Автор: Наумова Ирина Александровна Должность: преподаватель хоровых и теоретических дисциплин Учебное заведение: МКУ ДО "Зерносовхозская ДШИ" Населённый пункт: п. Новосёлки,Мелекесский район, Ульяновская область Наименование материала: Эссе о совместной творческой деятельности преподавателя и детского вокального ансамбля Тема: "Трёхсторонний союз: преподаватель - ученики - родители" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Зерносовхозская детская школа искусств»
Ульяновская область, Мелекесский район, п.Новосёлки.
Эссе
о совместной творческой деятельности преподавателя
и детского вокального ансамбля
(2 класс, отделение «Хоровое пение» ФГТ).
«Трёхсторонний союз: преподаватель - ученики -
родители»
Автор: преподаватель первой
квалификационной категории
Ирина Александровна Наумова
п.Новосёлки, 2017 г.
Введение.
Современное
дополнительное
образование,
нацеленное
на
воспитательную
составляющую
единого
процесса
обучения
и
развития,
может
обеспечить
гармонию
ребёнка
с
самим
собой,
с
обществом,
с
природой,
с
человеческой
деятельностью.
И
как
результат
–
это
формирование устойчивых и позитивных отношений ко всему окружающему
миру: к людям, к природе, к себе.
Как утверждает В.Г.Ражников, образование в ДШИ – «творческое, так
как
оно
обучает
не
столько
информационным,
сколько
душевным
«предметам»: творческому мышлению, способам
раскрытия одарённости,
представлению, фантазии, воображению, изменяющимся умениям и навыкам,
интуиции и смекалке, эмоциональной культуре». («Диалоги о музыкальной
педагогике», Москва, 2004 г.)
Нет необходимости доказывать, что дети, обучающиеся в ДШИ, по
сравнению
с
обычными
учениками
общеобразовательной
школы,
более
развиты. Основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в
которой
большую
роль
играет
целеустремлённый
труд,
но
жизнь
без
искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне
и гармонично развитого.
Слова А.Макаренко глубоко западают в душу: «Наши дети – это наша
старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое
воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед
другими людьми, перед всей страной».
Надо помнить, что человеческие чувства к ребёнку не приходят сами
собой.
Они
воспитываются,
передаются
от
человека
к
человеку,
через
поступки, слова, переживания, через творческий опыт. И вот он, маленький
человек, стоит на пороге чего-то нового и неизведанного. С чего же начать?
С
какими
трудностями
придётся
столкнуться
трёхстороннему
союзу:
преподаватель – ученик – родители.
Какова же роль преподавателя в музыкальном воспитании учащихся
вокального ансамбля. Важно помнить, что предназначение современного
преподавателя-хормейстера
-
особое,
детям
нужно
дать
не
только
разнообразную
информацию,
воспитать
в
них
вокально-технические
и
эмоционально-выразительные
навыки,
но
и
включить
их
в
творческую
деятельность, и этот процесс должен быть интересным и увлекательным.
«Профессиональный портрет» преподавателя (от родителей).
Ирина Александровна Наумова - преподаватель с большим опытом
хормейстерской работы. Почти 40 лет назад она начала своё музыкальное
обучение
в
Зерносовхозской
ДМШ,
далее
продолжила
его
в
Димитровградском музыкальном училище и вот уже 33 года работает в
своей
родной
школе.
Многие
выпускники
Ирины
Наумовой,
окончив
заведения среднего и высшего звена, связали свою жизнь с музыкальной
педагогикой, а некоторые из них теперь работают с ней в одном коллективе.
Она - чуткий, квалифицированный педагог, изучает проблемы детской
психологии и постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство.
Она
общительная,
доброжелательная,
и
всех,
кто
общался
с
Ириной
Наумовой впервые, не покидает ощущение, что они знакомы с ней лично уже
многое время.
Ирина Александровна награждена (2003 г.) почётным значком
Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», в 2010 году стала
Лауреатом областной ведомственной премии «Браво, Маэстро!» в номинации
«Руководитель
академического
хора,
ансамбля»,
последнее
достижение
(2017г.) - победитель в номинации «Имя года» в
конкурсе работников
культуры МО «Мелекесский район». Есть опыт работы
в составе жюри
конкурсов-фестивалей
муниципального,
районного,
межзонального
и
областного уровня.
