Автор: Кропова Раиса Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополек" Населённый пункт: Иркутская область, Казачинско-Ленский район,с.Казачинское Наименование материала: методическая разработка Тема: Речевая готовность к школе Раздел: дошкольное образование
Речевая готовность подразумевает
правильное произношение всех звуков
родного языка, навыки
словообразования и грамматически
верного оформления высказываний,
умение связно рассказывать и
пересказывать. Ребенок должен
владеть элементарными учебными
навыками: производить звуковой
анализ слова, находить первый и
последний звук в слове, называть по
порядку все звуки в слове, делить
слова на слоги, определять количество
звуков и слогов в слове.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен
владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех
фонетических групп(свистящие, шипящие, сонорные,
аффрикаты и т.д)
2. Полная сформированность фонематических процессов,
умение слышать и различать, дифференцировать фонемы
(звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового
состава речи: умение выделять начальный гласный звук из
состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ
обратного слога гласный — согласный типа aм; слышать и
выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук»,
«слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный,
звонкий, глухой, твердый, мягкий.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования,
правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным
значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять
звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой;
образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно
строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях,
распространять предложения второстепенными и однородными членами;
работать с деформированным предложением, самостоятельно находить
ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и
картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.
Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и
фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения
и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач
в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных
учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко
вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои
мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о
совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет
его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток
на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают
осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их,
становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными .