проводит индивидуальную диагностику, обследование ребенка с
целью
определения
динамики
его
психического
развития,
уровня
готовности
к
школьному,
осуществляет
работу
в
рамках
клуба
для
будущих родителей «Здравствуй малыш».
Музыкальный
руководитель
организует
консультативно-
просветительскую
работу
по
вопросам
воспитания
музыкальных
способностей
у
детей;
проводит
индивидуальную
диагностику
музыкального развития, осуществляет обследование ребенка с целью
определения
динамики
его
музыкального
развития
и
проводит
консультации
для
родителей,
совместные
музыкальные
праздники
и
досуги.
Воспитатель
осуществляет
образовательную
деятельность
с
детьми раннего возраста и их родителями по программе «Развиваемся,
играя», с детьми 5-7 лет по программе «Почемучка», также проводит
мастер-классы, продуктивной направленности.
Педагоги
неоднократно
делились
опытом
работы
с
коллегами
региона
(курсы
повышения
квалификации),
принимали
участие
с
данными
темами
в
дистанционных
всероссийских
конкурсах
профессионального
мастерства
(2013
–
диплом
3
степени
Межрегионального
конкурса
«Интеллектуальная
педагогическая
галерея» центра инновационной образовательной информации «Новые
направления»
в
номинации
«Образовательный
проект»
с
темой
«Организация работы с будущими родителями в условиях ДОУ»; 2016 –
диплом за 1 место всероссийского конкурса «Лучший педагогический
проект» за разработку темы «Оптимизация работы с родителями в ДОУ
через
организацию
клуба
«Здравствуй
малыш»,
диплом
за
1
место
международного конкурса «Проектная деятельность в ДОУ» с темой
«Работа с будущими родителями в рамках клуба», 2017 – диплом за 2
место всероссийского конкурса «Взаимодействие родителей и педагогов
дошкольного образовательного учреждения» за тему «Работа ДОУ в
рамках консультационного пункта».
В
ближайшем
планируется
разработка
системы
мониторинга
эффективности
деятельности
педагогов
(разработка
оценочных
дифференциалов,
листов
самооценки),
в
дальнейшем
-
расширение
спектра
услуг
для
родителей
в
плане
привлечения
логопеда,
медицинского работника.