Под её руководством работают два взрослых самодеятельных хоровых
коллектива: Народный коллектив Академический женский хор (30 лет) и
Народный коллектив Хор ветеранов (8 лет). Эти коллективы – победители
районных и областных конкурсов. Также Ирина Александровна является
хормейстером
вокального
ансамбля
педагогов
Зерносовхозской
ДШИ,
детского среднего хора ДШИ и детского вокального ансамбля (ФГТ). Она
умеет делать аранжировки, переложения и прекрасно отбирает репертуар для
своих
вокальных коллективов. Работая над
развитием вокально-хоровых
умений и навыков, хранит верность традициям классического музыкального
образования.
Основной целью своей педагогической работы Ирина Наумова считает
приобщение детей к искусству, развитие их музыкальных способностейчерез
эмоционально-увлекательную
и
в
то
же
время
творчески-познавательную
деятельность.
Ирина Наумова грамотный специалист и использует в своей работе
передовые
педагогиче ские
технологии.
Она
по стоянно
ищет
нетрадиционные, экспериментальные варианты решения творческих задач и
это позволяет сделать образовательный процесс и организацию досуговой
деятельности учащихся очень интересным, можно сказать, захватывающим
занятием.
Она умело организовывает образовательную деятельность учащихся
своего
класса,
разрабатывает
и
проводит
внеклассные
мероприятия,
развлечения, поддерживает деловые контакты с родителями. Одним словом,
Ирина
Наумова
-
психолог,
художественный
руководитель,
хореограф,
сценарист, постановщик спектаклей и концертов, оформитель и костюмер в
едином лице.
Она справедлива и последовательна в воспитании наших малышей. А
педагогическая справедливость заключается в том, чтобы увидеть
пусть
даже
самую
маленькую
победу
ребёнка,
даже
если
эта
победа
не
над
другими, а над самим собой.
Мы, родители, уверены, что на
занятиях
ребёнок любим независимо от того, талантлив он или нет, дисциплинирован
или нет, словом, любим таким, какой он есть.
Справедливо утверждение Песталоцци: «Воспитание – есть любовь и
пример, и ничего более».
Первые шаги в музыке, первые впечатления.
«Вокальный коллектив нужно не просто создать, его нужно вырастить,
как малое дитя, его придётся учить и воспитывать – дать ему образование и
наделить высокой духовностью» (А.Пономарёв, руководитель хоровой студии
«Весна»).
Как это было…
Есть в центре посёлка Новосёлки неказистое одноэтажное здание. Днем
и вечером сюда спешат детишки разного возраста: от 5-6 летних малышей,
которые гордо вышагивают с мамами, и совсем взрослые юноши и девушки.
Лица их сосредоточены, ведь они уже начинают понимать, что такое воля и
выдержка, удачи и неудачи; они начинают осознавать, что занятие музыкой -
это не развлечение, а прежде всего систематичный труд.
Наступил
сентябрь.
Родители
привели
своих
малышей
в
Зерносовхозскую ДШИ и определили их в вокальный ансамбль (хор), ведь
коллективное
пение
–
один
из
самых
доступных
для
детей
видов
музыкальной деятельности.
Первые шаги в музыке, первые впечатления. Каким будет музыкальный
опыт?
Будет ли он «праздником музыки» или ребёнок заскучает? Ведь
именно от первых впечатлений зависит дальнейший путь юного музыканта.
Вокальный ансамбль сформирован. В него попали дети 6 - 7 лет (1-2
классы начальной школы) с разным уровнем физического и психологического
развития.
Какие они разные! И к каждому надо найти подход, отыскать
ключик, которым открывается душа, индивидуальность.
Детский
организм постоянно растёт и совершенствуется. Усложняется поведение и
характер – формируется личность. И в этом стремительном физическом и
психическом
развитии
просто
невозможно
обойтись
без
временных
трудностей. А они у нас были и есть.
Для меня, как руководителя вокального ансамбля, начальный
организационный этап был очень сложен, ведь я должна была не только
научить своих учеников всем премудростям вокального творчества, но и
научить просто ладить друг с другом.
Специалисты - психологи утверждают, что психологическое состояние
детей в этом возрасте отражается в их поведении, в их взаимоотношениях с
одноклассниками. В нашем коллективе некоторые ученики ведут себя
очень скромно, тихо, даже чрезмерно робко и застенчиво, не затрагивая
самолюбие
других.
А
другие
ученики,
мы
их
называем
«непоседы»,
настолько подвижны, что быстро устают и не могут сосредоточить своё
внимание
дольше,
чем
на
15
минут.
Психологи
называют
таких
детей
гиперактивными. Порой, эти дети не сдержаны в своих высказываниях и
поступках. Часто они говорят своим одноклассникам очень обидные слова
и, отстаивая своё мнение, просто идут в «рукопашную». Одним словом, в
тот момент учащиеся класса не были готовы к коллективному творчеству.
Чтобы исправить сложившуюся «нездоровую» атмосферу в детском
коллективе,
на
первом
же
родительском
собрании
провела
беседу-
практикум на тему: «Этикет - кодекс хороших манер и правил поведения
людей». Этот практикум предполагал совместную деятельность родителей
и детей в команде. Они с большим интересом участвовали в тренинге, где
были смоделированы ситуации поведения взрослых и детей в различных
общественных
местах
(в
школе,
на
концерте,
в
кафе,
в
общественном
транспорте и т.д.).
Ожидаемый результат не заставил долго ждать. Многие юные певцы
стали
терпимей
относится
друг
к
другу,
взаимоотношения
в
вокальном
ансамбле стали налаживаться. Первый шаг сделан. Хочется надеяться на то,
что
постепенно
в
детях
будет
пробуждаться
чувство
коллективизма,
дисциплины, ответственности и сознательного отношения к репетиционному
процессу.
В практике ДШИ музыкальное воспитание детей не ограничивается
только уроками, оно находит своё продолжение во внеклассной деятельности
преподавателя
и
учащихся.
Это
конкурсы,
концерты
и
различного
рода
досуговые мероприятия.
Первое публичное выступление – это участие вокального ансамбля в
концертной программе СДК «День матери» (последнее воскресенье ноября).
Безусловно, для юных музыкантов концертная деятельность - это большой
исполнительский опыт, и от первых
ярких и незабываемых музыкальных
впечатлений будет зависеть их дальнейшее музыкальное воспитание. Дети
и родители очень волновались, но напрасно, выступление получилось ярким
и запоминающим, хотя не всё было идеально.
Важно учесть, что с раннего возраста необходимо развивать у детей
способность
к
самостоятельной
оценке
своей
работы,
выступления.
В
данном случае оценка – это не отметка, выраженная тем или иным баллом, а
словесный
анализ
достоинств
и
недостатков
выполненного
задания
или
публичного выступления. Просматривая видеозапись (родители производили
видеосъёмку), детям легче оценить своё выступление и выявить ошибки. И
вновь новый приём - общение с детьми, строю как беседу-интервью. Роль
журналиста на первом этапе беру на себя. Детям очень нравится такая форма
общения, они проявляют интеллектуальную активность; они ощущают себя
взрослыми и пытаются строить свои ответы грамотно. Важно то, что в
учениках
постепенно
формируются
навыки
публичного
выступления
(развитие
речевой
сферы)
и
отстаивание
своих
идей
и
результатов
художественного творчества.
Вокальный ансамбль детей замечательно выступил на праздниках: «День
передовиков сельского хозяйства», «Для любимых мамочек»; участвовал в
концертной программе, посвящённой 30-летнему юбилею Академического
хора, и в отчетном концерте ДШИ.
Следующее родительское собрание вновь было проведено совместно с
детьми.
Это
творческий
отчёт
класса.
В
концертной
программе
были
показаны достижения учащихся вокального ансамбля по всем предметам,
которые
включены
в
учебный
план
обучения:
хор,
вокал,
фортепиано,
ритмика. Знания по предметам теоретического курса (сольфеджио, слушание
музыки)
демонстрировались
и
закреплялись
в
игровой
соревновательной
форме – викторина. В заключение творческой части я предложила родителям
попробовать
себя
в
роли
музыкантов
оркестра
ударных
инструментов.
Артистичное импровизированное выступление родителей под звуки русской
плясовой «Барыни» сорвали бурю детских аплодисментов. В глазах детей
было восхищение и гордость за своих пап и мам. Далее, пока дети делились
впечатлениями,
и пили чай в соседнем кабинете, для родителей
была
проведена лекция-беседа на тему: «Критические периоды детства. Возраст от
7 до 9 лет - трудный выбор социальной роли».
Порою, трудно! Но - это стоит того! Очень тепло и радостно на душе,
когда
на
твоих
глазах
ребёнок
раскрывается,
становится
«маленьким
артистом». Он хочет петь, танцевать, играть роли, познавать и творить.
Следует подчеркнуть то, что важной особенностью внеклассной работы
является принцип
добровольности. И чем содержательнее, интереснее и
разнообразнее формы внеклассной работы, тем больше её авторитет в глазах
детей, тем ощутимей
результат – высокая самоотдача и эмоциональное
удовольствие от творческой деятельности.
В проведении мероприятий стараюсь задействовать всех детей класса
без
исключения:
кто-то
прекрасно
играет
роль
сказочного
героя,
кто-то
участвует в танце, кто-то сольно поёт, а кто-то из ребят просто может помочь
в оформлении декораций или костюмов. Главное,
найти каждому ребёнку
дело по душе.
Вот и в этот раз дети вокального ансамбля и старшеклассники моего
класса приняли участие в постановке сценария «Новогодний переполох»,
который разработала и провела я.
Все девчонки и мальчишки с большим
желанием
включились
в
работу.
Здесь
проявились
их
любознательность,
смекалка и творческая активность.
В момент появления Деда Мороза юные певцы задорно исполнили
шуточную
песню
«Дед Мороз».
С
девочками подготовили танец
«Снежинок», который получился очень зрелищным и грациозным. Помощь
родителей в этот момент оказалась очень кстати. Они подготовили костюмы
для танца, сделали вместе с детьми необычный атрибут - веер для снежинок.
Захватывающая
сюжетная
линия,
элементы
фантастики
и
приключения,
яркие
сценические
костюмы
сделали
постановку
яркой
и
интересной,
активизировали внимание слушателей и создали на мероприятии атмосферу
доброжелательности и непринуждённости.
В образовательном процессе вокального ансамбля практикуем «день
открытых дверей».
Все родители имеют возможность присутствовать на
уроках и видеть, как общается в коллективе и развивается их ребёнок. И это,
согласитесь, очень хорошо!
Ещё хочется рассказать о новом опыте наших начинающих певцов. На
празднике «Рождество Христово» (январь 2017 г.), на сцене СДК прозвучало
произведение
«Светлый
праздник
Рождества»
композитора
М.Малевича,
поразившее зрителей своим содержанием и выразительным исполнением.
Эту хоровую композицию исполнил
огромный
сводный
хор, который
состоял из
2 детских и 2 взрослых вокальных коллективов (62 певца).
Аранжировку
произведения
сделала
с
учётом
имеющихся
вокально-
технических
навыков
всех
участников
сводного
хора.
Подготовка
к
выступлению длилась два месяца, назначалось несколько сводных репетиции.
Во-первых, все участники сводного хора имели возможность «спеться» друг с
другом.
Во-вторых,
решение
организационных
моментов
было
очень
важным, ведь сценическому поведению своих коллективов уделяю большое
внимание. На взгляд родителей, художественный план исполнения хоровой
композиции был просто впечатляющим. Первый куплет исполнили самые
маленькие певцы – вокальный ансамбль. Они пели очень нежно, светлым
звуком, как «ангелочки», и этим заворожили слушателей. Во втором куплете
к
ним
присоединились
дети
среднего
хора
ДШИ.
Затем
к
исполнению
подключились
более
опытные
певцы
двух
взрослых
коллективов:
Академический хор и Хор ветеранов.
Безусловно, это уникальный опыт
сотрудничества детей и взрослых участников самодеятельности, который
воспитывает в детях
уважительное отношение к результатам работы и
творчеству других людей.
Ещё одно внеурочное мероприятие, о котором хотелось бы рассказать
более подробно. Это квест-игра «Восхождение на музыкальный Олимп».
Здание Зерносовхозской детской школы искусств на весь вечер превратилось
в
настоящую
Древнюю
Грецию
с
самыми
величественными
и
добрыми
Богами, прекрасными
Музами, фантастическими существами, ожившими
мифами и легендами. Все учебные классы школы превратились в жилища
обитателей древнего Олимпа. Ученики вокального ансамбля и их родители с
нетерпением ожидали начала необычного мероприятия - квест-игры.
На старт вышли две команды (по 6 участников) под названием «Дружба»
и «Непоседы».
Это наши
ученики вокального ансамбля (хора). Целью
квеста было расшифровать кодовое слово из 8 букв, чтобы открыть сейф с
призом. Каждую букву необходимо было раздобыть, выполняя очередное
задание Богов.
Команды получили волшебные свитки, в которых была
указана последовательность прохождения игровых зон – «станций» (учебных
кабинетов).
Состязание
на
горе
Олимп
началось,
и
команды
начали
странствие в прошлое параллельно, но из разных точек маршрута (кольцевой
квест).
Роли
Богов и Муз исполнили учащиеся старших классов. Они
управляли всем процессом игры, помогали, а иногда и мешали игрокам.
Для детей квест-игра стала настоящим сказочным приключением. Команды
побывали в тронном зале Бога Зевса, который проверил ловкость и знания
юных музыкантов. Он устроил олимпийские игрища по метанию молний
(дротиков) и задавал вопросы о музыке. В гостиной Богини Мнемозины,
юных
музыкантов
ждали
новые
испытания.
Чтобы
найти
ключ
от
таинственной комнаты и следующую букву, ученикам пришлось
спасать
греческий салат от
желейных червей. Их наслала в качестве проклятия
Богиня
Гера.
Далее,
в
таинственной
комнате
ребят
ждала
встреча
со
злобными валькириями, которые проснулись и своим стремительным танцем
под музыку Глюка из оперы «Орфей и Эвредика» мешали участникам собрать
пазл,
открывающий
следующую
букву
кодового
слова.
В
таинственной
комнате ребята увидели эффектный «танец теней». Это Блаженные души из
загробного царства
Аида, они передали игрокам следующую подсказку в
письме, которое нужно было расшифровать.
Так же команды посетили
танцевальный
салон
Терпсихоры.
Игроки
точно
и
быстро
отвечали
на
вопросы о танцевальных жанрах в музыке
и, получив подсказку, нашли
следующую
букву.
Печальный
и
задумчивый
певец
Орфей
задавал
участникам квеста вопросы о струнных инструментах, а
Муза Эвтерпа –
повелительница лирики и хорового пения попросила детей исполнить песню,
и отгадать кроссворд «Певческие голоса». Не обошлось в этом путешествии
без
актёрской
школы
Музы
Мельпомены
-
повелительницы
театра.
Она
согласилась помочь игрокам, но помощь её была не проста. Она провела
мастер-класс
по
предмету
«сценическая
речь»
–
команды
проговаривали
скороговорки, а затем
отвечали на
каверзные вопросы о музыкально-
театральных жанрах.
В результате квест-игру выиграла команда «Дружба». Дети, не проходя
последней станции, расшифровали кодовое слово - «гармония» и открыли
сейф с призом. Главный приз – огромный торт. Команда «Непоседы» не
смогла добыть буквы в игровых зонах: «В гостях у Орфея» и «Спящие
валькирии». Участникам пришлось пройти все испытания квеста до конца и
разгадать кодовое слово. Наградой стал
утешительный приз - конфеты.
После
подведения
итогов
и
поздравлений
все
участники,
обсуждая
мероприятие, дружно пили чай.
Хочется отметить, что в течение всей игры капитаны команд
поддерживали боевой дух и подбадривали каждого члена своей группы. Дети
работали в «команде», ведь они понимали, что конечный результат будет
зависеть от общих усилий. Они показали взаимовыручку, распределяли свои
обязанности, заменяли друг друга в случае необходимости.
Родители вновь приняли активное участие в постановке квест-
сценария: давали дельные советы, высказывали предложения и помогали
оформить игровые зоны, готовили сценические костюмы и атрибутику.
Заключение.
Педагогический
опыт
показывает,
что
такого
рода
внеурочные
мероприятия
являются
эффективным
средством
активизации
учебного
процесса, поскольку, повышают мотивацию обучения; помогают проверить
прочность,
глубину
и
осознанность
музыкальных
знаний
учащихся;
определяют,
насколько
правильно
и
быстро
применяются
эти
знания
на
практике.
Заканчивается ещё один учебный год и мы (преподаватель и родители)
видим, что
наши дети
стали чуть лучше, свободнее душой, смелее в
общении, богаче мыслями, увереннее в себе.
Так пусть же наши ребятишки дольше остаются милыми и весёлыми,
непосредственными и жизнерадостными. А мы, взрослые,
постараемся,
чтобы их мир детства был незабываемым и счастливым.